Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны: 5 основных направлений
РАЗДЕЛЫ
- 70-летие Великой Победы
- Вехи Великой Отечественной войны
- Лев Попов: "Юрист должен работать для людей, а не против них"
- Цена Победы
- Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны: 5 основных направлений
- Военные вклады: существуют ли они?
- Поддержка есть, но нужно больше
- Одна на всех – мы за ценой не постоим
- ГАРАНТ поздравил ветеранов ВОВ
История социальной поддержки участников Великой Отечественной войны берет свое начало с первых дней войны, когда были введены "денежные аттестаты", на основании которых члены семей военнослужащих получали за них заработную плату. Это позволило семьям фронтовиков выжить в голодающем тылу. Ставшим в результате участия в боевых действиях инвалидами государство назначало пенсию.
После Победы, по мере восстановления экономики, социальная поддержка инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны расширялась. В то время она выражалась в льготном медицинском обслуживании, улучшении жилищных условий, праве приобрести автомобиль на особых условиях, введении гибких условий труда и т. д. Так продолжалось вплоть до начавшейся в Советском Союзе перестройки, глобальные последствия которой затронули, в том числе, и ветеранов войны. Произошла девальвация ценностей, в результате чего почетный социальный статус ветеранов резко упал. Распад СССР усугубил эти негативные процессы, была разрушена советская система социального обеспечения, что сильно подорвало уровень жизни ветеранов.
В первые годы становления Российской Федерации социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны утратила свое приоритетное значение. Такая же ситуация была характерна для всего постсоветского пространства. Внимание проблемам бывших фронтовиков вновь стали уделять лишь начиная с 1993 года. Тогда на уровне СНГ был принят ряд актов, направленных на улучшение социального положения ветеранов – причем предполагалось, что те или иные меры помощи будут оказываться в одинаковом объеме на территории всех стран-участниц соглашений (например, соглашение от 15 апреля 1994 г. "О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих", соглашение от 9 декабря 1994 г. "Об установлении для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших воинов дополнительных льгот и материальной помощи в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (Российская Федерация прекратила применение данного соглашения).
НАША СПРАВКА
К 50-й годовщине Победы (1995 год) началась работа по восстановлению почетного статуса ветеранов Великой Отечественной войны. Были систематизированы все действовавшие на тот момент нормативно-правовые документы, касавшиеся социальной поддержки и социальной защиты ветеранов. Результатом этого стал Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – закон о ветеранах). Однако, этот закон не раскрывает подробно механизм обеспечения ветеранов мерами социальной помощи, а лишь определяет круг лиц, на которых распространяется его действие, декларирует их основные права и гарантии. Реализация закрепленных прав осуществляется на основании большого массива нормативных актов, принятых во исполнение положений закона.
Рассмотрим, кому и какие гарантии предоставляются.
Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
- участники ВОВ;
- лица, работавшие на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, члены экипажей судов, интернированные в начале ВОВ в портах других государств;
- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (далее – жители блокадного Ленинграда);
- труженики тыла, а также лица, награжденные орденами и медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период ВОВ (ч. 1 ст. 2 закона о ветеранах).
Лица, составляющие категорию участников Великой Отечественной войны, подразделяются на девять подгрупп (проходившие службу в действующей армии, проходившие службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и др.), что в значительной мере влияет на объем и состав социальной поддержки.
К особо защищаемой группе ветеранов закон относит инвалидов Великой Отечественной войны. Им социальная поддержка оказывается в несколько большем объеме по сравнению с другими участниками войны.
Значительную часть мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных различными правовыми актами, получают приравненные к ним лица – члены семей умерших ветеранов, узники концлагерей и т. д.
Закрепление прав тружеников тыла на социальную поддержку и их реализация относятся к компетенции субъектов РФ (ст. 20 закона о ветеранах).
К примеру, жители Санкт-Петербурга из числа этой группы ветеранов имеют право на такие меры социальной поддержки, как:
- ежемесячную денежную выплату и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (в размере 1011 и 866 руб. соответственно);
- обеспечение льготным проездным билетом на городской транспорт и право пользоваться пригородным транспортом по льготным тарифам;
- дополнительные льготы по оплате занимаемого жилого помещения и услуг ЖКХ;
- право на получение оздоровительного отдыха за счет города (ч. 1-2 ст. 61 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга").
Большой социальной проблемой, на данный момент не решенной, остается поддержка такой многочисленной группы, как "дети войны", то есть лиц, родившихся во время Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала. По данным Минтруда России, в настоящее время в России насчитывается 13 млн граждан, которых можно отнести к этой категории, однако в настоящее время на федеральном уровне их статус на закреплен. Ранее неоднократно предпринимались попытки провести через парламент соответствующие законопроекты, однако они по разным причинам были отклонены. Так, депутаты фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым неоднократно выступали с такой инициативой, однако до ее рассмотрения нижней палатой парламента дело не дошло1.
В то же время, ряд регионов в той или иной форме помогает детям войны. Например, жителям Республики Алтай, родившимся в период с 1 января 1932 года по 2 сентября 1945 года, полагается ряд льгот, таких, как:
- внеочередная установка квартирного телефона;
- внеочередное оказание медицинской помощи по полису ОМС;
- первоочередное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
- первоочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, находящихся в ведении Республики Алтай;
- внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;
- внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому, находящимися в ведении Республики Алтай (Закон Республики Алтай от 6 июня 2014 г. № 24-РЗ "О мерах социальной поддержки граждан, относящихся к категории "дети войны", в Республике Алтай").
Рассмотрим конкретные меры поддержки ветеранов.
Материальная поддержка ветеранов
Участники Великой Отечественной войны, за исключением лиц, непосредственно не принимавших участия в боевых действиях, или получивших статус ветерана в связи с награждением орденами и медалями, имеют право на льготы по пенсионному обеспечению. Так, участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух видов пенсий: им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости (подп. 2, 6 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; далее – закон о государственном пенсионном обеспечении). Это положение распространяется и на инвалидов войны.
Кроме того, участники войны и жители блокадного Ленинграда имеют право на получение пенсии по инвалидности в увеличенном размере – до 250% в зависимости от группы инвалидности (п. 1-1.1 ст. 16 закона о государственном пенсионном обеспечении).
НАША СПРАВКА
Участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на пенсию по выслуге лет, назначаются значительные надбавки как к самой пенсии по выслуге лет, так и к пенсии по инвалидности – в размере 32%, а лицам, достигшим 80-летнего возраста, – в размере 64% расчетного размера пенсии (ст. 17, ст. 24 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; далее – закон о пенсионном обеспечении военнослужащих). Инвалиды войны и жители блокадного Ленинграда пенсию за выслугу лет получают в увеличенном размере – до 300% от расчетного в зависимости от группы инвалидности (ст. 16 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).
Ветеранам, непосредственно не принимавшим участия в боевых действиях, а также награжденным орденами или медалями СССР, пенсия по выслуге лет предоставляется в размере, увеличенном на 16%, по отношению к расчетному (п. "д" ст. 45 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).
Ленинградцы-блокадники, имеют право на одновременное получение пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения и страховой пенсии, установленной в соответствии с законодательством о страховых пенсиях (подп. 6 п. 3 ст. 3 закона о государственном пенсионном обеспечении). Причем, пенсия по инвалидности жителям блокадного Ленинграда полагается повышенная (п. 1.1 ст. 16 закона о государственном пенсионном обеспечении).
Для лиц, работавших в зоне боевых действий, а также членов экипажей судов, насильственно удерживаемых в начале ВОВ в портах других государств, льгот по пенсионному обеспечению не предусмотрено.
Участникам Великой Отечественной войны установлено и льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (п. 1, п. 3 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941). Так, один месяц участия в боевых операциях в составе штрафных частей засчитывается за шесть месяцев службы, а один месяц службы засчитывается за три всем участникам военных действий – как военнослужащим, так и партизанам. За службу в частях, не принимавших непосредственного участия в военных действиях, а также ветеранам, побывавшим в плену, один месяц службы засчитывается за два.
В дополнение к перечисленным мерам ветеранам Великой отечественной войны предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (ст. 23.1 закона о ветеранах). Однако, если ветеран одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом о ветеранах и иному нормативному правовому акту, ему предоставляется только одна выплата по выбору за некоторым исключением. Если же ветеран одновременно относится к разным группам, например является и участником, и инвалидом войны, то он будет получать ту из причитающихся выплат, размер которой больше. Ежемесячная денежная выплата назначается без учета районного коэффициента (п. 7 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации).
Размеры таких выплат прямо установлены законом о ветеранах (п. 4 ст. 23.1) и с учетом последней ежегодной индексации, которая была проведена 1 апреля 2015 года, составляют:
- инвалидам Великой Отечественной войны – 4481,47 руб.;
- участникам Великой Отечественной войны – 3361,09 руб.;
- бывшим несовершеннолетним узникам – 3361,09 руб.;
- жителям блокадного Ленинграда – 2337,13 руб.;
- иным категориям лиц – 1275,50 руб.
Следует отметить, что индексация указанных выплат в 2015 году составила 5,5% (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов") и это значительно ниже прогнозируемого Минэкономразвития России уровня инфляции в 2015 году – от 12% до 12,4%. Кроме того, в 2015 и 2016 годах ежемесячные денежные выплаты будут индексироваться в особом порядке.
В дополнение к перечисленным мерам поддержки устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в отношении:
- инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей – в размере 1 тыс. руб.;
- ветеранов, непосредственно не принимавших участия в боевых действиях, а также награжденных орденами или медалями СССР, вдов военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдов умерших инвалидов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, бывших совершеннолетних узников нацистских концлагерей – в размере 500 руб. (Указ Президента РФ от 30 марта 2005 г. № 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов").
Помимо перечисленных мер социальной поддержки, закрепленных на федеральном уровне, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные меры, финансирование которых производится из региональных бюджетов.
Поддержка ветеранов в жилищной сфере и сфере ЖКХ
Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (подп. 3 п. 1 ст. 15, подп. 3 ч. 1 ст. 18 и подп. 6 п. 1 ст. 19 закона о ветеранах). Право на эту льготу имеют также члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года (подп. 4 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Получить жилье можно только один раз, но независимо от имущественного положения ветерана. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, а также награжденные орденами или медалями СССР, и лица, работавшие на военных объектах в зоне боевых действий, обеспечиваются жильем только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений (подп. 4 ст. 17 закона о ветеранах).
В дополнение к этим мерам, президент поручил Правительству РФ и органам государственной власти регионов капитально отремонтировать жилье инвалидов и ветераны войны, обеспечение жильем которых не запланировано (перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 года № Пр-1831 по итогам 34-го заседания Российского организационного комитета "Победа"2). По данным Минтруда России, в 2014 году в регионах капитально отремонтировано более 36 тыс. жилых помещений, в которых проживают ветераны.
Ветеранам войны и нетрудоспособным членам семей умерших инвалидов и участников войны также предоставляется преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, а также садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 7 п. 1 ст. 14, подп. 9 п. 1 ст. 15, п. 3 ст. 17, подп. 5 п. 1 ст. 18 и подп. 3 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Однако для лиц, работавших на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, это право ограничивается вступлением в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 3 ч. 1 ст. 19 закона о ветеранах).
Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов и участников войны, а также членов их семей является уменьшение платы за жилье и коммунальные услуги на 50% (подп. 8-9 п. 1 ст. 14, подп. 5-6 п. 1 ст. 15, подп. 9-10 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). При этом учитываются и проживающие совместно с ветеранами члены их семей. Ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, оплачивается 50% стоимости приобретаемого ими топлива. Обеспечение топливом ветеранов Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Эта мера распространяется и на нетрудоспособных членов семей умерших инвалидов и участников войны. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, не имеют такой льготы. Жителям блокадного Ленинграда оплачивают жилье и коммунальные услуги только при условии наличия у них инвалидности (подп. 2- 3 п. 2 ст. 18 закона о ветеранах).
Медицинское обслуживание
Эти меры поддержки являются особенно ценными для ветеранов, учитывая их преклонный возраст. Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 10 п. 1 ст. 15, подп. 6 ст. 17, подп. 6 п. 1 ст. 18, подп. 7 п. 1 ст. 19, подп. 7 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Кроме того, ветеранам положено внеочередное оказание медицинской помощи по полису ОМС. А инвалиды войны, инвалиды боевых действий и бывшие узники концлагерей имеют право на ежегодную бесплатную диспансеризацию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 1 п. 2 ст. 18 закона о ветеранах, подп. 3 п. 4 Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения) – напомним, по общему правилу оно проводится один раз в три года. Инвалиды войны обеспечиваются также протезами и протезно-ортопедическими изделиями, за исключением зубных протезов (подп. 13 п. 1 ст. 14 закона о ветеранах).
Ветераны Великой Отечественной войны также имеют право на получение набора социальных услуг:
- обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецептам врача;
- санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ст. 6.1-6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Если ветеран изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат.
Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов войны является внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания и обслуживание отделениями социальной помощи на дому (подп. 29 п. 1 ст. 14 закона о ветеранах).
Иные меры социальной поддержки
Законом предусмотрена внеочередная установка ветеранам Великой Отечественной войны квартирного телефона (подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 8 п. 1 ст. 15, подп. 5 ст. 17, подп. 4. п. 1 ст. 18, подп. 5 п. 1 ст. 19 закона о ветеранах).
Также ветеранам предоставляется право на преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и внеочередное обслуживание магазинами и предприятиями бытового обслуживания (подп. 19 п. 1 ст. 15 закона о ветеранах).
Помимо названных льгот, ветераны Великой Отечественной войны, и иные приравненные к ним категории граждан не платят налог при получении помощи (в денежной и натуральной формах), а также подарков в части их стоимости, не превышающей 10 тыс. руб. в год (п. 33 ст. 217 НК РФ). Также они освобождены от уплаты государственной пошлины при регистрации на свое имя программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы (подп. 14 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Не оплачивают ветераны государственную пошлину и в случае обращения в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям за защитой своих специальных прав (подп. 3 п. 2 ст. 333.36 НК РФ). Им предоставляется налоговая льгота при расчете земельного налога – налоговая база уменьшается на 10 тыс. руб. (подп. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ). Освобождаются они и от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения по выбору (подп. 4 п. 1 ст. 407 НК РФ).
Ветераны Великой Отечественной войны будут также освобождены от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела в порядке вновь принятого Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с момента введения его в действие 15 сентября текущего года (п. 3 ст. 107 КАС РФ).
Дополнительные меры социальной поддержки, приуроченные к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
Традиционно ветеранам Великой Отечественной войны в связи с празднованием годовщины Великой Победы оказывается дополнительная помощь. Не стала исключением и 70-я годовщина. Так, на уровне Союзного государства Российская Федерация и Республика Беларусь запланирована организация с апреля по ноябрь 2015 года санаторно-курортного лечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (п. 8 Плана мероприятий Союзного государства на 2014-2015 годы, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков). В апреле-мае текущего года будет произведена единовременная выплата проживающим в России, Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике:
- инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны – в размере 7 тыс. руб.;
- труженикам тыла, бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей – в размере 3 тыс. руб (Указ Президента РФ от 26 февраля 2015 г. № 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов").
C 3 по 12 мая 2015 года участники, инвалиды войны и сопровождающие их лица смогут посетить торжественные мероприятия, бесплатно воспользовавшись на территории России всеми видами транспорта, кроме такси (Указ Президента РФ от 23 января 2015 г. № 32 "О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов").
Ряд субъектов РФ приняли решение об оказании ветеранам дополнительных мер социальной поддержки. Так, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, проживающие в Омской области, получат единовременную выплату в размере 3,6 тыс. руб, а участники Великой Отечественной войны, являющиеся Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы – в размере 13 тыс. руб (Указ Губернатора Омской области от 6 февраля 2015 г. № 19 "О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан в Омской области в 2015 году в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов").
***
Фронтовики и труженики тыла уже давно стали символами патриотизма и гражданской воли, на чьем примере воспитано не одно поколение. Однако так сложилось, что внимание и почести им оказывают, к сожалению, в основном в связи с юбилейными датами и зачастую декларативно. Несмотря на оказываемую ветеранам помощь, тенденция реального ее сокращения в условиях нынешнего кризиса вызывает тревогу. Нельзя забывать, что фронтовики не просто люди старшего поколения, нуждающиеся в материальной поддержке, но люди – носители исторической памяти народа, которых с каждым годом остается с нами все меньше.
______________________________
1 С текстами законопроектов № 747628-6 "О детях войны" и 493165-6 "О детях войны" и материалами к ним можно ознакомиться официальном сайте Госдумы.
2 С перечнем поручений Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 года № Пр-1831 по итогам 34-го заседания Российского организационного комитета "Победа" можно ознакомиться официальном сайте Президента РФ.