Закупка работ по строительству зданий и сооружений: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей (часть 19)
Евгений Эллинский,
генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы"
Закупки в сфере строительства требуют от заказчика и всех их участников не только знания законодательства об организации и проведении закупок, но и способности разобраться в законодательстве о капитальном строительстве, включая многочисленные нормы и правила подзаконных актов. Это порождает большое количество вопросов, разрешить которые, зачастую, непросто. Генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы" Евгений Эллинский ответил на самые злободневные из них.
Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд: |
Нет, заменить предусмотренные контрактом одни работы на другие Вы не вправе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, ч. 2 ст. 34, ч. 1-1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 198 не допускают возможность изменения условий контракта в указанном случае. Возможно лишь изменение объемов предусмотренных контрактом работ – только в пределах 10% от первоначального объема, и только при условии, что такая возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Заменять товары, работы или услуги на товары, работы, услуги, не предусмотренные контрактом, недопустимо – в том числе путем заключения дополнительного соглашения.
Отдельно отметим, что если сводным сметным расчетом предусмотрен резерв средств на непредвиденные работы и затраты, то в рамках определенной величины таких расходов заказчик вправе принять дополнительные работы, прямо связанные с предметом контракта. Оформляются эти работы в предусмотренных документацией о закупке и контрактом формах в разделе "непредвиденные затраты". К примеру, в качестве подобного документа может выступать форма № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" (постановление Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100).
БЛАНКИ
Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2)
Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3)
Общий журнал работ (форма № КС-6)
Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а)
Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения (форма № КС-8)
Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений (форма № КС-9)
Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений (форма № КС-10 )
Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11)
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14)
Акт о приостановлении строительства (форма № КС-17)
Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству (форма № КС-18)
Для ответа на поставленные вопросы требуется детально изучить нормативно-правовые требования к соответствующим работам, действующим в месте их выполнения.
Чтобы определить, требуется ли согласование такого строительства, следует рассмотреть локальные нормативные акты. Например, на территории Московской области строительство или установка ограждений, в том числе газонных и тротуарных, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, а самовольная установка ограждений не допускается (ч. 2 ст. 27 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области"). Как правило, необходимые нормативные акты можно найти на сайте администрации региона или соответствующего департамента администрации (например, департамента строительства).
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон требует сноса незаконной постройки за счет нарушителя (ч. 2 ст. 222 ГК РФ). В случае, если сооружение является объектом капитального строительства и не было получено разрешение на его строительство, нарушитель будет привлечен к административной ответственности: штраф составит для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб., или деятельность компании-нарушителя может быть административно приостановлена на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).
Необходимо определить, является ли ограждение недвижимостью – напомню, ее признаками являются прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ). Если возможное перемещение нанесет ограждению незначительный ущерб, то указанное имущество объектом недвижимости, а соответственно, и объектом капитального строительства, не является. В этом случае разработка проектной документации не требуется.
При решении вопроса о необходимости разработки проектной документации следует также определить необходимость и возможность последующей регистрации объекта недвижимости. Критерии, на которые можно опираться при решении этого вопроса, используются, в частности, в Постановлении Президиума ВАС России от 24 сентября 2013 года № 1160/13 (наличие или отсутствие самостоятельного хозяйственного назначения, возможность выступать отдельным объектом гражданского оборота и т. п.). Если после возведения объекта его необходимо будет зарегистрировать, то заказчику следует разработать проектную документацию.
Необходимость наличия у участников закупки выданных саморегулируемой организацией (далее – СРО) свидетельств о допуске к выполнению монтажных работ, определяется перечнем работ, включенных в смету на монтажные работы.
При проведении закупки за счет указанных средств заказчику следует руководствоваться Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, к деятельности муниципальных автономных учреждений по закупке товаров, работ, услуг применяется этот закон. При этом, согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на таких юридических лиц распространяются положения 44-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 52 и ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ работы по организации строительства и строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов, должны выполняться только ИП или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к этим видам работ. Перечень таких работ установлен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 (далее – Перечень).
Устройство кровель включено в перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов, но только в случае, если эта работа выполняется на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ (п. 13.1-13.3 Перечня). Здание детского сада не относится к таким объектам, а значит, для выполнения кровельных работ на этом объекте получения свидетельства о допуске СРО не требуется.
Вместе с тем антисептирование и гидроизоляция, входящие в состав работ по ремонту кровли, требуют получения допуска (п. 12.8-12.9 Перечня).
Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к таким работам правомерно. Это подтверждается и тем, что участники должны соответствовать требованиям законодательства для выполнения работ, которые являются объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
ФАС России и арбитражные суды также разделяют эту позицию (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2015 г. № Ф07-469/14 по делу № А56-36250/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2015 г. № Ф07-469/14 по делу № А56-36250/2014, решение ФАС России от 19 марта 2015 г. № К-200/15, решение ФАС России от 13 октября 2014 г. № К-1474/14).
Учитывая изложенное, в документации может быть установлено как требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО для участников закупки на выполнение конкретных видов работ, так и альтернативное требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО на генподряд (если это предусмотрено документацией, участник закупки вправе привлечь к выполнению работ третьих лиц для выполнения конкретных работ, к которым нет допуска у участника). Суды указывают, что такое поведение заказчика максимально расширяет круг участников закупки.
Оснований для отклонения подобной заявки нет. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 67 (при рассмотрении первых частей заявок) и ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ (при подведении итогов). К таким случаям относятся, в частности, непредставление предусмотренных Законом № 44-ФЗ документов и информации, а также предоставлении недостоверных и несоответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ документов и информации, несоответствие участника аукциона установленным документацией требованиям и т. д. Этот перечень имеет закрытый характер, и установление иных оснований для отклонения заявки в документации об аукционе не допускается.
Статьей 66 Закона № 44-ФЗ не установлено такое требование к заявке при заключении контракта на выполнение работы или оказании услуги, как указание производителя и марки оборудования, используемого при выполнении работ. Иными словами, данная информация является дополнительной (необязательной). В то же время и запрета на указание такой информации не установлено.
Следовательно, указание в составе заявки на участие в аукционе достоверной информации о производителе, как и любой другой дополнительной информации, не может являться основанием для отклонения такой заявки.
Данный контракт заключен в 2010 году, то есть в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ). Однако 1 января 2014 года этот закон утратил силу в связи с вступлением в действие Закона № 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ к отношениям, возникшим до дня вступления в силу указанного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу. Соответственно, к новым правам и обязанностям, возникающим после 2014 года, а к таковым относится и внесение изменений в условия контракта, будут применяться положения Закона № 44-ФЗ.
Статьей 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрен перечень оснований, по которым допускается изменение существенных условий контракта.
Применительно к рассматриваемой ситуации можно предложить следующую последовательность действий. Пункты 2-4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ позволяют изменять условия контракта в случае, если цена контракта, заключенного на определенный законом срок, составляет или превышает установленный Правительством РФ размер (постановление Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1186), а исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Такое изменение условий контракта возможно только при наличии соответствующего решения:
- Правительства РФ (если контракт был заключен для удовлетворения федеральных нужд);
- высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (если контракт был заключен для удовлетворения нужд субъекта РФ);
- местной администрации (если контракт был заключен для удовлетворения муниципальных нужд).
То есть, изменить существенные условия действующего контракта и, в частности, продлить срок исполнения обязательств по нему так, чтобы срок оканчивался в 2016 и последующих годах, можно лишь после соответствующего решения уполномоченного органа государственной власти. Порядок получения такого решения на федеральном уровне в настоящее время не установлен, в то же время он может быть определен субъектом РФ или муниципальным образованием. Поэтому, если контракт был заключен для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, необходимо ознакомиться с нормативными правовыми актами, действующими в конкретном регионе или муниципальном образовании. При отсутствии таковых, а также в случае закупки для федеральных нужд, участнику, тем не менее, следует обратиться к заказчику с данной инициативой.
Если же речь идет об изменении существенных условий контракта, исполнение обязательств по которому заканчивается в 2015 году, то сделать это можно воспользовавшись положениями ч. 1.1. ст. 95 Закона 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 198. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон существенных условий заключенных контрактов, срок исполнения которых завершается в 2015 году. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта. Конкретные правила изменения сроков оплаты работ (товаров, услуг) не установлены.
Учитывая изложенное, изменение сроков окончания работ в пределах 2015 года допускается по соглашению сторон. Изменение сроков окончания работ и иных существенных условий контракта за пределами 2015 года, а также порядка оплаты работ в контракте допускается, но на основании соответствующего решения государственного органа.
Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.
Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.