Лимит для граждан на наличные расчеты: об инициативе Минфина России
Доля безналичных средств в общем объеме денежной массы в нашей стране непрерывно растет, чему способствуют и реализуемые государством меры. Безналичные расчеты не только удобны, но и позволяют правоохранительным органам обеспечить контроль за осуществлением сделок – как связанных с предпринимательской деятельностью, так и не имеющих к ней отношения.
Именно цель повышения прозрачности расходов на дорогостоящие товары преследует резонансный законопроект об ограничении максимального размера расчетов наличными средствами между физическими лицами, разработанный Минфином России1.
Как сейчас...
В настоящее время предельный размер суммы при расчетах наличными деньгами с участием обычных граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не установлен. Правда, подобное ограничение существует, но только в отношении юридических лиц и ИП.
По общему правилу ст. 861 ГК РФ расчеты между хозяйствующими субъектами производятся в безналичной форме, но с некоторыми ограничениями. Так, указание Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", устанавливает лимит на максимальный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в размере 100 тыс. руб. для каждого договора.
… и что предлагается
Цели установления лимита наличных платежей при расчетах между гражданами:
(из пояснительной записки к законопроекту "О внесении изменений в статью 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"). |
Законопроект Минфина России предполагает введение лимита на расчеты в наличной форме между гражданами вне рамок ведения ими предпринимательской деятельности в размере 600 тыс. руб., а с 1 января 2016 года – в размере 300 тыс. руб. (изменения вносятся в ст. 861 ГК РФ) в рамках одного договора.
Выбранные суммы не случайны – именно операции на сумму 600 тыс. руб. и выше подлежат обязательному контролю согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". О подобных операциях кредитные и прочие обеспечивающие расчеты организации обязаны не позднее чем через три дня сообщать в Росфинмониторинг с указанием вида, даты и основания совершения операции, сведений для идентификации совершающего операцию физического лица и т. д.
Кроме того, предполагается, что установление лимита наличных расчетов будет способствовать развитию экономики в целом.
Авторы инициативы поясняют, что подобные ограничения уже установлены во многих зарубежных странах (США, Франция, Бельгия, Италия, Греция, Мексика, Украина), при этом их размер колеблется в пределах от $1 тыс. до $20 тыс. (приблизительно от 33 тыс. до 660 тыс. руб.). А в Германии, Испании, Швеции, Литве и Республике Беларусь рассматривается возможность введения полного запрета на оплату покупок наличными денежными средствами.
Основной задачей введения подобного ограничения является стимулирование развития безналичных расчетов.
Число банковских карт в нашей стране непрерывно растет – так, на 1 января 2013 года кредитные организации эмитировали в общей сложности 239,5 млн карт. Для сравнения, по данным Банка России на 1 января 2008 года, этот показатель составлял около 103,5 млн карт – таким образом, за пять лет количество банковских карт увеличилось примерно на 232% и превышает в настоящее время численность населения России.
Вместе с тем, существуют и сдерживающие развитие безналичных расчетов факторы:
Более подробно о том, как планируется облегчить жизнь пострадавшим от мошенничества клиентам кредитных организаций, читайте в нашем материале "Возврат денег по несанкционированным транзакциям: что изменится с 1 января 2014 года" |
1. Неразвитость инфраструктуры безналичных расчетов. По данным Банка России, за период с 2008 по 2013 годы количество банкоматов увеличивалось быстрее, чем количество электронных терминалов для безналичных расчетов в организациях торговли. На сегодняшний день по объему таких терминалов лидирует Московский регион (206,8 тыс. устройств на 1 октября 2013 года). Второе место со значительным отрывом занимает северная столица (60,9 тыс. устройств), за ней следуют Тюменская (44 тыс. устройств) и Свердловская (40,2 тыс. устройств) области. Аутсайдерами являются северо-кавказские регионы – Республика Ингушетия (47 устройств) и Чеченская Республика (71 устройство).
2. Недоверие граждан к безналичной форме расчетов. Клиенты кредитных организаций и прочих платежных операторов опасаются стать жертвами мошенничества в сфере безналичных платежей. К слову, количество инцидентов, связанных с нарушением требований безопасности при переводе денежных средств, только за первое полугодие текущего года возросло почти на 60% в сравнении с показателями 2012 года.
3. Высокая ставка торговой уступки, то есть комиссии в пользу кредитной организации за то, чтобы клиенты того или иного предприятия могли расплачиваться в безналичной форме за приобретаемые товары и оказываемые услуги. По данным проведенного в 2012 году исследования Высшей школы экономики "Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей" со ссылкой на Банк России, в большинстве стран и в среднем по странам Евросоюза межбанковская комиссия ниже, чем в России на 54% в системе MasterCard и на 80% – в системе Visa. В среднем в странах ЕС размер торговой уступки составляет 0,7-0,8%, тогда как в нашей стране он близок к 1,9%, а в отдельных случаях может достигать 3,2%).
Половина опрошенных компаний недовольна уровнем торговой уступки, считая его завышенным. Интернет-магазины хотели бы снизить ее в среднем на 1%, а прочие магазины – на 0,5%. В целом, отмечают эксперты Высшей школы экономики, считается, что величина торговой уступки не должна намного превышать стоимость обслуживания наличных платежей, которая для 2/3 опрошенных (66%) сегодня составляет не более 1%. Вместе с тем, безналичные операции, как правило, обходятся дороже в два и более раза2.
Цитата Олег Казаковцев, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам о предполагаемом лимите наличных расчетов между гражданами: "Без проработки, без нормальных пояснительных записок, без распределения функционала [между государственными органами. – Ред.] (кто за что отвечает) и без контроля за определенный промежуток времени получаются достаточно популистские вещи, которые сложно объяснять людям" |
4. Низкая финансовая грамотность населения. В конечном счете она проявляется в нежелании доверять банку свои деньги, пусть и в пределах застрахованной суммы в 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"), оформлять банковские карты, пользоваться онлайн-банкингом и т.д.
Взгляд эксперта...
Специалисты в основном относятся к инициативе взвешенно и не предсказывают серьезных негативных последствий. По словам члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олега Казаковцева, прозвучавшим в пресс-центре РИА Новости на круглом столе "Будущее финансовых операций: наличные и безналичные расчеты" 26 ноября 2013 года, важно вовремя грамотно проинформировать потребителей о грядущих изменениях и обеспечить разумный размер комиссионного вознаграждения банков. Сенатор отметил, что при покупке на 1 млн руб. потребитель должен понимать, что около 20 тыс. руб. придется заплатить банку в качестве комиссионных при осуществлении расчетов.
С другой стороны, эксперт подчеркнул, что неверно все безналичные расчеты сводить к расчетам по банковским картам. Действительно, если деньги хранятся на вкладе в банке, то при необходимости рассчитаться за товар или услугу можно просто направить банку платежное поручение на перечисление средств в пользу третьего лица (например, автосалона при покупке автомобиля), и в этом случае вознаграждение банка будет намного скромнее. Правда, выразил недовольство Олег Казаковцев, оно все равно окажется несопоставимо больше по сравнению со стоимостью обслуживания платежного поручения организации, что нельзя назвать обоснованным и справедливым.
Другим вариантом может послужить пример многих некоторых крупных торговых организаций, установивших в своих офисах операционные кассы. Клиент, таким образом, может перевести привычные банкноты в безналичную форму на месте уже с помощью продавца.
Цитата Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления: "В 2005 году в обращении находилось 4,5 млрд банкнот, в 2011 году – уже 6,3 млрд, а к 2016 году прогнозируется до 7 млрд. Представляете – все это надо распечатать, разместить, просчитать, забандеролить, потом это все надо опять инкассировать, собрать, уничтожить... Кстати, уничтожение банкнот – это тоже отдельная, такая достаточно дорогостоящая процедура". |
Сдерживающим для распространения безналичных расчетов фактором, по мнению ведущего эксперта Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Дмитрия Мирошниченко, служит и мощный фактор психологической инерции. Кстати, подчеркивает эксперт, он характерен не только для нас – к примеру, в странах англосаксонской системы до сих пор повсеместно рассчитываются чеками, хотя транзакционные издержки при этом еще выше, чем при организации наличного оборота. Вместе с тем, уверен финансист, люди со временем поймут выгоду безналичных расчетов.
Как отмечает ведущий эксперт Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Михаил Хромов, необходимо прежде всего создать такие условия, чтобы людям было выгодно хранить деньги не в наличной форме, а на банковской карте или на банковском счете, развивать инфраструктуру предоставления дистанционных услуг. Помимо этого, полагает экономист, необходимо бороться с монополистическими процентами за услуги банков по переводу средств.
…и обычных граждан
Авторы законопроекта поясняют, что предлагаемое изменение порядка расчетов с использованием наличных денег является безболезненной мерой для повседневной жизни потребителей, так как нововведение коснется исключительно приобретения дорогостоящих товаров – таких как автомобили, недвижимость и предметы роскоши.
Однако по данным опроса, проведенного 7 ноября 2013 года Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, почти половина экономически активных граждан (47%) выступает против предложения об установлении лимита расчетов наличными деньгами. Респондентов этой группы смущает "слишком высокий уровень контроля государства", а также необходимость уплаты комиссионного вознаграждения банку.
Цитата Александр Молодцов, директор Центра прикладных разработок и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ: "В законопроекте фактически нет целевых показателей. На самом деле непонятно, какое воздействие на экономику планирует законодатель оказать – на экономику и на людей. На сегодняшний день пока понятно очевидное негативное воздействие, скажем так, в политической плоскости. Если посмотреть, что пишут люди – они пишут: "Вот опять к нам лезут в карман!", "Да, конечно, несите в Мастер-Банк деньги" и так далее. Да, это "пугалка", но банковский сектор – он зависит от восприятия людьми его самого, как ни крути. И поэтому возникает вопрос вообще о целесообразности и своевременности принятия этого законопроекта именно в этот период" |
Почти треть (30%) опрошенных оценивают законопроект Минфина России положительно. Россияне, в частности, видят в нововведении в качестве антикоррупционную меру и инструмент для отслеживания денежных потоков. Правда, при этом подчеркивается, что "система безналичных платежей недоразвита".
Еще 23% участника опроса затруднились высказать свое мнение по поводу инициативы3.
Наказание не дремлет
Помимо изменений в ст. 861 ГК РФ законопроект предусматривает и установление административной ответственности за нарушение предлагаемого порядка расчетов. Предполагается, что осуществление гражданами расчетов, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, сверх установленного лимита будет наказываться штрафом в размере суммы, уплаченной сверх этого лимита. Причем ответственность будут нести только те граждане, должностные лица или организации, которые приняли наличные деньги в нарушение закона.
Кстати, порядок определения суммы штрафа изменится и для должностных лиц и организаций – если сейчас ст. 15.1 КоАП РФ закрепляет фиксированные размеры штрафов (от 4 тыс. до 5 тыс. руб. и от 40 тыс. до 50 тыс. руб. соответственно), то в случае одобрения инициативы виновные лица будут обязаны выплачивать штраф в размере превышения предусмотренного для них лимита.
Предполагалось, что планируемые изменения порядка расчетов с участием граждан вступят в силу уже с 1 января 2014 года, однако пока законопроект находится на согласовании у профильных ведомств и даже не поступил в Госдуму. Очевидно, что работа над законопроектом, а также, хочется надеяться, над обеспечением безопасности безналичных расчетов и информированием граждан об их преимуществах продолжится и в новом году. Однако предсказать окончательный вид, который примет ограничение размера наличных расчетов между гражданами, пока невозможно.
Документы по теме:
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
- Указание Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя"
- Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"
Новости по теме:
- Граждан будут стимулировать совершать безналичные расчеты – ИА "ГАРАНТ", 27 ноября 2013 г.
- Минфин предлагает снизить ограничение для расчетов наличными с участием физлиц до 300 тыс. руб. с 2015 года – ИА "ГАРАНТ", 28 февраля 2013 г.
- Банк России выступает против ограничения размера наличных расчетов для физических лиц – ИА "ГАРАНТ", 6 ноября 2012 г.
- Минфин России планирует ввести ограничения максимального размера платежа за наличный расчет для физических лиц – ИА "ГАРАНТ", 13 июня 2012 г.
______________________________
1 С полным текстом законопроекта можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
2 С полным текстом исследования можно ознакомиться на корпоративном сайте Высшей школы экономики.
3 С полным текстом исследования можно ознакомиться на корпоративном сайте рекрутингового портала Superjob.ru.