Контроль в рекламной деятельности в Нижегородской области
27 июля 2011 года в Инновационно-технологическом центре ННГУ им.Н.И.Лобачевского состоялась интернет-конференция и.о. заместителя руководителя Нижегородского УФАС России Швецовой Ольги Юрьевны.
Тема: "Контроль в рекламной деятельности в Нижегородской области".
Ведущая интернет-конференции - Трянина Елена Ивановна, заместитель генерального директора Нижегородской областной службы правовой информации "Гарант-ЦМИКИ".
Интернет-конференция организована информационным агентством "Гарант", Нижегородской областной службой правовой информации "Гарант-ЦМИКИ". Компания "Гарант-ЦМИКИ" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-19300 от 30.12.2004 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем нашу интернет-конференцию и я с удовольствием представляю нашего гостя и.о. Заместителя руководителя Нижегородского УФАС России Швецову Ольгу Юрьевну.
Швецова О.Ю.: Добрый день! Управление федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в рамках своих полномочий осуществляет государственный контроль за соблюдением требований Федерального закона "О рекламе" на территории Нижегородской области. Большое внимание управление уделяет профилактике нарушений, в связи с этим мы с удовольствием откликнулись на предложение компании "Гарант-ЦМИКИ" принять участие в интернет-конференции, ответить на вопросы, которые возникают у участников рынка рекламы, а также у потребителей рекламы. Я думаю, на сегодняшней конференции мы ответим на все вопросы, которые интересуют участников рынка и потребителей рекламы, расскажем о тех делах, которые рассматриваются управлением, ну и это, наверное, будет интересно всем пользователям "Гаранта".
Ведущая: К началу конференции поступило свыше сорока вопросов, на наиболее интересные из них мы сегодня постараемся получить ответ. Вопрос первый: уважаемая Ольга Юрьевна, вопрос задает Александр Иванович из Нижнего Новгорода. Он звучит так: много ли дел рассматривается о нарушении закона "О рекламе" в Нижегородской области?
Швецова О.Ю.: Я бы хотела сказать, что ежегодно управление рассматривается более 100 дел. В 2010 году было выявлено 103 нарушения. За первое полугодие 2011 года Нижегородским УФАС России рассмотрено 46 дел о нарушении ФЗ "О рекламе", из них в 42 случаях дела закончились вынесением решения о признании факта нарушения, выдано 58 предписаний, о прекращении нарушения рекламного законодательства, вынесено 39 Постановлений о привлечении нарушителей к административной ответственности, общая сумма штрафов составила 1 204 000 рублей. Цифры довольно приличные, как вы заметили.
Ведущая: Следующий вопрос пришел из Нижнего Новгорода, его задает Светлана Владимировна. Какие поправки, дополнения появились в законе "О рекламе" в 2011 году?
Швецова О.Ю.: Анализируя все изменения, которые приняты законодателями в 2011 году, это конечно три Федеральных закона, которые вносят изменения в Федеральный закон "О рекламе":
- от 03.06.2011 года № 115-ФЗ внесены изменения в статью 10 "Социальная реклама";
- от 11.07.2011 года № 202-ФЗ внесены изменения в статью 24 закона в отношении рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности;
- от 18.07.2011 года № 218-ФЗ статья 22 закона признана утратившей силу в связи с тем, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, приравнены к алкогольной продукции. В связи с этим на рекламу пива будут распространяться все запреты, которые в данный момент распространяются на рекламу алкогольной продукции.
Данный закон вступает в силу по истечении 1 года с момента опубликования, то есть с конца июля 2012 года.
Ведущая: Ольга Юрьевна, Семьянова Анастасия Вячеславовна спрашивает: считается ли реклама каких-либо товаров в кино, сериалах скрытой рекламой? То же самое и в телепередачах? Ведь там нет оговорки, что это на правах рекламы, или что это реклама.
Швецова О.Ю.: Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О рекламе" не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Судя по данному вопросу речь идет о завуалированной рекламе, содержащейся в фильмах и телепередачах.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" требования рекламного законодательства не распространяются на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Т.е., кинопродукция может содержать информацию нерекламного характера о каком либо товаре, органично интегрированную в телепрограммы и телепередачи.
Однако, в случае выявления такой информации необходим ее анализ на предмет установления наличия факта распространения рекламы и ее соответствия требованиям законодательства.
Ведущая: Скажите, как вы относитесь к тому, чтобы вообще запретить рекламу пива, табачных изделий, алкогольной продукции? Спрашивает Татьяна Николаевна, Нижний Новгород.
Швецова О.Ю.: Реклама пива, табачных изделий и алкогольной продукции имеет ряд серьезных ограничений в соответствии с требованиями Федерального закона "О рекламе". В настоящее время данные требования еще более ужесточились в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 года № 227-ФЗ, который признал, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, приравнены к алкогольной продукции. В связи с этим, на рекламу пива будут распространяться все запреты, которые в данный момент установлены на рекламу алкогольной продукции. Данный закон вступает в силу по истечении 1 года с момента опубликования, то есть ограничения будут действовать с конца июля 2012 года.
Однако, хотелось бы отметить следующее: в связи с тем, что данные группы товаров разрешены к реализации на территории Российской Федерации, у потребителей должна быть возможность выбора. В связи с этим считаю, что реклама должна иметь место, но с ограничениями, установленными законодательством.
Ведущая: Следующий вопрос задает Ирина Сергеевна из Нижнего Новгорода. Если наружную рекламу признали ненадлежащей, кто несет ответственность за ее снятие? Кто должен заплатить за ее снятие? Как быть с деньгами, которые заплатили владельцу щита вперед за несколько месяцев?
Швецова О.Ю.: Согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение рекламного законодательства может нести как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В договоре, заключаемом между рекламодателем и рекламораспространителем (владельцем рекламной конструкции) должны быть предусмотрены данные положения, а именно: порядок прекращения распространения рекламы в случае признания ее ненадлежащей антимонопольным органом, а также вопрос дальнейшей оплаты услуг по распространению рекламы. Таким образом, взаимоотношения между сторонами договора рекламным законодательством не регулируются, а предусматриваются гражданским законодательством.
В связи с тем, что по действующему законодательству (часть 5 статьи 19 закона) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем, то и демонтаж, следовательно, производится рекламораспространителем, а вот за чей счет – это должно следовать из договора.
Ведущая: Юлия Владимировна из Нижнего Новгорода спрашивает: принят ли запрет на размещение рекламы на асфальтовом полотне в Н.Новгороде?
Швецова О.Ю.: В Федеральном законе "О рекламе" отсутствует запрет на распространение "рекламы на асфальте", т.е. это означает, что данный способ распространения рекламы является разрешенным. Законодательством Нижнего Новгорода и области данный вопрос также не урегулирован.
Ведущая: Зачем рекламировать лекарственные средства, если они отпускаются по рецепту врача? Спрашивает Олег Николаевич из Нижнего Новгорода.
Швецова О.Ю.: В соответствии с частью 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама рецептурных лекарственных средств, а также методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, может быть осуществлена в специальных местах. Такими местами являются:
медицинские или фармацевтические выставки;
семинары, конференции и иные подобные мероприятия;
специализированные печатные издания, предназначенные для медицинских и фармацевтических работников.
Законодатель четко разграничил место размещения рекламы в случае с рекламой указанных объектов. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, в данных местах, и только там, может распространяться реклама лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные вещества. Также частью 10 запрещено проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
Таким образом, распространение рекламы лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача, в СМИ и в наружной рекламе не допускается.
Так, Нижегородским УФАС Росси было рассмотрено дело в отношении ООО "Издательский дом "Земляки" по поводу распространения в газете "Земляки" рекламного сообщения, содержащего рекламу медицинских препаратов: капотен, конкор, предуктал МВ, отпускаемых по рецепту врача. Комиссия Нижегородского УФАС России признала эту рекламу ненадлежащей, противоречащей требованиям части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" и выдала Обществу предписание о прекращении распространения данной рекламы. За распространение ненадлежащей рекламы общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей (данная сумма была установлена КоАПом на момент вынесения Постановления). Не согласившись с данным решением антимонопольного органа общество обратилось в Арбитражный суд. Все инстанции суда признали акты, вынесенные Нижегородским УФАС России, законными и обоснованными.
Другой пример: 3 ноября 2010 года в оконном проеме у входа в одну из аптек города Нижнего Новгорода специалистами Нижегородского УФАС России было выявлено рекламное сообщение: "Акция. Нижегородская аптечная сеть. НАС заботится о Вас. Терафлю Саше пак №10, 230=, Циклоферон тбл 150 мг. №10, 149-90 руб. Применяется по назначению врача".
Лекарственный препарат "Циклоферон" не включен в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. В Инструкции по медицинскому применению препарата "Циклоферон тбл. 150 мг." указано: "условия отпуска из аптек: по рецепту".
В связи с этими обстоятельствами, Комиссией Нижегородского УФАС России рекламное сообщение признано ненадлежащей рекламой, т.к. противоречит требованиям части 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Ведущая: много вопросов пришло по поводу рекламы пива и алкогольной продукции. К сожалению время проведения нашей интернет-конференция ограничено. Ответы на все поступившие вопросы будут размещены на сайте www.cmiki.ru, www.garant.ru и сайте УФАС в ближайшее время. В зале присутствуют представители СМИ. Вы можете задать вопросы Ольге Юрьевне.
Журналист: Скажите пожалуйста, как Нижегородская область выглядит в России в области рекламы?
Швецова О.Ю.: Ну действительно ФАС дает оценку деятельности территориальных управлений и среди критериев, которые оцениваются - количество рассматриваемых дел, количество выданных предписаний, количество штрафов наложенных. Я должна сказать, что по этим критериям мы входим в первую пятерку по России. Не знаю, то ли мы хорошо работаем, много выявляем нарушений, то ли у нас действительно очень много ненадлежащей рекламы.
Ведущая: Для большего привлечения покупателей сетевые компании проводят множество стимулирующих мероприятий, а именно: акций, накопительных скидок, разовых скидок (купонов), подарков и так далее. В конечном итоге, в большинстве случаев потребитель не получает обещанных подарков или скидок. Можно ли рассматривать данные действия сетевых магазинов как недостоверную рекламу? Интересуется Елена Анатольевна из Нижнего Новгорода.
Швецова О.Ю.: Да, если обещания, данные в рекламе, рекламодатель не исполняет, то такая реклама будет ненадлежащей. Предлагаю примеры подобных дел, рассмотренные Нижегородским УФАС России.
1. В адрес Нижегородского УФАС России поступило обращение потребителя рекламы по поводу рекламной акции: "Купон на скидку 100 рублей", проводимой ООО "Эльдорадо" в феврале-марте 2010 года в городе Нижний Новгород. В заявлении потребитель указал, что при оплате товара в магазине "Эльдорадо", им был предъявлен купон на скидку 100 рублей. В предоставлении скидки ему было отказано, продавец пояснил, что скидки на покупаемый товар (крышки TEFAL) не распространяются. В рекламном купоне содержалась информация о перечне товаров, на покупку которых в магазине не предоставлялась скидка: "на CD и DVD диски с записью, контракты и платежи мобильной связи и другие услуги". Иных товаров, на которые скидка не предоставляется, не указано.
Пунктом 15 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в ней, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что ни в Правилах проведения акции "Купоны в феврале – марте", ни в купонах на скидку "100 рублей" не содержится полных сведений о товарах, на которые распространяется действие акции, а также сведений о том, в зависимости от каких критериев устанавливается скидка на товар - 10% или 20%.
По результатам рассмотрения дела Комиссия установила, что реклама является ненадлежащей, противоречей требованиям пункта 15 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе". На нарушителя наложен штраф.
2. В адрес Нижегородского УФАС России поступило обращение потребителя рекламы по поводу стимулирующей акции "Накопительный подарок", проводимой ООО "Кольцо" (г.Дзержинск) в период с 01 по 30 ноября 2010 года. Из заявления следует, что в соответствии с условиями акции потребитель собрал 70 фишек и 5 декабря 2010 года представил их организатору стимулирующей акции для получения призов. Однако, Общество не представило потребителю обещанный приз. Сотрудники магазина "SPAR" пояснили потребителю, что для получения призов необходимо предоставить чеки на покупку товаров в магазине "SPAR" по конкретному адресу, в период проведения стимулирующей акции "Накопительный подарок".
Установлено, что в период с 01 по 30 ноября 2010 года ООО "Кольцо", осуществляющее предпринимательскую деятельность, в магазине "SPAR" проводило стимулирующую акцию "Накопительный подарок".
В магазине "SPAR" распространялись рекламные листовки, содержащие информацию: "При накоплении фишек покупатель получает подарок:
При накоплении 10 фишек (общие покупки на сумму 3000 руб.) Шампанское + набор бокалов для шампанского (2 шт.).
При накоплении 20 фишек (общие покупки на сумму 6000 руб.) Мартини "Бьянко" 0,5.
При накоплении 30 фишек (общие покупки на сумму 9000 руб.) Виски "White Horse" 0,5.
Акция действительна только в магазинах "SPAR", ..". Однако, информация о необходимости предъявления потребителем чеков на покупку товаров для получения призов в рамках акции "Накопительный подарок", являющаяся для потребителя существенной, не была указана в рекламе. Отсутствовие этой существенной информации ввело потребителя в заблуждение относительно условий и порядка получения призов по рекламируемой акции. Комиссия признала рекламу ненадлежащей, т.к. она противоречит требованиям пункта 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе". На рекламодателя наложен штраф в размере 100 000 рублей.
Ведущая: Следующий вопрос задает Андрей Викторович из Нижнего Новгорода: для привлечения внимания к рекламе разработчики используют новые нестандартные подходы, которые делают рекламу неэтичной, т.е. за гранью приличия. Как происходит оценка такой рекламы?
Швецова О.Ю.: Для рассмотрения вопросов на предмет соответствия требованиям рекламного законодательства действует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, в который входят эксперты средств массовой информации, ведущие рекламопроизводители, рекламораспространители, лингвисты, представители правоохранительных органов. Экспертный совет рассматривает вопросы, связанные с оценочными понятиями, в том числе и по поводу этических норм. Эксперты вправе вынести решение о наличии, либо отсутствии признаков нарушения рекламного законодательства в том или ином рекламном сообщении, рекомендовать Нижегородскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения ФЗ "О рекламе".
Так в 2011 году Экспертный совет рекомендовал Управлению возбудить дело в отношении компании, использующей в своем рекламном сообщении бранные слова.
1 марта 2011года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы по поводу рекламного сообщения, распространяемого на сайте www.nn.ru следующего содержания: "Все муд..., один ты классный", чередующегося с рекламным сообщением: "nn.ru понимает своих посетителей".
В соответствии с Решением от 15.04.2011, Экспертный совет признал рекламное сообщение, размещенное на сайте "www.nn.ru", содержащим признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и рекомендовал Нижегородском УФАС России рассмотреть вопрос о возбуждении дела в отношении рекламодателя.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что рассматриваемое рекламное сообщение является рекламой электронного периодического издания "Нижний Новгород OnLine" (интернет-сайт www.nn.ru). В связи с тем, что владельцем электронного периодического издания "Нижний Новгород OnLine" (интернет-сайт www.nn.ru) является ООО "НН.РУ", то Общество является рекламодателем указанного рекламного сообщения, следовательно, несет ответственность за данное нарушение. Комиссия признала рекламу ненадлежащей, т.к. она противоречит т требованиям части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе". В отношении нарушителя возбуждено административное производство.
Ведущая: К сожалению время нашей Интерне-конференции подошло к концу. Мы благодарим уважаемую Ольгу Юрьевну, огромное Вам спасибо, за то, что Вы нашли время принять участие в интернет-конференции. Вопросов очень много, как Вы видите, и вопросы очень актуальные, вопросы наболевшие у многих, и мы видим, что есть определенные сдвиги по отношению к этой рекламе, надеюсь, что в 2012 году будет все намного проще и у Вас дел будет меньше.
Швецова О.Ю.: Спасибо большое.
Ответы на вопросы, не прозвучавшие в ходе интернет-конференции
1. Каков механизм регулирования рекламной деятельности в России? (Н.Новгород, Светлана Ивановна)
Швецова О.Ю.: Рекламная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе". Целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Между тем, Федеральный закон не распространяется на:
1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Закон также устанавливает специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров, работ или услуг.
2. Какова деятельность ФАС по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы? (Н.Новгород, Денис Николаевич)
Швецова О.Ю.: Контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба на территориях субъектов Федерации в лице ее территориальных органов.
Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:
1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган вправе:
1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 настоящего Федерального закона;
5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;
6) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 настоящего Федерального закона;
9) выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции;
(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ)
10) выдавать предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенных с нарушением требований частей 3.1, 3.3 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Территориальные органы ФАС правомочны выявлять нарушения рекламного законодательства как самостоятельно, так и путем рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.
3. Какова процедура пресечения ненадлежащей рекламы Нижегородским УФАС России? (Н.Новгород, Андрей Владимирович)
Швецова О.Ю.: В случае выявления признаков нарушения рекламного законодательства антимонопольный орган вправе согласно статье 33 Закона возбудить дело по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе". Порядок рассмотрения дел установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 года № 508. По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган принимает решение о признании рекламы ненадлежащей или прекращает производство по делу в случае отсутствия нарушения рекламного законодательства. Антимонопольный орган также может выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям или рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
За факт нарушения ФЗ "О рекламе" предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом об административными правонарушениями. Территориальный антимонопольный орган вправе привлечь к административной ответственности лиц, виновных в нарушении рекламного законодательства.
4. В каких случаях нарушители рекламного законодательства привлекаются к административной ответственности? Каков размер штрафных санкций? (Н.Новгород, Екатерина Сергеевна)
Швецова О.Ю.: В случае установления факта распространения ненадлежащей рекламы виновное лицо привлекается к административной ответственности. Территориальный антимонопольный орган вправе возбуждать и рассматривать дела по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе":
Частью 1 предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 определено, что нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 3 статьи определила, что превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Часть 4: Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
- статья 14.38 "Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах":
1. Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
3. Размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
4. Размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
5. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
- части 6 статьи 19.8 "Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы…":
6. Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
5. Законна ли скрытая реклама? Если нет, то какое наказание за нее грозит? (Н.Новгород, Светлана Михайловна)
Швецова О.Ю.: Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О рекламе" не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Ответственность за данное нарушение согласно части 7 статьи 38 Закона несет рекламораспространитель, который может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Какой порядок согласования вывесок и штендеров, какие сроки и какие службы занимаются согласованием? Какой размер штрафа за несогласованные штендеры и вывески? (Н.Новгород, Юлия Викторовна)
Швецова О.Ю.: Порядок установки рекламных конструкций (объектов наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения) регламентируется статьей 19 Федерального закона "О рекламе".
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Порядок и сроки выдачи разрешений устанавливаются органом местного самоуправления.
В городе Нижнем Новгороде разрешения на установку рекламных конструкций выдаются МУ "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" на основании Постановления Городской Думы г.Н.Новгорода от 21.06.2006 N 46 "Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде".
В случае установки рекламной конструкции с нарушением указанных требований виновное лицо привлекаются к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Протоколы по статье 14.37 КоАП РФ могут быть составлены сотрудниками правоохранительными органами и Постановления вправе выносить суды.
7. Скажите, много ли случаев недобросовестной рекламы на территории Нижегородской области. Были ли у вас в производстве дела, когда порочили честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов, с помощью рекламы? (Н.Новгород, Семьянова Анастасия Вячеславовна)
Швецова О.Ю.: Согласно пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
В настоящее время в Нижегородском УФАС России рассматривается дело, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Б. по признакам нарушения рекламного законодательства. Суть дела в следующем, в июне 2011 года индивидуальный предприниматель Б. распространил в сети Интернет рекламу следующего содержания: "Запчасти дешевле, чем в ООО "…". Общество, указанное в рекламе, посчитало, что реклама содержит некорректное сравнение товаров, реализуемых обществом, с товарами, реализуемыми предпринимателем Б., в связи с чем, обратилось с заявлением в Нижегородское УФАС России.
8. Организация оплатила гос. пошлину за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции. Орган гос. Власти отказал организации в выдаче указанного разрешения, имеет ли она право на возврат госпошлины? (Н.Новгород, Максим Игоревич)
Швецова О.Ю.: Данный вопрос не входит в компетенцию антимонопольного органа. Рекомендуем обратиться в налоговый орган по поводу возможного возврата госпошлины.
9. Является ли спам законным? Каковы меры борьбы со спаммерами? (Н.Новгород, Марина Валентиновна)
Швецова О.Ю.: На данный момент Федеральный закон "О рекламе" не содержит понятия "спам".
Между тем, статья 18 закона допускает распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Таким образом, рекламораспространитель несет ответственность в случае распространения рекламы без согласия абонента.
10. С кем нужно согласовывать рекламные баннеры на многоквартирных жилых домах? Обязательно ли согласовывать ее с владельцами квартир? (Н.Новгород, Маненкова Светлана)
Швецова О.Ю.: Согласно статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Документом, подтверждающим согласие собственников общего имущества многоквартирного дома, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и договор с собственником имущества необходимы для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления или уполномоченным ими лицом.
11. Какие бывают ограничения на рекламные материалы в витринах магазинов с рекламой алкогольной и табачной продукции? (Н.Новгород, Алексей Николаевич)
Швецова О.Ю.: Статьи 21 и 23 Федерального закона "О рекламе" предусматривают определенные запреты на распространение рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
Пункт 5 части 2 статьи 21 и пункт 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" устанавливают запрет на размещение рекламы алкогольной продукции и табачных изделий с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. В случае, если витрины магазина можно увидеть с уличной стороны, то есть она выходит на внешнюю сторону здания, то такое размещение рекламы алкогольной продукции и табачных изделий запрещено.
12. Расскажите о возможности использования в рекламе формулировок в превосходной степени, например "самый лучший", "самый вкусный", "первый", "единственный" и т. д. Расскажите о возможности использования иностранных слов и выражений в рекламе. (Н.Новгород, Карина Юрьевна)
Швецова О.Ю.: Федеральный закон "О рекламе" не содержит конкретного запрета на использование в рекламе слов "самый лучший", "самый вкусный", "первый", "единственный" и т. д. Между тем, пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" говорит о том, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Рекламодатель несет ответственность за нарушение данного пункта, если не сможет доказать, что его товар, работы и услуги действительно "самые лучшие", "единственные" и так далее.
Что касается возможности использования иностранных слов и выражений в рекламе, то в соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. Указанное положение содержит отсылочную норму. Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона № 53-ФЗ от 01.06.2005 года "О государственном языке в Российской Федерации" государственный язык – русский язык – подлежит обязательному использованию в рекламе. В части 2 статьи 3 Федерального закона № 53-ФЗ от 01.06.2005 года "О государственном языке в Российской Федерации" указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке. Такие требования не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Соответственно, в случае отсутствия в рекламе перевода иностранного слова или выражения, которое может привести к искажению смысла информации для потребителя, такая реклама будет нарушать пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку понимание смысла рекламной информации зависит от уровня владения соответствующим иностранным языком.
13. Каким образом регулируется реклама в Интернете? Каковы особенности способов распространения рекламы в Интернете? Расскажите о правилах, которые регулируют рекламу в Интернете? Какие ограничения распространяются на рекламу в Интернете? (Н.Новгород, Надежда Борисовна)
Швецова О.Ю.: Федеральный закон "О рекламе" не содержит специальных норм, регламентирующих порядок распространения рекламы в Интернете, в связи с чем, при размещении такой рекламы необходимо руководствоваться общими нормами, предъявляемыми законом к распространяемой рекламе. В случае рекламирования в сети Интернет товаров, в отношении которых Федеральным законом установлены определенные запреты и ограничения (например, реклама биологических активных добавок к пище), следует руководствоваться также специальными нормами рекламного законодательства.
14. Чем вызван запрет использования образов людей и животных в рекламе пива? И почему этот запрет не распространяется на рекламу алкогольной продукции? (Дзержинск, Николай Константинович)
Швецова О.Ю.: В настоящее время согласно статьей 21 и 22 Федерального закона "О рекламе" установлены определенные ограничения к рекламе алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе.
Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
4) на всех видах транспортных средств общего пользования;
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться:
1) в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени;
2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции;
3) при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени;
4) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
5) в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;
6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
Таким образом, в настоящее время реклама пива может размещаться на автотранспортных средствах, на наружных рекламных конструкциях, в теле- и радио передачах в определенное время, в связи с чем, ее могут видеть дети, подростки. Именно поэтому имеется запрет на использование образов людей и животных в рекламе пива.
Между тем, требования к рекламе пива еще больше ужесточились в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 года № 218-ФЗ, который признал пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, приравненныи к алкогольной продукции. В связи с этим, на рекламу пива будут распространяться все запреты, которые в данный момент распространяются на рекламу алкогольной продукции. Данный закон вступает в силу по истечении 1 года с момента опубликования, то есть ограничения будут действовать с конца июля 2012 года.
15. Несет ли рекламораспространитель ответственность за размещение рекламы литературных произведений, если впоследствии выясняется, что эти произведения или их авторы находятся в списке экстремистской литературы? (Н.Новгород, Карина Юрьевна)
Швецова О.Ю.: Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости.
Согласно требованиям релкамного законодательства, рекламораспространитель не несет ответственности за нарушение части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". За данные нарушения ответственность несет рекламодатель, либо рекламопроизводитель, если имеются доказательства, что нарушение произошло по вине последнего.
16. Какая ответственность предусмотрена за размещение рекламы спонсора без представления его в качестве юридического лица? (Дзержинск, Анна Николаевна)
Швецова О.Ю.: Понятие спонсорская реклама определена в законодательстве, как реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Порядок размещения спонсорской рекламы в телепрограмма (или телепередачах) и радиопрограммах (радиопередачах) определен в законе. Так, телепередачи и радиопередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.
Ответственность за нарушение этого порядка несет рекламораспространитель. Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
17. Возможно ли следующее размещение рекламы спонсора на радио: в начале программы его представление, в конце программы прокат рекламного ролика спонсора, но уже без представления? (Леонид Мельник, г.Нижний Новгород)
Швецова О.Ю.: В статье 15 Федерального закона "О рекламе" установлено требование о том, что прерывании спонсорской рекламой передачи возможно непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи, общая продолжительность такой рекламы не должна превышает тридцать секунд. Рекламирование спонсора так же является его рекламой.
Таким образом, такой способ размещения спонсорской рекламы допустим в случае если продолжительность не превышает 30 секунд.
18. Должна ли реклама медицинского центра или отдельной врачебной специальности сопровождаться обязательным напоминанием, что имеются противопоказания, по которым надо проконсультироваться с врачом? Речь не о рекламе процедур, а именно самих врачей или медицинских центров. (Леонид Мельник, г.Нижний Новгород)
Швецова О.Ю.: Статья 24 ФЗ "О рекламе" содержит требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения. Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Таким образом, реклама медицинского центра или отдельной врачебной специальности без ссылки на виды оказываемых медицинских услуг или методов лечения может распространяться без предупреждения.
19. Если гость тематической программы сам называет свои координаты или координаты своей компании - считается ли это рекламой, а если да, то каким образом данная реклама должна обозначаться: перед всей программой озвучивание фразы "На правах рекламы" или какими-то иными способами? (Дзержинск, Олег Николаевич)
Швецова О.Ю.: Реклама, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, разнообразна и не всегда вписывается в определенные рамки. Поэтому, давать оценку гипотетическим случаем, описанным в вопросе довольно сложно. Поэтому мы можем рассказать лишь про общие подходы, применяемые антимонопольными органами в работе. При определении, относится ли рассматриваемое сообщение к рекламе, за основу берется определение "реклама", данное в законе. При наличии всех признаков, указанных в определении, антимонопольный орган делает вывод о том, что рассматриваемое сообщение является рекламой.
Относительно обязанности, установленной законодательством о предварительном сообщении о последующей трансляции рекламы, то действительно, прерывание телепрограммы или телепередачи, как и прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой. Законодатель не определил конкретный текст этого сообщения, т.е. допустимо и сообщение "реклама", и "на правах рекламы".
20. Каким нормативным требованиям должны отвечать растяжки над проезжей частью? (Н.Новгород, Ирина Александровна)
Швецова О.Ю.: Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется с соблюдением требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Растяжки подпадают под понятие рекламной конструкции, в связи с чем, на ее размещение необходимо получить разрешение в органе местного самоуправления и заключить договор на установку рекламной конструкции в соответствии с требованиями статьи 19 закона. Реклама на растяжке должна отвечать требованиям Федерального закона "О рекламе".
Кроме того, растяжки должны отвечать требованиям ГОСТ 52044-2003, в связи с чем, их размещение необходимо согласовать с органами ГИБДД.
21. Разрешена ли в настоящее время наружная реклама алкогольной продукции?
Швецова О.Ю.: В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В 2010 году Нижегородским УФАС России рассмотрено дело в отношении ООО "Гриада", разместившего в оконных проемах и на входной двери магазина рекламы о проведении акции по продаже водки "купи 2 бутылки + 1 в подарок" и "купи 17 бутылок + 3 в подарок". Общество признано виновным в распространении ненадлежащей рекламы и привлечено к административной ответственности.
В 2011 году рассмотрено дело по факту размещения рекламы алкогольной продукции на фасаде здания магазина "Продукты из солнечной Армении". Виновное лицо привлечено к административной ответственности.
В настоящее время рассматривается дело в отношении ООО "Авоська", разместившего в окне магазина в городе Городце Нижегородской области рекламу о проведении акции о продаже товаров по сниженным ценам, в том числе водки.
22. Можно ли рекламировать алкоголь в кинотеатрах перед началом киносеанса?
Швецова О.Ю.: В соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" введен запрет на распространение реклама алкогольной продукции при кино- и видеообслуживании.
23. Реклама алкоголя на транспорте разрешена?
Швецова О.Ю.: Пунктом 4 части 2 статьи запрещено 21 ФЗ "О рекламе" размещение рекламы алкогольной продукции на всех видах транспортных средств общего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения товаров и население, он традиционно подразделяется на автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный (авиационный).
Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 года № 316 в пункте 1.2 "Общие положения" определяют понятие "маршрутное транспортное средство" — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Таким образом, к транспортным средствам общего пользования нормативно-правовым актом отнесены автобус, троллейбус, трамвай. На них размещение рекламы алкогольной продукции запрещено. Исходя из смысла содержания пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации можно сделать вывод, что к транспортным средствам общего пользования следует отнести такси и маршрутные такси. К транспорту общего пользования относится также подвижной состав подземного городского транспорта – метро.
Запрет распространяется на железнодорожный транспорт общего пользования, понятие которого определено в части 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также на морской, речной, воздушный (авиационный) транспорт общего пользования.
24. Как должно выглядеть в рекламе предупреждение о вреде употребления алкоголя?
Швецова О.Ю.: В части 3 статьи 21 Закона установлено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее, чем 10% рекламной площади (рекламного пространства).
Федеральным законом "О рекламе" требования к содержанию предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции не установлены. Рекламодатели по своему усмотрению могут формулировать текст предупреждения, использовать тот или иной шрифт, однако такое предупреждение о вреде должно быть четким и ясным, хорошо различимым на фоне рекламы, т.е. должно быть именно предупреждением и привлекать внимание потребителей.
В 2011 году рассмотрено дело в отношении ООО "Отдохни-52" и ООО "Настоящие вина" распространяющие в сети магазинов "Отдохни" рекламные листовки "Календарь акций. Апрель 2011. Встречайте весну с нами" с рекламой алкогольной продукции. На первой странице листовки предупреждение составляло менее 1,5 % площади рекламного пространства, на 2, 3, 4 страницах площадь предупреждения составила менее 6,5 % от общего поля рекламной листовки. Такая реклама признан ненадлежащей.