Новый кузов транспортного средства: регистрировать нельзя, в утиль
В августе 2013 года приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 был утвержден Административный регламент по предоставлению услуги регистрации транспортных средств и прицепов к ним (далее – Регламент).
В соответствии с новым Регламентом, в случае замены кузова, рамы либо уничтожения идентификационной маркировки номерного агрегата транспортного средства в регистрации такого транспортного средства будет отказано. Данное правило также закреплено в проекте федерального закона "О регистрации транспортных средств в Российской Федерации"1, который прошел первое чтение в Госдуме в декабре 2013 года. Попытаемся разобраться, для чего законодатель планирует ввести подобное новшество.
Владеть – не значит ездить
Для того, чтобы автомобиль стал не только собственностью, но и средством передвижения, его нужно зарегистрировать.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории России, за исключением участвующих в международном движении или ввозимых на территорию России на срок не более шести месяцев, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним осуществляют подразделения ГИБДД МВД России (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").
Смотрите также: |
Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. № 605, регламентирующий на сегодняшний день порядок предоставления государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, вступил в силу относительно недавно (15 октября 2013 года), но уже успел наделать немало шума. Попробуем разобраться почему.
Пункт 24 Регламента vs статья 35 Конституции РФ
Пункт 24 Регламента предусматривает отказ в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее – ТС) в определенных случаях, в том числе:
- представления документов или сведений, не соответствующих требованиям законодательства РФ, а также содержащих недостоверную информацию;
- представления ТС, конструкция (или внесенные в нее изменения) которых не соответствуют требованиям законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в предоставленных документах;
- обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на ТС организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия ТС и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
- наличия запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством РФ;
- если при изменении регистрационных данных ТС, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с ТС, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора или по которым организацией-изготовителем ТС не принято обязательство обеспечить последующую утилизацию ТС , за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте ТС, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.
На практике положение абз. 5 п. 24 Регламента, касающееся отказа в регистрации ТС, у которых была произведена замена кузова или кабины, либо номер на раме стал не читаем, привело к невозможности их полноценного использования своими владельцами. Кроме того, такие автомобили невозможно продать, подарить или передать по наследству.
Итак, с какими проблемами столкнулись автовладельцы после вступления в силу приказа МВД России от 7 августа 2013 г. № 605:
Заменить старый кузов или кабину после ДТП или вследствие их негодности на новые стало невозможно – в регистрации будет отказано.
Владельцы рамных автомобилей, номер на раме которых стал не читаем из-за коррозии, вынуждены использовать свои автомобили, пока те окончательно не потеряют своих потребительских свойств.
Поиск угнанных ТС теряет всякий смысл, поскольку с "перебитыми" номерами автомобиль, возвращенный законному владельцу, тоже невозможно поставить на учет.
Кроме того, можно предположить, что тарифы страховых компаний резко возрастут, потому что страховщикам нужно будет компенсировать свои убытки, полученные из-за невозможности продать найденные ранее угнанные автомобили, которые становятся их собственностью после выплат страховых премий их прежним владельцам.
Все это приводит к тому, что законные владельцы своего движимого имущества не могут пользоваться им в полной мере, а также распоряжаться им любыми предусмотренными гражданским законодательством способами. А это напрямую противоречит нормам ст. 35 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ.
Суд решил
Как показывает судебная практика, периодически возникают попытки признания несоответствия положений п. 24 Регламента нормам действующего законодательства. Однако, к сожалению, суды не поддерживают данную точку зрения.
Так например, в декабре 2013 года в ВС РФ обратился гражданин Кирсанов А.И. с заявлением о признании частично недействующим абз. 5 п. 24 Регламента (дело № АКПИ13-1387).
Истец в своем заявлении указал на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат п. 2 ст. 1, п. 1 и п. 2 ст. 209 ГК РФ и ограничивают права собственников по распоряжению автомототранспортными средствами.
Суд отклонил требования истца по следующим основаниям.
Регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 1 ГК РФ.
Статья 209 ГК РФ раскрывает содержание права собственности. Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности. Транспортные средства действующим законодательством РФ отнесены к источникам повышенной опасности, что обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежат поэтому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.
Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях Госавтоинспекции предусмотрена п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили.
Обеспечение безопасности дорожного движения является одним из основных направлений деятельности полиции (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"). Для выполнения этой функции полиция наделяется правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (п. 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции").
Госавтоинспекция входит в состав полиции (подп. "д" п. 1 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 "Вопросы организации полиции").
Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (подп."з" п. 12 Положения о ГИБДД МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711).
С учетом изложенного, суд пришел к выводу: доводы заявителя о том, что положения абз. 5 п. 24 Регламента, предусматривающие в качестве основания для непредоставления государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, противоречат действующему законодательству и ограничивают права собственников по распоряжению принадлежащими им транспортными средствами, являются несостоятельными.
Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, предусматривает, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Оспариваемые положения Регламента не противоречат нормам международного права, поскольку государственная регистрация транспортных средств, равно как и отказ в их регистрации, предусмотренные российским законодательством, являются формой административного контроля с целью соблюдения прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Таким образом ВС РФ своим решением от 26 февраля 2014 года № АКПИ13-1387 практически поставил точку в споре о несоответствии абз. 5. п. 24 Регламента действующему российскому законодательству.
К чему готовиться?
Проект федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации" в редакции, прошедшей первое чтение в Госдуме, в качестве оснований для запрета регистрации транспортного средства предусматривает:
- отсутствие документов (сведений), удостоверяющих соответствие ТС требованиям законодательства РФ о техническом регулировании;
- невозможность идентификации ТС вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки, нанесенной изготовителем ТС;
- замена кузова, рамы или составляющей части конструкции, имеющей маркировочное идентификационное обозначение ТС;
- представление поддельных (подложных) документов.
Как видно, законодатель предусматривает уже не отказ в регистрационных действиях, как это делается сейчас, а именно запрет.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его принятие позволит повысить качество и эффективность регулирования сферы допуска ТС к эксплуатации и участию в дорожном движении, освободит государство от выполнения ряда излишних функций, будет способствовать развитию качества выпускаемых в обращение транспортных средств, косвенно повлияет на снижение уровня аварийности и состояние безопасности дорожного движения в целом и максимально исключит из оборота ТС, имеющие криминальное прошлое.
Несомненно, перевод системы правоотношений процедуры регистрации ТС в сферу законодательного регулирования является одной из важных задач для эффективного взаимодействия всех участников этой системы.
Но в то же время, следует учитывать в первую очередь интересы обычных граждан-владельцев ТС, немалая часть которых не может позволить себе приобрести новый автомобиль. Возможность замены кузова или кабины ТС, пришедших в негодность в результате ДТП или других причин, в некоторых случаях является единственной возможностью продлить эксплуатацию автомобиля. Подготовленный к принятию законопроект такой возможности, к сожалению, уже не предусматривает.
Документы по теме:
- Конституция Российской Федерации
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
- Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"
- Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств"
- Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним"
Новости по теме:
- За отдельные административные правонарушения в области дорожного движения могут увеличить ответственность – ИА "ГАРАНТ", 20 марта 2014 г.
- Из КоАП РФ предлагается исключить норму о запрещении эксплуатации транспортного средства – ИА "ГАРАНТ", 27 февраля 2014 г.
Материалы по теме:
Водительские права: новые категории транспортных средств и другие изменения
В мае текущего года в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" были внесены поправки, основная часть которых вступила в силу 5 ноября 2013 года. О том, какие новые категории и подкатегории транспортных средств появились в законе, каким образом изменились условия управления ими и допуска к экзаменам, с какой даты водители- мигранты будут обязаны иметь российское водительское удостоверение и возможен ли "туризм" наших граждан в страны Средней Азии для последующего получения российского водительского удостоверения в упрощенном порядке, читайте в нашем материале.
Новый порядок регистрации транспортных средств в Госавтоинспекции
Для упрощения процедуры регистрации транспортных средств и экономии времени граждан МВД России значительно скорректировало соответствующие правила и утвердило новый регламент. Изменения вступили в силу 15 октября 2013 года. Насколько поменялся порядок и сроки совершения уже существующих процедур, что появилось нового, а также какие перемены возможны в будущем, вы сможете узнать в нашем материале.
__________________________
1 С полным текстом законопроекта № 637516-5 "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации" и материалами к нему вы можете ознакомиться на официальном сайте Госдумы.