Стратегия социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу
25 февраля в 11-00 часов состоялась интернет-конференция с начальником Департамента экономики Тверской области Аристовым Сергеем Анатольевичем.
Тема: "Стратегия социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу".
Ведущая – Копылова А.В. (ЗАО "ГАРАНТ – ЦПС").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Здравствуйте, уважаемая интернет – аудитория. Мы приветствуем вас на очередной интернет-конференции в компании "ГАРАНТ – Центрпрограммсистем". Тема сегодняшней интернет-конференции: "Стратегия социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу (до 2025 года)". Позвольте представить вам участников: генеральный директор компании "ГАРАНТ – Центрпрограммсистем" Лорман Виктор Александрович и наш уважаемый гость: начальник Департамента экономики Тверской области Аристов Сергей Анатольевич. На этапе подготовки конференции нам поступило много интересных вопросов, которые мы хотим предложить для обсуждения нашим участникам. А сейчас для открытия конференции предоставляется слово генеральному директору ЗАО "ГАРАНТ – ЦПС" Лорману Виктору Александровичу.
Лорман В.А.: Я хотел сказать несколько слов о нашей компании. Справочная правовая система ГАРАНТ, а вместе с ней и компания "Гарант" в конце декабря 2010 года отметила свое 20-летие. Региональные партнеры компании "Гарант" оказывают информационно-правовые услуги во всех регионах России. ЗАО "ГАРАНТ – Центрпрограммсистем" является представителем ГАРАНТа в Твери и Тверской области вот уже 19 лет. На сегодняшний день "ГАРАНТ-Центрпрограммсистем" обслуживает более тысячи организаций и предприятий не только в областном центре, но и во всех районах региона. Помимо предоставления услуг по обновлению информации в справочной правовой системе, "ГАРАНТ-Центрпрограммсистем" оказывает целый комплекс смежных услуг, таких как бесплатное обучение пользователей эффективным методам работы со справочной системой, бесплатная информационная и техническая поддержка пользователей, всероссийские спутниковые онлайн - семинары по экономической и юридической тематике, которые проходят практически еженедельно и заранее анонсируются. Недавно появилась еще одна интересная услуга – правовой консалтинг, что очень помогает деятельности организаций и предприятий. В пользователи получили возможность задавать индивидуальные вопросы, ответы на которые дают эксперты правового консалтинга компании "Гарант".
Наша компания с 2008 года проводит интернет - конференции с органами государственной власти. В частности, частности, были проведены конференции с Законодательным Собранием Тверской области, Департаментом занятости населения Тверской области, Департаментом образования Тверской области, Департаментом социальной защиты населения Тверской области. А сегодня мы проводим интернет - конференцию с начальником Департамента экономики Тверской области Аристовым Сергеем Анатольевичем.
Ведущая: Спасибо, Виктор Александрович. Сергей Анатольевич, прежде чем задать вопросы, которые поступили нам от населения, предоставляю вам слово.
Аристов С.А: В первую очередь хочу всех поприветствовать. Достаточно активная дискуссия идет по Стратегии развития Тверского региона до 2025 года. В TverNews были достаточно серьёзные посты, связанные с обсуждением этой Стратегии. Первые набрали много комментариев. Эту дискуссию мы хотим продолжать, а не останавливать и переносить её на более профессиональные и специализированные слои населения. Поэтому и выбрали площадку ГАРАНТа для обсуждения этой Стратегии. Это был осознанный выбор с точки зрения целевой аудитории. Надеюсь, что вопросы, на которые я буду готов ответить, будут носить более предметный характер.
Ведущая: В Стратегии ставка делается на развитие инноваций. Какую поддержку от региональной власти получат предприятия инновационного сектора?
Аристов С.А.: Совершенно правильно было замечено, что с точки зрения стратегии, как я это называю, было важно "не догонять прошлое". Это значит не пытаться восстановить экономику, свойственную 70м - 80м годам предыдущего века, а попытаться создать экономику на основе тех направлений, которые являются драйверами и движущей силой экономики будущего, ближайших 10-20 лет. Это подразумевает поддержку направлений, связанных с постиндустриальным экономическим типом. Это то, что связанно с ЭКО, БИО, IT и с услугами, которые должны предоставляться населению. Но такую экономику невозможно создать совершенно точно без "посева", который подразумевает помощь маленьким, но очень быстро растущим компаниям. Вот именно в таких прорывных направлениях. Что мы, собственно говоря, и делаем. Потому что Стратегия – это понимание, куда надо двигаться. И есть механизмы, долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, которые определяют, как двигаться в направлении выбранной рамки разработанной Стратегии. Несколько лет назад мы разработали целевую программу – это развитие инновационной структуры. Она принята Законодательным собранием. В декабре предыдущего года мы докапитализировали Венчурный фонд Тверской области. На данный момент его капитализация составляет 200 млн. рублей. Это та величина, с которой можно работать, вкладывать в современный инновационный проект. При этом, с точки зрения финансирования на один проект, эта величина может составлять 30 млн. рублей. Это достаточно серьезные деньги, для того чтобы сделать определенные шаги и успехи в области развития инновационных компаний.
Венчурный фонд – это механизм, который финансирует конкретные проекты. Основная проблема не только в Тверской области, но и в России, это переход от идеи к проекту. Идей – множество, но они не являются проектами. Проект – это ресурсы, цели, сроки и так далее. Для того чтобы идеи превращать в проекты, мы создали соответствующий "старт-ап" фонд. В первую очередь он будет вкладывать деньги (до 1 млн. рублей) в идеи. И как результат должен появиться проект, который будет финансироваться либо за счет Венчурного фонда, либо за счет негосударственных венчурных фондов, или за счет частных инвесторов.
Следующий вопрос: Две недели назад мы приняли три субсидии, которые будем предоставлять малым инновационным компаниям. Первая субсидия – это субсидия на функционирование малых инновационных компаний при вузах. Вторая – это субсидия на подготовку специалистов в области коммерциализации научных разработок. Третья – это субсидия на повышение энергоэффективности и энергосбережения. А также мы собираемся принимать субсидию, связанную с поддержкой экспорта.
Ведущая: В тексте Стратегии много внимания уделяется развитию транспортного коридора "Москва – Санкт-Петербург". Какая роль в жизни региона отводится муниципальным образованиям, расположенным в удалении от этой магистрали?
Аристов С.А.: Тверская область – это единый организм. Каждому району определяется своя специализация. Именно специализация, близкая этому району, и специализация, которую он сможет выполнить. Есть задача и её понимание, что каждый район имеет свою специализацию, но в рамках деятельности общего механизма или системы, как Тверская область. Ни один район не будет забыт. Всем будет уделено внимание с точки зрения его возможной специализации. Есть задача и она поставлена Губернатором в послании – это создание промышленных площадок во всех районах Тверской области. Размеры этих площадок 300 га или 500 га и построить их рядом с Оленино или Жарками невозможно, так как количество людских ресурсов не соответствует размерам таких площадок. Такие площадки возможно строить только с такими городами, как Тверь, Кимры или Торжок. Специализация подразумевает упор на определенные направления деятельности. У нас есть исторически сложившиеся направления деятельности у районов (Осташковский, Пеновский).
Например, строительство Николаевской железной дороги вызвало много шума и недовольства. И первые пять - десять лет были очень большие отрицательные настроения населения. И все-таки строительство этой дороги стало благом для Тверской области.
В наше время примером служит "САПСАН". Ведь он разрезал Тверскую область. Некоторые населенные пункты стали отрезанными от сообщения. Я надеюсь, что пройдет 10-15, лет и мы к "САПСАНу" будем относиться совершенно по - другому. Потому что проблемы с доступностью будут решены.
Ведущая: Судя по всему, одна из главных задач Стратегии – приостановить убыль населения, прежде всего – отток специалистов в Москву и Санкт-Петербург. Какими средствами это будет сделано?
Аристов С.А.: Ответ на это вопрос очень простой, но сделать это очень сложно. Истории оттока примерно 85 лет. Я всегда привожу пример: что в 1926 году в Тверской области проживали 2,6 млн. человек. Война, коллективизация, стройки века и просто отток молодых высокообразованных в репродуктивном возрасте молодых людей. Отток происходил в два этапа. Это отток из районов в Тверь, Ржев, Вышний Волочек, а затем в Москву и Санкт-Петербург. Уровень зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге в то время практически не отличался от уровня зарплаты в Твери (тогда Калинине). Люди ехали в Москву за карьерой, за дополнительными благами, которые невозможно было получить в Калинине.
И сейчас, когда мы пытаемся направить специалистов работать в селе, очень часто сталкиваемся с такой ситуацией: когда специалист не готов ехать в село, даже за высокую оплату его труда. Например, врачи общей практики с зарплатой до 55 тыс. рублей. Вы думаете, очередь стоит? Зарплата большая для села, но потратить на качественные блага её нет возможности.
Соответственно стоит задача с точки зрения, чтобы люди здесь оставались работать. Она разбивается на две: кроме как повышать благосостояние жителей Тверской области, нам необходима развитая система благ для жителей Тверской области. Хотим мы этого или не хотим. В другой ситуации люди будут постоянно уезжать. И поэтому в рамках Стратегии мы для себя определили, что основной задачей Стратегии является стабилизация населения Тверской области на уровне 1400 тыс. человек.
Мы разработали ряд направлений, отвечающих на вопрос, как этого достигнуть. Первый момент, это повышение качества предоставляемых услуг в нашей бюджетной сети. Здравоохранение, образование, культура и т.д. Насыщенность и качество, на данный момент, не удовлетворяют потребностям жителей. Эти вопросы связаны с развитием городской среды. Это проект Гельмана, который активно обсуждается. Проект в рамках реализации Стратегии развития Тверской области. Создание определенного культурного кластера, чтобы люди не только не уезжали отсюда, но и приезжали сюда, хотели здесь жить и работать. Есть определенные направления по изменению городской среды, изменению услуг, предоставляемых нашей бюджетной сетью и привлечения сюда молодых людей. Существует ипотечная программа, по которой молодым семьям субсидируются ипотечные кредиты: 150 тыс. рублей при покупке вторичного жилья, 200 тыс. рублей при покупке первичного жилья, плюс за каждого ребенка, родившегося после получения ипотечного кредита, мы доплачиваем 75 тыс. рублей из областного бюджета. Сейчас мы вводим меру для кандидатов и докторов наук до 40 лет, расширяем сумму до 500 тыс. рублей. Нам важно, чтобы люди здесь оставались и работали. А ВУЗы имели возможность привлекать специалистов.
Ведущая: Спасибо. Сергей Анатольевич, где можно посмотреть целевые программы по Стратегии?
Аристов С.А.: Со Стратегией можно ознакомиться на сайте Департамента экономики Тверской области. Долгосрочные целевые программы можно там же посмотреть. Мы попытались сделать сайт Департамента максимально открытым и насыщенным. Я сам отслеживаю, чтобы новости и новые документы там появлялись практически ежедневно. В ГАРАНТе так же можно ознакомиться с долгосрочными целевыми программами. Так как они утверждаются постановлениями Администрации Тверской области и в обязательном порядке находятся в системе ГАРАНТ.
Лорман В.А.: Хотелось бы, чтобы мы могли анонсировать новые программы, которые появляются, через нашу справочную правовую систему. Но это предмет отдельного разговора.
Ведущая: Стратегия-2025 в некоторой степени похожа на манифест, в котором обозначены некоторые приоритеты развития. Будут ли прописаны конкретные отраслевые планы на этот период с четко обозначенными мероприятиями и определенным финансированием из областного бюджета?
Аристов С.А.: Это вопрос долгосрочной целевой программы. Список, который у нас есть, это примерно 48 целевых программ, он не закрыт. На данный момент, практически полностью готова долгосрочная целевая программа "Развитие промышленности сферы услуг и торговли". Это программа, в которой прописаны мероприятия, цели и задачи на ближайшие 3, 5, 7 лет. И сумма финансирования, которая выделяется на эти цели. Существует долгосрочная целевая программа "Привлечение инвестиций на территорию Тверской области". Она нацелена на привлечение инвестиций в экологически чистое производство.
Каждый район будет иметь собственную программу. Когда мы предоставляем субсидию из областного бюджета, мы требуем наличие программы в муниципальных образованиях. И не просто наличие программы, а чтобы она была опубликована, находилась на сайтах, чтобы были общественные слушания.
Ведущая: Что в Стратегии говорится о сельском хозяйстве Тверской области? Будет ли оно востребовано? Как привлечь в эту отрасль работников?
Аристов С.А.: По консолидированному мнению авторов, ЭКО-производство является основой сохранения и развития традиций и образа сельской жизни в Тверской области. Надо понимать, что тема продовольственной безопасности имеет самое непосредственное отношение к нашему региону, богатому земельными ресурсами. Сегодня в мировой повестке дня остро стоит, отметая морально-этические аспекты, вопрос массового производства генетически модифицированной продукции. Как это скажется на здоровье людей, отдельная тема. Но сейчас уже ясно одно: быстро растущее человечество не сможет себя прокормить, используя только природные ресурсы. Есть прогнозы российских и зарубежных ученых, которые предполагают, что лет через 40 проблема продовольственной безопасности в мире может значительно обостриться. Генномодифицированные товары будут дешевле и доступнее, это факт. Однако натуральная продукция останется максимально востребованной. И наш регион может многое выиграть, сделав ставку на рост производства экологически чистых продуктов питания. Это будет высокомаржинальный бизнес, которому необходимо уже сейчас подниматься на ноги. В том числе с этой целью по инициативе губернатора Дмитрия Зеленина реализуется проект "Тверской фермер", разработан пакет финансовой поддержки агробизнеса, оказываются различные виды социальной помощи населению, проживающему и работающему в сельской местности. Отрасли предстоит решить важнейшие задачи — повышения производительности труда и привлечения кадров.
Полтора года назад запустили программу "Поддержка жизни на селе". В рамках этой программы рассматриваются вопросы, связанные со строительством жилья для специалистов, финансовая поддержка специалистов. Есть мероприятия, связанные с развитием инфраструктуры на селе.
Ведущая: На какие элементы Стратегии вы посоветуете обратить особое внимание представителям малого бизнеса?
Аристов С.А.: Для малого бизнеса, я считаю, главное - оглянуться по сторонам. Пустых ниш в Твери и области очень много. Малый бизнес – это все, что связано с непосредственной жизнедеятельностью человека. Целью Стратегии в малом бизнесе является отсев и помощь лучшим.
Ведущая: Поступил вопрос от будущего представителя малого бизнеса Колотова: "Начать свой бизнес непросто. У меня есть идея, но нет стартового капитала, не знаю, как грамотно составить бизнес-план, чтобы найти инвестора. Может ли департамент экономики в этом помочь?"
Аристов С.А.: Конечно. Департамент экономики – инфраструктура поддержки малого бизнеса, готовая всегда помочь. Можно обратиться в Бизнес - инкубатор, где помогут составить бизнес-план. Можно обратиться в "старт-ап" фонд, где можно найти первоначальный капитал. А если это уже конкретный проект, то можно обратиться в Венчурный фонд. Но точно могу сказать: мы занимаемся не социальной защитой, а поддержкой экономических проектов. Я с большим скепсисом отношусь к людям, не готовым вкладывать собственные деньги. Это значит, что они не верят в собственный бизнес. Другой разговор, когда есть минимальный начальный капитал, но не хватает…Таким людям мы готовы максимально помогать, потому что они верят в свое дело. Они на это сделали ставку личными деньгами. Это очень важный момент.
Ведущая: Будет ли происходить развитие сети деловых информационных центров для предпринимателей в Тверской области с учетом Стратегии?
Аристов С.А.: На данный момент их около 60. Сейчас стоит задача заставить их качественно работать. Чтобы предприниматели были довольны их работой. Есть цель: чтобы в каждой библиотеке был Деловой информационный центр. А знаете, сколько библиотек в Тверской области? 866 по состоянию на 2009 год. Это самая крупнейшая социальная сеть.
Лорман В.А.: Сергей Анатольевич, действительно ли, что не только в крупных библиотеках, но и в мелких, планируется создавать такие Центры?
Аристов С.А.: Мы сделали многоуровневую систему с точки зрения обеспечения библиотек. В первую очередь это будут центральные районные библиотеки. В сельских библиотеках помимо создания центра, мы можем решить и другие задачи. Такие как подведение интернета. И население получает, грубо говоря, бесплатное интернет-кафе рядом с домом. Оборудование, которым будет оснащена библиотека, может использоваться самой библиотекой.
Ведущая: В связи с задачей создать комфортные условия жизни в Тверской области будут ли меняться условия ипотечного жилищного кредитования? Будет жилье – будут и специалисты.
Аристов С.А.: Программу ипотечного кредитования мы меняем исходя из текущих условий. С помощью ипотечной программы во время кризиса мы достаточно серьезно поддержали строительную отрасль. В структуре рынка по продаже жилья до 40% сделок происходит с использованием ипотечных кредитов. Мы ввели ипотечную программу, по которой молодым семьям субсидируются ипотечные кредиты: 150 тыс. рублей при покупке вторичного жилья, 200 тыс. рублей при покупке первичного жилья, плюс за каждого ребенка, родившегося после получения ипотечного кредита, мы доплачиваем 75 тыс. рублей из областного бюджета. Итого, по результатам 2010 года, мы вышли на докризисный уровень, а денег из областного бюджета потратили больше. В 2010 году программой воспользовались 1800 семей.
Ведущая: Есть ли подобные Стратегии в других регионах? Насколько успешно они реализуются?
Аристов С.А.: С посткризисным документом в России мы первыми вышли. Я не слышал, чтобы кто - то начал работу с такими посткризисными документами. До кризиса многие регионы имели подобные Стратегии, в том числе утвержденные. Очень часто такие Стратегии имели политический аспект.
Ведущая: Спасибо, Сергей Анатольевич, за развернутые ответы на поступившие вопросы. Благодарим вас за участие. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий ЗАО "ГАРАНТ – ЦПС".