Новости и аналитика Аналитические статьи Госсектор. Готовимся к сдаче бухгалтерской (бюджетной) отчетности за первое полугодие

Госсектор. Готовимся к сдаче бухгалтерской (бюджетной) отчетности за первое полугодие

Госсектор. Готовимся к сдаче бухгалтерской (бюджетной) отчетности за первое полугодиеВ целях реализации полномочий, предусмотренных ст. 165 Бюджетного Кодекса РФ, Минфином России в 2016 году доведены порядок формирования входящих остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета по состоянию на 1 января 2016 года (письмо Минфина России от 14 марта 2016 г. № 02-07-07/14989) и порядок учета бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и остатков  неиспользованных субсидий, подлежащих возврату в бюджет (письмо Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 02-06-07/19436).

ВНИМАНИЕ:

Указанные письма носят методологический характер и являются обязательными для применения организациями госсектора всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, примеры заполнения отдельных отчетных форм, представляемых в составе квартальной отчетности, приведены в совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 17 марта 2016 г. №№ 02-07-07/15237, 07-04-05/02-178.

При составлении и представлении бухгалтерской (бюджетной) отчетности, включая дополнительные формы, предусмотренные финансовым органом публично-правового образования и (или) учредителем, обратите внимание на соблюдение общих требований к ее оформлению:

1

Комплект отчетных форм бухгалтерской (бюджетной) отчетности подлежит обязательному оформлению на бумажном носителе (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; далее – Закон № 402-ФЗ) и подлежит хранению в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, установленными приказом Минкультуры РФ от 25 августа 2010 г. № 558 (ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

2

Бухгалтерская (бюджетная отчетность) подписывается руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером  (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции № 191н). Перечень лиц, ответственных за формирование плановых (прогнозных) и аналитических показателей, должен быть определен учетной политикой учреждения  (абз. 1 п. 6 Инструкции № 191н, абз. 2 п. 5 Инструкции № 33н).

3

Положения Инструкций №№ 191н и 33н не допускают замену прочерком числовых показателей, имеющих нулевые значения по состоянию на отчетную дату. Также не допускается изъятие данных из форм отчетности. Так, если в отчетном периоде в бухгалтерском (бюджетном) учете отражены обороты по соответствующим аналитическим счетам учета, сформировавшие по состоянию на отчетную дату нулевой показатель, он обязательно должен быть отражен в отчетности. 

НАША СПРАВКА

На официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Документы" (подраздел "Учет и отчетность") размещены контрольные соотношения для квартальной бухгалтерской (бюджетной) отчетности. (http://roskazna.ru/dokumenty/byudzhetnyy-uchet-i-otchetnost/)


Наиболее значимыми нововведениями при формировании госучреждениями полугодовой отчетности является заполнение показателей в графах 5-8 раздела 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769) и формирование Отчета о движении денежных средств (ф.ф. 0503123, 0503723). Однако бюджетным и автономным учреждениям, а также их учредителям особое внимание целесообразно уделить и изменениям порядка формирования Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737), в частности – отражению операций по возвратам остатков субсидий прошлых лет и "расходной" дебиторской задолженности прошлых лет.

 

Особенности формирования Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769)

Начиная с отчетности по состоянию на 1 июля 2016 года как казенные, так и бюджетные и автономные учреждения,  должны отразить "развернутую" информацию о дебиторской и кредиторской задолженности. Так, помимо общей суммы дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемой по соответствующему номеру счета бухгалтерского (бюджетного) учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода, теперь в Сведениях (ф.ф. 0503169, 0503769) отражаются показатели увеличения и уменьшения задолженности за отчетный период.

ВНИМАНИЕ:

К неденежным расчетам, отражаемым в графах 6 и 8 раздела 1 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), относятся операции по принятию задолженности к учету, а также зачет обязательств.

Информация о задолженности по аналитическим счетам учета счетов 205 00 "Расчеты по доходам", 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами", 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" и 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" может быть включена как в сведения о дебиторской, так и о кредиторской задолженности – применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета допускает по состоянию на отчетную дату как дебетовое, так и кредитовое сальдо по указанным счетам.

В случае если по состоянию на начало отчетного периода по данным счетам отражалась дебиторская (кредиторская) задолженность, а по состоянию на отчетную дату на указанных счетах сформировался кредитовый (дебетовый) остаток, информация о задолженности отражается отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженности. При этом в каждой из форм Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769) отражается соответствующий остаток и обороты, его сформировавшие.

Так, например, по состоянию на начало года у учреждения по соответствующему аналитическому счету учета счета 205 00 "Расчеты по доходам" образовалось дебиторская задолженность в сумме 300,00 руб. В отчетном периоде указанная задолженность контрагентом не погашена, но в результате повторной оплаты услуг (в сумме 400,00 руб.) другим дебитором по состоянию на отчетную дату образовалась кредиторская задолженность в сумме 100,00 руб. При формировании полугодовой отчетности в разделе 1 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769) по дебиторской задолженности отразится остаток по состоянию на начало года (графа 2) в сумме 300,00 руб. и уменьшение задолженности (графа 7) также в сумме 300,00 руб.  В разделе 1 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769) по кредиторской задолженности следует отразить остаток по состоянию на отчетную дату (графа 9) в сумме 100,00 руб. и увеличение задолженности (графа 5) также в сумме 100,00 руб.

ВНИМАНИЕ:

Кредитовый остаток по счету 4 205 31 000 (4 205 30 000) "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" не допускается. Единственное исключение – уменьшение учредителем объема уже доведенной субсидии при отсутствии у учреждения возможности возвратить средства в бюджет до наступления отчетной даты.

В учете бюджетных и автономных учреждений на счете 4 205 31 000 (4 205 30 000) "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" и 5 (6) 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов" подлежат отражению расчеты по доходам в виде субсидий, полученных в текущем финансовом году. Исключение – суммы остатка субсидий прошлых лет при подтверждении права на их использование в текущем году на те же цели.

Напомним, что порядок учета бюджетными и автономными учреждениями остатков неиспользованных субсидий прошлых лет подробно разъяснен в письме Минфина России от 1 апреля 2016 № 02-06-07/19436.

ВНИМАНИЕ:

При наличии у бюджетного (автономного) учреждения неиспользованных остатков субсидий прошлых лет отсутствие в Сведениях (ф. 0503769) показателей по счету 5 (6) 303 05 000 с указанием в 15-17 разрядах номера счета аналитической группы подвида доходов бюджета 180 "Прочие доходы" может послужить основанием для признания отчетности недостоверной и привлечению главного бухгалтера к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

Отражение задолженности по возврату в бюджет неиспользованных остатков субсидий, имеющих целевое назначение, на счете 5 (6) 303 05 000 не зависит от наличия на отдельном лицевом счете учреждения по состоянию на начало текущего финансового года денежных средств. Так, в течение текущего финансового года контрагентом может быть возвращена сумма дебиторской задолженности в рамках не исполненного по состоянию на начало года контракта, источником оплаты по которому в прошлом году являлись средства субсидии.

Подробнее о том, за какие правонарушения в бюджетной сфере могут привлечь к административной ответственности, узнайте из материала "Административные правонарушения в бюджетной сфере. Ответственность за их совершение" в в "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий могут быть выявлены факты невыполнения или ненадлежащего выполнения подрядчиком своих обязательств в рамках контракта, расчеты по которому завершены в прошлом году. При выявлении подобных фактов у учреждения нет оснований для корректировки завершенных расчетов способом "Красное сторно" – в бухгалтерском учете учреждения прямой бухгалтерской записью одновременно должны быть отражены факт выявления ущерба и обязанность по возврату в бюджет остатка субсидий.

 

Отчет о движении денежных средств (ф.ф. 0503123, 0503723)

Несмотря на внешнее сходство структуры Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) и Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737) со структурой Отчетов (ф.ф. 0503123, 0503723), принципы их формирования различны.

1

Во-первых, в Отчетах (ф.ф. 0503123, 0503723) содержится обобщенная информация о движении денежных средств учреждения в целом, включая средства во временном распоряжении, без детализации в разрезе источников финобеспечения деятельности.

2

Во-вторых, показатели по операциям с финансовыми активами, отражаемые в разделах 3 "Источники" Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) и Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737), учитываются при формировании разделов 1 "Поступления" и 2 "Выбытия" Отчетов (ф.ф. 0503123, 0503723).

3

В-третьих, операции с целевыми средствами, поступившими в прошлые отчетные периоды (в частности, по доходам в виде межбюджетных трансфертов, администратором которых может являться казенное учреждение, а также в виде субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям), а также операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет, отражаются в Отчетах (ф.ф. 0503123, 0503723) обособленно.

Принципиальное отличие Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123), формируемого казенными учреждениями, от формируемого бюджетными и автономными учреждениями Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) заключается в особенностях отражения операций по поступлениям и выбытиям денежных средств при их движении между лицевыми (банковскими) счетами, а также при движении средств между лицевым (банковским) счетом и кассой учреждения.

Помимо обособления операций по возвратам "расходной" дебиторской задолженности прошлых лет и остатков субсидий прошлых лет, Отчет (ф. 0503723), формируемый бюджетными (автономными) учреждениями, позволяет определить общую платежеспособность учреждения по состоянию на отчетную дату. Информация об исполнении Плана ФХД с использованием наличных денежных средств содержится в Отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737). Соответственно, отсутствует и необходимость получения такой информации из Отчета (ф. 0503723).

Подробнее с особенностями составления Отчета (ф. 0503723) и примерами его заполнения можно ознакомиться в материалах "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

В то же время алгоритм формирования казенным учреждением Отчета (ф. 0503123) обеспечивает получение информации об использовании бюджетных средств после списания их с лицевого счета в целях оплаты обязательств в наличной форме в разрезе статей (подстатей) КОСГУ.

 

При формировании Отчета (ф. 0503123) операции по движению денежных средств между лицевыми счетами и кассой не учитываются (п. 149 Инструкции № 191н)

Это позволяет внешним пользователям бюджетной отчетности отследить фактическое исполнение денежных обязательств в наличной форме при отсутствии такой информации в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) и Отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), в которых обязательства отражаются в качестве исполненных при списании бюджетных средств с лицевого счета. В то же время снятые с лицевого счета наличные денежные средства зачастую могут оставаться фактически не использованными – храниться в кассе учреждения.

Подробнее с особенностями составления Отчета (форма 0503737) и примерами его заполнения можно ознакомиться в материалах "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Получить доступ

 

Пример отражения операций по возврату остатков субсидий прошлых лет и "расходной" дебиторской задолженности прошлых лет в Отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737)

По итогам деятельности за 2015 год по одной из услуг, оказываемых федеральным бюджетным учреждением в рамках госзадания, не достигнуты объемные показатели. В 2016 году учреждение обязано возвратить в бюджет остаток субсидии на госзадание в сумме 100 000,00 руб. Денежные средства возвращены в бюджет в апреле текущего финансового года.

Также в отчетном периоде на лицевой счет бюджетного учреждения зачислен возврат дебиторской задолженности в сумме 5 000,00 руб., образовавшейся в результате перечисления учреждением в прошлом году за счет средств субсидии на госзадание авансового платежа, предусмотренного контрактом. Предметом контракта являлась поставка ГСМ.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут отражены следующие бухгалтерские записи:

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Светлана Сивец

Светлана Сивец,
заместитель Директора Департамента бюджетной методологии Минфина России .

Подготовка к полугодовой отчетности. Новации в учете бюджетных, казенных и автономных учреждений.


Купить запись

 

  1.  Дебет 4 401 10 130 Кредит 4 303 03 05 730
  • начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии на госзадание;

Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610

Увеличение по забалансовому счету 18 (610 КОСГУ)

  • остаток субсидии возвращен в доход бюджета;
  1.  Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 206 34 660

Увеличение по забалансовому счету 17 (510 КОСГУ)

  • контрагентом возвращен полученный в прошлом году аванс.

Согласно абзацам 8 и 9 п. 44 и п. 44.1 Инструкции № 33н поступление денежных средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет) и выбытие денежных средств при возврате остатков субсидий прошлых лет отражаются в строках 591 и 592 раздела 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (ф. 0503737) соответственно с последующей детализацией показателей в разделе 4 "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" Отчета (ф. 0503737). Согласно п. 4.1 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 17 марта 2016 г. №№ 02-07-07/15237, 07-04-05/02-178 при формировании отчетности главными администраторами средств федерального бюджета в 2016 году показатели строки 950 по кодам аналитики не детализируются.

Таким образом, перечисленные операции отразятся в разделах 3 и 4 Отчета (ф. 0503737) следующим образом:

Отчет
об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности
(фрагмент)

3. Источники финансирования дефицита средств учреждения

Наименование показателя

Код строки

Код аналитики

Утверждено плановых назначений

Исполнено через лицевые счета

1

2

3

4

5

Источники финансирования дефицита средств всего (стр. 520 + стр. 590+ стр. 620 + стр. 700 + стр. 730 + стр. 820 + стр. 830)

500

 

 

0,00

в том числе:

 

 

 

 

Движение денежных средств

590

х

 

-95000,00

поступления денежных средств прочие

591

510

 

5000,00

выбытие денежных средств

592

610

 

-100000,00

Изменение остатков средств

700

х

 

95000,00

увеличение остатков средств, всего

710

510

 

-5000,00

уменьшение остатков средств, всего

720

610

 

100000,00

4. Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет

Наименование показателя

Код строки

Код аналитики

Произведено возвратов через лицевые счета

1

2

3

4

Возвращено остатков субсидий прошлых лет, всего

910

х

100000,00

из них по кодам аналитики:

911

 

100000,00

 

 

 

 

Возвращено расходов прошлых лет, всего

950

 

5000,00

из них по кодам аналитики:

951

 

 

Анна Шершнева, эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Документы по теме:

Читайте также:

Бухгалтеру госсектора. Самые важные изменения законодательства 2016 года
КОСГУ будет использоваться только для ведения учета и формирования отчетности, порядок применения кодов видов расходов будет скорректирован, а отчетность по НДФЛ придется составлять по новым формам.