Юбилейный 20-й год работы Управления антимонопольной службы по Тюменской области

Шалабодов Дмитрий Валерьевич, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы30 октября 2012 года в здании УФАС Тюменской области состоялось интернет-интервью на тему "Юбилейный 20-й год работы Управления антимонопольной службы по Тюменской области".

На вопросы интернет-аудитории ответил руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы Шалабодов Дмитрий Валерьевич. 

Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Доброе утро, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя – Шалабодов Дмитрий Валерьевич, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области. Перед началом интервью мы хотим поздравить Вас и всех ваших сотрудников с 20-летием, пожелать вам дальнейшего развития и процветания!

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Добрый день! Спасибо за поздравления! 

Ведущий: Давайте начнем наше интернет-интервью. Вот первый вопрос: с какой целью было создано Управление Федеральной антимонопольной службы?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Как вы все знаете, переход от плановой экономики к рыночной был довольно резким и необходим был тот регулятор, который мог бы сдерживать рост цен и на рынке конкуренции выступать контрольно-надзорным органом. Так и был создан антимонопольный орган.

Тюменское Управление Федеральной антимонопольной службы было создано 1 марта 1992 года, тогда оно называлось Управление Министерства по антимонопольной политике по Тюменской области. Далее оно было преобразовано в Управление Государственного антимонопольного комитета по Курганской и Тюменской областям и с 2004 года антимонопольный орган существует как Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области. 

Ведущий: Спасибо! Дмитрий Валерьевич, расскажите, пожалуйста, какие задачи вам приходилось решать на начальном этапе?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: На этапе становления антимонопольной службы стояла самая главная задача – это создание нормативной базы. При переходе от советской плановой экономики к рыночной экономике стало понятно, что отсутствуют законы, которые бы регулировали создание условий для конкуренции на рынке, то есть антимонопольные отношения. И первая задача, которая встала – это создание той базы, на основе которой в дальнейшем хозяйствующие субъекты и предприниматели могли бы конкурировать на рынке товаров, работ и услуг и могли бы развивать свой бизнес. 

Ведущий: Спасибо, Дмитрий Валерьевич! А какие задачи стоят сегодня перед вашим Управлением?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Исходя из тех полномочий, которыми наделен антимонопольный орган, задачи у нас довольно обширные. Мы контролируем не только антимонопольное законодательство, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", но и Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" в части обеспечения недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. Также мы контролируем Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", то есть доступ к торговым сетям всех участников рынка, как производителей товаров, работ и услуг, так и посредников. Также и Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, какие громкие дела за последнее время было вами рассмотрено?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Нашим Управлением был рассмотрен ряд громких дел, которые,по нашему мнению, считаются значимыми для жителей Тюменской области, и некоторые наши дела стали лучшими делами в России по раскрытию картелей. Так, в 2011 году одно наше дело вошло в десятку лучших дел в Российской Федерации. Мы раскрыли сговор банка и 12 страховых компаний.

Также в этом году закончились судебные процессы по обжалованию наших решений – это согласованные действия авиакомпаний при установлении тарифов на билеты по маршруту Тюмень-Сочи, т.е. они в сговоре эти тарифы устанавливали, и перелёт по этому маршруту стоил практически 15 тысяч рублей в одну сторону у каждой компании. Сейчас вы сами можете посмотреть стоимость перелёта и посмотреть насколько она изменилась. Также два года назад нами был раскрыт картельный сговор трех компаний, которые согласованно устанавливали цены на АЗС. Все эти компании в судебном порядке были признаны виновными и все заплатили штрафы. И вообще в 2011 году Тюменской УФАС взыскало в доход федерального бюджета (это те штрафы, которые уже реально уплачены) более 108 млн рублей, почти 109 млн рублей. По этому показателю мы заняли 1-е место в Российской Федерации среди антимонопольных органов. 

Ведущий: Как часто к вам обращаются с жалобами жители Тюмени и Тюменской области?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Если говорить именно об обращении граждан, к нам обращаются не только граждане, но и индивидуальные предприниматели, юридические лица. Граждане обращались только в части антимонопольного законодательства, в 2011 году было около 140 таких обращений (это половина от всех обращений, которые к нам поступают).

С начала 2012 года и по настоящее время уже обратилось 70 граждан (также примерно около половины из всех обращений) по нарушению нормативного антимонопольного законодательства. Это связано и с завышенными, по мнению граждан, ценами, и в связи с ограничением в предоставлении каких-либо коммунальных услуг. Помимо этого, невозможность для граждан получить технические условия при строительстве индивидуальных жилых домов, отключение электричества на дачах и другие вопросы являются поводом для обращения к нам.
Мы удовлетворяем не все жалобы, а только те, где действительно есть нарушение закона. В этом случае мы выдаем либо предписание, либо предостережение о недопущении нарушений, либо рассматриваем дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлекаем к ответственности нарушителей.

Ведущий: Дмитрий Валерьевич, расскажите, пожалуйста, существуют ли при УФАС общественные советы? И если да, то какие вопросы они решают?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Да, при Управлении существуют общественно-консультативный совет и общественный совет по рекламе.

Общественно-консультативный совет существует на протяжении последних четырех лет, в ежеквартальном режиме мы встречаемся с коллегами. Буквально недавно, 29 октября, состоялось совещание, где представители общественности знакомятся с нашей практикой по контролируемым видам деятельности. Например, мы рассмотрели вопросы о размещении государственного муниципального заказа на территории области. И мы доложили о наших результатах. Также мы рассмотрели вопрос о концепции антимонопольной политики до 2018 года, которая сейчас разрабатывается Федеральной антимонопольной службой. 

На каждом совещании поднимаются совершенно разные вопросы. Так, на предыдущем мы рассмотрели очень значимую для нашей области тему – вопрос автобусных перевозок. А также технологическое присоединение к сетям – эта проблема волнует многих наших застройщиков, потому что существуют большие проблемы при вводе не только жилых домов, но и объектов социально-культурного назначения в эксплуатацию. Этот вопрос актуален, потому что, к сожалению, многие компании коммунального комплекса отказывают в предоставлении мощности, а соответственно, дом не могут сдать в эксплуатацию, жильцы не могут заехать в этот дом и получить документы на право собственности. 

Ведущий: Один из любимых вопросов нашей интернет-аудитории касается госзакупок. Каким образом ведется контроль деятельности по осуществлению госзакупок?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Мы работаем по нескольким направлениям. Одно из которых – это рассмотрение жалоб участников размещения заказа. В том случае если они считают, что их права нарушены, они обращаются в антимонопольный орган.

Мы являемся контрольным органом по исполнению Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на территории Тюменской области. В 2011 году к нам поступило 450 таких обращений, а в 2012 году – уже 320. Но я хочу отметить, что количество жалоб на размещение заказа из года в год снижается. Мы объясняем это, в первую очередь, повышением правовой культуры участников размещения заказа, и скорее всего с эффективностью работы антимонопольного органа по защите прав.

Также в плановом режиме мы проверяем все закупки, которые совершают государственные и муниципальные заказчики на протяжении года. И соответственно в случае выявления нарушений, даже если к нам никто не обратился, все равно применяем меры административного воздействия.
Совместно с прокуратурой Тюменской области проводим проверки различных обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о фактах незаконного размещения заказов. Так, скажем, кто-либо из граждан или юридических лиц получил информацию о том, что либо заказ не размещался на конкурсной основе (то есть подписан договор с единственным исполнителем), либо есть какие-то иные нарушения. В этом случае мы проводим внеплановые проверки и привлекаем к административной ответственности нарушителей.

Я думаю, что большинство представителей интернет-аудитории слышала о некоторых таких громких привлечениях к административной ответственности руководителей федеральных органов высокого уровня. Прокуратура регулярно эту информацию размещает на своем интернет-портале, а мы, соответственно, являемся именно тем органом, который привлекает к административной ответственности. 

Ведущий: Давайте подведем итоги работы Управления. Что сделано за 20 лет работы?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Я считаю, что одним из итогов нашей работы является не увеличившееся число работников Управления, а конкретно тот конечный результат, который мы видим на нашем рынке. По нашей оценке, конкурентных рынков очень много. Это и рынок предоставления услуг доступа в интернет, и рынок производства и реализации хлебобулочных изделий – колоссальное число компаний работает на них. У нас созданы конкурентные рынки управления домами – огромное количество управляющих компаний работает на рынке.

Также одним из наших достижений является участие в программе развития конкуренции Тюменской области, которая утверждена Правительством Тюменской области. Результатом реализации этой программы является то, что наша область – лидер во всех российских рейтингах по инвестиционной привлекательности. Если посмотреть опросы, которые проводят Минэкономразвития России и различные другие независимые компании, то на протяжении последних нескольких лет наша область занимает либо первое, либо второе место. Это говорит о том, что у нас на многих рынках отсутствуют барьеры входа на него. Предприниматели могут свободно приходить из других регионов, открывать здесь свой бизнес. На нашем рынке работают многие компании, которые представляют различные регионы Российской Федерации. 

Ведущий: Спасибо, Дмитрий Валерьевич! Каковы планы на будущее у Управления?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Планы на будущее – это переход к федеральной контрактной системе, то, о чем сейчас говорится на уровне Российской Федерации. Рассматривается проект федерального закона о федеральной контрактной системе. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" очень часто критикуют, при этом некоторые замечания являются объективными. Поэтому мы готовимся к изменениям в законодательстве в связи с образованием единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Сейчас создана единая комиссия. Также создается национальный антимонопольный орган трех стран – это будет работа в рамках трех государств. В настоящее время антимонопольная служба разрабатывает единый закон о конкурентной политике на территории трех государств. Основное направление нашей деятельности – это работа в рамках соглашения трех государств по антимонопольной политике и изменение законодательства о защите конкуренции в связи с вступлением России в ВТО. 

Ведущий: Дмитрий Валерьевич, спасибо за ответы. Вот еще несколько вопросов от пользователей справочно-правовой системы ГАРАНТ.Не секрет, что в Тюмени стоимость жилья очень высокая. Что УФАС делает и намерено предпринимать для регулирования цен на такой социально-значимый товар, как жилье?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Я хочу сказать, что рынок продажи жилых помещений является конкурентным и нерегулируемым со стороны государства. Поэтому здесь действуют законы рынка, законы спроса и предложения. Учитывая, что наш рынок жилья является высоко привлекательным для граждан, которые либо переселяются с севера, либо инвестируют в недвижимость юга ТО, соответственно и цена является довольно высокой. Что мы делаем для того, чтобы эту цену снизить не напрямую, а опосредованно? Мы активно работаем, защищая интересы застройщиков в их взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями, для того, чтобы цена технологического присоединения была адекватная и не была взымаема с застройщиков, в случае, когда организации коммунального комплекса обязаны предоставлять подобные услуги бесплатно. Ряд таких дел в 2010-2011 годах прошли. Например, дело в отношении ООО "Тюмень Водоканал", когда эта компания незаконно взымала деньги с застройщиков за технологическое присоединение. На настоящий момент мы прошли уже все судебные инстанции, которые подтвердили, что в тех конкретных случаях это технологическое присоединение должно было быть предоставлено бесплатно. Это означает уменьшение нагрузки на застройщика, и логично, что застройщик, получив большую прибыль, может для создания конкурентной среды снизить стоимость жилья. 

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос от нашего пользователя: Почему в стране допускается такой рост цен на бензин? Все знают, что нефть подешевела. Будет ли УФАС работать в этом направлении?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Мы в ежедневном режиме производим мониторинг розничных цен на АЗС на территории Тюменской области, а также на нефтебазах. При этом мы мониторим не только цены, но и запасы бензина и дизельного топлива. В итоге мы получаем информацию о ценах, по которым получают дизельное топливо и бензин компании с заводов-изготовителей. Затем эту информацию мы направляем в центральный аппарат ФАС России, и он принимает решение возбуждать или нет дела в отношении нефтяных компаний. О последних громких делах вы все наверняка слышали. Они были возбуждены ФАС России в отношении нефтяных компаний. Было проведено три волны этих дел, каждая из которых заканчивалась миллиардными штрафами. Так, по результатам 2011 года нефтяные компании заплатили штрафов на более чем 16 млрд рублей.

Отмечу, почему этими вопросами занимается именно центральный аппарат ФАС России – потому, что это рынок общероссийский. Вы прекрасно знаете, что в Тюменской области кроме Антипинского НПЗ вообще нет заводов, которые бы производили бензин и дизельное топливо. Но Антипинский НПЗ в настоящий момент производит только дизельное топливо. Поэтому это находится за пределами компетенции Тюменского Управления. Но наша информация используются центральным аппаратом для того, чтобы возбудить дела против нефтяных компаний на уровне Российской Федерации. 

Ведущий: Спасибо. Скажите, пожалуйста, ведутся ли проверки фактов завышения цен на медикаменты?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: До декабря 2011 года УФАС по Тюменской области регулярно проводило анализ цен на лекарственные средства. С декабря по решению Правительства РФ этот мониторинг был отменен. Но я хочу сказать, что по результатам нашей работы мы привлекли две аптечные компании к административной ответственности, признали нарушение антимонопольного законодательства, завышение розничных цен на лекарства и наложили оборотные штрафы до 15% от годовой выручки этих аптечных учреждений Ишима и Тобольска. Мы знаем, что предельные торговые наценки на лекарственные средства регулируемы, но если говорить о Тюмени, то в Тюмени рынок конкурентный. То есть, чтобы признать нарушение законодательства, необходимо установить доминирующее положение – это участие на рынке в размере более чем 35%. Это возможно установить только в небольших населенных пунктах, где присутствует одна аптека, и она доминирует. Но в Тюмени такое доминирование установить практически невозможно, потому что рынок аптек у нас масштабный. Но ситуация, когда рост цен является необоснованным, должна быть известна нам. Поэтому необходимо обращение, в первую очередь, к нам, чтобы мы могли провести проверку. 

Ведущий: Спасибо. Многим гражданам на телефон приходит смс-реклама от банков и магазинов, в которых граждане не оставляли свои личные данные и не давали свое согласие на рекламную рассылку. Является ли это нарушением со стороны отправителя рекламы?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: В данном случае нарушение со стороны оператора есть. Также можно обращаться к нам. Вопрос о незаконной передаче персональных данных мы не рассматриваем, их рассматривает Роскомнадзор. Но вопрос о незаконной рассылке рекламы без согласия абонента рассматриваем именно мы.

Я хочу заострить внимание пользователей вот на чем – как правило, абонент заключает договор с сотовой компанией и не вчитывается в текст договора, где мелкими буквами написано, что гражданин дает согласие на использование своего телефонного номера для рассылки смс-рекламы со стороны оператора. В такой ситуации необходимо, в первую очередь внимательно читать договор, а затем, подписывая договор об оказании услуг связи, писать о несогласии с рассылкой подобной рекламы. 

Ведущий: Спасибо. Контролирует ли Управление цены на детские аттракционы?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Мы не контролируем цены в нашем ЦПКиО, но мы этот рынок сейчас изучаем в связи с тем, что Прокуратура Тюменской области направила нам ряд материалов по проверке действий нашего парка на Цветном бульваре. И в настоящий момент мы проводим антимонопольное расследование. Пока результатов у нас еще нет, потому как мы параллельно изучаем рынок оказания подобных услуг на границах нашей области и близлежащих территориях. Это мы делаем для того, чтобы выяснить уровень цен, размер прибыли, которые получают эти компании и выясняем те условия, которые являются сопоставимыми. У нас, по предварительным данным, большую цену билета составляет стоимость аренды земельного участка, на которых располагаются все эти аттракционы. Напомню, что существуют серьезные арендные платежи в муниципальный бюджет за право пользования землей. И это в конечном итоге закладывается в стоимость билета. 

Ведущий: Спасибо большое за ответ. Еще один вопрос: какие профилактические меры будут предприниматься для предотвращения необоснованного повышения цен на жизненно важные группы товаров?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Мы все прекрасно знаем те товары, которые являются жизненно-важными. В этом перечне 22 наименования товаров. По этому перечню мы в еженедельном режиме получаем информацию от наших как региональных торговых сетей, так и от торговых сетей, которые являются нерегиональными – "Монетка", "Лента" и т.д. У нас есть норма закона, которая гласит о таком предельно возможном повышении цен на социально-значимые товары. Если в течение 30 дней стоимость товара возрастает на 30%, то государство на уровне Правительства РФ может ввести регулируемые торговые надбавки на подобный вид товара. Но здесь речь идет только о социально-значимых товарах. Для товаров, которые таковыми не являются, не предусмотрена предельная торговая надбавка, потому что рынок свободен от государственного регулирования. Мы эту информацию получаем из нескольких источников – из торговых сетей, уполномоченных органов по тарифно-ценовой политике Правительства области, Департамента АПК. Поставщиков товаров мы также проверяем. Такая комплексная работа позволяет нам объективно видеть ситуацию. 

Ведущий: Спасибо Вам, Дмитрий Валерьевич, что вы ответили на вопросы интернет-аудитории. Хотим еще раз поздравить Вас и всех ваших сотрудников Управления с 20-летием работы. И пожелать от имени ООО "Гарант – Западная Сибирь" развития и успехов в работе. И пусть в вашей работе положительных моментов будет больше! 

Читать ГАРАНТ.РУ в и