Новый формат НПФ, или Как негосударственные пенсионные фонды станут акционерными обществами
2013 год завершился принятием целого ряда законов, направленных на проведение в России так называемой пенсионной реформы. В частности, утверждена новая формула для расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, до конца 2015 года продлен срок выбора гражданами тарифа взноса на формирование накопительной части пенсии.
Кроме того, значительные поправки внесены в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (далее – Закон). ПФР в своем информационном сообщении от 20 января 2014 года1 отмечает, что изменения вызваны непрекращающимися из года в год жалобами граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ) и объясняет, почему возникали такие ситуации.
Как выбор тарифа взноса на накопительную часть пенсии влияет на выбор страховщика
Подробнее о тонкостях нового порядка расчета пенсий читайте в нашем материале: "Новая пенсионная формула: плюсы и подводные камни". |
Россияне могут сами определить, кто будет страховщиком по обязательному пенсионному страхованию (далее – ОПС): ПФР или НПФ. Если же для управления пенсионными накоплениями выбирается частная управляющая компания, то страховщиком по ОПС все равно остается ПФР. Раньше подать заявление о выборе НПФ можно было в любом таком фонде. НПФ передавал данные в ПФР, являясь его трансфер-агентом, и на основании этих данных пенсионные накопления гражданина переводились в НПФ.
Трансфер-агент – юридическое лицо, выполняющее по договору с регистратором функции по приему документов, необходимых для проведения операций в реестре, и передаче зарегистрированным и иным лицам выписок по лицевым счетам, уведомлений и иной информации из реестра, которые предоставлены регистратором (ст. 8.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Регистратор (держатель реестра) – лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (п. 1 ст. 8 указанного закона). |
Статус трансфер-агента обязывал НПФ передавать в ПФР проверенные и достоверные сведения, однако не все негосударственные фонды могли обеспечить достаточный уровень контроля за этим процессом.
Напомним, Законом предусмотрена возможность перехода из негосударственного фонда в ПФР и наоборот – из ПФР в НПФ, а также перехода из одного негосударственного фонда в другой (не чаще одного раза в год). Во всех трех случаях заявление о переходе подается в Пенсионный фонд РФ. Форма заявлений о переходе и инструкции по их заполнению также утверждаются ПФР. Однако последний сообщает, что в 2014 году порядок перевода пенсионных накоплений граждан из одного НПФ в другой, а также из НПФ в ПФР снова может измениться. Возможно, подавать заявление о смене негосударственного фонда можно будет не только в ПФР (как сейчас), но и в НПФ, в котором на данный момент формируются накопления. При этом нужно будет заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ, в который планируется перевести накопления. Предлагаемая процедура должна исключить ситуацию неправомерного перевода средства в новый, заинтересованный, НПФ. Заявление о переходе из НПФ в ПФР также можно будет подавать в фонд, в котором находятся накопления.
Отметим, что в текущем и следующем году на выбор страховщика непосредственно будет влиять тот вариант пенсионного обеспечения, который выберет гражданин. Так, россияне 1967 года рождения и моложе в течение указанного периода должны определиться: формировать накопительную часть трудовой пенсии или нет2. В первом случае пенсионные накопления нужно будет перевести в НПФ или выбрать частную управляющую компанию (далее – УК) либо один из возможных инвестиционных портфелей3 государственной управляющей компании, функции которой в настоящее время выполняет "Внешэкономбанк".
Тариф взноса на накопительную часть пенсии для выбравших такой вариант будет по-прежнему составлять 6%. Для так называемых "молчунов", накопления которых находятся в ПФР и которые ни разу не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля УК или переходом в НПФ, данный тариф составит 0%. В этом случае тариф на формирование страховой части пенсии будет составлять 16%. Те, кто только начинает свою трудовую деятельность и вступает в систему ОПС с 2014 года, смогут выбрать вариант пенсионного обеспечения в течение пяти лет. До тех пор, пока выбор не будет сделан, тариф будет составлять 0%.
Таким образом, выбор 6%-ного тарифа накопительной части пенсии в любом случае связан с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.
Акционирование НПФ
Вступившим в силу с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 410-ФЗ) предусмотрено, что все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должны поменять свою организационно-правовую форму. До 1 января 2016 года такие фонды, являющиеся в настоящее время некоммерческими организациями, должны быть преобразованы в акционерные общества (акционерные пенсионные фонды). Те НПФ, которые не осуществляют деятельность в качестве страховщика по ОПС, подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды до 1 января 2019 года. В противном случае и первые, и вторые будут ликвидированы (ст. 11 Закона № 410-ФЗ). Все вновь образуемые фонды также должны будут создаваться в форме акционерных обществ.
МНЕНИЕ
Галина Морозова, президент НПФ Сбербанка:
"Основное преимущество акционерного общества перед некоммерческой организацией в том, что структура управления обществом более открыта и прозрачна. Преобразование НПФ в форму акционерного общества позволит и регуляторам, и самим клиентам видеть собственников НПФ. Также смена правового статуса НПФ и переход к международным стандартам деятельности будут способствовать росту привлекательности НПФ со стороны инвесторов.
Стоит отметить, что реорганизация НПФ в акционерное общество является обязательным условием вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений, аналогичной системе страхования банковских вкладов".
Как отмечают авторы законопроекта4, на основе которого был принят Закон № 410-ФЗ, создание НПФ в форме акционерных обществ позволит этим фондам стать полноправными участниками рынка, а также повысит прозрачность вопроса имущественной ответственности менеджмента и акционеров фондов за последствия выполнения принятых ими неэффективных решений. Они также подчеркивают, что такая организационно-правовая форма фондов, как некоммерческая организация, не соответствует содержанию их деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, которая имеет все признаки коммерческой деятельности на финансовом рынке.
В связи со сменой организационной формы фондов установлены новые требования к размеру их собственных средств и уставного капитала. Так, на момент подачи в Банк России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь собственные средства, рассчитанные в установленном ЦБ РФ порядке, в сумме не менее чем 150 млн руб., а с 1 января 2020 года – не менее чем 200 млн руб.
Напомним, что ранее к средствам НПФ предъявлялись такие требования: величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года должна была составлять не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 года – не менее 100 млн руб.; в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц фонды должны были иметь совокупный вклад учредителей фонда, внесенный денежными средствами, в размере не менее 3 млн руб. – с 11 мая 1998 года (день вступления в силу первой редакции Закона), не менее 30 млн руб. – с 1 января 2005 года и 100 млн руб. – с 1 января 2009 года.
МНЕНИЕ
Евгений Добровольский, председатель совета НПФ "Согласие":
"Акционирование несет в себе значительное количество трудностей для НПФ. Многие фонды столкнутся с проблемой того, как фактическим владельцам фондов реализовать свои права владения организацией при акционировании. Формулировки в законодательстве никак не облегчают эту процедуру. Также уже озвучена проблема, возникающая перед крупными компаниями, являющимися конечными владельцами НПФ, – акционирование автоматически увеличивает долговую нагрузку таких компаний, что может негативно сказаться на отчетности и капитализации.
К минусам можно отнести увеличение организационных издержек для поддержания работы фонда, увеличение бюрократической нагрузки и сроков принятия стратегических решений. Или, например, такой момент: согласно требованиям законодательства продажа более 10% акций фонда требует обязательного согласования с ЦБ РФ. Соответственно, затруднительно не только вступить в права владения НПФ, но и распоряжаться ими в дальнейшем.
В принципе как плюс можно трактовать то, что после акционирования у фонда будут непосредственные собственники – держатели акций и их права будут надлежащим образом оформлены и подтверждены. Но фактически основные плюсы от акционирования извлекает регулятор и общество в целом (если иметь в виду повышение прозрачности рынка). Положительных аспектов непосредственно для деятельности НПФ акционирование практически не несет".
Установлено, что решение о государственной регистрации при создании, в том числе путем реорганизации, и ликвидации НПФ, о государственной регистрации изменений, вносимых в его устав, а также о внесении изменений в сведения о фонде, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, принимает Банк России. Одновременно с принятием решения о госрегистрации НПФ ЦБ РФ осуществляет государственную регистрацию выпуска его акций. Отметим, что выпускать фонды будут только обыкновенные акции. Осуществлять операции с векселями и выдавать займы они не вправе. Выплачивать же дивиденды по акциям фонды смогут только по истечении пяти лет со дня их госрегистрации (ст. 20.3 Закона).
Кроме того, Законом № 410-ФЗ уточнены требования к лицам, занимающим руководящие должности в фондах. Так, прописано, что должности единоличного исполнительного органа фонда, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера и его заместителей не вправе занимать лица, не соответствующие установленным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации. Перечень оснований для признания лица несоответствующим этим требованиям закреплен в п. 22 ст. 7 Закона.
МНЕНИЕ
Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ):
"Застрахованные лица будут понимать всю структуру управления НПФ, видеть, кто владеет фондом. Кроме того, акционирование – один из обязательных процессов в рамках вступления НПФ в систему гарантирования пенсионных накоплений граждан. Полагаем, что в целом у большинства НПФ не возникнет сложностей при акционировании, так как структуры владения фондами и сейчас достаточно открыты. Более детально оценивать уровень прохождения акционирования НПФ пока рано, так как регламента, подробно описывающего все этапы этого процесса, еще нет".
Резерв по обязательному пенсионному страхованию
Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами по договорам об обязательном пенсионном страховании НПФ теперь будут создавать резерв по ОПС. Средства, из которых формируется данный резерв, указаны в ст. 20.1 Закона. К ним относятся:
- ежегодные отчисления в резерв фонда по ОПС, которые осуществляются за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, а при недостаточности или отсутствии такого дохода – за счет собственных средств фонда;
- средства пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;
- проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;
- доходы от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;
- иное имущество, определенное по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средства акционеров фонда.
Установлено, что расчетной базой для определения размера ежегодных отчислений в резерв фонда по ОПС являются сумма средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных фондом и переданных в доверительное управление по состоянию на 31 декабря отчетного года, включая средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и денежные средства на счете (счетах) фонда, предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений.
Начиная с 1 января 2018 года размер такого резерва должен составлять не менее 1% и не более 10% от указанной выше расчетной базы. Ставка ежегодных отчислений или порядок ее расчета устанавливается Банком России и не может превышать 0,5% расчетной базы.
Формирование такого резерва – одна из мер по созданию в нашей стране системы гарантирования пенсионных накоплений. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" предусмотрено, что такая система будет двухуровневой. Ее составляющие: формируемые каждым страховщиком резервы по ОПС и фонд гарантирования пенсионных накоплений, который создается Агентством по страхованию вкладов, в том числе за счет гарантийных взносов страховщиков.
Средства резерва фонда по ОПС будут использоваться для выплат накоплений при наступлении гарантийных случаев, перечень которых определен в ст. 3 данного закона, а также для выплат средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц. Из фонда гарантирования выплаты будут осуществляться, если страховщика признают банкротом, аннулируют его лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию или при недостаточности у него пенсионных накоплений – когда сумма накоплений на счетах ниже номинального размера уплаченных страховых взносов.
Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение
Следует отметить, что НПФ предоставлено право осуществлять досрочное негосударственное пенсионное обеспечение – Закон дополнен главой X.2, которая вступит в силу с 1 января 2017 года. Суть данного пенсионного обеспечения – в выплате негосударственных пенсий ранее достижения гражданами пенсионного возраста (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин)5. Оно осуществляется вкладчиками – работодателями работников, занятыми на работах, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на рабочих местах, условия труда на которых признаны вредными или опасными (по результатам специальной оценки труда). Для его осуществления указанные вкладчики заключают пенсионные договоры досрочного негосударственного пенсионного обеспечения с фондами, определенными пенсионными программами работодателей. Такие договоры заключаются в пользу работников и с их согласия (ст. 36.29 Закона).
Пенсионный договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (далее – Договор) и пенсионная программа работодателя определяют порядок реализации прав работника и его правопреемников (в случае смерти работника) на соответствующие денежные выплаты при прекращении Договора, в том числе в случае реорганизации (ликвидации) работодателя и при расторжении трудового договора с работником независимо от основания.
Пенсионные взносы при указанном пенсионном обеспечении уплачиваются в пользу работников работодателем за счет его средств. Однако пенсионная программа может предусматривать возможность добровольного участия работников в формировании средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения за счет доходов от их заработной платы. В этом случае на именном счете работников ведется раздельный учет поступлений пенсионных взносов, уплачиваемых за счет их доходов от зарплаты и за счет работодателя.
Назначение негосударственной пенсии в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется со дня возникновения у работника права на указанную пенсию при наличии средств, учтенных на его именном пенсионном счете (ст. 36.37 Закона). Размер такой пенсии не может быть ниже размера, рассчитанного исходя из общего совокупного объема учтенных на именном пенсионном счете работника пенсионных взносов работодателя, уплаченных в пользу этого работника, дополнительных добровольных взносов работников на формирование средств для выплаты указанных пенсий, уплаченных за счет доходов от зарплаты работников, и дохода, полученного от размещения указанных средств. Выплачиваться эти пенсии будут до тех пор, пока работник не достигнет пенсионного возраста.
Внесенные в Закон поправки направлены на то, чтобы сделать сферу негосударственного пенсионного обеспечения более прозрачной, а также понятной для застрахованных лиц и гарантировать россиянам выплату их пенсионных накоплений даже в случае банкротства страховщика. Эксперты отмечают положительные моменты этих изменений, однако подчеркивают, что для полноценной их реализации необходимы и время, и дополнительные разъяснения.
Так, по мнению Галины Морозовой, президента НПФ Сбербанка, одна из возможных сложностей, с которой могут столкнуться некоторые НПФ, – это определение состава акционеров. Такая проблема будет актуальна для тех фондов, которые на протяжении своей деятельности неоднократно меняли учредителей.
Евгений Добровольский, председатель совета НПФ "Согласие" также выделяет в качестве главной проблемы распределение акций фактическим владельцам в случае, если на момент принятия решения о преобразовании они не являются учредителями фонда или лицами, сделавшими взнос в совокупный вклад учредителей. "К сожалению, формулировка о том, что акции распределяются на основании решения нынешнего совета фонда, в законе отсутствует, хотя она снимала бы проблему практически полностью. Поэтому многим фондам придется как-то решать вопросы с юридическими лицами, которые по факту давно не имеют никакого отношения к работе фонда, но формально имеют право претендовать на участие в распределении акций", – подчеркивает он.
Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), считает, что сложности могут быть связаны со своевременной подготовкой нормативной базы. "Это прежде всего критерии для акционирования и нормативы надежности для вхождения в систему гарантирования средств пенсионных накоплений. Чем раньше мегарегулятор утвердит эти документы, тем быстрее начнется сам процесс. Сегодня у участников рынка есть уверенность, что ЦБ затягивать разработку нормативной базы не будет, более того регулятор ее готовит в тесном сотрудничестве с НПФ", – заключает он.
Таким образом, два года, предоставленные НПФ на смену организационно-правовой формы, должны показать, какие фонды спокойно пройдут эту процедуру, а какие ее просто не "переживут". Кроме того, станет понятно, как изменится и изменится ли вообще в связи с этими переменами уровень доверия граждан к негосударственным фондам.
Документы по теме:
Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р "О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации"
Новости по теме:
- Правила перевода пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды или Пенсионный фонд РФ будут усовершенствованы – ИА "ГАРАНТ", 5 декабря 2013 г.
- С 1 января 2014 года может быть введен запрет на создание НПФ в форме некоммерческих организаций – ИА "ГАРАНТ", 9 октября 2013 г.
- Введена административная ответственность НПФ за предоставление недостоверных сведений в ПФР – ИА " ГАРАНТ", 25 июля 2013 г.
Материалы по теме:
- 2013 год – год выбора пенсионного фонда для формирования накопительной части пенсии
- Домашняя правовая энциклопедия. Пенсии (подготовлено экспертами компании "Гарант")
________________________________
1 Информация Пенсионного фонда РФ от 20 января 2014 г. "Куда подавать заявление о выборе НПФ или переходе обратно в ПФР"
2 Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. № 351-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
3 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"
4 Законопроект № 361766-6 О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы
5 Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"