Первые итоги начала учебного года
2 ноября 2011 года в конференц-зале ООО "Гарант-Инфо" состоялось интернет-интервью начальника Департамента образования Ивановской области Бураковой Наталии Ивановны.
Тема интернет-конференции: "Первые итоги начала учебного года".
Ведущая: Екатерина Мясникова, специалист по связям с общественностью компании ООО "Гарант-Инфо".
Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости. Сегодня на вопросы жителей города Иваново и Ивановской области ответит Буракова Наталия Ивановна, начальник Департамента образования Ивановской области.
Добрый день, Наталия Ивановна! Прежде всего позвольте поблагодарить Вас за то, что нашли время сегодня приехать к нам.
Буракова Н.И.: Здравствуйте!
Ведущая: Мы начинаем нашу интернет-конференцию, тема которой "Первые итоги начала учебного года". Перейдем к обсуждению поступивших вопросов. В чем суть проекта модернизации общего образования?
Буракова Н.И.: Самая главная цель этого проекта - повышение качества образования, он решает очень важные задачи - увеличение заработной платы учителя, повышение престижа учительской профессии и создание современных условий образования. В рамках этого проекта в Ивановскую область поступили средства федерального бюджета в размере свыше 140 млн. рублей, софинансирование составило примерно такую же сумму. Деньги федерального бюджета были направлены на приобретение современного оборудования, школьных автобусов, создание современных условий для введения новых федеральных образовательных стандартов. Деньги регионального бюджета в размере 143 млн. рублей направлены на повышение заработной платы педагогам.
Первый этап проекта закончился в октябре и сегодня уже можно подводить итоги. Самый главный результат - это, конечно, повышение заработной платы педагогов. В целом благодаря активной поддержке губернатора Ивановской области мы смогли повысить фонд оплаты труда педагогов на 30%, что позволило значительно увеличить их заработную плату. В первом квартале она составляла 11,2 тысячи рублей, по итогам сентября - 14 427 рублей. Как вы видите, повышение произошло значительное. Я хочу сказать, что это не значит, что оплата каждого педагога увеличилась на 30%, она дифференцирована. Уровень зарплаты зависит от результатов работы учителя.
Ведущая: Помимо повышения заработной платы, каковы еще результаты реализации данного проекта?
Буракова Н.И.: Деньги федерального бюджета, как я уже сказала, были направлены прежде всего на создание современной учебно-материальной базы. На сегодняшний день уже 10 автобусов появилось в школах Ивановской области, ждем еще 5 автобусов в ближайшее время. Уже поставлена компьютерная техника, новое современное оборудование для школьный столовых, медицинских кабинетов, спортивный инвентарь. Школы значительно улучшают свою материально-техническую базу. Очень важный момент в том, что мы наполняем школы этим оборудованием для успешного введения новых федеральных образовательных стандартов. Еще один результат первой четверти - 441 класс школ Ивановской области, где порядка 9000 первоклассников начали обучаться по-новому.
Ведущая: А каковы основные проблемы по итогам первой четверти?
Буракова Н.И.: Я не могу назвать серьезных и значимых проблем. По заработной плате есть около пяти муниципальных районов, которые взяли на себя обязательство, но по итогам первого квартала не выполнили. Мы сейчас проводим эту работу, там просто не были приняты нормативные документы, не вовремя была выплачена стимулирующая надбавка к оплате. По обязательствам по проекту модернизации образования зарплата составляет 15 025 рублей, мы еще немного не довели до этого, в декабре эта средняя сумма должна быть достигнута, именно от этого будет зависеть, какие средства получит образование Ивановской области в 2012 году. Предполагается, что если мы выполним все принятые на себя обязательства, то получим свыше 400 млн. рублей как раз на реализацию проекта модернизации образования, поэтому для нас это очень значимо.
Ведущая: Кто он, учитель нового поколения?
Буракова Н.И.: Это человек компетентный, ищущий, творческий, владеющий современными образовательными и компьютерными технологиями и самое главное - человек, который любит детей, любит школу. Если ты любишь детей, школу, ты будешь учиться, ты будешь успевать, будешь стремиться к тому, чтобы все новое появилось у твоих детей, в твоем классе. Я бы сказала, что это успешный человек.
Ведущая: Какими должны быть результаты труда, чтобы оплата труда педагога была приемлемой?
Буракова Н.И.: Результаты труда педагога - это прежде всего результаты наших детей, поэтому если есть продвижение ребенка по образовательному маршруту, это и есть самый главный показатель результата. Также это участие в различных проектах, постоянное саморазвитие, самосовершенствование.
Я хочу сказать, что у нас совершенно потрясающие результаты, буквально на днях две ученицы из районов стали абсолютными победителями очень серьезного конкурса научно-исследовательских работ учащихся, они номинированы на премию президента в размере 60 000 руб. Вообще, наши дети достигают очень хороших результатов и на российских олимпиадах и на различных международных конкурсах. Практически ежегодно порядка 300 детей выезжают на соревнования высокого уровня и очень часто возвращаются с победой.
Ведущая: Расскажите подробнее про электронную школу, в чем суть и цель реализации данного проекта?
Буракова Н.И.: В образование Ивановской области информационные технологии внедряются достаточно активно еще с 2004 года, когда была принята программа информатизации Ивановской области, инициатором которой была Ольга Анатольевна Хасбулатова. Наша область занимает одно из ведущих мест по информатизации в Российской Федерации.
Сейчас новый этап, учитель не просто должен уметь использовать информационные технологии на своих уроках, их нужно активно внедрять в управление образовательными учреждениями. Именно на это направлен проект электронная школа, это не только электронные журналы и дневники, это система управления образовательным учреждением, избавление от излишних бумаг, ведение электронного документооборота, связь с муниципалитетом, Департаментом образования.
Что касается электронного журнала и дневника - эти проекты в школах Ивановской области уже внедряются. Родители могут получать отметки ученика по смс, можно посмотреть домашнее задание через Интернет. В этом году мы будем передавать программное обеспечение во все образовательные учреждения, их 275, его получит каждая школа, включая и малокомплектные. Мы все будем в одной сети, доступны и открыты. Кстати, одна из задач внедрения электронных технологий - открытость образования, буквально пять лет тому назад образование было относительно закрытой территорией. Сейчас доступно очень много информации на сайте Департамента образования, на сайте муниципалитета. Каждая школа имеет собственный сайт, некоторые даже не один, поэтому мы открыты и этому также будет способствовать новый проект - электронная школа.
Ведущая: Вынуждены нанимать репетиторов практически по всем предметам. На уроках учат одному, а на ЕГЭ спрашивают другое. Когда закончится это мучение для ребенка?
Буракова Н.И.: Это достаточно конкретный вопрос, мне бы хотелось, чтобы к нам обратились с ним напрямую: какая школа, какие проблемы там есть и тогда мы решим, что можно сделать в этом случае. Я не могу сказать, что этот вопрос характерен для всех школ Ивановской области.
Ведущая: Учитель физкультуры ведет английский язык, когда это прекратится и в школы будут идти профессионалы?
Буракова Н.И.: Этот вопрос также очень конкретен, потому что учитель физкультуры может вести английский только в том случае, если у него два образования. Хотелось бы побеседовать с родителями лично.
Что касается учителей английского языка в целом, я могу сказать, что на сегодняшний день в школах их действительно не хватает, вакансии постоянно есть, это серьезная проблема и не только для школ Ивановской области. Необходимы престиж профессии учительства и достойная заработная плата. Первые шаги к этому мы уже сделали и очень надеемся, что молодые учителя придут в школы. Более того, в этом году в общеобразовательные учреждения пришло порядка 140 молодых специалистов, что на 25% больше, чем в прошлом. Может быть, как раз проект модернизации образования и повлиял на это. В ближайшее время Правительство Ивановской области и Департамент образования будет организовывать встречу с молодыми специалистами.
Ведущая: Дети очень перегружены уроками, постоянный стресс, здоровье - на нуле, а на больничный не уходим, потому что боимся пропустить уроки, как с этим бороться?
Буракова Н.И.: В школах Ивановской области с 1 по 4 класс вводится пятидневка как раз для того, чтобы разгрузить детей, порядка 40% школ перешли на пятидневную учебную неделю и в среднем звене. Тренд образования Ивановской области - формирование здорового образа жизни, мы одни из первых в России открыли в школах кабинеты здоровья. Именно по этому направлению мы стали победителями в федеральной целевой программе развития образования и получили на совершенствование этой работы дополнительное финансирование в размере более 4 млн рублей.
Очень многое зависит и от родителей, нельзя говорить о том, что виноваты только школы и органы управления. У родителей сейчас очень много прав, в каждой школе есть учредительный совет или совет родительской общественности, они по-разному называются. Все учебные планы, все программы обсуждаются на этом совете и принимаются при активном участии родителей. Если родители считают, что в школе перегрузка учеников, если нужно поменять учебный план, программы, то это обсуждается и принимается. Советы действуют в каждой школе, поэтому надо активнее применять свое право голоса и свою позицию.
Следующий момент, о котором важно сказать - введение новых федеральных образовательных стандартов, в которых четко проговаривается, какова максимально возможная нагрузка для ребенка в том или ином классе. Также в нем прописана обязательная программа по формированию здорового образа жизни. Мы активно работаем над этой проблемой, так как она влияет на здоровье ребенка.
Ведущая: Выбор языка для изучения осуществляется практически принудительно, английская группа переполнена, значит - в немецкую. Как можно решить эту проблему?
Буракова Н.И.: Я уже говорила о дефиците учителей иностранного языка. Я прошу обратиться к нам в Департамент образования, мы посмотрим, что возможно сделать. Решить эту проблему, конечно, можно только одним способом - чтобы учитель пришел в школу. В этом направлении нужно делать все возможное. Это вопрос к учредителю, который принимает решения о том, как обеспечить достойные условия организации образовательного процесса, кадровые условия. Наполнять школу кадрами - задача директора и учредителя в первую очередь.
Ведущая: Мы хотим, чтобы наш ребенок учился в школе, выбранной нами, а не предписанной районным распределением. Возможно ли это?
Буракова Н.И.: Сейчас вносятся изменения в закон об образовании, принимается новый нормативный документ, который закрепляет территориальное распределение. Выбрать школу возможно, но только в том случае, если в ней есть свободные места. Вообще распределение регулируется муниципалитетом, в каждом конкретном случае учредитель принимает свой нормативный акт, поэтому этот вопрос нужно решать не с Департаментом образования, а со своим учредителем. Школа принимает, если есть свободные места, но в первую очередь мы обеспечиваем территорию, которая закреплена за школой.
Ведущая: Уже при зачислении в первый класс требуют умения читать и писать, для чего же тогда школа?
Буракова Н.И.: Первый раз слышу, что в какой-то школе есть такие жесткие требования, очень интересно. Вообще, школа нацелена на то, чтобы ребенка учить и писать, и читать, и самое главное - развивать его способности. В стандарте основное - научить ребенка учиться с тем, чтобы он дальше мог самоопределяться, саморазвиваться и самореализоваться.
Ведущая: Как помочь ребенку в определении своего места в жизни? Не знает, куда поступать, способностей к чему-то одному - нет.
Буракова Н.И.: Только вчера состоялось заседание Правительства Ивановской области, на котором рассматривался очень значимый вопрос не только для экономики региона, но и для каждого родителя - развитие профессионального образования в Ивановской области. По итогам заседания Правительства принято решение о реализации плана мероприятий по развитию профессионального образования. Один из пунктов этого плана как раз направлен на создание в каждой школе кабинета профориентационной работы.
Мы планируем начинать эту работу уже с шестого класса. В советское время работа по профессиональной ориентации молодежи проводилась комплексно и системно. К сожалению, в предыдущие годы мы разрушили эту практику, но сейчас намерены ее возродить. В каждой общеобразовательной школе будет создан кабинет профориентационной работы, где с шестого класса мы будем знакомить каждого ребенка с различными профессиями, будет возможность пройти различные тестирования, познакомиться непосредственно с предприятиями, с различными организациями. Очень важно, что мы будем делать эти кабинеты с работодателями, которые откликнулись и проявили большой интерес, они тоже понимают, что сегодня очень важен выбор ребенка. Решение ввести профориентационную работу с 6 класса обосновано тем, что интерес ребенка к тем или иным знаниям мигрирует достаточно сильно - сначала формируется интерес к точным наукам, интерес к литературе, обществознанию формируется к концу обучения. Эту работу необходимо проводить, чтобы ребенок мог самоопределиться. На это же направлено профильное обучение, которое проводится с 8 класса, им уже охвачено порядка 50% школьников. Михаил Александрович сказал очень значимую вещь - нужен не просто план мероприятий по развитию профессионального образования, нужна очень серьезная, долгосрочная целевая программа развития профессионального образования. Эта программа будет приниматься к 2013, мы намерены сейчас очень серьезно заняться ее разработкой.
Ведущая: Говорят, что скоро школьники разучатся писать от руки из-за всеобщей компьютеризации, Вы с этим согласны?
Буракова Н.И.: Нет, не согласна. Писать не разучатся точно. В некоторых штатах Америки отменили письмо в начальной школе, там будут уроки компьютерной грамотности. Я думаю, что мы к этому придем, сейчас повсеместно есть компьютеры и Интернет. Так называемая "клавиатурная" грамотность тоже должна прививаться. Раньше мы начинали с уроков информатики, я считаю, что этот предмет себя изжил, потому что все ученики и учителя владеют компьютерными технологиями.
Ведущая: Когда закончатся бесконечные поборы с родителей?
Буракова Н.И.: Это возмутительный факт, этого в школе происходить не должно. Все началось тогда, когда школе жилось очень трудно, этот период мы уже прошли. Сейчас школа очень хорошо финансируется в рамках государственного стандарта. Я имею ввиду не только заработную плату, но и учебные расходы - порядка 8%, буквально 5 лет назад эти расходы составляли порядка 1%. Более того, Ивановская область очень активно участвует в различных проектах, мы среди 31 региона выиграли проект по комплексной модернизации образования и получили дополнительное финансирование более 300 млн. рублей - это только федеральные деньги, свое софинансирование было примерно такого же размера. С 2007 по 2009 год в школы пришло порядка 700 млн. рублей, эти деньги были в том числе направлены и на ремонтные работы, и на учебно-методическое, и на материально-техническое обеспечение, в школу пришли и автобусы и новые кабинеты, и новые компьютеры. Сейчас мы также находимся в очень серьезном проекте модернизации образования, на данный момент мы получили 140 млн. Если мы выполним все обязательства, на следующий год сумма составит более 400 млн. рублей. Я считаю, что сейчас школы очень серьезно финансируются и поборы в данном случае - недопустимый факт, которого в школе просто не должно быть. Департамент образования проводит серьезные проверки по каждому факту. Необходимо доносить всю информацию до нас, сразу же ставить в известность.
Ведущая: Чтобы собрать ребенка в школу, нужно потратить огромное количество денег. Что делать, если нет такой возможности?
Буракова Н.И.: Если речь идет о расходах на учебники, то стоит сказать, что в этом году все первоклассники были обеспечены учебниками совершенно бесплатно, на эти цели было направлено порядка 20 млн. рублей и в учебных расходах в рамках госстандарта - это как раз те 8%, про которые я говорила - присутствуют деньги на учебные расходы на приобретение учебников, других учебных материалов. Эти деньги через субсидии направляются в муниципалитеты, их получает каждая школа, которая принимает решение о расходах.
Я понимаю, что есть дети, которых действительно трудно собрать, это дети из многодетных семей. Для этого каждый год проводится акция "Поможем собрать детей в школу", органы социальной защиты этим активно занимаются. В таких случаях обращайтесь в Департамент образования, мы всегда вам поможем, если возникнут серьезные проблемы.
Ведущая: Что делается в рамках создания удобной среды для детей-инвалидов? Расскажите подробнее про Центр дистанционного обучения, в чем его роль?
Буракова Н.И.: Создание комфортной среды для детей-инвалидов - это одна из приоритетных задач не только Департамента образования, но и Департамента социальной защиты. Мы, в свою очередь, обеспечиваем образование детей-инвалидов и участвуем в проекте - дистанционное образование детей-инвалидов. Начинали мы этот проект 3 года назад с обучения 30 детишек, первый опыт был очень непростым. Мы получили изумительную технику, очень дорогостоящую, преподаватели осваивали ее с интересом. Этот проект пошел очень хорошо, на сегодняшний день уже 160 детей-инвалидов обучаются дистанционно, это 20 муниципалитетов. Проект заканчивается в 2012 году, к сожалению, но мы рассчитали его таким образом, что к этому времени мы сможем обучить все 190 детей-инвалидов, которым показано дистанционное обучение. Каждый ребенок обеспечивается самым современным оборудованием, которое позволяет ему быть доступным. Организует и координирует эту работу Областной центр дистанционного образования детей-инвалидов, который расположен в Кохме на базе коррекционного учреждения. Им руководит Шерудилло Елена Александровна. Здесь работают методисты, психологи и другие учителя-тьюторы, которые помогают организовать обучение каждого ребенка. У нас есть достаточно большие площадки - Вичуга, Кинешма, сейчас мы будем серьезно оснащать их для того, чтобы такая связь была постоянно.
Ведущая: Постоянно возникает огромное количество вопросов, куда можно позвонить, к кому можно обратиться?
Буракова Н.И.: У нас есть сайт, портал, где открыта электронная приемная - обращайтесь. Она очень хорошо работает. Часы моего приема - первая и третья среда каждого месяца. Мы всегда постараемся ответить, даже если не сможем - посоветуем, к кому обратиться.
Ведущая: Каковы ближайшие мероприятия в рамках проекта модернизации образования в Ивановской области?
Буракова Н.И.: Муниципалитеты проводят закупку оставшегося оборудования, мы планируем поставить автоматизированное рабочее место учителя в каждую школу и самое главное - выполнить обязательства: есть определенное количество учителей, которые должны пройти аттестацию. Кроме аттестации осталось завершить повышение квалификации - проходит переподготовка директоров школ и учителей. Мы обязаны закончить все мероприятия по взятым на себя обязательствам.
Ведущая: Наталия Ивановна, спасибо огромное за исчерпывающие ответы. Желаем Вам профессиональных успехов и дальнейших побед!
Буракова Н.И.: Спасибо огромное!