Новости и аналитика Аналитические статьи Экологические платежи: обновленная отчетность

Экологические платежи: обновленная отчетность

"ГОРЯЧАЯ" ТЕМА: ДЕКЛАРАЦИОННЫЕ НОВОСТИ

Внесены изменения в форму расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Соответствующий приказ(*1) уже прошел регистрацию в Минюсте России. Впервые отчитываться на обновленном бланке плательщикам взносов предстоит за II квартал текущего года. Сделать это необходимо не позднее 21 июля. Рассмотрим основные поправки, которые были внесены в форму расчета и порядок его заполнения.

орма расчета платы за загрязнение утверждена приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года N 204. Подробный комментарий к этому документу мы публиковали в номере 9 журнала за прошлый год. Изменения, которые произошли с указанным приказом, затронули принципы составления и оформления отчетности. Но также был скорректирован и порядок представления расчета. С него и начнем.

Нюансы представления

Ранее было установлено, что расчет платы за загрязнение подают в территориальные отделения Ростехнадзора по месту нахождения стационарного и месту регистрации передвижного объекта негативного воздействия. В новом порядке уточнено, что отчитываться надо по местонахождению производственной территории (за выбросы в атмосферный воздух), по каждому выпуску (за сбросы), по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия или по фактическому местонахождению объекта размещения отходов. Единый расчет заполняется, когда компания имеет несколько производственных территорий в пределах территории одного муниципального образования.

Отчетность по эковзносам представляют в единственном экземпляре в бумажном виде. Кроме того, отчитываться нужно и в электронном виде. Сделать это можно на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи в формате XML согласно образцу, расположенному на сайте Ростехнадзора (http://www.gosnadzor.ru).

В настоящее время образцы, помещенные на сайте, устарели, так как поменялась форма расчета, а новые пока еще не появились, поэтому формировать электронный файл нужно будет уже ближе к сдаче квартальной отчетности. Специальный электронный файл планируется поместить для заполнения на сайте у каждого отделения Ростехнадзора. Согласно новой редакции отчитываться электронно теперь нужно не всем. Так, не требуется представлять электронные файлы компаниям, у которых сумма платежа за отчетный период составляет менее 50 000 рублей.

Корректирующий расчет представляют в случае, если сотрудники Ростехнадзора или сама организация обнаружат ошибки, а также несоответствия размеров платы, указанных в отчетности, фактическому загрязнению.

Тонкости оформления

Подписывать каждую страницу расчета теперь не нужно. Новая форма не содержит предназначенных для этого строк. Также не нужно будет указывать в отчетности регистрационный номер объекта негативного воздействия. Соответствующие строки и столбцы убрали как из "Расчета суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет", так и из "Расчета суммы по объекту негативного воздействия". Указывать регистрационный номер (в случае его присвоения) понадобится только в разделе 4 расчета. Зато в разделах 1 и 3 нужно будет уточнять, представлены ли они по производственной территории или по хозяйствующему субъекту в целом (по каждому выпуску).

В строке 9 титульного листа, как и прежде, нужно указывать количество листов, на которых представлен расчет, и количество листов подтверждающих документов. Ростехнадзор уточнил, какие бумаги могут прилагаться к отчетности. Это, к примеру, доверенности лиц, подтверждающих достоверность и полноту сведений, а также иные документы, в том числе первичные, подтверждающие возможность применения понижающих коэффициентов. По новым правилам расчет должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Как и прежде, нумерация страниц отчетности сквозная, начиная с титульного листа, который считается страницей 1. Титульный лист подписывают руководитель и главный бухгалтер организации. При этом фамилию, имя, отчество названных лиц указывают полностью и проставляют дату подписания отчетности. Одно из них должно завизировать и раздел "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет".

Трудности составления

Как уже было сказано, в случае, если у компании есть несколько источников загрязнения, которые находятся в одном муниципальном образовании, то заполняют единый расчет. Таким образом, представлять раздел "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет" по каждому такому объекту на отдельных листах не требуется. Но обратите внимание, что если объекты, оказывающие негативное воздействие, располагаются в разных муниципальных образованиях, то количество листов раздела "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет" будет равно количеству таких муниципальных образований.

Также следует обратить внимание, что расчет сдается организациями. Филиалы могут представлять расчет и вносить плату только при наличие закрепленных за ними полномочий на основании соответствующей доверенности.

Отчитываться по автовыхлопам теперь нужно по каждому муниципальному образованию, в зависимости от вида и объема топлива

В разделе 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" также произошли изменения. По новым правилам его нужно представлять по каждому муниципальному образованию. То есть плату за загрязнение необходимо определять исходя из суммарного объема топлива, израсходованного всеми автомобилями, которые зарегистрированы в одном муниципальном образовании.

Количество израсходованного топлива определяется по данным бухгалтерского учета. Учет ведется, как правило, в литрах и подлежит переводу в тонны (путем умножения объема топлива на его плотность). Данные о плотности можно взять из накладной на отпуск топлива или спецификаций. Кроме того, можно воспользоваться средними значениями топлива в зависимости от марки автомобильного бензина. В письме ФНС России от 24 марта 2005 года N 03-3-09/0412/23@ приведены такие показатели плотности:

  • для А-76 (АИ-80) — 0,715 г/куб. см;
  • для АИ-92 — 0,735 г/куб. см;
  • для АИ-95 — 0,750 г/куб. см;
  • для АИ-98 — 0,765 г/куб. см.

Сумма платы рассчитывается по видам топлива. Плательщиком является лицо, фактически эксплуатирующее передвижной источник.

Значительные изменения произошли с разделом 4 "Размещение отходов производства и потребления". Во-первых, в данном разделе появилась дополнительная графа. В нее нужно вписывать массу отходов компании, которые переданы для размещения другим организациям. Эту графу заполняют только при наличии договора о конечном размещении отходов. При отсутствии подтверждающих документов ставят прочерк. Теперь в расчете не участвует фактическая масса отходов, которые размещены с начала года нарастающим итогом. Эти данные отражают справочно в столбцах 7 и 8 раздела. В расчете отражают только отходы, образованные в данном отчетном периоде.

Кроме того, отходы — и речь в первую очередь идет о твердых бытовых отходах — теперь не подлежат обложению платой до формирования партии по их вывозу в течение отчетного периода. Такая партия формируется, как правило, 1—3 дня.

Порядок заполнения раздела 4 рассмотрим на примере.

 Пример
Предприятию установлен лимит на размещение отходов сроком действия с 1 января по 31 декабря 2008 г.
В процессе работы организации в отчетном периоде образовались следующие виды отходов:

  • мусор от бытовых помещений несор-тированный — 5 т. Передан на захоронение сторонней организацией. При этом договором установлено, что обязанность по плате за размещение отходов сохраняется за их собственником;
  • отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности — 0,2 т. Переданы сторонней организации, имеющей лицензию на сбор данных видов отходов, с переходом права собственности;
  • отходы пластмассовой незагрязненной тары — 10 т. Переданы на использование (утилизацию) в МУП "Утиль" г. Москвы.

При этом предприятию разрешено хранить:
— 10 т мусора от бытовых помещений несортированного;
— 0,01 т отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности;
— 0,03 т отходов пластмассовой незагрязненной тары.
Как необходимо заполнить раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления", показано ниже.

Нажмите, чтобы увеличить

Автор статьи:
Е.Н. Тарасова,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
Ж.И. Новикова,
советник государственной
гражданской службы РФ
III класса


*1) приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 7/2008, Е.Н. Тарасова, эксперт журнала