Изменения в трудовом законодательстве – 2016
2015 год подходит к концу, а значит, наряду с подведением итогов самое время посмотреть в будущее. Рассмотрим несколько наиболее значимых положений трудового законодательства, которые вступят в силу в наступающем году.
Заемный труд
С 1 января заемный труд, или так называемый аутстаффинг, по общему правилу будет запрещен (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В ТК РФ появится легальное определение заемного труда – под ним будет пониматься труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника (ст. 56.1 ТК РФ).
В качестве исключения из общего правила о запрете аутстаффинга "заемные" сотрудники смогут направляться к физическому лицу для личного обслуживания или ведения домашнего хозяйства. Кроме того, привлекать их к труду смогут ИП и юридические лица для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.
Особенности регулирования труда "заемных" работников будут закреплены в отдельной главе кодекса (гл. 53.1 ТК РФ).
Деятельность по предоставлению труда работников смогут вести только две категории лиц:
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
- частные агентства занятости, зарегистрированные на территории России и не применяющие специальные налоговые режимы, а также прошедшие аккредитацию;
- другие юридические лица, если работники с их согласия временно направляются в аффилированные организации (например, из одной компании в другую, если они являются сторонами акционерного соглашения) (п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; далее – закон о занятости).
Деятельность первых из них будет регулироваться специальными правилами, которые вступят в силу 1 января (постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1165 "Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)"; далее – Постановление № 1165).
Установлен ряд требований, которым должны соответствовать частные агентства занятости на момент подачи документов на аккредитацию:
- наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
- отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- наличие у руководителя агентства высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в России не менее двух лет за последние три года;
- отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или в сфере экономики (п. 6 ст. 18.1 закона о занятости).
Деятельность по аккредитации уполномочен вести Роструд. Ведомство приступило к приему документов от частных агентств занятости еще в середине ноября. При положительном решении сведения об агентстве будут внесены в реестр аккредитованных частных агентств занятости, который подлежит размещению на сайте Роструда.
Социальное страхование от несчастных случаев на производстве
Тарифы на соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2016 году останутся на прежнем уровне (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год").
Речь идет о 32 тарифах, исчисляемых в пределах от 0,2% до 8,5% от суммы всех вознаграждений, начисленных работникам (исполнителям, подрядчикам) по трудовым и гражданско-правовым договорам. Указанные тарифы дифференцируются по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска"). Например, предприниматели, торгующие в розницу мясом, хлебом, овощами, фруктами и кондитерскими изделиями, должны будут уплачивать взносы по ставке 0,2%, владельцы автомоек – по ставке 0,5%, таксомоторные компании – по ставке 0,9%, а арендодатели торгового оборудования – по ставке 3,4%.
Кроме того, в следующем году будет сохранена льгота по уплате страховых взносов для ИП, применяющих труд инвалидов. Как и сегодня, предприниматели смогут уплачивать эти взносы в размере 60% установленных тарифов в части выплат работникам, являющихся инвалидами I, II или III группы.
Напомним, что ныне действующие тарифы не меняются уже на протяжении почти 10 лет – с 2006 года (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год").
Пособие по безработице
Прежним в 2016 году останется и размер пособия по безработице. Его минимальная величина по-прежнему будет составлять 850 руб., а максимальная – 4900 руб. Указанные значения остаются неизменными с 2009 года.
Вместе с тем чиновники не исключают вероятность повышения размеров пособия. Первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко отметил в начале октября, что ведомство рассматривает такую возможность. Добиться повышения установленных в настоящее время сумм планируется посредством корректировки категорий получателей, оснований для назначения пособия, а также продолжительности его выплат. Напомним, сегодня пособие по безработице не может уплачиваться более года в суммарном исчислении в течение полутора лет (п. 1 ст. 30 закона о занятости).
Выходные и праздничные дни
Согласно утвержденному переносу выходных и праздничных дней в наступающем году работники с пятидневной рабочей неделей и двумя выходными днями субботой и воскресеньем будут отдыхать в следующие дни (постановление Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1017 "О переносе выходных дней в 2016 году"):
ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Уточнить информацию, которая облегчит расчет рабочих часов и позволит избежать ошибок при начислении заработной платы, можно с помощью нашего Производственного календаря.
- в январе 10 дней – с 1 по 10 число;
- в феврале три дня – с 21 по 23 число;
- в марте четыре дня – с 5 по 8 число;
- в майские праздники – с 30 апреля по 3 мая и с 7 по 9 мая (четыре и три дня соответственно);
- в июне три дня – с 11 по 13 число;
- в ноябре также три дня – с 4 по 6 число.
Профстандарты
Если сегодня применение работодателями профстандартов носит рекомендательный характер, то с 1 июля 2016 года они станут обязательными, но только в тех случаях, когда законом для выполнения работником той или иной трудовой функции установлены требования к квалификации (к примеру, квалификационные требования к медицинским работникам установлены приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н). В остальных случаях профстандарты будут применяться в качестве основы для определения требований к квалификации работников.
ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
С полным перечнем действующих профстандартов и их содержанием можно ознакомиться в нашей справке.
Напомним, что первоначально Минтруд России представил в Госдуму законопроект1, в котором обязательное соблюдение профессиональных стандартов было предусмотрено исключительно для государственных и муниципальных организаций. Однако доработанный и принятый в один день во втором и третьем чтениях закон распространил эти требования на всех работодателей. На деле это означает, что утверждение нормативным правовым актом того или иного профстандарта автоматически налагает на руководителей обязанность учитывать его при приеме сотрудников на работу, изменении уже разработанных должностных инструкций, а также ведении кадровой политики.
На данный момент действует около 550 профессиональных стандартов, они касаются и бухгалтеров, и программистов, и педагогов-психологов, и представителей многих других профессий. Уточнить, утвержден тот или иной профстандарт Минюстом России, а также узнать дату введения его в действие можно, скачав актуальный реестр на специальном сайте, разработанном Минтрудом России, в разделе "Полезные документы".
Планируемые изменения
Помимо уже принятых актов в настоящее время разработан ряд законопроектов, призванных решить актуальные вопросы в сфере трудового права. А некоторые из них находятся уже на финальной стадии законодательного процесса.
Так, 18 декабря Госдума приняла во третьем чтении закон2, направленный на защиту трудовых прав работников. Документ предусматривает сохранение за сотрудником среднего заработка на весь период приостановления им работы из-за задержки зарплаты. В настоящее время у работодателя отсутствует прямо закрепленная обязанность оплачивать указанный период. Стоит, однако, отметить, что еще в 2010 году ВС РФ изложил свое мнение, согласно которому это все-таки необходимо делать (Определение ВС РФ от 3 сентября 2010 г. № 19-В10-10). Суд указал, что отказ от выполнения работы в связи с задержкой заработной платы носит вынужденный характер. А отсутствие оплаты труда является противоправным действием (бездействием) работодателя, поэтому именно он в силу ст. 234 ТК РФ должен нести перед работником материальную ответственность в размере его полного среднего заработка. И судебная практика данный вывод поддержала (определение Московского областного суда от 28 апреля 2014 г. № 33-9289/2014, определение Московского городского суда от 30 мая 2013 г. № 11-14381/13 и др.).
Кроме того, согласно внесенному недавно в Госдуму законопроекту3 МРОТ предлагается автоматически приравнивать к величине прожиточного минимума каждый раз после утверждения последнего. По действующему законодательству МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ), однако порядок и сроки поэтапного повышения прожиточного минимума должны быть установлены специальным законом (ст. 421 ТК РФ). Но федеральный закон, который бы устанавливал такой порядок, до сих пор не принят, поэтому разница между величинами МРОТ и прожиточного минимума сегодня довольно существенна. Так, если во II квартале 2015 года прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 10 792 руб., то размер МРОТ на текущий год закреплен на уровне 5965 руб. в месяц (п. 1 постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 902, ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). Авторы инициативы указывают на то, что в нынешних условиях, когда разрыв между двумя этими показателями лишь увеличивается, государство оставляет самые социально незащищенные слои населения на произвол судьбы. Одобрение предложенного законопроекта, по замыслу разработчиков, приведет к увеличению МРОТ до величины прожиточного минимума и, следовательно, позволит обеспечить гражданам достойную жизнь.
Также были разработаны меры по стимулированию граждан к занятию спортом. Соответствующий проект закона4 внесен в Госдуму в ноябре и в настоящий момент готовится к первому чтению. Если инициатива будет одобрена, работникам будут компенсировать 75% расходов на занятия в спортивных комплексах, физкультурно-оздоровительных центры, дворцах спорта, фитнес-клубах и т. п. Из них 50% расходов планируется погасить за счет работодателя, а 25% – за счет федерального бюджета. Правительство РФ данный законопроект не поддерживает по нескольким причинам. Во-первых, отмечает кабмин, занятия работниками физической подготовкой не относятся к трудовым обязанностям, поэтому компенсация расходов на них не может являться обязанностью работодателя или государства (ст. 164 ТК РФ). Во-вторых, в соответствии с законопроектом работнику будут возмещаться указанные расходы при условии систематических спортивных занятий в физкультурно-спортивных организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако проведение занятий, направленных на физическую подготовку, не является составным элементом лицензируемой медицинской деятельности (п. 30 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Более того, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, не определяет проведение спортивных занятий в качестве лицензируемого вида медицинской деятельности (п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности).
В конце ноября заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова рассказала о том, что Минтруд России предлагает упростить для микропредприятий оформление трудовых отношений. По ее словам, ведомство уже разработало соответствующий законопроект. Так, предлагается освободить микропредприятия от обязанности вести трудовые книжки, принимать локальные нормативные акты, утверждать график отпусков и форму расчетного листка. Эти правила будут применимы и к ИП, подпадающим под категорию микропредприятий. Напомним, что к микропредприятиям относятся организации, имеющие не более 15 работников и годовую выручку или балансовую стоимость активов не более 120 млн руб. (подп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности также может измениться. Минтруд России подготовил законопроект5, которым предлагается выплачивать такое пособие в размере 100% среднего заработка только тем работникам, которые имеют 15 лет страхового стажа и более. Сейчас для этого требуется не менее восьми лет стажа (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Для выплаты пособия в размере 80% среднего заработка предлагается учитывать страховой стаж с восьми до 15 лет (сейчас он составляет от пяти до восьми лет). А в размере 60% среднего заработка – менее восьми лет (сейчас такой стаж может составлять менее пяти лет). Сейчас этот законопроект готовят к внесению в Госдуму.
Среди высказанных идей есть и инициатива по сокращению количества нерабочих праздничных дней. Соответствующий законопроект6 предлагает вместо фиксированных новогодних каникул отдыхать в любое время года. В этих целях работникам будет предоставлен дополнительный оплачиваемый 10-дневный отпуск, использовать который можно будет по своему желанию. По мнению авторов этого документа, отмена продолжительных общероссийских новогодних праздников устранит ежегодный простой в работе предприятий, что положительно скажется на развитии экономики и промышленности.