Новости и аналитика Аналитические статьи Новая "скорая": о порядке работы скорой медицинской помощи с 1 января 2014 года

Новая "скорая": о порядке работы скорой медицинской помощи с 1 января 2014 года

2011 год ознаменовался началом нового этапа масштабной реформы здравоохранения в нашей стране. В тот период был принят новый рамочный закон в сфере охраны здоровья россиян (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), стартовали региональные программы модернизации здравоохранения субъектов, а также вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", закрепивший основы финансирования системы здравоохранения.

Не осталась без внимания законодателя и служба скорой медицинской помощи. В июне текущего года Минздрав России утвердил новый порядок оказания медицинских услуг этой службой (приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи") (далее — новый Порядок). Новые правила вступят в силу с 1 января 2014 года.

Работа скорой медицинской помощи всегда будет востребована — так, в 2012 году медики этой службы оказали медицинские услуги почти 48 млн россиян, что составляет треть населения страны, а фактически выполненный объем скорой помощи (0,332 вызова на одного человека) превысил на 4,4% установленный норматив (0,318 вызова на одного человека). Поэтому регулирование порядка деятельности "скорой" всегда вызывает интерес со стороны общества.

 

Что изменится с Нового года?

Многие положения действующего в настоящее время Порядка оказания скорой медицинской помощи (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. № 179, далее - Порядок) остались неизменными, но были конкретизированы и дополнены. К основным новшествам можно отнести следующие.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются следующие состояния, представляющие угрозу для жизни:

  • нарушения сознания;
  • нарушения дыхания;
  • нарушения системы кровообращения;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • внезапный болевой синдром;
  • внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов;
  • травмы любой этиологии;
  • термические и химические ожоги;
  • внезапные кровотечения;

а также:

  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • роды, угроза прерывания беременности;
  • дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

(п. 11 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (утв. приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н))

1. Уточнены критерии оказания экстренной и неотложной скорой медицинской помощи. "Скорая" и сейчас работает в таких форматах, однако новый Порядок внес ясность в критерии их определения.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

  • внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

(п. 13 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (утв. приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н))

Неотложная или экстренная форма оказания скорой помощи имеет значение для определения очередности вызовов. Так, новый Порядок расставил приоритеты, уточнив, что в случае поступления вызова "скорой" в неотложной форме на него реагирует ближайшая свободная общепрофильная бригада при отсутствии вызовов в экстренной форме (п. 12 нового Порядка). Определяет, в какой форме должна быть оказана медицинская помощь, принимающий вызов медицинский сотрудник.

 

2. Изменены критерии учреждения станций скорой медицинской помощи. Сейчас Порядок устанавливает обязательность наличия станции скорой помощи в городах с населением свыше 50 тыс. чел., а если в городе проживает более 100 тыс. чел. — то организуются и подстанции "скорой" (п. 6, п. 17 Порядка). После вступления в силу нового Порядка количество и местоположение станций скорой медицинской помощи не будет так строго увязано с численностью проживающих в населенном пункте. Так, п. 4 нового Порядка определяет, что местоположение и территория обслуживания станций "скорой" устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности.

Аналогичное требование к максимальному времени доезда установлено и сейчас (п. 18 Порядка), но выполняется не всегда. Сегодня норматив доли выездов бригады скорой помощи со временем доезда до больного менее 20 минут сейчас составляет 84,7% от всех выездов, а к 2018 году он должен увеличиться до 89% (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р).

Нередко регионы и муниципалитеты устанавливают свои требования ко времени доезда врачей — в зависимости от конкретной местности или категории вызова. К примеру, временные нормативы могут быть разграничены по месту вызова — на улицу в случае травм (15 мин.) или на дом (20 мин.) (Черногорск) либо же установлен радиус нахождения пациента, при котором время доезда не должно превышать 20 минут (к примеру, в Кировской области такой радиус составляет 15 км, а в Подольске — 10 км). Кроме того, некоторые субъекты федерации и муниципальные образования закрепляют и категории срочности вызовов в зависимости от повода с максимальным временем прибытия для каждой категории (Москва, Чувашская Республика, Сочи, Архангельск, Норильск, Петропавловск-Камчатский и др.).

 

3. Уточнены состав и профиль бригад скорой медицинской помощи. Действующий Порядок предусматривает работу как общепрофильных, так и специализированных бригад скорой помощи, однако состав и порядок их деятельности определены только схематично (п. 20, п. 25 Порядка).

П. 5 Приложения № 2 к новому Порядку закрепляет виды специализированных бригад (бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические) и определяет, что специализированную бригаду должна вызвать общепрофильная бригада в случаях, когда состояние пациента требует использования специальных методов и сложных медицинских технологий, выполняя на месте до ее прибытия максимально возможный объем медицинской помощи собственными силами и средствами (п. 17 Приложения № 2). Конечно, специализированная бригада может быть направлена больному и сразу после поступления вызова, решение об этом должны принять фельдшер или медсестра по приему вызовов (п.7, п. 8 Нового порядка).

 

4. Детально прописаны правила эвакуации пациента. В частности, определено:

  • кто принимает решение об эвакуации (медицинский работник выездной бригады "скорой" либо руководитель,его заместитель по лечебной работе или дежурный врач в случае, если в медицинской организации отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи);
  • по каким критериям определяется медицинская организация, куда доставят больного (исходя из тяжести его состояния, минимальной транспортной доступности до местоположения медицинской организации и ее профиля);
  • какие действия должны выполнять сотрудники выездной бригады во время эвакуации больного (мониторинг состояния функций организма пациента и оказание необходимой медицинской помощи);
  • в каких случаях необходима авиаперевозка пациента (противопоказания к эвакуации наземным транспортом, удаленность места происшествия от медицинской организации, масштабы происшествия и т. д.).

 

5. Утверждены новые стандарты оборудования карет и станций скорой медицинской помощи. Теперь оснащение машин "скорой" учитывает появление новых видов медицинской техники и позволяет применять современные медицинские технологии. Так, в распоряжении бригад скорой помощи должны будут появиться устройства контроля качества проведения непрямого массажа сердца с голосовыми подсказками, аппараты искусственной вентиляции легких для детей и новорожденных, спинальные щиты с устройством для фиксации головы и т. д. (Приложение № 5 к новому Порядку).

Кроме того, на машины скорой помощи должны быть установлены видеорегистраторы и навигаторы с возможностью использования спутниковой системы ГЛОНАСС. Последними оснащены сегодня более чем 19,5 тыс. машин скорой помощи и 2,5 тысячи станций скорой помощи, а в некоторых регионах (Чувашская республика) навигаторы есть во всех каретах скорой помощи. По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, это очень выручает сельскую медицину, поскольку позволяет передавать на расстоянии электрокардиограмму в центральную районную больницу, круглосуточно иметь возможность проконсультировать бригаду и, таким образом, правильно начинать лечить больных дома или в машине скорой помощи.

 

Финансирование скорой медицинской помощи

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который вызвал живейший интерес еще на стадии создания соответствующего законопроекта и внесения в Госдуму (интрига заключалась и в том, что разрабатывался документ Правительством РФ, а нижней палате парламента был представлен группой депутатов). Были закреплены правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, а пациенты приобрели право свободно выбрать не только страховую компанию, но и медицинскую организацию, а также конкретного врача.

С 2013 года в систему ОМС была включена и служба скорой медицинской помощи (а с 2015 года это правило распространится и на высокотехнологичную медицинскую помощь). Это означает, что теперь расходы на оказание медицинских услуг бригадами скорой помощи возмещаются за счет средств ФОМС (так называемая "одноканальная" система финансирования), а не напрямую из соответствующих бюджетов, как это было раньше. Сделано это было для того, чтобы эффективнее расходовать государственные средства, увязав их с объемом оказанных медицинских услуг, а также оценить качество работы бригады "скорой".

Некоторые регионы в порядке эксперимента уже давно ввели "одноканальную" схему финансирования скорой медицинской помощи — так, Тюменская Станция скорой помощи практикует такой порядок еще с 1 января 2005 года.

Сразу возникает вопрос о том, как это отразится на пациентах, особенно не имеющих полиса ОМС. Государственные гарантии оказания медицинской помощи предусматривают, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно (постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). А в конце декабря 2012 года Минздрав России пояснил, что финансовое обеспечение скорой медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования гражданам обеспечивается за счет бюджетных средств региона (письмо Минздрава РФ от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

Это означает, что даже если у гражданина нет медицинского полиса, карета скорой помощи приедет и окажет ему помощь бесплатно, и, что немаловажно, впоследствии никто не будет требовать от такого гражданина возмещения расходов государства.

Кстати, для пациентов, недовольных качеством оказанной бригадой скорой помощи услуги или ответом диспетчера, это нововведение расширило круг инстанций для обжалования. Теперь в случае оказания услуг скорой медицинской помощи ненадлежащего качества или отказа в их оказании застрахованное лицо вправе обратиться к страховой компании, выдавшей ему полис ОМС, с требованием о проведении экспертизы качества медицинских услуг (ранее существовала возможность обжалования качества оказанных услуг только внутри медицинской системы или в судебном порядке). В случае установления факта нарушения прав пациента медицинская организация будет обязана возместить ущерб (приказ ФФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию").

Но если для пациентов новая система финансирования скорой помощи не повлекла нежелательных последствий, то на работе самой "скорой" она иногда отражается негативно. По признанию самих медиков, прозвучавших на "Прямой линии с Владимиром Путиным", которая состоялась 25 апреля 2013 года, зарплата фельдшеров скорой медицинской помощи с начала года существенно снизилась. Президент ответил, что средства на доплату медикам были перечислены в систему ОМС и доведены до регионов. "Полагаю, что здесь проблема не денежная, а управленческая", — подчеркнул он.

Отметим, что в некоторых местностях "скорые" оказывают платные услуги. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006) позволяют осуществлять такую деятельность, однако существует запрет на платное оказание скорой помощи в неотложной или экстренной формах (пп. "г" п. 7 Правил).

Чаще всего к платным медицинским услугам относятся транспортировка больных, не нуждающихся в экстренной или неотложной медицинской помощи, обслуживание общественных и спортивно-массовых мероприятий, транспортировка крови и других биоматериалов в лабораторию, рентген, допплерография и УЗИ на дому и т.д. Такая практика существует, например, в Москве и Санкт-Петербурге, причем администрация Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова г. Москвы подчеркивает, что этот вид медицинской помощи оказывается за счет дополнительно открытых бригад скорой помощи.

Как вызвать "скорую" с сотового телефона

Вызвать скорую помощь и другую экстренную службу можно круглосуточно, бесплатно и даже при нулевом балансе или отсутствии SIM-карты в телефоне.

  • Билайн: 003
  • Мегафон: 03 или 030
  • МТС: 030
  • Скайлинк: 03

Вызвать платную государственную "скорую" может гражданин, имеющий полис ДМС, при условии наличия договора между соответствующей страховой компанией и станцией скорой помощи. Прочим категориям заказчиков за вызов хозрасчетной бригады необходимо будет заплатить около 3-4 тыс. руб. за один час работы, и это вполне сопоставимо со стоимостью услуг распространенной в последнее время частной "скорой" помощи.

 

Как будет развиваться служба скорой медицинской помощи в дальнейшем

Основные направления совершенствования оказания скорой медпомощи закреплены в государственной программе "Развитие здравоохранения" (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р). К ним относятся, в частности, следующие:

 

1. Совершенствование системы управления вызовами. Сегодня оказание скорой медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Это не всегда дает хорошие результаты работы бригад скорой помощи и позволяет оперативно оказать медицинские услуги больным.

Для устранения этого недостатка планируется повсеместно внедрить автоматизированные системы управления приема и обработки вызовов (к началу 2012 года было введено в действие 417 таких комплексов, то есть они были установлены только на 14% станций скорой помощи). Они позволяют оперативно зарегистрировать поступивший вызов, исключить направление по одному и тому же вызову двух карет скорой помощи, определить местоположение машины и зафиксировать затраченное на вызов время, быстро сгенерировать статистическую информацию по деятельности станции скорой медпомощи и т. д.

Еще одним решением этой проблемы должна стать единая диспетчерская служба, которая к 2020 году должна появиться во всех регионах. Она позволяет наладить слаженную работу региональных и местных служб скорой помощи и ввести единый для них номер телефона — 112.

 

2. Устранение функций, не свойственных скорой помощи. Не секрет, что сейчас "скорая" выполняет навязанные ей задачи, за выполнение которых должны отвечать другие службы — обычная транспортировка больных (прежде всего — на аппаратное очищение крови при почечной недостаточности), доставка специалистов и препаратов крови и т.д.

С этой проблемой тесно увязана и другая — часто пациенты не понимают, в каких случаях необходим вызов скорой помощи, а когда она не может или не имеет права помочь (например, острая зубная боль или необходимость получения больничного листа) и следует обратиться в поликлинику. Так, в Кировской области необоснованными признаются около 40% вызовов "скорой" в год — это происходит в том случае, когда человек не дождался бригаду или не открывает дверь, отказывается от обследования и т. п. Напомним, за заведомо ложный вызов "скорой" налагается административный штраф в размере от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб. (ст. 19.13 КоАП РФ).

 

3. Переоснащение карет скорой помощи и обновление автопарка. За период 2009-2012 годов количество машин со сроком эксплуатации до трех лет снизилось на 57% и составляет 5,5% автопарка, а количество автомобилей старше пяти лет возросло на 103% (42% автопарка). Планируется, что к 2020 году вообще не должно остаться карет скорой помощи старше пяти лет.

 

4. Развитие санитарной авиации. С учетом отсутствия или крайне плохого состояния дорог, а также неравномерной плотности населения в некоторых местностях нашей страны (в первую очередь это касается северных территорий, Дальнего Востока и Сибири) иногда медики могут добраться к больному только по воздуху.

Сейчас элементы санитарной авиации с использованием воздушного транспорта сохранились в г. Москве, Оренбургской области, Красноярском крае, Республике Татарстан и на Севере (всего — в 38 регионах). При этом используются вертолеты частных авиакомпаний или вертолеты МЧС России, не приспособленные для медицинской эвакуации (впрочем, по необходимости в них могут монтироваться медицинские модули). На вылеты вертолетов скорой помощи приходится только 13% от общего числа вызовов, поступающих в отделения экстренной консультативной помощи, в то время как потребность в использовании авиационной техники колеблется от 9% (Центральный федеральный округ) до 67% (Дальневосточный федеральный округ) случаев вызовов "скорой".

 

Для того, чтобы облегчить работу скорой помощи в местностях со сложной транспортной обстановкой, предпринимаются и иные меры. На доступность медицины в отдаленных населенных пунктах с плохой инфраструктурой недавно обратил внимание Президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета о повышении доступности и качества медицинской помощи в регионах, которое состоялось 30 июля 2013 года. В качестве приоритетного направления деятельности, которое облегчит в том числе и выполнение задач службы скорой помощи, было выбрано активное внедрение передвижных флюорографических и маммографических установок, мобильных ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), врачебных амбулаторий и поликлинических модулей, оснащенных необходимым медицинским оборудованием.

 

Выдвигалось еще много предложений по совершенствованию деятельности службы скорой медицинской помощи — например, уточнить, что водители должны уступать дорогу транспортным средствам, имеющим не только включенные проблесковые маячки, но и специальные цветографические схемы, надписи и обозначения1. Иными словами, правом преимущественного проезда должны обладать только те автомобили, при взгляде на которые становится ясно — это не частные автомобили, а машины спецслужб (в том числе "скорой"). Однако Госдума отклонила эту инициативу.

А периодические случаи нападения на членов бригады скорой помощи со стороны пациентов или их родственников породили в 2011 году законопроект, предлагавший выдавать медикам травматическое, газовое или светозвуковое оружие либо электрошокеры2. Агрессивное поведение, направленное на бригаду скорой помощи, может исходить не только от представителей неблагополучных слоев населения, но и от обычных граждан, которым пришлось долго ждать приезда "скорой", и иногда такие конфликты приводят к смерти медиков. Профильный комитет Госдумы указал на технико-юридические недостатки документа и дал отрицательное заключение на законопроект, отметив, что медицинские работники могут приобрести гражданское оружие в целях самообороны в общем порядке. Госдума также не поддержала это предложение.

 

Однако главный вопрос, который предстоит решить законодателю, чтобы достигнуть запланированных показателей и обеспечить больных эффективной и действительно скорой помощью, — это достаточность финансирования службы скорой медпомощи, и не в последнюю очередь это касается зарплаты медперсонала.

Вместе с тем, верная организация работы "скорой" тоже сыграет свою роль в совершенствовании этой медицинской службы, поэтому принятие нового, уточненного порядка оказания скорой медицинской помощи можно только одобрить.

 

Документы по теме:

 

Новости по теме:

 

Инфографика:

Оказание услуг скорой и неотложной медицинской помощи населению

Скорая медицинская помощь незаменима и всегда востребована — так, в 2012 году работники этой службы оказали медицинские услуги почти 48 млн россиян, что составляет треть населения страны. О том, сколько медицинских работников и какие именно должны входить в выездную бригаду, за какое время «скорой» нужно доезжать до пациента и насколько этот норматив выполняется сегодня, в каких случаях оказываемая помощь может быть платной и многое другое, узнайте из инфографики.

 

 ________________________

1 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 135654-6.
2 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 626806-5.

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и