Досудебное урегулирование налоговых споров

12 декабря 2012 года в Управлении Федеральной налоговой службы России по Омской области состоялось интернет-интервью с начальником отдела досудебного аудита УФНС по Омской области Еленой Кимовной Манаковой.

Тема интернет-интервью: "Досудебное урегулирование налоговых споров".

Организатор мероприятия: ООО "Агентство Правовой Информации "Гарант-Энтерпрайз", отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Омской области.

Ведущая интернет-интервью: Петрякова Ольга Николаевна

(ведущий специалист по работе с органами государственной власти ООО "АПИ "Гарант-Энтерпрайз")

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Позвольте представить – начальника отдела досудебного аудита УФНС по Омской области Елену Кимовну Манакову. Тема нашей беседы: "Досудебное урегулирование налоговых споров".

Сегодня мы поговорим о том, как отстоять свои права грамотно, какие решения налоговой подлежат обязательному досудебному обжалованию, каковы плюсы и минусы досудебного урегулирования налоговых споров для налогоплательщика, как снизить уровень конфликтности в сфере налоговых правоотношений и многом другом.

Елена Кимовна, добрый день. Позвольте задать Вам первый вопрос, который поступил к нам. С момента введения обязательного порядка досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе решений, принятых налоговыми органами по результатам налоговых проверок, прошло уже практически 4 года. Какие результаты достигнуты в этом направлении?

Манакова Е.К.: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория.

Как показала практика введенная система обязательного досудебного аудита в сфере налоговых правоотношений полностью себя оправдала.

Так, качественная и профессиональная работа по досудебному рассмотрению налоговых споров существенно сократила количество жалоб налогоплательщиков.

Благодаря более тщательному сбору доказательственной базы в ходе налоговых проверок и повышению качества досудебной работы удалось сократить количество судебных споров, оставив для судебного разбирательства дела только с перспективой рассмотрения в пользу налогового органа. Результатом введения данной процедуры стало улучшение показателей судебной работы налоговых органов. Так, в нашем регионе за 9 месяцев 2012 года в пользу бюджета рассмотрено более 70 % от общей суммы, оспоренной налогоплательщиками в суде.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров направлена, с одной стороны, на уменьшение числа судебных разбирательств с налогоплательщиками, а с другой – на выявление внутренних нарушений и недостатков в деятельности налоговых органов и повышение качества нашей работы.

За последние годы ФНС России много сделано для развития института досудебного урегулирования налоговых споров. Введение данной процедуры вывело налоговое администрирование на качественно новый уровень, так как внутренние пересмотры не только позволили снизить конфликтность с налогоплательщиками и разгрузить суды, но и повысить качество принимаемых налоговыми органами решений.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: Какие преимущества возникнут у налогоплательщика при введении обязательной процедуры досудебного обжалования всех налоговых споров?

Манакова Е.К.: Не секрет, что любой спор – это, прежде всего, конфликтная ситуация. И все усилия законодателей в сфере налоговых правоотношений направлены на выработку максимально необременительной и оперативной процедуры урегулирования налоговых конфликтов. Ни для кого не станет новостью факт, что суд – это не только долго, но и достаточно затратно для стороны в процессе. В этом смысле возможность урегулирования спорных моментов внутри государственного органа должна стать и уже становится, как показывает статистика, для граждан предпочтительнее.

Введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров позволит максимальное количество споров урегулировать внутри государственного органа, улучшить качество налогового администрирования, а также значительно разгрузить судебную систему. При этом введение данной процедуры не ограничит налогоплательщиков в праве на последующее обращение в суд.

Для налогоплательщика это будет обозначать экономию времени – более быстрый способ урегулирования конфликтов, экономию средств – благодаря сокращению судебных издержек, а также снижение репутационных рисков.

Ведущая: А бывают ли случаи, когда Управление отменяет решение по налоговой проверке?

Манакова Е.К.: Конечно, такие случаи имеют место при разрешении налоговых споров. Статистика нашего региона такова: за 9 месяцев 2012 года процент удовлетворенных жалоб по количеству составил 37,4%, в том числе полностью удовлетворено 50 жалоб на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок.

Ведущая: Елена Кимовна, возможно ли личное присутствие ответчика при рассмотрении споров?

Манакова Е.К.: Обеспечить участие всех налогоплательщиков в процедуре рассмотрения жалобы, к сожалению, невозможно.

При обращении с жалобами в вышестоящие налоговые органы заявители обращаются с ходатайством об участии налогоплательщика (его представителя) при рассмотрении жалобы.

Вместе с тем, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 21 сентября 2010 г. № 4292/10 в соответствии с подп. 15 п. 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Порядок рассмотрения жалобы на акты налогового органа, действия или бездействие его должностного лица предусмотрен главой 20 НК РФ, однако обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы НК РФ не предусмотрена.

Положения ст. 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 НК РФ возможность подобного применения не следует.

Учитывая изложенное, вышестоящие налоговые органы в настоящее время не обязаны приглашать налогоплательщика (его представителя) на рассмотрение жалобы.

А вот в законопроекте предусмотрена обязанность приглашения налогоплательщика на рассмотрение жалобы в случае, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решение инспекции по процедурным вопросам и выносит новое решение. Во всех остальных случаях это может неоправданно увеличить срок рассмотрения жалобы, что будет прямо противоречить основной цели вносимых в законодательство изменений: сделать так, чтобы налоговые споры рассматривались максимально быстро.

 

Ведущая: Благодарю. Если налогоплательщик обратился в суд, не пройдя обязательную процедуру обжалования решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, что предпримет судебный орган?

Манакова Е.К.: На данный вопрос следует отвечать с учетом сложившейся судебной практики. Суды считают, что досудебный порядок урегулирования спора с налоговым органом не может считаться соблюденным, если налогоплательщик не выполнил условий ст. 101.2 НК РФ, и судам необходимо оставлять подобные исковые заявления без рассмотрения. Следовательно, при обращении с иском непосредственно в суд налогоплательщику необходимо учитывать данную правовую позицию, и понимать последствия несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования налоговых споров.

Ведущая: В течение, какого срока можно подавать апелляционные жалобы на решения по проверкам и можно ли обжаловать решения инспекции? Не окажется ли так, что из – за этого налогоплательщики будут пропускать срок для последующего обращения в суд?

Манакова Е.К.: Апелляционный порядок обжалования решения налогового органа по общему правилу предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрение материалов налоговой проверки по существу. В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ, решение по проверке вступает в силу по истечении 10 дней со дня получения данного решения налогоплательщиком. Соответственно, в течение этого времени должна быть подана апелляционная жалоба (в проекте этот срок увеличен до одного месяца). В соответствии с арбитражным процессуальным правом, исковое заявление должно быть подано в течение трех месяцев со дня вступления в силу обжалуемого решения. Следовательно, течение судебных сроков начинается после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом и вынесения по ней решения.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: Эффективно ли функционирование системы досудебного урегулирования налоговых споров или налогоплательщики предпочитают обращаться за разрешением налоговых споров в суды?

Манакова Е.К.: Годы, прошедшие со дня введения института обязательного досудебного урегулирования налоговых споров в отношении решений по результатам налоговых проверок показали обоснованность его существования. Смотрите сами: количество обращений в суд по налоговым спорам неуклонно снижается, что уже отмечалось сегодня. Кроме того, в нашем регионе удовлетворяется около 38% жалоб по количеству, и 17% – в суммовом выражении. Подразделения досудебного аудита сами заинтересованы в том, чтобы рассматривать жалобы качественно, всесторонне и, главное, объективно, поскольку некачественное рассмотрение может привести к отмене обжалуемого решения в суде, что дает негативную оценку работы аудиторов. Так что введение обязательного досудебного урегулирования себя вполне оправдало. Более того, механизм обязательного досудебного урегулирования налоговых споров помог налоговым органам выработать единые подходы к сбору доказательственной базы, повысить эффективность проводимых инспекциями контрольных мероприятий по выявлению налоговых правонарушений, доводить до суда именно те проверки, которые имеют судебную перспективу.

Ведущая: Что необходимо знать гражданину при подаче жалобы? Какие документы нужно приложить к заявлению?

Манакова Е.К.: При подаче жалобы в налоговые органы гражданам рекомендуется:

– подавать ее в пределах срока, установленного законодательством для ее подачи, а именно: жалоба на вступившее в законную силу решение по итогам налоговой проверки подается в течение одного года с момента его вынесения, а апелляционная жалоба – в течение 10 дней с момента его получения; жалоба на иные акты, действия или бездействие налогового органа подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

– в случае подачи жалобы представителем заявителя, его полномочия должны быть документально подтверждены нотариально заверенной доверенностью;

– обязательно подписывать жалобу;

– жалобу подавать именно в тот налоговый орган, который уполномочен ее рассматривать, а апелляционную жалобу подавать через налоговый орган, вынесший решение.

К жалобе (в том числе и апелляционной) налогоплательщик вправе приложить любые документы, подтверждающие правомерность его доводов.

Ведущая: Какие требования предъявляются к жалобе? Можно ли на сайте УФНС Омской области ознакомиться с ними? Есть ли там образец подачи жалобы?

Манакова Е.К.: Законодательно закрепленных требований к жалобе, кроме соблюдения простой письменной формы, не существует. Тем не менее, качественному рассмотрению жалобы будет очень способствовать подробное изложение в ней своих требований, а также доводов, на основании которых налогоплательщик считает ненормативный акт налогового органа либо действия (бездействие) его должностных лиц незаконными. Тогда вышестоящий налоговый орган сможет учесть все фактические обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, и объективно разрешить спор. Кроме того, в случае подачи жалобы представителем лица ему необходимо подтвердить свои полномочия соответствующей доверенностью (или ее заверенной должным образом копией).

Вместе с тем на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе досудебного урегулирования споров имеется образец жалобы, содержащий все необходимые реквизиты.

Ведущая: Елена Кимовна, можно ли ознакомиться со сложившейся практикой по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров на официальных сайтах налоговой службы?

Манакова Е.К.: Решения по результатам рассмотрения жалоб не размещаются в сети интернет. Вместе с тем с 2013 года на сайте Управления будет введен в действие новый интернет-сервис "Узнать о жалобе", с помощью которого можно получить информацию о дате поступления жалобы (обращения) в налоговый орган, а также о стадии ее рассмотрения.

Обобщенные результаты работы по урегулированию споров в досудебном порядке подводятся по итогам каждого квартала, отражаются на нашем сайте www.r55.nalog.ru и доступны для каждого налогоплательщика. Также на сайтах ФНС России и Управления имеется отдельный раздел "Досудебное урегулирование налоговых споров", где размещена соответствующая информация для налогоплательщиков.

Ведущая: Спасибо. Возможно ли досудебное урегулирование споров через Интернет?

Манакова Е.К.: В соответствии с Федеральным Законом № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", интернет-обращения граждан принимаются и рассматриваются органами государственной власти в общем порядке в установленные законом сроки.

Иной подход законодательно закреплен к рассмотрению апелляционных жалоб. Согласно налоговому законодательству (п. 3 ст. 139 НК РФ), апелляционная жалоба подается в налоговый орган, вынесший оспариваемое решение, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Ведущая: Я, как налогоплательщик, хочу ознакомиться с материалами выездной налоговой проверки до подачи возражений по акту. Могу ли я снять копии с этих материалов или сфотографировать их?

Манакова Е.К.: В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Таким образом, получая на руки акт налоговой проверки, налогоплательщик уже одновременно с ним получает и все материалы, собранные в ходе мероприятий налогового контроля, за исключением документов, представленных на проверку им самостоятельно. Учитывая положения п. 2 ст. 101 НК РФ, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщику следует учитывать, что согласно законодательству о налогах и сборах, недопустимо разглашение сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также предоставление документов, содержащих персональные данные физических лиц.

С учетом вышеизложенного, каждое заявление проверяемого лица о желании произвести фотосъемку или копирование материалов проверки должно рассматриваться адресно и в соответствии с вышеуказанными нормами права.

Ведущая: Будет ли ФНС обобщать результаты споров и доводить их до широкой публики?

Манакова Е.К.: Вопрос об информационной открытости ФНС России в части урегулирования налоговых споров сейчас очень актуален. Ранее мы уже говорили о сайте "Узнать о жалобе", на котором любой налогоплательщик может проследить путь своей жалобы от поступления до рассмотрения и направления ему решения (ответа).

ФНС системно проводит политику открытости и доступности информации о своей деятельности и ее результатах для налогоплательщиков. Сведения о результатах работы по досудебному урегулированию регулярно появляются на сайте ФНС и сайтах Управлений субъектов Федерации, наряду с иными новостями, ответами на наиболее актуальные вопросы, связанные с применением норм законодательства о налогах и сборах, дискуссиями по поводу нововведений по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров.

Ведущая: Каких конечных результатов Вы хотели бы достичь?

Манакова Е.К.: В первую очередь, как и при осуществлении любой деятельности – улучшения качества работы по досудебному урегулированию споров с налогоплательщиками, поскольку споры с налоговыми органами неизбежно порождают негативное отношение к государственной власти в целом и к налоговой службе, в частности. Поэтому сейчас, конечно, главная задача – снизить конфликтность, в том числе и путем создания прозрачной, оперативной, доступной для понимания налогоплательщиков процедуры урегулирования возникающих споров в сфере налоговых правоотношений. Не секрет, что внесудебный порядок всегда более предпочтителен для сторон, чем судопроизводство. И наша непосредственная цель и задача – закрепить последовательную процедуру урегулирования конфликта: сначала "между сторонами", и только потом, при необходимости – с участием "независимой стороны" – суда. В результате становится возможным максимальное количество налоговых споров урегулировать внутри государственного органа, а значит, более оперативно и менее затратно для налогоплательщиков решить их проблемы.

Ведущая: Что бы Вы хотели пожелать в завершении нашим читателям?

Манакова Е.К.: Наша беседа состоялась накануне наступления нового, 2013 года. Желаю всем счастья, успехов, терпения и терпимости к окружающим, исполнения наиболее значимых для каждого желаний, ну и, вспоминая тему нашего общения – умения грамотно отстаивать свои законные права и интересы, и в полном объеме пользоваться возможностями, предоставляемыми законодателем каждому налогоплательщику.

Ведущая: Елена Кимовна, благодарим Вас за участие в интернет-интревью, за подробные ответы на вопросы. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в области информирования налогоплательщиков. Желаем Вам профессиональных успехов!











Читать ГАРАНТ.РУ в и