Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Кассовое обслуживание исполнения бюджета Республики Хакасия и бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства

Кассовое обслуживание исполнения бюджета Республики Хакасия и бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства

1 октября 2012 года состоялось интервью с заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Гитер Вячеславом Яковлевичем.

Тема интернет-интервью: "Кассовое обслуживание исполнения бюджета Республики Хакасия и бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства".

Организатор мероприятия: Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия, компания ООО "Гарант-Эталон". Ведущая интернет-интервью: Потехина Олеся Владимировна (специалист ОВС).

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Позвольте представить – заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Гитер Вячеслав Яковлевич.

Вячеслав Яковлевич, к какому журналу операций учреждение должно подшивать договор, послуживший основанием для принятия бюджетных обязательств – к Журналу по операциям санкционирования или Журналу операций с безналичными денежными средствами (форма 0504071)?

Гитер В.Я.: Журнал по операциям санкционирования или Журнал операций с безналичными денежными средствами абсолютно не служит основанием для принятия бюджетных обязательств. Основанием для принятия бюджетных обязательств служит Журнал операций расчета с поставщиками и подрядчиками, прописанный в Приказе Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственный (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению". Есть вероятность того что может быть еще журнал регистрации обязательств, но наиболее правильно использовать для принятия бюджетного обязательства именно журнал операций расчета.

Ведущая: Как разграничить понятие "бюджетное обязательство" и "денежное обязательство"? На основании каких документов учреждение должно принимать эти обязательства?

Гитер В.Я.: Эти понятия очень тесно взаимосвязаны между собой. Поскольку нет бюджетного обязательства без денежного обязательства. В ст. 6 БК РФ разграничено понятие "бюджетного обязательства" – это расходные обязательства подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджет принимается на будущий год и плановый период (тоже следующий год), соответственно этим годом предусмотрено погашение обязательств. Денежные обязательства и принятые бюджетные обязательства могут быть переходящими на следующий год. Строительные объекты, к примеру. Основанием для постановки на учет бюджетного обязательства выступают договоры, государственные контракты, это могут быть счета, это могут быть соглашения с физическими и юридическими лицами (например, на участие в долевом строительстве). Соответственно сколько времени занимает строительство объекта, сколько существует инвестиционный проект, столько времени и будут существовать обязательства соответствующего бюджета.

Денежное обязательство – это обязанность получателя бюджетных средств, участника бюджетного процесса платить за счет средств бюджета физическому или юридическому лицу определенные денежные средства, в рамках выполненных уже условий гражданско-правовой сделки, в рамках бюджетных полномочий или в соответствии с положением закона или иного правового акта (ст. 6 БК РФ). Денежные обязательства – как основание возникновения бюджетного обязательства (счет, счет-фактура, накладная, акт выполненных работ, акт оказанных услуг).

Ведущая: Орган местного самоуправления (сельское поселение) находится на казначейском обслуживании исполнения бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджета поселения осуществляет финансовое управление муниципального образования – муниципальный район. Какие будут бухгалтерские проводки по отражению доходов в местный бюджет сельского поселения?

Гитер В.Я.: Дебет счета поступления налогов и платежей и других доходов в бюджет 1.201312.510 – 1.30712.100 (400).

Ведущая: Подскажите, пожалуйста, формируется ли итоговая отчетность республики Хакасия?

Гитер В.Я.: Безусловно, формируется. Органы Федерального казначейства осуществляющие обслуживание счетов бюджета субъекта, предоставляют огромное количество документации вышестоящему органу Федерального казначейства и органам исполнительной власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования для того чтобы эта отчетность формировалась полно и достоверно.

В соответствии с Приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 19н внесены изменения в приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов".

Изменениями предусмотрено, что органы Федерального казначейства по письменному запросу соответствующего финансового органа ежедневно представляют ему сводную информацию по бюджетам.

Предусмотрено представление следующих документов, в том числе по письменному запросу соответствующего финансового органа с указанием периода:

  • сводная ведомость по кассовым выплатам из бюджетов (ежедневная);
  • сводная ведомость по кассовым поступлениям (ежедневная);
  • справки к ведомости по движению свободного остатка средств бюджета;
  • сводная справка по кассовым операциям (ежедневная);
  • сводная справка по кассовым операциям со средствами бюджета (месячную);
  • сводная справка по кассовым операциям со средствами консолидированного бюджета (месячная);
  • справки о свободном остатке средств бюджета.

Кроме того, в обязательном порядке направляются в финансовые органы:

  • ведомость кассовых поступлений в бюджет;
  • сводная ведомость по кассовым выплатам из бюджетов (месячная);
  • сводная ведомость по кассовым поступлениям (месячная);
  • ведомость по кассовым выплатам из бюджетов (месячная);
  • ведомость по движению свободного остатка средств бюджета.

Сейчас УФК по Республике Хакасия с участниками и неучастниками бюджетного процесса осуществляет электронный документооборот и вся отчетность предоставляется в Управление в электронном виде. Это значительно упрощает нам работу.

Предусмотрено предоставление по письменному запросу финансового органа форм отчетности с указанием периода (за месяц, за квартал, нарастающим итогом за год). Такие сервисы мы предоставляем не только финансовым органам, но и востребована эта отчетность администрацией Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, могут запрашивать эту документацию министерства социального блока. Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия работает на сегодняшний день с самой полной информационной базой финансовых отчетов в Республике.

Ведущая: Соответственно система безопасности должна быть на очень хорошем уровне?

Гитер В.Я.: У нас хорошая система безопасности. Нет предела совершенству, и всегда присутствует человеческий фактор. Мы стараемся сохранить наш человеческий потенциал. Мы ценим своих сотрудников, потому что найти сегодня хорошего подготовленного специалиста сложно, и как правило, на невысокий уровень оплаты труда найти его вдвойне сложнее. Его можно найти, подготовить, а он будет искать что-то другое. И это действительно проблема. Утечка молодых подготовленных кадров на высокие заработные платы для нас актуальна.

Ведущая: Занимается ли Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия стандартами качества обслуживания клиентов (не участников бюджетного процесса)?

Гитер В.Я.: Поскольку перед Федеральным казначейством поставлена задача предоставления максимально качественных сервисов, мы пошли по пути стандартизации тех операций, которые мы выполняем. Что я имею в виду. У нас существуют жесткие регламенты выполнения той или иной операции. Порядок прохождения документов и основания не прохождения документов, его проверки ставится в жесткие рамки, поминутно, посекундно. И эта технологическая регламентация, когда запрограммирована определенная степень качества документа, часть операций мы выполняем визуально, когда нужно сверить, посмотреть, вернуться и т.д., но основная часть операций на сегодняшний день выполняет машина.

Просматривается количество проведенных операций тем или иным специалистом, и в дальнейшем мы видим количество отказанных документов, причины отказов документа и над этим очень активно работаем.

Например, до 2012 года до 25% всех документов возвращалось по причине их неправильного оформления, отсутствия средств на счете клиента и др.

Сталкиваемся с ситуациями, когда по государственному контракту записан один счет получателя по расчету с подрядчиком, а в платежном документе другой счет. Анализируя этот документ, программа выдает ошибку. На каждый возврат формируется протокол, в котором указаны причины возврата. Хорошо отлаженная работа и электронный документооборот позволяет отправить клиенту в течение дня исправленный документ – и мы это приветствуем.

Мы стараемся предусмотреть те риски, которые могут возникать. В настоящее время осуществляется перевод муниципальных учреждений здравоохранения в собственность Республики Хакасия. Это большой объем работ, мы понимаем, что это скоординированная работа Министерства финансов Республики Хакасия, Министерства здравоохранения, финансовых органов муниципальных образований и учреждений здравоохранения. Это совместная работа, мы к ней готовились, предусмотрели сложности с которыми можем столкнуться, и реагируем на риски очень оперативно.

Мы очень оперативно реагируем на проявление невнимания к клиентам. Мы стараемся разбирать сложные ситуации, не все может быть решено на уровне исполнителя, который работает непосредственно с клиентом.

Ведущая: А как достигается решение таких ситуаций?

Гитер В.Я.: Очень просто. У нас есть горячая линия, ее телефон указан на сайте. Как правило, у нас обращаются к начальникам отделов, и это правильно. Сейчас мы взяли за практику и периодически запрашиваем у клиентов отзывы о нашей работе. Это происходит раз в полгода, в конце года, для того чтобы как-то скоординировать свои позиции. Мы всегда выражаем готовность сделать качественный сервис, который улучшит работу.

Представьте себе объем документов в месяц (около 50 тысяч документов), но мы столкнулись с тем, что 29 декабря 2011 года у нас было 54 тысячи документов за день, и их необходимо было обработать. Можно представить во сколько раз возросла интенсивность труда, нагрузка на человека. В режиме очень жесткой мобилизации мы завершаем финансовый год, и как правило, в последнюю неделю года объем документооборота возрастает в десятки раз.

Ведущая: Почему возникает такая ситуация?

Гитер В.Я.: Это планирование бюджетных расходов, это качество финансового менеджмента, это те платежи, которые можно было проводить ранее, но они почему-то не проводились и "хорошая традиция" осуществлять все платежи под занавес уходящего года. Но хотелось бы отметить, что уровень качества возрастает, и многие вопросы мы разрешаем оперативно.

Ведущая: Необходимо ли заключать новые Соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению местного бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета?

Гитер В.Я.: У нас заключены соглашения об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджетов муниципальных образований. Изменения законодательства требуют внесения изменений и дополнений в существующие соглашения

Ведущая: Какова роль органов Федерального казначейства при организации кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?

Гитер В.Я.: Мы осуществляем предварительный и текущий контроль при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов. В большей степени на сегодня текущий контроль на стадии проведения операции. Органы федерального казначейства начали формироваться в момент, когда шло формирование банковской системы, а это был 1992 год. Сегодня существует несколько вариантов исполнения бюджетов: казначейский вариант кассового обслуживания исполнения бюджетов, банковский вариант, смешанный вариант. В Республике Хакасия органы Федерального казначейства осуществляют полное кассовое обслуживание. Мы контролируем соответствие платежа статье бюджетной классификации, мы видим нарушения. Бывают случаи, что договор носит смешанный характер, в нем несколько статей бюджетной классификации. Качество предоставления документа – залог успешности прохождения документа.

Ведущая: Как вы оцениваете в среднем по Республике Хакасия и по Абакану отдельно уровень грамотности подготовки таких документов?

Гитер В.Я.: Уровень грамотности населения - высокий. Сегодня Министерством Финансов Республики Хакасия инициировано создание централизованных органов бухгалтерского учета. Это позволяет улучшить качество документов и избежать многих ошибок.

Я не могу не сказать позитивные слова в адрес Министерства образования Республики Хакасия – при том объеме финансирования, который у них есть сегодня, качество подготавливаемых документов очень высокое.

Ведущая: Какие исторические изменения произошли за 20 лет существования Федерального казначейства в кассовом обслуживании исполнения бюджетов?

Гитер В.Я.: Хотелось бы назвать несколько этапов развития. Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия начало формироваться в 1993 году. К 1995 году были созданы 11 отделений Управления в городах и районах республики.

Органы Федерального казначейства осуществляли кассовое обслуживание исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета. Позднее приняли на обслуживание все силовые структуры.

Большой этап работы пришелся на 2006 год – переход на полное кассовое обслуживание Республики Хакасия и муниципальных образований. Без дополнительных кадровых ресурсов, без дополнительных финансовых ресурсов.

С января 2013 года в планах начать переход на кассовое обслуживание всех внебюджетных фондов. Мы стремимся к тому, чтобы в режиме реального времени можно было получать информацию по всем бюджетным операциям государства. Сегодня Правительством России поставлена задача создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", это позволит на конец операционного дня, знать всю текущую отчетность по проведенным операциям и свободный остаток средств, знать какими ресурсами мы располагаем.

Ведущая: Изменился ли порядок проведения контроля за кассовым расходом федерального бюджета?

Гитер В.Я.: Порядок контроля изменился с созданием казенных учреждений, бюджетных и автономных учреждений. В полном объеме сохраняется контроль по отношению к федеральным казенным учреждениям.

 

 

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и