Новости и аналитика Аналитические статьи Государственные и корпоративные закупки: отвечаем на вопросы читателей (часть 21)

Государственные и корпоративные закупки: отвечаем на вопросы читателей (часть 21)

Николай Андреев

Николай Андреев,
генеральный директор
ЗАО "Сбербанк-АСТ"

На некоторые злободневные вопросы читателей портала ГАРАНТ.РУ относительно порядка осуществления государственных и муниципальных закупок ответил генеральный директор ЗАО "Сбербанк-АСТ" Николай Андреев.

При осуществлении закупки в рамках гособоронзаказа установлен запрет на допуск товаров, работ и услуг, происходящих из иностранных государств (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Исключение составляют товары, которые не производятся на территории России, – их перечень установлен постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224. Наша организация является участником закупки и желает поставить продукцию иностранного производства. Вправе ли заказчик требовать от нас какого-либо документа, подтверждающего отсутствие производства товара в России, и если да, то какого именно?

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Нет, заказчик не вправе требовать от участников закупки такого документа.

Подтверждением отсутствия производства на территории России товаров, включенных в указанный в вопросе перечень, является одно из следующих обстоятельств:

Важно, что последний документ представляют именно заказчики, но не участники. Так, если при планировании закупки в рамках гособоронзаказа заказчик обнаруживает, что закупаемый им товар происходит из иностранного государства, и при этом не включен в перечни оборудования, аналоги которого не производятся в России, он имеет право обратиться в Минпромторг России для получения заключения, дающего право закупить иностранное оборудование. Заявление о выдаче заключения об отсутствии производства товаров на территории России оформляется на бланке ведомства или учреждения. В подаваемом заявлении указываются, в том числе, название, полные коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза и Общероссийского классификатора продукции товара (п. 2 приказа Минпромторга России от 27 декабря 2013 № 2161).

Вправе ли заказчик проводить закупку работ по проектированию и строительству здания в рамках одного лота?

Нет, закупки работ по проектированию и строительству здания не могут быть объединены в рамках одного лота по причине того, что объем работ по строительству, который должен быть прописан заказчиком в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке в соответствии с ч. 1 ст. 33 и п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, может быть определен только после выполнения и приемки работ по проектированию.

Одновременно строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий просто не могут осуществляться без проектной документации. (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ). Это справедливо, поскольку только она позволяет определить, насколько выполняемые работы соответствуют требованиям заказчика.

Таким образом, для формирования предмета контрактов на выполнение подрядных проектных и строительных работ необходимо наличие специальных технических документов – задания на проектирование и технической документации, которые включаются в документацию о закупке (п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 759 ГК РФ).

Кроме того, включение указанных видов работ в предмет одной и той же закупки может быть признано нарушением антимонопольного законодательства и закрепленного в ст. 8 Закона № 44-ФЗ принципа обеспечения конкуренции. В целях защиты конкуренции запрещается объединение в одном лоте работ, технологически и функционально не связанных между собой (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"). А подрядные работы по проектированию и строительству зданий могут быть признаны таковыми. Они различаются по своему содержанию, так как для выполнения указанных видов работ необходимо получение различных свидетельств: о допуске к осуществлению деятельности по проектированию и о допуске к строительству. Кроме того, к выполнению работ по проектированию и строительству предъявляются различные требования. Следовательно, объединение различных видов работ в один лот может повлечь ограничение конкуренции ввиду сокращения числа подрядчиков, которые могут принять участие в закупке по отдельным видам работ.

Добавлю, что судебная практика по этому вопросу неоднозначна. В одних случаях суды признают неправомерным объединение в одном лоте работ, которые выполняются различными специалистами, для выполнения которых требуется наличие разных свидетельств о допуске к таким работам, и если к результатам таких работ предъявляются разные требования (постановление ФАС Уральского округа от 13 ноября 2012 г. № Ф09-10004/12, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04 сентября 2012 № Ф08-4801/12).

Однако иногда суды занимают противоположную точку зрения: выполнение строительных работ невозможно, затруднительно или, по крайней мере, экономически нецелесообразно без одновременного или последовательного выполнения проектных работ. При этом подчеркивается, что включение в один лот работ по проектированию и по строительству позволяет рационально расходовать средства заказчика. Более того, такую позицию поддержал в свое время ВАС РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 декабря 2010 № А25-68/2010, Определение ВАС РФ от 3 мая 2011 г. № ВАС-3363/11).

В ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ перечислен ряд оснований, при наличии которых заказчик вправе организовать закупку у единственного поставщика – однако не уточнено, могут ли эти основания применяться параллельно друг с другом, или допустимо использовать только одно из них. Вправе ли заказчик одновременно осуществлять закупки как муниципальное образовательное учреждение в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (на сумму не более 400 тыс. руб. для каждой закупки при условии, что годовой объем таких закупок не превышает 50% совокупного годового объема закупок и составляет не более 20 млн руб.), а также закупать коммунальные услуги у единственного поставщика в необходимых объемах без ограничений в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Да, заказчик вправе применять каждый пункт ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ независимо друг от друга, так как положения ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривают самостоятельные основания для закупки у единственного поставщика. При этом закупка у единственного исполнителя услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством ценам (тарифам), должна осуществляться заказчиком на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, но не по п. 5 ч. 1 указанной статьи.

Между заказчиком и поставщиком был заключен муниципальный контракт. Исполнитель не выполнил обязательства в части сроков оказания услуг. Контрактом за нарушение условий его исполнения предусмотрено начисление пеней. На какой счет подлежат перечислению пени: на счет муниципального образования или на расчетный счет заказчика?

Неустойки (штрафы, пени) по муниципальному контракту, как средства, получаемые заказчиками в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, подлежат перечислению на счета органов Казначейства России для дальнейшего распределения между бюджетами бюджетной системы (абз. 5 п. 3 ст. 41 БК РФ). Реквизиты счета можно узнать непосредственно в территориальном органе Казначейства России.

Следует иметь в виду, что по условиям контракта обязанность перечислить неустойку на казначейские счета может быть возложена именно на заказчика (письмо Минфина России от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959).

В начале текущего года наша компания была признана победителем в запросе котировок на право заключить контракт с заказчиком и сразу начала оказывать услуги, предусмотренные предметом контракта, еще до фактического его подписания. Под разными предлогами заказчик нам так и не передал подписанный со своей стороны контракт, однако от наших услуг он также не отказался. В настоящее время заказчик уклоняется от подписания контракта и оплаты оказанных услуг, которые мы предоставляем ему уже на протяжении более восьми месяцев. Может ли наша компания отказаться от выполнения обязательств по контракту и потребовать возмещения убытков, не имея на руках подписанного контракта?

Да, может, но есть нюансы. Отказаться от выполнения обязательств по государственному или муниципальному контракту возможно лишь в том случае, если он был заключен в соответствии с законодательством о контрактной системе (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). При этом потребовать возмещения убытков в данной ситуации возможно в судебном порядке по правилам гл. 60 ГК РФ о неосновательном обогащении, если участник закупки докажет, что заказчик пользовался оказанными услугами. Еще один вариант – обратиться в суд с требованием о понуждении заказчика заключить контракт (п. 5 ст. 528 ГК РФ). Кроме того, победитель закупки вправе взыскать в судебном порядке убытки, причиненные уклонением заказчика от подписания договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Наша компания в феврале текущего года выиграла конкурс на выполнение работ по строительству здания. При этом в период выполнения работ, предусмотренных контрактом, стоимость используемых строительных материалов возросла более чем на 30% по сравнению с ценами, прописанными в сметном расчете, и это сделало для нас контракт убыточным. В марте 2015 года заказчики получили право по соглашению с поставщиками изменять существенные условия заключенных контрактов, в том числе и увеличивать их цену (постановление Правительства РФ № 198 от 6 марта 2015 г.). Мы направили заказчику предусмотренное постановлением предложение об изменений условий контракта в части увеличения его цены, обосновав его фактом существенного изменения цен на строительные материалы. Заказчик посчитал наши доводы недостаточным основанием для принятия решения об увеличении цены контракта. Подскажите, пожалуйста, каким образом мы можем обосновать необходимость изменения условий контракта?

Постановление Правительства РФ № 198 от 6 марта 2015 г. не конкретизирует, в какой форме участник должен обосновать невозможность исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств. В качестве одного из возможных вариантов подтверждения своей позиции подрядчик может предоставить заказчику информацию о средних рыночных ценах на используемые строительные материалы. В случае, если стороны не достигнут соглашения об изменении условий контракта в связи с существенным изменением обстоятельств, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или спор может быть передан на рассмотрение суда (ст. 451 ГК РФ).

Заказчик обязан включить в состав закупочной комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Каких последствий стоит ожидать заказчикам, не выполнившим указанные требования?

Административных последствий для заказчиков, не соблюдающих указанное требование, законодательством не предусмотрено. Однако это не означает, что закрепленное в ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) правило не должно соблюдаться заказчиками. Последствиями непрофессионализма членов комиссии могут стать нарушения требований закона при проведении закупок, что может привести к неэффективным закупкам, замечаниям контролирующих органов или наступлению административной ответственности.

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

За необоснованное обращение участника госзакупок лекарственных препаратов и медицинских изделий в ФАС России может быть установлен штраф
Так, по мнению Минздрава России, можно устранить одну из наиболее значимых проблем в системе закупок лекарств для государственных нужд – затягивание конкурсной процедуры.

Определены требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым госорганами и государственными внебюджетными фондами
В частности, чиновники не смогут заказать за счет средств бюджета машину дороже 2,5 млн руб. и смартфоны – дороже 15 тыс. руб.

Могут ли проценты за просрочку платежа по кредиту превышать ставку банковского процента?
Позиции ВС РФ и Роспотребнадзора по этому вопросу разделились.

Новшества в обязательственном праве: практика применения
Позиции ВС РФ и Роспотребнадзора по этому вопросу разделились.