Госзакупки: антикризисные меры
В конце января Правительство РФ утвердило план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее – План) (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р). План включает в себя обширный перечень мероприятий по многим направлениям, и непосредственно затрагивает, в том числе, сферу государственных и регламентированных закупок.
Реализация заложенных в План мероприятий в части госзакупок подразумевает принятие большого количества подзаконных нормативных правовых актов и поправок в действующее законодательство. Рассмотрим, какие изменения ожидают заказчиков и поставщиков, если все мероприятия Плана будут осуществлены.
Стабилизационные меры
В соответствии с проектом предоставление отсрочки уплаты неустоек, как и возможность их списания, поставлены в зависимость от их общей суммы:
- если общая сумма неустоек не превышает 5% цены контракта, неустойка списывается в полном объеме;
- если общая сумма начисленных неустоек превышает 5% и составляет не более чем 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку их уплаты на срок до окончания текущего финансового года, либо списывает 50% суммы неустоек при условии уплаты оставшихся 50%;
- в случае, если общая сумма начисленных неустоек превышает 20% цены контракта заказчик предоставляет отсрочку уплаты начисленных сумм неустоек на срок до окончания текущего финансового года. Списание суммы неустоек в таком случае невозможно.
- участниками закупки являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;
- проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
- установлено условие о перечислении поставщику авансовых платежей на счет, открытый в учреждениях Банка России;
- заказчик проводит окончательный расчет с поставщиком в размере не менее 30% цены контракта для обеспечения федеральных нужд (для нужд субъекта федерации и муниципальных нужд может быть определен иной размер окончательного расчета) и только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом обязательств. При этом контрактом не может быть предусмотрен аванс в размере более 15% цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд (для нужд субъекта федерации и муниципальных нужд также может быть определен иной показатель);
- участниками закупки являются бюджетные или автономные учреждения.
- предмет контракта соответствует утвержденному перечню (этот перечень будет разработан отдельно);
- цена контракта превышает установленный размер. В настоящее время установлены следующие минимальные размеры цены контракта: 10 млрд руб. – для федеральных нужд, 1 млрд руб. – для нужд субъекта Российской Федерации, 500 млн руб. – для муниципальных нужд, или составляет не более 5 млн руб. в случае, если участниками закупки могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (постановление Правительства РФ от 19 декабря 2013 года № 1186);
- предметом контракта являются строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, а также работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научного руководства в проектных работах.
Напомним, что вносить изменения в существенные условия контракта можно было и до 1 января 2015 года при соблюдении некоторых условий – например, если заказчик предлагал увеличить или уменьшить предусмотренное контрактом количество товаров не более чем на 10% (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Надо сказать, что эффективность этой и предыдущих антикризисных мер может быть поставлена под вопрос – все они будут действовать только в 2015 году, в то время как необходимые для их реализации постановления правительства существуют пока только в виде проектов.
Меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта
Параллельно с указанными мерами Правительством РФ было принято решение о расширении установленного в середине прошлого года перечня товаров машиностроения иностранного производства, закупки которых запрещены (далее – Перечень) (постановление Правительства РФ от 31 января 2015 года № 84). Как сообщается на сайте кабмина, принятые решения направлены на поддержку отечественных производителей товаров машиностроения и повышение уровня локализации производства на территории России.
К примеру, отныне к госзакупкам не допускаются гусеничные тракторы, автопогрузчики с вилочным захватом, автомобили скорой медицинской помощи и др. Из перечня также были исключены краны-трубоукладчики, автобетононасосы, автобетоносмесители и др.
Теперь наравне с техникой, произведенной на территории Белоруссии и Казахстана запрет не распространяется на товары машиностроения, произведенные Республикой Армения, в связи с ее присоединением в октябре 2014 года к договору о Евразийском экономическом союзе.
Постановлением определен также срок действия актов экспертизы, выданных Торгово-промышленной палатой до 1 января 2015 года и подтверждающих страну происхождения автотранспортных средств из Перечня. Такие акты действуют до 1 января 2016 года, но не более календарного года со дня их выдачи.
Кроме того, с 1 января 2015 года из перечня "запретных" товаров выведены транспортные средства, произведенные российскими организациями, но с использованием импортных автокомпонентов. Речь идет о случаях, когда детали ввозят в страну сами производители на основании соответствующих соглашений с Минэкономразвития России.
Необходимо отметить, что при применении Перечня у заказчиков могут появиться вопросы. Перечень первым среди нормативных документов, регулирующих сферу закупок, был приведен в соответствие с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОКПД 034-2014. Однако, заказчики продолжают использовать классификатор ОКПД 034-2007, который будет действовать до 1 января 2016 года, изменения в который в этой части не вносились. Структура нового классификатора значительно отличается от предыдущего в связи с его большей детализацией. Поэтому можно прогнозировать, что заказчики столкнутся с определенными трудностями при сопоставлении утвержденных планов-графиков закупок и обновленного Перечня. В такой ситуации можно только ждать изменения законодательства или соответствующих разъяснений со стороны государства.
Меры в сфере здравоохранения, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения
Планом предусмотрено ограничение на допуск к госзакупкам зарубежных лекарств при наличии двух и более заявок на поставку аналогичных товаров российского производства и на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (п. 59 Плана). Первым шагом по реализации этой меры стало издание Правительством РФ постановления, утвердившего перечень отдельных видов медицинских изделий иностранного производства, закупки которых ограничиваются (далее – Перечень) (постановление от 05 февраля 2015 года № 102). Установлено, что заказчики должны отклонять заявки на поставку медицинских изделий иностранного производства в случае наличия двух и более заявок на поставку изделий, включенных в Перечень и страной происхождения которых являются Россия, Армения, Белоруссия или Казахстан. При этом заявленные медицинские изделия должны быть изготовлены разными производителями.
Можно отметить, что ограничительные меры на рынке государственного заказа по отношению к импортным товарам избыточны, особенно в условиях ощутимой девальвации рубля: импортные товары заметно прибавили в цене на внутреннем рынке и не выдерживают конкуренции по стоимости с отечественными.
Поддержка малого и среднего предпринимательства
Мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства в Плане представлены 11 пунктами, но к сфере закупок непосредственно относятся всего два. Так, расширение круга хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого и среднего предпринимательства позволит не только сохранить быстрорастущим предприятиям возможность участвовать в государственных и муниципальных программах поддержки, но и остаться в числе участников государственных закупок на привилегированных условиях (п. 23 Плана). Проект постановления6 правительства, разработанного во исполнение этого пункта, предусматривает увеличение в два раза предельных значений выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства (для микропредприятий – с 60 млн до 120 млн руб.; для малых предприятий – с 400 млн до 800 млн руб.; для средних предприятий – с 1 млрд до 2 млрд руб.).
А в целях расширения возможностей участия малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний в конце прошлого года был принят нормативный акт, в соответствии с которым начиная с 1 января 2016 года (а для отдельных юрлиц, с годовым объемом выручки более 10 млрд руб. – с 1 июля 2015 года) 18% от годового объема закупок государственные компании должны будут совершить у малых и средних предприятий (постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352). Сегодня такая обязанность у этой категории заказчиков отсутствует.
***
Очевидно, что запланированные Правительством РФ антикризисные меры весьма разнообразны, но говорить о результатах их применения для заказчиков и поставщиков, разумеется, время еще не пришло. К тому же, как отмечает само правительство на своем сайте, перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми мерами, а разработанные проекты нормативных актов могут претерпеть значительные изменения на этапе их принятия.