Слишком тесно в капитале

Слишком тесно в капиталеВ 2016 году завершится программа выплаты семьям с двумя детьми материнского капитала, размер которого сейчас составляет 429 тыс. руб. Мера соцподдержки оказалась по сути "жилищной": из трех направлений разрешенного использования абсолютное большинство граждан выбрало приобретение жилья. В Госдуму регулярно поступают предложения по расширению возможностей использования капитала, однако все они отклоняются. 

Средства федерального бюджета начали выделяться Пенсионному фонду РФ для поддержки семей с двумя детьми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Сумма, многократно превышающая размеры большинства социальных пособий, выплачивается семьям, родившим или усыновившим второго ребенка. Также получить выплату могут родители третьего и последующих детей, если предыдущие дети родились до вступления закона в силу. Изначально размер капитала составлял 250 тыс. руб., а к 2014 году в результате индексаций вырос до 429 тыс. руб. Кроме того, некоторые субъекты РФ ввели дополнительные региональные материнские капиталы, размер которых составляет 100-250 тыс. руб. Условия их назначения и выплаты в основном совпадают с федеральными, но в деталях могут различаться. 

Выплата является целевой. Ее можно потратить только на улучшение жилищных условий, образование детей или увеличение пенсионных накоплений матери. Обычно право на пользование капиталом наступает лишь после достижения вторым ребенком трехлетнего возраста. Исключение составляет кредит на жилье, который можно погасить за счет материнского капитала сразу после рождения ребенка. 

По последним данным Минтруда России, более 95% получателей тратят материнский капитал на улучшение жилищных условий. Это объясняется не только тем, что молодым семьям рано задумываться об образовании детей и тем более о пенсиях, но и распространенностью криминальных схем обналичивания капитала. За минувшие годы в России появилось множество группировок, которые предлагают родителям получить деньги на руки, оформив фиктивную покупку жилья (с образованием и пенсионными накоплениями это было бы сложнее). В лучшем случае такие группировки берут с семей внушительный процент (иногда даже большую часть суммы), а в худшем случае – обманывают их и присваивают все деньги. 

При этом и действия членов группировок, и действия их клиентов – родителей классифицируются по ст. 159 УК РФ (мошенничество). С точки зрения закона, родители похищают деньги из бюджета и тратят их на цели, не предусмотренные нормативными актами. С учетом того, что им кто-то помогает (то есть преступление совершается группой лиц), им может грозить до пяти лет колонии. Хотя, конечно, обычно судьи проявляют снисхождение, и наказание для родителей бывает гораздо менее строгим. 

По данным Следственного комитета РФ, в начале сентября текущего года в Приморском крае было завершено расследование дела одной из таких группировок. По версии следствия, для обналичивания средств был организован кредитно-потребительский кооператив "Доверие". В 2011-2012 годах банда направляла фиктивные документы о покупке жилья в отделение ПФР по городу Фокино. Треть обналиченных денег директор кооператива забирала себе. 11 матерей, воспользовавшиеся услугами "Доверия", уже получили условные сроки. Пять других матерей, директор кооператива и ее сообщник в ближайшее время предстанут перед судом. 

В июле текущего года сообщалось, что обвинение в незаконном обналичивании материнского капитала предъявлено трем жительницам Кабардино-Балкарии. По данным следствия, в 2010-2012 годах они открыли в Северной Осетии офис, который даже не пытались замаскировать. Об услугах напрямую сообщалось на вывеске, мошенницы давали рекламу в СМИ. Стоимость работы они оценивали в 60-120 тыс. руб. (в СК РФ не уточняют, от чего зависела цена, но, вероятно, она росла по мере индексации капитала). 

Также в июле было завершено расследование дела о мошенничестве с материнским капиталом в Кемеровской области. Фигурантками дела стали 28-летняя жительница Киселевска и 11 получательниц выплаты. По версии следствия, в 2012-2013 годах женщины заключали фиктивные сделки с недвижимостью. 

В июне завершилось расследование дела адвоката из Карелии. Предполагается, что в 2011-2012 годах юрист обманул четверых получательниц материнского капитала. Он заключил сделки на покупку ветхих квартир по завышенной цене, получил деньги, но женщинам их не отдал. 

Также в июне было возбуждено уголовное дело в отношении главы ООО "Меркурий". По информации следствия, в 2011-2012 годах мужчина обманул 11 получательниц выплаты. Подделав документы о покупке недвижимости, он не отдал деньги заказчицам. 

Стоит отметить, что далеко не всегда родители двоих детей решают нелегально обналичить материнский капитал, чтобы потратить его на злоупотребление алкоголем и иные асоциальные нужды. Просто очень часто семья объективно не нуждается ни в жилье, ни в оплате образования, ни в увеличении пенсионных накоплений. Зато у нее имеются иные вполне достойные потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью капитала. Дети могут нуждаться в поездках на отдых, инвентаре для игр, лечении и даже просто в качественном питании. Представители власти изучают эти потребности и регулярно вносят в Госдуму законопроекты, расширяющие возможности использования материнского капитала. 

Однако принимаются эти законопроекты крайне редко. Пожалуй, единственный за последнее время пример одобрения подобной инициативы – разрешение использования капитала для погашения ипотеки (Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 128-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"). Но и это – по сути лишь расширение возможностей во все той же сфере улучшения жилищных условий. Что же касается принципиально новых направлений, то ни одно из них почему-то до сих пор не получило одобрения депутатов. 

В январе 2013 года в Госдуму группой депутатов был внесен законопроект № 212094-61, согласно которому маткапитал можно было бы использовать для оказания детям высокотехнологичной медицинской помощи, а также для реабилитации детей-инвалидов. Документ был возвращен авторам еще до первого чтения по процедурным причинам: авторы не приложили к проекту заключение Правительства РФ, необходимое в соответствие со ст. 104 Конституции РФ для проектов, влияющих на доходы и расходы бюджета. Заново он не вносился.  

В октябре 2013 года Законодательное собрание Ульяновской области внесло в Госдуму законопроект № 351569-6 2, предусматривающий возможность использования материнского капитала для улучшения жилищных условий в любое время, не дожидаясь трехлетия ребенка (напомним, сейчас сразу после рождения ребенка можно только выплатить кредит на жилье). Проект отклонили в первом чтении. Было объявлено, что, хотя социальная защита женщин и детей очень важна, реализация данной инициативы повлекла бы слишком большие бюджетные расходы. Аналогичный законопроект вносился в Госдуму в январе 2014 года за № 436215-6 3, но его отклонили в ходе предварительного рассмотрения в связи с отсутствием заключения Правительства РФ.  

В октябре 2013 года был внесен законопроект № 353194-6 4, автор которого, депутат Сергей Катасонов, предлагал использовать капитал для высокотехнологичной медпомощи, покупки земельного участка для подсобного хозяйства и ремонта жилья. Документ был отклонен в первом чтении. Было объявлено, что оказание медицинской помощи уже обеспечивается за счет других нормативных актов, к тому же Катасонов не проработал механизм использования денег (который в случае реализации инициативы был бы довольно сложным). Что касается земельного участка, то в Госдуме пришли к выводу, что ведение подсобного хозяйства не относится к первоочередным потребностям семей с детьми. Наконец, ремонт, по мнению депутатов, превратился бы в популярный способ нелегального обналичивания денег. Подобные затраты трудно отслеживать.  

В июне 2014 года в нижнюю палату парламента поступил разработанный депутатом Дмитрием Савельевым законопроект № 551098-65, в котором предлагалось класть средства материнского капитала на специальный счет. Впоследствии семья снимала бы эти деньги на различные нужды, такие как полноценное питание детей, поездки на отдых, покупка лекарств или занятия в кружках и секциях. Фактически направление трат определялось бы индивидуально. Этот законопроект пока не рассмотрен в первом чтении, и дата рассмотрения не назначена, хотя предполагается, что оно состоится в текущую сессию. Профильный комитет Госдумы по делам семьи, женщин и детей собирает отзывы на документ.  

В июле 2014 года депутат Ирина Белых предложила Госдуме рассмотреть законопроект № 569660-6 6, согласно которому материнский капитал можно тратить на отдых в Крыму. Предполагается, что таким образом не только улучшится положение семей, но и будет простимулирована туристическая отрасль. Первое чтение пока не состоялось. Профильный комитет порекомендовал вернуть законопроект автору, так как к нему не приложено заключение Правительства РФ.  

В августе этого года в Госдуму поступил разработанный Законодательным собранием Ростовской области законопроект № 583192-67, предусматривающий использование материнского капитала для покупки автомобиля. При этом приобретать можно будет только новую машину, произведенную на территории России, в том числе и собранные здесь иномарки. Таким образом предполагается повысить уровень жизни семей и оказать поддержку автопрому. Этот документ также пока не рассмотрен, и профильный комитет также порекомендовал вернуть его в связи с отсутствием заключения Правительства РФ. Однако идею поддержала Общественная палата РФ, указавшая, что в некоторых субъектах РФ для покупки машины уже разрешено использовать региональные материнские капиталы.  

Также в августе Минтруд России объявил, что собирается разработать законопроект об использовании материнского капитала для оборудования квартир семей с детьми-инвалидами. Благодаря этому у детей повысятся шансы на социальную адаптацию. 

В сентябре 2014 года в Госдуму поступил законопроект № 603951-6 8, разрешающий использовать капитал для оплаты дошкольного и дополнительного образования, а также присмотра и ухода за детьми. Если документ примут, семьи смогут потратить деньги на наем нянь и репетиторов. Группа депутатов, разработавших законопроект, опять же не получила заключение Правительства РФ, на что уже указало правовое управление Госдумы.  

В тот же месяц Минтруд России объявил о разработке законопроекта, согласно которому до трехлетия ребенка можно не только погашать за счет маткапитала кредит на жилье, но и уплачивать первоначальный взнос по такому кредиту. 

Стоит отметить, что все эти инициативы выглядят не особенно актуально, если учесть, что программа выплаты материнского капитала должна завершиться в 2016 году. Если какие-то новые направления использования денег и будут введены, мало кто успеет ими воспользоваться. Предложения продлить срок действия программы высказывались неоднократно, но пока ни одно из них не было утверждено. Стоит особо отметить инициативу, выраженную в законопроекте № 5716389, поступившем в Госдуму в июле 2014 года от депутатов Белгородской областной думы. Авторы документа предлагают в 2017-2026 годах выплачивать материнский капитал в размере 1 млн руб. на третьего ребенка. Документ еще не рассмотрели в первом чтении, однако рассмотрение должно состояться в осеннюю сессию. 

Помог ли материнский капитал повысить рождаемость в стране? Ведь основная цель его введения была именно такой. На сайтах органов власти и в отчетах со всевозможных конференций регулярно указывается, что с 2007 года в России стало рождаться гораздо больше детей, не являющихся первенцами. Так, недавно Минтруд России объявил о росте рождаемости третьих и последующих детей в первом полугодии 2014 года на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. 

Впрочем, не все эксперты согласны, что это связано с материнским капиталом. В частности, скептики напоминают, что именно сейчас начали задумываться о продолжении рода граждане, рожденные в эпоху бэби-бума конца 1980-х годов. Таким образом, сейчас мы наблюдаем просто эхо той волны. 

Другие критики соглашаются, что рождаемость повысилась, однако указывают, что часто под влиянием материнского капитала на рождение второго ребенка решаются неблагополучные семьи. При этом стоит отметить, что речь не идет о "совсем неблагополучных" гражданах: если дело доходит до лишения родительских прав, материнский капитал не выплачивается (а если он был назначен ранее, деньги изымаются в пользу детей). Более того, если женщина родила ребенка, была лишена прав на него, а затем родила еще одного ребенка – он не считается вторым и права на капитал женщина не имеет (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"). 

Так или иначе, говорить о серьезном улучшении демографической ситуации пока рано. По последним данным Росстата, за январь-июль 2014 года в России родилось 11 197 тыс. человек, а умерло – 11 247 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года ситуация улучшилась: рождаемость повысилась примерно на 1,5%, а смертность уменьшилась примерно на 0,7%. Однако это, конечно, не те цифры, на которых можно успокоиться.

Документы по теме: Новости по теме:

______________________________

1 С текстом законопроекта № 212094-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № № 351569-6 "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 С текстом законопроекта № 436215-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
4 С текстом законопроекта № 353194-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
5 С текстом законопроекта № 551098-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
6 С текстом законопроекта № 569660-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
7 С текстом законопроекта № 583192-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
8 С текстом законопроекта № 603951-6 "О внесении изменения в пункт 1 части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
9 С текстом законопроекта № 571638 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.