Новости и аналитика Аналитические статьи Полная открытость: о раскрытии счетов в иностранных банках

Полная открытость: о раскрытии счетов в иностранных банках

На правах рекламы

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.

Полная открытость: о раскрытии счетов в иностранных банкахС 1 января 2015 года россияне обязаны ежегодно отчитываться об имеющихся у них счетах в иностранных банках, а также о движении денежных средств по ним. Однако на протяжении года граждане не понимали, как и о чем отчитываться. 12 декабря 2015 года Правительство РФ приняло постановление № 1365, прояснившее ситуацию: отчеты отправляются один раз в год в ФНС до 1 июня следующего года, также была определена форма отчета. Процедура кажется довольно простой. Рассмотрим, настолько ли это простая обязанность, как может показаться на первый взгляд, и что еще необходимо знать владельцам счетов в наступившем году.

История развития современного валютного законодательства начинается во времена СССР, когда действовала валютная монополия. Далее валютное регулирование стало осуществляться в соответствии с законами 1991-1992 годов. В 2000-х годах произошла либерализация валютного законодательства. В настоящее время назвать наше валютное законодательство гибким нельзя, в законе по-прежнему существует ряд жестких норм, в частности, сюда можно отнести закрытый перечень разрешенных валютных операций. А текущая экономическая ситуация повлекла за собой законодательную инициативу1 о сокращении видов разрешенных валютных операций и об усилении административных методов валютного регулирования.

Попытки налоговых органов контролировать счета граждан РФ в иностранных банках начались еще в 2000-х годах. Для того, чтобы физическому лицу, имеющему счет в иностранном банке, перевести на него денежные средства со своего российского счета, требовалось уведомить налоговую службу, иначе операция признавалась запрещенной (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; далее – Закон № 173-ФЗ). Однако существенных издержек это не влекло: налоговый орган уведомляли об открытии одного счета в иностранном банке, на который переводились деньги с российского счета, что не запрещено валютным законодательством, а после поступления денежных средств на такой счет с него осуществлялись переводы на другие иностранные счета, о которых налоговый орган не знал и фактически не контролировал.

Но с 2011 года в рамках активной политики по деофшоризации ситуация начала меняться.

С 1 января 2015 года физических лиц обязали ежегодно отчитываться об имеющихся счетах в иностранных банках и о движении денежных средств по ним (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Данная обязанность касается граждан, являющихся валютными резидентами, которых необходимо отличать от налоговых резидентов. Валютными резидентами признаются граждане РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, а также лица, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, и лица без гражданства. Однако в настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий, что с 1 января 2017 года валютными резидентами будут признаваться все граждане РФ, независимо от того, где они проживают и в течение какого периода2.

Таким образом, с начала 2015 года на физических лиц возложили ежегодную обязанность, в первую очередь, уведомлять налоговый орган об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках. За нарушение данной нормы установили штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепил положение о том, что подача декларации в рамках этого закона приравнивается к направлению уведомления в налоговый орган об имеющемся иностранном счете. Но в течение 2015 года порядка исполнения обязанности по представлению отчета о движении денежных средств не понимал никто. В отдельных случаях территориальные инспекции требовали от физических лиц информацию о движении денежных средств по иностранному счету, ссылаясь на установленную законом обязанность. В связи с неустановленным порядком и нарастающим недовольством ФНС России в письме от 30 апреля 2015 г. № ЕД-4-2/7568@ разъяснила, что пока не установлена процедура, обязанности отчитываться не возникает.

Таким образом, на протяжении года все гадали, каким образом нужно будет отчитываться. Одно из предложений – по аналогии с юридическими лицами (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819), второе – более упрощенный порядок по сравнению с порядком, установленным для юридических лиц.

Наконец, 12 декабря 2015 года было принято постановление Правительства РФ № 1365 "О порядке представления физическими лицами-резидентами в налоговые органы отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ" (далее – Постановление № 1365), которое определило порядок предоставления отчета о движении денежных средств по иностранному счету.

Согласно правилам, утвержденным Постановлением № 1365 (далее – Правила), отчет подается один раз в год – за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно, в срок не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (п. 2 Правил).

В отчете должны быть отражены сведения о физическом лице – владельце счета, а также все операции по всем счетам, открытым в иностранных банках, за предыдущий календарный год. При закрытии счета в иностранном банке отчет представляется одновременно с уведомлением о закрытии счета, в соответствии с предусмотренном Законом № 173-ФЗ сроком, не позднее одного месяца с момента его закрытия.

В случае ведения общего (совместного) счета в иностранном банке отчет предоставляется каждым физическим лицом-резидентом.

Отчет максимально прост в заполнении: необходимо указать название банка и страны, где открыт счет, его номер, а также четыре суммы – сумму на счете на начало года, общие суммы зачислений и списаний за год и остаток средств на конец года. Отчет направляется в налоговый орган в электронном виде через "Личный кабинет налогоплательщика" или на бумажном носителе (лично, через представителя или заказным письмом с уведомлением о вручении).

При этом важно отметить, что Постановление не содержит обязанности прикладывать к отчету выписки из банка, но налоговый орган при возникновении вопросов вправе потребовать их предоставления.

Невключение в Постановление № 1365 обязанности представлять подтверждающие банковские документы по всем осуществленным операциям является смягчающим условием для физических лиц. В пояснительной записке к проекту Постановления № 1365 было указано, что с целью исключения избыточного административного регулирования, а также учитывая сложность, трудоемкость и высокую стоимость процедуры легализации подтверждающих банковских документов представление физическим лицом – резидентом в налоговый орган таких документов по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации осуществляется только по запросу налогового органа.

Особое внимание следует обратить на то, что представление отчета о движении денежных средств по иностранному счету за 2015 год является обязательным и должен быть представлен до 1 июня 2016 года. В случае если иностранный счет был закрыт в 2015 году, отчитаться по нему все равно нужно не позднее 1 июня 2016 года. А если счет был закрыт в январе 2016 года, то необходимо будет предоставить отчет за 2015 год и отчет за 2016 год в течение одного месяца с момента закрытия счета.

За нарушение порядка представления отчета о движении денежных средств по счету в иностранном банке для граждан предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ). В случае непредставления отчета в срок и запрашиваемых налоговым органом документов размер штрафа зависит от периода просрочки: не более чем на 10 дней – от 300 до 500 руб., более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней – от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб., а просрочка продолжительностью более 30 дней наказывается штрафом в размере от 2,5 тыс. до 3 тыс. руб. (ч. 6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ)

 

Новые сложности и возможности

 

В части налогов

Что получается: физические лица – резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об иностранных счетах и представлять отчет о движении денежных средств по указанным счетам. Однако это не все.

Если ранее налоговый орган не мог полноценно контролировать уплату НДФЛ по доходам в виде процентов по вкладам в иностранных банках, то сейчас ситуация изменилась.

В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ доходы в виде процентов по вкладам в иностранных банках облагаются НДФЛ в полном объеме по ставке 13%. В данном случае налог рассчитывается физическим лицом – налоговым резидентом самостоятельно и уплачивается в размере, рассчитанном исходя из курса Банка России на дату получения процентов по вкладу на иностранный счет (п. 5 ст. 210, подп.1 п. 1 ст. 223, подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). В случае если обязанность по уплате налога будет нарушена, то налоговый орган вправе будет доначислить налог и пени за нарушение срока его уплаты, а также привлечь лицо к ответственности в виде штрафа, предусмотренного ст. 119 и ст. 122 НК РФ, за неуплату налога и неподачу декларации по НДФЛ.

В текущей экономической ситуации самое неприятное – это колебание курса рубля, так как при начислении налоговой базы будут учитываться курсовые разницы. Например, в иностранной валюте доход физического лица будет равен 0 (допустим, при покупке акций на сумму 1000 единиц иностранной валюты и последующей их продаже за такую же цену), но из-за изменений курса доход в рублях может составить существенную сумму, как раз с разницы и придется платить 13%.

 

В части валютного регулирования

Вернемся к Закону № 173-ФЗ. Он содержит закрытый перечень валютных операций, который достаточно скромен, чтобы обеспечить нормальное функционирование иностранного счета.

В связи с тем, что ранее особого контроля над операциями по счетам в иностранных банках не было, этот момент не вызывал сложностей. Теперь все изменилось.

Хотя законодатель вводит "послабления" в валютном регулировании, этого явно недостаточно для полноценного использования иностранных счетов. С августа 2014 года перечень операций пополнился возможностью зачислять на такие счета проценты по вкладам, заработную плату, дивиденды и доходы от использования имущества.

С конца 2015 года число законных валютных операций пополнилось возможностью получения дохода от доверительного управления, если доверительный управляющий – нерезидент РФ. Но это нововведение было воспринято с настороженностью в юридическом и экономическом сообществе: как в данном случае толковать термин "доверительное управление" – в широком смысле, как закреплено в главе 53 ГК РФ или в узком смысле, когда доверительному управляющему или брокеру потребуется иметь лицензию или сертификат Банка России?

С 1 января 2018 года начнет действовать положение о еще одной разрешенной валютной операции: на зарубежные счета в банках, расположенных в странах ФАТФ или ОЭСР, можно будет зачислять денежные средства, полученные от продажи внешних ценных бумаг, включенных в листинг российской либо одной из иностранных бирж, входящих в список российского регулятора по рынкам ценных бумаг.

Те операции, которые не перечислены в законе, относятся к запрещенным, что накладывает определенные риски на физических лиц–резидентов при предоставлении отчетности о движении денежных средств по счету. Получается, что раскрытие информации делает некомфортным и рискованным использование иностранного счета, так как проведение не предусмотренной законом операции наказывается штрафом в размере от 75% до 100% суммы проведенной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам" позволил налоговым органам запрашивать беспрепятственно информацию, в том числе о счетах своих граждан у государств – участников конвенции. Однако выяснить по каждому физическому лицу-резиденту, есть ли у него счет в иностранном банке, представляется маловероятным, так как налоговому органу придется направлять неимоверное количество запросов в страны-участниц ОЭСР, а те, в свою очередь, должны начать выяснять у банков информацию о счете конкретного физического лица. Данное обстоятельство дает отсрочку и время подумать, нужен ли гражданину счет в иностранном банке, по крайней мере, до 2018 года (вероятное присоединение России к автоматическому обмену информацией). И эта отсрочка необходима, так как санкции, предусмотренные за нарушение норм валютного контроля, куда жестче, нежели возможные налоговые последствия. Так что есть над чем задуматься.

Эксперты КСК групп внимательно следят за нововведениями в рамках политики деофшоризации, включая законы о КИК, амнистии капиталов, валютного законодательства и законодательства о легализации активов, добытых преступным путем. Ведь помочь принять верное решение – это основная задача профессионального консультанта. Нашими экспертами проводятся семинары на тему: "Налоговое, валютное и антиотмывочное законодательство: борьба за легализацию активов", в рамках которых рассматриваются актуальнейшие вопросы применения норм указанных отраслей законодательства, судебная практика, предлагаются практические советы и бизнес-решения. Также оказываются услуги по правовому консультированию как устному, так и письменному. Эксперты КСК групп являются ведущими консультантами и обладают богатым практическим опытом реализации проектов в самых различных отраслях права.

Шиповскова Юлия,
юрист департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития 
http://kskgroup.ru/

Читать ГАРАНТ.РУ в и

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 885552-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта "О внесении изменений в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-15/00038999).