Страховые взносы для ИП: перезагрузка

По данным ФНС России на 1 июля текущего года, численность индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) с начала года сократилась более чем на 370 тыс. чел.1 Вместе с тем, эта цифра отражает только официальные показатели без учета ИП, фактически прекративших предпринимательскую деятельность, но не поставивших в известность об этом налоговые органы. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, результатом резкого повышения страховых взносов стало сокращение количества ИП более чем на 367 тыс. человек за период с декабря 2012 года по апрель 2013 года2. Согласно исследованиям Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", за первое полугодие текущего года количество ИП сократилось примерно на 600 тыс. чел.3, что составляет почти 20% от их численности на начало года.

Порядок исчисления страховых взносов, действующий с 1 января 2013 года, распространяется на:

  • индивидуальных предпринимателей;
  • адвокатов;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Действующий порядок распространяется на самозанятых граждан, не выплачивающих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

По мнению большинства экспертов, такой резкий спад количества действующих ИП вызван значительным повышением размера страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды.

Одним из основных законов, регулирующих уплату страховых взносов ИП и другими самозанятыми гражданами, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее — самозанятые граждане) является Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее — Федеральный закон о страховых взносах).

С 1 января 2013 года порядок расчета суммы уплачиваемых страховых взносов для индивидуальных предпринимателей существенно изменился (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования"). Суть этих изменений заключается в следующем. 

До 1 января 2013 года размер взносов во внебюджетные фонды определялся исходя из утверждаемой Правительством РФ стоимости страхового года, которая составляла в 2012 году 14 386,32 руб. (постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 208 "О стоимости страхового года на 2012 год"). Эту сумму самозанятые граждане перечисляли в качестве страхового взноса в ПФР. Сумма второго обязательного взноса в ФФОМС, как и сейчас, рассчитывалась по формуле МРОТ х 5,1% х 12 и составляла в 2012 году 2821,93 руб.

Сейчас самозанятые граждане уплачивают страховые взносы в фиксированном размере, определяемом для взносов в каждый внебюджетный фонд отдельно.

Таблица 1. Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды для самозанятых граждан в 2013 году 

Внебюджетный фонд

Формула исчисления размера страховых взносов

Фактический размер страховых взносов за год, руб.

ПФР

2 МРОТ х 26,0% х 12

32 479,20

ФФОМС

МРОТ х 5,1% х 12

3185,46

ФСС

(добровольно)

МРОТ х 2,9% х 12

1811,34

 

Если учесть, что взносы в ФСС этой категорией плательщиков уплачиваются добровольно (ч. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"), то минимальная совокупная сумма обязательных взносов во внебюджетные фонды составляет в настоящее время 35 664,66 руб. Для сравнения, в 2012 году аналогичная сумма обязательных страховых взносов была в два раза меньше - 17 208,25 руб.

Если же предприниматель по своей инициативе присоединится к системе социального страхования и будет вносить за себя страховые взносы в ФСС, то общая сумма взносов составит уже 37 476 руб. (в 2012 году — 18 812,88 руб.).

В результате тарифы обязательных платежей во внебюджетные фонды возросли более чем в два раза. Поэтому, несмотря на закрепление поправками к Федеральному закону о страховых взносах некоторых гарантий для самозанятых граждан (например, уточнено, что страховые взносы не исчисляются и не уплачиваются за периоды прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, лицом старше 80 лет и т.д.), эти поправки были крайне негативно восприняты предпринимательским сообществом.

Хотя представители Минфина отрицают наличие прямой связи между повышением размера страховых взносов и резким сокращением числа ИП, только 2% предпринимателей, по данным ОПОРЫ России4, отмечают, что не испытали последствий увеличения страховых взносов для своего бизнеса. При этом почти половина респондентов (47%) приняла решение о прекращении предпринимательской деятельности, 17% опрошенных ввели различные "схемы" с целью сокращения расходов (выплата зарплаты "в конверте", занижение прибыли и т.д.), а почти 7% предпринимателей были вынуждены прибегнуть к вынужденному увольнению некоторых работников. Еще 17% ИП отметили сокращение рентабельности бизнеса, а 10% респондентов отказались от планов по расширению бизнеса.

В связи с такими показателями количества ИП, прекративших свою деятельность, законодатель был вынужден снова изменить порядок исчисления взносов для самозанятых граждан.

23 июля Президент РФ подписал Федеральный закон от 23 июля 2013 № 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которым установлены следующие правила расчета взносов, которые начнут действовать с 1 января 2014 года.

Порядок расчета страховых взносов в ПФР поставлен в зависимость от годового дохода предпринимателя. Если доход не превышает 300 тыс. руб., то размер взносов будет рассчитан по формуле МРОТ х 26% х 12. Исходя из действующего МРОТ, сумма взносов в ПФР составит 16 239,6 руб.

Если сумма годового дохода самозанятого гражданина составила более 300 тыс. руб., то для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется формула МРОТ х 26% х 12 + 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб.

Порядок исчисления размера страховых взносов в ФФОМС и ФСС остался прежним.

Таким образом, сумма обязательных взносов во внебюджетные фонды для самозанятых граждан с годовым доходом менее 300 тыс. руб. (с учетом утвержденного на 2013 год МРОТ) составит 19 425,06 руб., а если предприниматель участвует в системе обязательного социального страхования — 21 236,4 руб.

Сложнее с той категорией самозанятых граждан, годовой доход которых выше предельной границы в 300 тыс. руб. В результате расчетов очевидно, что сумму взносов, не превышающую действующий в 2013 году минимальный размер обязательных страховых взносов (35 664, 66 руб.), будут уплачивать только предприниматели с годовым доходом 1 923 960 руб. и менее5. Если же годовой доход самозанятого гражданина окажется больше указанной суммы, то во внебюджетные фонды он будет должен перечислять даже больше, чем сейчас.

Но, впрочем, установлен максимально допустимый размер страховых взносов, исчисляемый по формуле: 8 МРОТ х 26% х 12 = 129 916,8 руб. (по состоянию на 2013 год).

При этом страховые взносы за расчетный период, исчисленные из предельной суммы годового дохода (300 тыс. руб.) должны быть уплачены, как и раньше — до 31 декабря текущего года (ч. 2 ст. 16 Федерального закона о страховых взносах). Для страховых взносов, исчисленных из суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб, установлена отсрочка — их необходимо будет уплатить до 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. "е" ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23 июля 2013 № 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Правда, не совсем ясно, сохраняется ли эта отсрочка для самозанятых граждан, прекративших либо приостановивших свою деятельность. По общему правилу, такие плательщики взносов обязаны перечислить всю сумму платежей во внебюджетные фонды не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 Федерального закона о страховых взносах).

С 2014 года самозанятым гражданам следует строго соблюдать сроки подачи налоговой отчетности, так как налоговые органы направляют эту информацию в ПФР. В противном случае сумма страховых взносов в ПФР будет исчислена в максимальном размере по формуле 8 МРОТ х 26% х 12 = 129 916,8 руб. по состоянию на 2013 год. При этом внебюджетный фонд может использовать предоставленную налоговыми органами информацию о налоговых правонарушениях предпринимателя для взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. "е" ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23 июля 2013 № 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Вопрос о последствиях нарушения налоговыми органами сроков передачи соответствующей информации о доходах налогоплательщика (плательщика взносов) пока не получил разрешения.

Ввиду необходимости исчисления размера взносов исходя из суммы годового дохода предпринимателя, законодатель определил порядок учета доходов для каждого из возможных режимов налогообложения.

Таблица 2. Порядок учета суммы годового дохода для исчисления суммы страховых взносов 

Используемый режим налогообложения

Какие доходы учитываются для определения суммы годового дохода в целях исчисления размера взносов

Можно ли вычесть сумму уплаченных страховых взносов из налоговой базы или итоговой суммы соответствующего налога

Общий режим налогообложения

Доходы, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности для целей исчисления НДФЛ (ст. 227 НК РФ)

Нет

ЕСХН

Доходы, определяемые и признаваемые при исчислении ЕСХН (ч. 1 ст. 346.5 НК РФ)

Да (п. 7 ч. 2 ст. 346.5 НК РФ)

УСН

Доходы, определяемые при исчислении УСН (ст. 346.15 НК РФ)

Да, но только для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (п. 1 ч. 3.1 ст. 346.21 НК РФ)

ЕНВД

Вмененный доход налогоплательщика (ст. 346.29 НК РФ)

Да (п. 1 ч. 2 ст. 346.32 НК РФ)

Патентная система налогообложения

Потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности с учетом срока, на который выдан патент (ст. 346.47, ст. 346.51 НК РФ)

Нет

Применяется более одного режима налогообложения

Облагаемые доходы от деятельности суммируются

По правилам каждого из применяемых режимов налогообложения

 

Нетрудно заметить, что новые правила не потребуют от предпринимателей внедрения нового порядка учета доходов, какая бы система налогообложения не использовалась. Первоначальная редакция законопроекта, на основе которого были приняты поправки в Федеральный закон о страховых взносах, не содержала этого правила, что порождало вопрос об учете доходов в случае использования режима налогообложения на основе вменения. Вместе с тем, не каждый самозанятый гражданин сможет уменьшить налоговую базу или размер уплачиваемого налога по той или иной системе налогообложения на сумму страховых взносов.

Новый порядок исчисления страховых взносов для этой категории плательщиков начнет действовать с 1 января 2014 года.

Однако, по мнению экспертов, установление нового порядка исчисления страховых взносов не сможет в полной мере компенсировать потери в численности ИП. "Дело в том, что одна часть индивидуальных предпринимателей уже приняли решения о том, чтобы полностью закрыть свой бизнес и перейти в другие компании в качестве наемных работников. Другая часть, вероятно большая, будет работать полностью по наличному расчету. Для таких предпринимателей регистрация в качестве ИП уже будет не нужна. Поэтому этот шаг не компенсирует потери в численности, но остановит процесс ухода предпринимателей в теневую экономику", - поясняет вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков.

Помимо принятых мер, были выдвинуты также и иные инициативы, призванные облегчить жизнь плательщикам страховых взносов и повысить собираемость этих платежей:

1. Установить налоговые каникулы сроком на два года для впервые регистрирующихся ИП. Возможность освобождения таких предпринимателей от уплаты всех налогов и обязательных взносов по поручению Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева должна быть до 5 августа 2013 года рассмотрена Минэкономразвития России, Минфином России и Минтрудом России совместно с Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия".

Вместе с тем, в результате введения таких мер в отношении абсолютно всех предпринимателей выпадающие доходы налоговой системы и внебюджетных фондов окажутся слишком велики. Поэтому не исключено, что налоговые каникулы будут предоставлены лишь отдельным категориям ИП либо только по некоторым обязательным платежам. К тому же предприниматели, которые вынуждены были прекратить свою деятельность в результате повышения страховых взносов, вряд ли смогут воспользоваться этой льготой, так как не будут признаваться прошедшими государственную регистрацию впервые.

Опрос наших пользователей на тему "Позволит ли освобождение от всех налогов на два года для ИП компенсировать повышения взносов на пенсионное страхование и остановит ли поток желающих закрыть свое дело?" показал, что большинство пользователей (48%) не верит в такую возможность.

Диаграмма 1. Позволит ли освобождение от всех налогов на два года для ИП компенсировать повышения взносов на пенсионное страхование и остановит ли поток желающих закрыть свое дело?

40% - да

48% - нет

12% - мне все равно

Время проведения опроса: 8-15 июля 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 40 респондентов.

Цитата:

Николай Остарков, вице-президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия":

"Мы в "Деловой России" очень позитивно оцениваем идею Антона Силуанова о необходимости администрирования страховых взносов, тем более что эта идея является и идеей нашей организации. Мы считаем, что вместо четырех органов, с которыми сейчас необходимо контактировать индивидуальным предпринимателям, их будет контролировать только один госорган. Вместо необходимости сдавать отчетность в четыре контролирующих органа, нужно будет сдавать отчет только в один – Федеральную налоговую службу.

Даже если возникнут шероховатости при переходе от одной системы к другой, то в будущем они полностью «окупятся», так как сократится количество проверок и отчетов, что в итоге должно положительно отразиться на индивидуальных предпринимателях".

2. Передать полномочия по администрированию взимания страховых взносов от ПФР налоговым органам. Такую инициативу выдвинул Министр финансов РФ Антон Силуанов. Напомним, что именно на ФНС лежала обязанность по сбору единого социального налога до того, как он был заменен страховыми взносами. После этого полномочия по администрированию взимания платежей во внебюджетные фонды были переданы ПФР (в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов на обязательное медицинское страхование) и ФСС (ч. 1. ст. 3 Федерального закона о страховых взносах).

Несмотря на то, что показатели деятельности ПФР по администрированию взимания страховых взносов превышают аналогичные показатели за 2011 год, а исполнение годового прогноза поступлений страховых взносов на пенсионное и медицинское обеспечение составляет 110,2 % и 114,5% соответственно)6, передача таких полномочий ФНС выглядит логичной. С учетом нового порядка исчисления страховых взносов, эта мера позволит осуществлять обмен информации в рамках одного органа, а также применять к взиманию сборов уже наработанную методику. Еще ранее Минфин советовал внебюджетным фондам опираться на сложившуюся практику по аналогичным налоговым правонарушениями (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-343). Для предпринимателей реализация такой инициативы снизит количество проверяющих органов и позволит уплачивать все обязательные платежи по принципу "одного окна". 

3. Ввести уголовную ответственность за неуплату страховых взносов. С таким предложением выступил Минюст России, разработав соответствующий законопроект7. В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что платежи во внебюджетные фонды традиционно обеспечивались уголовно-правовой охраной.

Отсутствие норм об уголовной ответственности за неуплату платежей в государственные внебюджетные фонды обусловлено переходом с 2010 года от ЕСН к страховым взносам, имеющим неналоговый характер. В то же время УК РФ устанавливает ответственность исключительно за налоговые преступления.

Минимальным размером неуплаченных физическим лицом страховых взносов в пределах трех последних лет предлагается считать сумму более 600 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо сумму, превышающую 1,8 млн руб. (неуплата взносов в крупном размере).

4. Освободить от уплаты страховых взносов ИП-пенсионеров. Эту инициативу внес на рассмотрение нижней палаты парламента депутат Госдумы Александр Васильев8. Суть ее заключается в отмене обязанности по перечислению страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, достигших пенсионного возраста и не имеющих дохода от занятия предпринимательской деятельностью в течение страхового года.

Законопроект был возвращен автору из-за невыполнения требований о составлении расчета расходов, которые в результате одобрения инициативы будут покрываться за счет федерального бюджета, а также отсутствия необходимого заключения Правительства РФ.

Однако можно утверждать, что государственная политика в области установления правил взимания страховых взносов, в том числе в отношении самозанятых граждан, не имеет единых ориентиров. Об этом свидетельствуют необоснованность повышения тарифа взносов в 2013 году, противоположные мнения разных ведомств по одному и тому же вопросу, а также иные инициативы, например:

1. Увеличить страховые взносы с маленьких зарплат. Такую идею выдвинул Минтруд России, подчеркнув, что даже в случае выплаты работнику минимальной заработной платы, взносы в ПФР за него должны исчисляться из двукратного размера МРОТ.

Несмотря на желание обеспечить достойными пенсиями работников с низкооплачиваемым трудом, лежащее в основе этого предложения, его реализация может обернуться массовыми увольнениями, всплеском нелегальной миграции и иными нежелательными схемами ведения бизнеса. Минэкономразвития и Минфин эту инициативу пока не поддержали.

2. Увеличить предельную величину базы для начисления страховых взносов до 1 млн руб. Напомним, что в 2012-2015 годах стандартная ставка тарифа страховых взносов применяется в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (на 2013 год она установлена в размере 568 тыс. руб.). На сумму доходов, превышающую эту величину, страховые взносы начисляются по ставке 10% (ст. 58.2 Федерального закона о страховых взносах). Пропорционально увеличению этого "потолка" доходов будут расти и суммы уплачиваемых платежей во внебюджетные фонды.

Повысить предельную величину базы для начисления страховых взносов до 1 млн руб. планируется примерно за семь лет. Минэкономразвития выступил против этой инициативы, отметив, что ее реализация приведет к повышению нагрузки на высокотехнологичные компании.

По словам Николая Остаркова, эта идея очень преждевременна. "Было бы целесообразно ее обсудить через 5-10 лет и оценить эффективность. Так как за это время необходимо ввести табу на любые идеи по увеличению налогов, хоть налоговой базы, хоть налоговой ставки, это уже неважно", - поясняет эксперт.

На оптимальный размер страховых взносов во внебюджетные фонды всегда оказывают влияние два противоположных интереса — обеспечить достойный уровень пенсии в будущем и предотвратить излишнее обложение доходов в настоящем. К сожалению, балансирование между этими двумя целями в отсутствие продуманных ориентиров может привести не только к отсутствию видимого результата в наполнении внебюджетных фондов, но и к снижению существующего уровня поступлений.

Бизнес нуждается сейчас в стабильности фискальной политики, а также улучшении администрирования взимания страховых взносов, иначе негативные тенденции прекращения предпринимательской деятельности или "ухода в тень" будут только нарастать. 

Новости по теме:

Документы по теме:

 

___________________

1 По результатам анализа сводных данных статистической налоговой отчетности, размещенных на официальном сайте ФНС России по адресу: nalog.ru/nal_statistik/forms_stat/otchet_svod/4161929/

2 Из пояснительной записки к документу, размещенному на сайте Госдумы за номером 258106-6.

3 Данные были озвучены на встрече членов Правительства РФ с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Со стенограммой встречи можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ по ссылке: government.ru/news/2653  

4 С полными результатами опроса можно ознакомиться по ссылке opora.ru/legal/analysis/research/polls/

5 Расчеты производились по формуле: МРОТ х 26% х 12 + 1% (х — 300 000) + 3185,46 = 35 664, 66, где х — максимальный годовой доход для уплаты обязательных страховых взносов в размере, не превышающем действующий размер.

6 Публичный отчет ПФР за 2012 год.

7 Полное название законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов". С текстом законопроекта можно ознакомиться на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения по ссылке regulation.gov.ru/project/4707.html  

8 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 52792-6.

Читать ГАРАНТ.РУ в и