Госсектор: как оптимизировать расходы по уплате налога на прибыль? Учет доходов в бюджетных и автономных учреждениях
Особенности исчисления налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями обусловлены их правовым статусом. В качестве российских организаций такие учреждения являются плательщиками налога на прибыль (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ; п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; далее – Закон № 7-ФЗ).
Положения гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" позволяют государственным (муниципальным) учреждениям не учитывать некоторые виды доходов при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК РФ), а также применять льготную ставку 0% по налогу на прибыль при выполнении определенных условий (п. 1.1, п. 1.9 ст. 284 НК РФ).
Бюджетные учреждения как некоммерческие организации вправе создать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы. Кроме того, согласно п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (без уплаты ежемесячных авансовых платежей). При этом театры, музеи, библиотеки и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вообще не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ).
Действующая редакция НК РФ не содержит отдельных статей, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями. В то же время согласно требованиям налогового законодательства в таких организациях в особом порядке осуществляется признание доходов и расходов в целях налогообложения прибыли.
Доходы бюджетных и автономных учреждений не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования имущества этих организаций (п. 3 ст. 123.21, ст. 123.22, ст. 296, ст. 298 ГК РФ; ст. 9.2, ст. 26 Закона № 7-ФЗ; ст. 2-4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"; далее – Закон № 174-ФЗ).
Доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Не все из доходов бюджетного или автономного учреждения учитываются в целях налогообложения прибыли. Так, из-под обложения налогом выведены субсидии, получаемые из бюджетов. Однако придется начислить налог на денежные поступления следующих категорий:
- доходы от оказания услуг и выполнения работ за плату;
- доходы от передачи имущества в аренду;
- доходы от реализации имущества.
Доходы от реализации
Бюджетные и автономные учреждения могут получать доходы при оказании услуг и выполнении работ за плату в рамках основных видов деятельности сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также при осуществлении иных видов приносящей доход деятельности (п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ; ч. 6-7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Такие доходы относятся к доходам от реализации и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).
При выполнении определенных условий бюджетные (автономные) учреждения могут также оказывать услуги и выполнять работы за плату в пределах государственного (муниципального) задания. Если иное прямо не предусмотрено НК РФ, при налогообложении прибыли должны учитываться доходы и от таких видов деятельности. Например, подлежит налогообложению:
- родительская плата за присмотр и уход за детьми в детских садах (письмо Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-03-05/41579, письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 02-13-06/1677, письмо Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/116);
- плата, поступающая учреждениям социального обслуживания населения от граждан на основании заключенных с ними договоров за стационарное обслуживание (письмо Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-03-06/4/18539).
Доходы, не учитываемые при налогообложении
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Данный перечень является закрытым, то есть не подлежит расширительному толкованию.
Помимо доходов, которые могут получать организации всех форм собственности, в ст. 251 НК РФ отдельно упоминаются доходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли исключительно:
- некоммерческими организациями (к которым относятся бюджетные и автономные учреждения);
- непосредственно государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями.
В ст. 251 НК РФ выделены две отдельные группы доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль:
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Целевое финансирование (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) – такие средства могут получать организации всех форм собственности.
Целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) – безвозмездные поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Бюджетные и автономные учреждения, получившие целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода (календарного года) представляют в налоговые органы по месту своего учета Отчет о целевом использовании полученных средств – Лист 07 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). В Отчет не включаются средства субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).
Далее рассмотрим отдельные виды доходов бюджетных и автономных учреждений, не подлежащих учету при налогообложении прибыли.
Субсидии
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Основание: абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ
При определении налоговой базы не учитываются следующие виды субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ; письмо Минфина России от 23 июля 2012 г. № 03-03-06/4/78);
- субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ);
- гранты в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ);
- субсидии на осуществление капитальных вложений (ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ).
Правило распространяется и на те целевые бюджетные субсидии, которые предоставляются в целях компенсации расходов, понесенных учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности.
Гранты
Основание: абз. 7 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ
Доходы в виде полученных грантов освобождаются от налогообложения только в том случае, если соблюдаются условия, перечисленные в абз. 8-9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом следует понимать, что любые средства или иное имущество могут быть названы в договоре "грантом", однако не учитывать эти средства (имущество) в составе налогооблагаемых доходов можно только в том случае, если они удовлетворяют определенным условиям. Так, грант должен предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе и в целях осуществления конкретных программ в определенных областях:
- образование, наука;
- искусство, культура;
- физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта);
- охрана здоровья;
- охрана окружающей среды;
- защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ;
- социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.
В числе условий получения гранта обязательно должно быть требование о предоставлении грантодателю Отчета о целевом использовании гранта.
Кроме того, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень грантодателей, гранты которых при соблюдении перечисленных выше условий не учитываются при налогообложении прибыли:
- российские физические лица;
- российские некоммерческие организации;
- иностранные и международные организации, объединения, которые поименованы в Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов.
У учреждений не возникает дохода в виде стоимости нефинансовых активов, приобретенных (созданных) с привлечением средств грантов (письмо Минфина России от 15 февраля 2011 г. № 03-03-10/14).
Свободные остатки средств грантов, размещенные автономными учреждениями в установленном порядке на депозитных счетах в банках, не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (такой вывод можно сделать из содержания письма Минфина России от 1 августа 2013 г. № 03-03-06/4/30833 и письма Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/4/83). Конечно, речь идет о тех случаях, когда размещение средств гранта на депозитном счете не запрещено грантодателем.
Средства ОМС
Основание: абз. 17 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ
При налогообложении прибыли не учитываются средства, получаемые медицинскими учреждениями от страховых организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Речь идет о средствах, поступающих за оказание медицинских услуг застрахованным лицам.
Полученное безвозмездно имущество
По ряду оснований стоимость безвозмездно полученного бюджетными и автономными учреждениями имущества может не учитываться при исчислении налога на прибыль (таблица 1).
Таблица 1. Налогообложение прибыли при безвозмездном получении имущества
Основания получения | Норма | Примечание |
---|---|---|
По решению органов исполнительной власти всех уровней | Для применения данной нормы необходимо наличие правового акта соответствующего органа исполнительной власти о передаче имущества (письмо Минфина России от 20 июля 2012 г. № 03-03-10/80). Под органами исполнительной власти понимаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ) | |
В качестве пожертвования | Характер операции должен соответствовать положениям ст. 582 "Пожертвования" ГК РФ (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/32, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2011 г. № 16-15/101183@) | |
По завещанию в порядке наследования | –––––––– | |
От собственника | В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления). Поступления должны быть использованы по целевому назначению | |
Образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности | Имущество (в том числе денежные средства) должно быть получено на ведение уставной деятельности (письмо Минфина России от 25 октября 2012 г. № 03-03-05/89, письмо Минфина России от 1 июня 2011 г. № 03-03-06/4/61) | |
В виде неотделимых улучшений в имущество, переданное учреждением в аренду или безвозмездное пользование | Неотделимые улучшения должны быть произведены арендатором (ссудополучателем) |
Полученные безвозмездно имущественные права, работы и услуги
Стоимость безвозмездно полученных бюджетными и автономными учреждениями имущественных прав, работ и услуг может не учитываться при налогообложении прибыли (таблица 2).
Таблица 2. Налогообложение прибыли при безвозмездном получении имущественных прав, работ и услуг
Основания получения | Норма | Примечание |
---|---|---|
Имущественные права | ||
По завещанию в порядке наследования | –––––––– | |
От собственника | В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления) (письмо Минфина России от 24 декабря 2013 г. № 03-03-05/56911). Поступления должны быть использованы по целевому назначению | |
В виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом | Такое право должно быть получено по решению органа власти, местного самоуправления (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-03-06/4/100). Имущество должно использоваться для ведения уставной деятельности | |
Работы и услуги | ||
В виде безвозмездно полученных работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров |
Внереализационные доходы
По общему правилу внереализационные доходы бюджетных и автономных учреждений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (ст. 247, ст. 250 НК РФ). Такие доходы могут возникнуть даже в том случае, если учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность.
Бюджетные и автономные учреждения учитывают при налогообложении прибыли, в частности, следующие внереализационные доходы (таблица 3).
Таблица 3. Внереализационные доходы
Основания получения | Норма | Примечание |
---|---|---|
Суммы возмещения убытков или ущерба:
| Письмо Минфина России от 12 сентября 2014 г. № 03-03-06/4/45766 | |
Штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств:
|
–––––––– | |
Суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно | За исключением случаев, предусмотренных ст. 251 НК РФ | |
Стоимость полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств :
| За исключением случаев, предусмотренных подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина России от 8 августа 2013 г. № 03-03-06/4/32160) | |
Стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации | –––––––– | |
Суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования (в том числе ОСАГО, КАСКО) | Письмо Минфина России от 31 октября 2014 г. № 03-03-06/4/55221 | |
Средства, полученные от сдачи лома черных, цветных и драгоценных металлов | ||
Доходы в виде средств, полученных от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг | Письмо Минфина России от 28 августа 2013 г. № 03-03-06/4/35325, письмо Минфина России от 27 августа 2012 г. № 03-03-06/4/88 |
Ольга Монако, эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор