Новости и аналитика Аналитические статьи Овербукинг в России: быть или не быть?

Овербукинг в России: быть или не быть?

Овербукинг в России: быть или не быть?В июне 2015 года Минтранс России вынес на общественное обсуждение законопроект1, призванный легализовать продажу авиакомпаниями билетов сверх количества мест в самолете – так называемый овербукинг (обсуждение уже завершено, документ готовится к внесению в кабмин). На данный момент прямого запрета на овербукинг нет.

Однако право авиакомпании изменять по своей инициативе условия договора перевозки, в том числе если отсутствует возможность предоставить пассажиру указанное в билете место, в действующем законодательстве не закреплено. Разработанный ведомством проект закона это допускает. При этом перевозчик будет обязан:

  • проинформировать пассажира об альтернативном варианте перевозки до пункта назначения;
  • выплатить ему компенсацию и изменить условия договора перевозки, предоставив место на другом рейсе – при согласии пассажира на альтернативный вариант;
  • выплатить ему компенсацию и вернуть уплаченную за авиабилет сумму – при несогласии пассажира на альтернативный вариант.

Одной из главных целей документа является снижение издержек перевозчиков, которые терпят существенные убытки из-за "пустых" мест в салоне самолета. По данным директора департамента управления сетью и доходами ПАО "Аэрофлот" Александра Волощука, озвученным им в ходе состоявшихся 2 сентября в ОП РФ нулевых чтений законопроекта, в среднем 2% пассажиров не являются на регистрацию рейса, а еще 5% аннулируют свои билеты за сутки до вылета, когда возможности перевозчиков повторно продать освободившееся место практически исчерпаны. Таким образом, потери перевозчика составляют около 7% выручки. Это, по словам разработчиков документа, плохо не только для авиакомпаний, но и для пассажиров, поскольку перевозчики вынуждены учитывать эти издержки при формировании цен на билеты. Таким образом, выгоду от легализации овербукинга должны ощутить и сами пассажиры.

НАША СПРАВКА

По общему правилу, стоимость "возвратного" билета в том случае, если пассажир аннулировал его не позднее чем за сутки до окончания регистрации на рейс, возвращается пассажиру в полном объеме (за исключением затрат, которые перевозчик уже фактически понес к этому времени). Если билет возвращен менее чем за 24 часа до окончания регистрации, авиакомпания взыщет неустойку в размере 25% от стоимости билета и удержит сумму фактически понесенных расходов. Если же пассажир отказался от поездки после окончания регистрации на рейс, то перевозчик удерживает полную стоимость билета. Аналогичное правило действует в отношении "невозвратных" билетов независимо от того, когда пассажир решил отказаться от полета (п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).


Кроме того, по данным Минтранса России, овербукинг в России применяется и в настоящее время, только неофициально – намеренную продажу "лишних" билетов, если этот факт становится явным, перевозчики нередко списывают на технический сбой программы бронирования. Следовательно, пассажиры не только лишаются возможности вылететь запланированным рейсом, но и не могут рассчитывать на гарантированную адекватную компенсацию за такой "сбой". На данный момент, чтобы получить хоть какое-то возмещение, пассажирам, как правило, приходится обращаться с иском в суд (Апелляционное определение Московского городского суда от 30 мая 2014 № 33-17805/14).

Узнайте, в каких случаях договор перевозки может быть расторгнут по инициативе перевозчика без возвращения пассажиру провозной платы, из материала "Расторжение договора перевозки пассажиров и багажа"
в Энциклопедии решений
.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

В ходе нулевых чтений стало ясно, что официальный овербукинг в России – это лишь вопрос времени. Главная задача министерства при этом – учесть мнение как сторонников, так и противников предложенного законопроекта. Ознакомимся с мнением каждой из сторон подробнее.

 

Позиция сторонников овербукинга

Эксперты, поддерживающие легализацию овербукинга, основывают свою точку зрения прежде всего наличием многолетнего зарубежного опыта – данный метод стал применяться европейскими и американскими авиакомпаниями еще в 50-х годах прошлого века и был впервые законодательно закреплен в 1974 году в США благодаря инциденту, при котором в посадке на рейс было отказано известному адвокату. "Данная практика не придумана нами – ее используют авиакомпании практически во всех странах. Поэтому если мы хотим, чтобы отрасль массовой авиации развивалась, мы должны эту практику в том или ином виде учитывать. Наше преимущество в том, что мы будем не первыми принимать решение по введению овербукинга. Следовательно, у нас есть достаточное количество данных по ошибкам и конфликтным вопросам, которые могут при этом возникнуть", – утверждает заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Илья Белавинцев.

Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Федор Борисов солидарен с позицией ведомства: "Российский авиарынок является частью мирового авиационного рынка. Иностранные компании, с которыми мы конкурируем, широко применяют овербукинг и получают за счет этого существенно более высокую эффективность. Мы должны соответствовать мировым практикам, исходя из соображений конкурентоспособности для российских авиакомпаний".

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Применение европейскими авиакомпаниями овербукинга не обходится без накладок. По данным ОП РФ, в странах Старого Света достаточно распространена практика, при которой членов семьи могут "разбить" и отправить в пункт назначения разными рейсами. Кроме того, получить компенсацию за отказ в посадке на запланированный рейс в связи с "перепродажей" билетов не всегда просто – например, в Германии в целях взыскания положенных пассажирам выплат даже была создана сеть юридических компаний, специализирующихся исключительно на овербукинге.

Вполне предсказуемо, что ведущие авиакомпании также поддерживают предложенную Минтрансом России инициативу. Так, по мнению Александра Волощука, данная мера будет способствовать повышению доступности перевозок, поскольку ее реализация приведет к снижению тарифов. Что касается возможных злоупотреблений со стороны перевозчиков, эксперт подчеркивает: "Мы не заинтересованы в том, чтобы пассажир не вылетел запланированным рейсом, поскольку помимо выплаты ему компенсации, сопоставимой в соответствии со сложившейся международной практикой со стоимостью авиабилета, авиакомпания не освобождается от ответственности за перевозку пассажира и предоставления ему услуг, связанных с задержкой рейса [имеется в виду размещение в гостиничном номере, обеспечение горячим питанием, предоставление возможности сделать звонок или отправить электронное письмо и т. д. (п. 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82). – Ред.]". Таким образом, совокупные расходы авиакомпаний на пассажиров, которым они были вынуждены отказать в перевозке, существенно превысят полученные доходы от "перепродажи" билетов, а, следовательно, злоупотреблять таким механизмом перевозчикам невыгодно.

В связи с этим первоочередной задачей является создание правовых и организационных основ для эффективной работы системы овербукинга. "Авиакомпании не просто так продают большее количество мест на авиаперелеты, ведь их эксперты анализируют данные о количестве неявок пассажиров и возвратов билетов. Овербукинг – это тонкая оптимизационная задача для авиаперевозчика, которая может быть решена только благодаря математическим методам в совокупности с другими задачами управления доходами, – рассказывает доцент Департамента экономики ВШЭ г. Санкт-Петербург Кристина Мозговая. – Поэтому при правильном применении овербукинга проблем с "лишними" пассажирами у авиаперевозчиков не возникает". 

 

Позиция противников овербукинга

Эксперты, не одобряющие введение овербукинга, рассматривают инициативу Минтранса России в том числе с позиции соответствия ее действующему законодательству. Введение овербукинга, по их мнению, приведет к следующим нарушениям:

1

Легализация одностороннего отказа от исполнения обязательства. По общему правилу, подобные действия недопустимы, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ). Таким образом, если закон на основе соответствующего законопроекта будет принят Госдумой, действия авиакомпаний окажутся обоснованными с точки зрения гражданского законодательства. Это, по мнению эксперта Аналитического центра при ОП РФ Кирилла Акимова, абсолютно недопустимо, поскольку тем самым перевозчикам будет предоставлено право необоснованно ограничивать свою ответственность перед пассажирами, и без того выступающими слабой стороной правоотношений по перевозке.

2

Нарушение прав потребителей. Исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I ''О защите прав потребителей''). На качество предоставляемой авиакомпанией услуги напрямую влияет соблюдение условий о пункте назначения и о времени отправления. А в случае овербукинга перевозчик не может гарантировать доставку пассажира в запланированное время. Как указывает Кирилл Акимов, предлагаемые законопроектом изменения позволяют авиакомпаниям исполнять свои обязанности произвольно, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованности могут даже привести к коррупционным проявлениям.

МНЕНИЕ

Виктор Горбачев

Виктор Горбачев, генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации

"Я как потребитель против этого законопроекта. Потому что я не хочу ходить с чемоданами по аэровокзалу. Представляю человека, который должен лететь утренним рейсом, встал в два часа ночи, приехал в аэропорт за несколько часов до полета, а ему объявляют: "Овербукинг, парень". И на следующий рейс тоже овербукинг. И вот он пришел с вещами, с детьми, а ему говорят, что дадут компенсацию в качестве ''пряника''.

Мне и 25 тыс. руб., и 30 тыс. руб., и 100 тыс. руб. компенсации не нужно, когда я уже пришел в аэропорт, а меня не пускают на мой рейс".


3

Переложение предпринимательского риска на другое лицо. По смыслу абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ лицо осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск и переложить его на другое лицо не может. Возникновение убытков из-за образования в салоне самолета так называемых "пустых" мест – это не что иное, как предпринимательский риск перевозчика. "Безусловно, нашим авиакомпаниям нужна поддержка, но не за счет пассажиров", – уточняет первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

4

Отсутствие эффективного механизма восстановления нарушенного права. "Есть пассажиры, которые летят на свадьбу, а есть те, кто летит на похороны. В таких случаях ошибка перевозчика будет непоправимой", – приводит пример председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак. К подобным рискам можно также отнести убытки от сорванных деловых встреч, незаключенных сделок, неисполненных обязательств и т. д. К тому же проект закона не предусматривает возможность взыскания компенсации в счет возмещения упущенной выгоды.

 

Овербукинг в России: готовность номер один?

Эксперты отметили ряд нюансов, которые необходимо учесть, чтобы легализуемый в нашей стране овербукинг использовался эффективно.

Прежде всего, на законодательном уровне должна быть определена максимальная доля билетов, разрешенных к "перепродаже", а также установлена минимально допустимая частота рейсов, на которых можно применять овербукинг, чтобы исключить его на редких рейсах.

Кроме того, Минтранс России обещает уточнить категории пассажиров, которым нельзя будет отказать в посадке на борт. В этот перечень могут войти социально незащищенные категории граждан (инвалиды, беременные женщины, пассажиры с детьми и др.) и пассажиры стыковочных рейсов. Также рассматривается вариант включения в этот список военнослужащих и командированных работников. Правда, остаются открытыми некоторые вопросы – например, как при онлайн-регистрации подтвердить, что пассажир является инвалидом или какими документами можно будет доказать факт направления сотрудника в командировку, учитывая, что командировочное удостоверение отменено с 8 января 2015 года (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1595).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

60% читателей портала ГАРАНТ.РУ выступают против легализации овербукинга

60% читателей портала ГАРАНТ.РУ выступают против легализации овербукинга. Подробнее о результатах проведенного опроса читайте здесь.

В реализации предложения о выделении групп пассажиров, имеющих "иммунитет" против овербукинга, эксперты усматривают и другие сложности. "Если на рейс, по общему правилу, не пускают последних пришедших на стойку регистрации пассажиров, тогда социальные категории оказываются не так уж и защищены. Например, женщины, которые регистрируются на рейс, обычно не указывают, что они беременны, и, придя на регистрацию, могут попасть под овербукинг. Или же авиакомпания в этом случае будет снимать с рейса уже зарегистрированного пассажира, чтобы посадить на рейс льготника?", – задается вопросом координатор Союза пассажиров России Сергей Попов.

Разработчикам также предстоит решить, каким образом пассажиры, имеющие "иммунитет" смогут реализовать свои права – будут ли для них изначально выделены места в салоне самолета или им заранее придется указывать наличие той или иной льготы еще при покупке билетов.

Вместе с тем авиакомпании могут обязать за несколько дней до полета или во время продажи билетов уведомлять пассажиров о том, что на данном рейсе действуют правила овербукинга. Если желающих улететь этим рейсом окажется больше, чем мест на борту, возможны альтернативы. Владимир Слепак рассказывает: "Накануне вылета некоторые международные авиакомпании скрупулезно обзванивают пассажиров и предлагают им не только денежную компенсацию, но и повышение классности на другом рейсе". Если же добровольцев, готовых сменить рейс на таких условиях, компании не находят, то пассажиры, не попавшие в день вылета на свой рейс, получают общую предусмотренную авиакомпанией компенсацию. "Несколько раз видел, как практика применения овербукинга реализуется в Европе. Одна из немецких авиакомпаний за 10 минут до посадки объявила о нехватке мест и предложила 10 пассажирам за компенсацию в €200 добровольно улететь следующим рейсом через два часа. В результате на эти 10 мест претендовало более 40 пассажиров рейса. Вот вам и решение!" – делится опытом главный редактор справочно-информационного интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров.

Минтранс России также не исключает вероятность выведения из-под овербукинга отдельных мест на борту самолета – билеты на них будут продаваться по специальным повышенным тарифам. К слову, нет пока единого мнения и о том, коснется ли правило о "перепродаже" билетов пассажиров бизнес-класса.

"В любом случае данный законопроект должен учитывать все интересы – и интересы перевозчиков, и интересы пассажиров. При этом мнение пассажира должно быть определяющим. Исходя из этого постулата мы и будем строить свою работу. Этот проект должен показать себя с лучшей стороны, а не как антисоциальный акт", – обещает Илья Белавинцев.

Ожидается, что законопроект будет рассмотрен депутатами Госдумы уже в рамках стартовавшей осенней сессии.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Уголовным делом – самолеты 

Уголовным делом – самолеты, или Самые запомнившиеся авиадебоширы
Ответственность за дебоши на воздушном транспорте в скором времени могут ужесточить. Давайте вспомним самых беспокойных авиапассажиров последних лет и посмотрим, какое наказание они понесли.

Чудеса на виражах, или Помогут ли "невозвратные" билеты снизить цену на авиаперевозки

Чудеса на виражах, или Помогут ли "невозвратные" билеты снизить цену на авиаперевозки
По оценке Министра транспорта РФ Максима Соколова, средний тариф экономкласса по внутрирегиональным авиалиниям туда и обратно у нас составляет 23,2 тыс. руб., что эквивалентно среднемесячной заработной плате. За рубежом размер стоимости перевозки на борту региональной авиакомпании туда и обратно не превышает 5% среднемесячной заработной платы населения. О том, позволят ли предлагаемые в Воздушный кодекс РФ поправки о введении "невозвратных" авиабилетов снизить цену на воздушные перевозки, какие факторы влияют на ценообразование на российском авиарынке и каким образом сегодня можно сэкономить на перелете, читайте в нашем материале.

 

______________________________

1 С текстом проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 00/03-27008/06-15/13-5-4).