Государственные и корпоративные закупки: отвечаем на вопросы читателей (часть 21)
Николай Андреев,
генеральный директор
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
На некоторые злободневные вопросы читателей портала ГАРАНТ.РУ относительно порядка осуществления государственных и муниципальных закупок ответил генеральный директор ЗАО "Сбербанк-АСТ" Николай Андреев.
Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд: |
Нет, заказчик не вправе требовать от участников закупки такого документа.
Подтверждением отсутствия производства на территории России товаров, включенных в указанный в вопросе перечень, является одно из следующих обстоятельств:
- включение товаров, указанных в упомянутом выше приложении, в перечни технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России и ввоз которого на территорию России не облагается НДС. Эти перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372);
- заключение по результатам экспертизы, проведенной Минпромторгом России (п. 2 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224).
Важно, что последний документ представляют именно заказчики, но не участники. Так, если при планировании закупки в рамках гособоронзаказа заказчик обнаруживает, что закупаемый им товар происходит из иностранного государства, и при этом не включен в перечни оборудования, аналоги которого не производятся в России, он имеет право обратиться в Минпромторг России для получения заключения, дающего право закупить иностранное оборудование. Заявление о выдаче заключения об отсутствии производства товаров на территории России оформляется на бланке ведомства или учреждения. В подаваемом заявлении указываются, в том числе, название, полные коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза и Общероссийского классификатора продукции товара (п. 2 приказа Минпромторга России от 27 декабря 2013 № 2161).
Нет, закупки работ по проектированию и строительству здания не могут быть объединены в рамках одного лота по причине того, что объем работ по строительству, который должен быть прописан заказчиком в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке в соответствии с ч. 1 ст. 33 и п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, может быть определен только после выполнения и приемки работ по проектированию.
Одновременно строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий просто не могут осуществляться без проектной документации. (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ). Это справедливо, поскольку только она позволяет определить, насколько выполняемые работы соответствуют требованиям заказчика.
Таким образом, для формирования предмета контрактов на выполнение подрядных проектных и строительных работ необходимо наличие специальных технических документов – задания на проектирование и технической документации, которые включаются в документацию о закупке (п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 759 ГК РФ).
Кроме того, включение указанных видов работ в предмет одной и той же закупки может быть признано нарушением антимонопольного законодательства и закрепленного в ст. 8 Закона № 44-ФЗ принципа обеспечения конкуренции. В целях защиты конкуренции запрещается объединение в одном лоте работ, технологически и функционально не связанных между собой (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"). А подрядные работы по проектированию и строительству зданий могут быть признаны таковыми. Они различаются по своему содержанию, так как для выполнения указанных видов работ необходимо получение различных свидетельств: о допуске к осуществлению деятельности по проектированию и о допуске к строительству. Кроме того, к выполнению работ по проектированию и строительству предъявляются различные требования. Следовательно, объединение различных видов работ в один лот может повлечь ограничение конкуренции ввиду сокращения числа подрядчиков, которые могут принять участие в закупке по отдельным видам работ.
Добавлю, что судебная практика по этому вопросу неоднозначна. В одних случаях суды признают неправомерным объединение в одном лоте работ, которые выполняются различными специалистами, для выполнения которых требуется наличие разных свидетельств о допуске к таким работам, и если к результатам таких работ предъявляются разные требования (постановление ФАС Уральского округа от 13 ноября 2012 г. № Ф09-10004/12, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04 сентября 2012 № Ф08-4801/12).
Однако иногда суды занимают противоположную точку зрения: выполнение строительных работ невозможно, затруднительно или, по крайней мере, экономически нецелесообразно без одновременного или последовательного выполнения проектных работ. При этом подчеркивается, что включение в один лот работ по проектированию и по строительству позволяет рационально расходовать средства заказчика. Более того, такую позицию поддержал в свое время ВАС РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 декабря 2010 № А25-68/2010, Определение ВАС РФ от 3 мая 2011 г. № ВАС-3363/11).
Да, заказчик вправе применять каждый пункт ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ независимо друг от друга, так как положения ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривают самостоятельные основания для закупки у единственного поставщика. При этом закупка у единственного исполнителя услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством ценам (тарифам), должна осуществляться заказчиком на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, но не по п. 5 ч. 1 указанной статьи.
Неустойки (штрафы, пени) по муниципальному контракту, как средства, получаемые заказчиками в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, подлежат перечислению на счета органов Казначейства России для дальнейшего распределения между бюджетами бюджетной системы (абз. 5 п. 3 ст. 41 БК РФ). Реквизиты счета можно узнать непосредственно в территориальном органе Казначейства России.
Следует иметь в виду, что по условиям контракта обязанность перечислить неустойку на казначейские счета может быть возложена именно на заказчика (письмо Минфина России от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959).
Да, может, но есть нюансы. Отказаться от выполнения обязательств по государственному или муниципальному контракту возможно лишь в том случае, если он был заключен в соответствии с законодательством о контрактной системе (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). При этом потребовать возмещения убытков в данной ситуации возможно в судебном порядке по правилам гл. 60 ГК РФ о неосновательном обогащении, если участник закупки докажет, что заказчик пользовался оказанными услугами. Еще один вариант – обратиться в суд с требованием о понуждении заказчика заключить контракт (п. 5 ст. 528 ГК РФ). Кроме того, победитель закупки вправе взыскать в судебном порядке убытки, причиненные уклонением заказчика от подписания договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Постановление Правительства РФ № 198 от 6 марта 2015 г. не конкретизирует, в какой форме участник должен обосновать невозможность исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств. В качестве одного из возможных вариантов подтверждения своей позиции подрядчик может предоставить заказчику информацию о средних рыночных ценах на используемые строительные материалы. В случае, если стороны не достигнут соглашения об изменении условий контракта в связи с существенным изменением обстоятельств, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или спор может быть передан на рассмотрение суда (ст. 451 ГК РФ).
Административных последствий для заказчиков, не соблюдающих указанное требование, законодательством не предусмотрено. Однако это не означает, что закрепленное в ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) правило не должно соблюдаться заказчиками. Последствиями непрофессионализма членов комиссии могут стать нарушения требований закона при проведении закупок, что может привести к неэффективным закупкам, замечаниям контролирующих органов или наступлению административной ответственности.
Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.
Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.