Квалифицированная, неквалифицированная, простая? Выбираем электронную подпись
Экспертиза статьи была проведена компанией "Электронный экспресс" |
Действующее законодательство нередко предъявляет требования к использованию строго определенного вида электронной подписи в разных случаях. Поэтому при принятии решения о выборе того или иного вида, необходимо заранее определиться со сферой использования электронной подписи.
Обратим ваше внимание на то, что универсальной электронной подписи, разрешенной к использованию во всех сферах электронного документооборота и при взаимоотношениях со всеми государственными органами, пока не существует.
Как отмечает генеральный директор компании "ГАРАНТ Электронный Экспресс" Алексей Пауков, это связано с необходимостью подтверждения информационными системами полномочий подписавшего электронный документ лица, указанных в сертификате электронной подписи. Для этих целей они требуют наличия своих идентификаторов в квалифицированном сертификате. По его словам, идея единого реестра сертификатов электронных подписей, посредством которого можно было бы легко проверить подлинность подписи и полномочия использовавшего ее лица, была разработана, но пока не может быть реализована. Это связано с тем, что технически будет очень сложно поддерживать полноту и актуальность такого реестра, так как это зависит от добросовестности абсолютно всех удостоверяющих центров как в оперативности обновления сведений, так и в их содержании. Однако возможно создать сертификат электронной подписи, содержащий идентификаторы всех информационных систем, и использовать его там, где наличие идентификаторов не требуется (например, при сдаче отчетности в государственные органы).
Рассмотрим основные сферы использования электронной подписи в соответствии с действующим законодательством.
Обращение за получением государственных и муниципальных услуг. Конкретный вид электронной подписи, используемый для обращения за получением той или иной услуги, установлен постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 г. № 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг". Так, если содержание государственной или муниципальной услуги не предусматривает выдачу документов и состоит в предоставлении справочной информации, в большинстве случаев может использоваться простая электронная подпись.
Усиленная квалифицированная электронная подпись используется, к примеру, при направлении документов, подтверждающих юридические факты, на основании которых оказывается услуга (например, договор на грузовую перевозку в электронной форме для получения разрешения на въезд грузового транспорта в зонах ограничения движения в Москве).
Кроме того, установлены требования к доверенности на обращение за получением госуслуги — она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица организации, выдавшей доверенность, либо нотариуса, если доверенность выдана физическим лицом.
Правила получения и использования простой и усиленной квалифицированной электронных подписей утверждены постановлениями Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 25 января 2013 г. № 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг", постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 852 "Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг").
Таблица 1. Критерии выбора вида электронной подписи в зависимости от государственной или муниципальной услуги (по приложению к постановлению Правительства РФ от 25 июня 2012 г. № 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг").
Виды электронных документов, представляемых заявителями при обращении за предоставлением государственной или муниципальной услуги | Виды электронной подписи | |||
В случае предоставления справочной информации (без выдачи документов) | В случае необходимости обязательного личного присутствия заявителя (его представителя) и предъявления им основного документа, удостоверяющего его личность (документа, подтверждающего правомочие) | В остальных случаях | ||
1. | Запрос заявителя | Простая электронная подпись
| Усиленная квалифицированная электронная подпись | |
2. | Согласие заявителя на обработку личных персональных данных | Простая электронная подпись
| Усиленная квалифицированная электронная подпись | |
3. | Согласие на обработку персональных данных лица, не являющего заявителем (не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено) | Усиленная квалифицированная электронная подпись
| ||
4. | Документы в электронной форме, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых необходима для оказания государственной или муниципальной услуги | Усиленная квалифицированная электронная подпись
| ||
5. | Электронные копии документов, подтверждающих согласие на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем, либо документов, удостоверяющих определенные юридические факты, информация о которых необходима (либо предоставлена) в случае: |
| ||
| а) если предусмотрено требование о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов | Усиленная квалифицированная электронная подпись
| ||
| б) если не предусмотрено требования о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов | Простая электронная подпись
|
Получить простую электронную подпись для обращения за предоставлением госуслуг можно непосредственно у государственного или муниципального органа либо подведомственным им организациям, к которым гражданин обращается за получением услуги - лично или направив заявление в электронной форме. Ключ простой электронной подписи состоит из идентификатора (номера СНИЛС) и пароля (первоначальный пароль можно поменять в личном кабинете на портале госуслуг). Выдается простая электронная подпись для целей получения госуслуг бесплатно, и специального программного обеспечения для использования не требует. Для получения простой электронной подписи достаточно предъявить паспорт (а для представителя организации помимо паспорта необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия) любому органу государственной власти или местного самоуправления или подведомственным им организациям, оказывающим госуслуги. В случае личного обращения за получением электронной подписи она выдается в тот же день.
Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо обратиться в любой удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи. Это платная услуга (стоимость ее колеблется от 1 тыс. руб. до 5-6 тыс. руб.), однако преимущество такой подписи заключается в том, что ее можно использовать для обращения за получением любых государственных услуг, предоставление которых в электронной форме не запрещено законодательством. Кроме того, с ее помощью можно не только подавать заявления на получение услуг, но и быстро пройти регистрацию на портале госуслуг без ожидания письма с кодом активации, направленного "Почтой России". Приобретение такой электронной подписи происходит вместе с программой-криптопровайдером, никакого дополнительного программного обеспечения на компьютер устанавливать не нужно.
Наша справка Инструкции по использованию электронной подписи для обращения за получением госуслуг вы можете скачать на портале госуслуг |
Обмен документами с кредитными организациями при использовании системы "Банк-Клиент". Использование электронной подписи позволяет организовать дистанционное банковское обслуживание, позволяющее совершать операции по счету и обмениваться с банком документами без визита в офис банка. При документообороте с Банком России закреплена обязательность использования квалифицированной усиленной электронной подписи (Положение ЦБР от 12 марта 1998 г. № 20-П "О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России"). Коммерческим банкам при оформлении системы "Банк-Клиент" предоставлено право определять вид используемой электронной подписи в договоре с клиентом (Временное Положение ЦБР от 10 февраля 1998 г. № 17-П "О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями"). Большинство банков также устанавливают требования о применении усиленной квалифицированной электронной подписи.
Следует иметь в виду, что направляемое банку платежное поручение может быть подписано верной и корректной электронной подписью, формально исходящей от уполномоченного лица, но при этом фактически его подписал получивший доступ к электронной подписи мошенник. Владельцы сертификата ключа подписи в такой ситуации нередко обращаются в суд, полагая, что банк не выполнил свою обязанность по обеспечению сохранности их денег и безопасности доступа к ним. В таких случаях суды всегда занимают позицию банка, указывая на обязанность клиента обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей и не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена, а также уведомлять удостоверяющий центр о нарушении конфиденциальности ключа (определение ВАС РФ от 20 февраля 2013 г. № ВАС-1303/13 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", определение ВАС РФ от 17 июня 2010 г. № ВАС-8138/10, постановление Федерального арбитражного суда ПО от 13 августа 2012 г. № Ф06-6539/12 по делу № А55-14225/2011, постановление ФАС ЗСО от 26 апреля 2012 г. № Ф04-1145/12 по делу № А67-3768/201, постановление ФАС МО от 9 июня 2010 г. № КГ-А40/5369-10 по делу № А40-37664/09-97-423)
Организация юридически значимого электронного документооборота. Документооборот с использованием электронной подписи можно вести как внутри организации, так и между разными организациями. При этом необходимо учитывать допустимые сферы использования каждого из видов подписей. Ст. 6 Федерального закона "Об электронной подписи" установила две презумпции.
Первая из них заключается в том, что документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными собственноручно подписанному бумажному документу. Исключения предусмотрены только для тех случаев, когда закон закрепляет обязательность соблюдения письменной формы документа (ч. 1 ст. 6). Так, необходимость соблюдения письменной формы требуется для векселей (ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе"). Кроме того, некоторые исключения для применения электронной подписи устанавливаются и арбитражным процессуальным законодательством на основании ст. 75 АПК РФ. К примеру, исключительно в письменной форме подаются заявления об обеспечении иска, заявления об обеспечении имущественных интересов, а также ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации").
В последнее время на практике часто возникает вопрос: возможно ли оформить доверенность в электронном виде, подписав ее усиленной квалифицированной электронной подписью? К сожалению, анализ положений законодательства и судебной практики не позволяет ответить на него положительно. С одной стороны, ч. 1 ст. 185 ГК РФ закрепляет обязательную письменную форму доверенности и не делает при этом никаких оговорок. С другой стороны, теоретически сторонам предоставляется возможность урегулировать вопрос о юридической силе электронной подписи во взаимоотношениях между ними в соглашении (ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об электронной подписи"). Однако доверенность является односторонней сделкой, что исключает использование этой возможности. Это подтверждается в том числе и практикой арбитражных судов (см., например, постановление ФАС ПО от 27 ноября 2001 г. № А65-5421/01-СГ2-20, постановление ФАС ВВО от 29 апреля 2005 г. № А11-1742/2003-К1-10/164), хотя в некоторых случаях суды косвенно подтверждают право сторон на использование этой возможности (постановление ФАС УО от 2 сентября 2009 г. № Ф09-6520/09-С3). Нормативные правовые акты, прямо разрешающие подписание любой доверенности электронной подписью, пока не приняты, судебная практика по этому вопросу также пока не сформировалась. Вместе с тем, для одного случая (оформление доверенности на обращение за получением госуслуг), требуемый нормативный документ, как мы писали выше, был принят (постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. № 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг").
В отношении равнозначности подписанным вручную бумажным документам простой и усиленной неквалифицированной подписей установлена обратная презумпция. Признание такой равнозначности должно быть закреплено в федеральном законе, принятом в соответствии с ним подзаконном акте либо соглашении сторон. Если использование неквалифицированной электронной подписи согласовано сторонами, то в соглашении между ними обязательно должен быть установлен порядок проверки подписи. Если же участники электронного взаимодействия договорились об использовании простой электронной подписи, то подобное соглашение должно также предусматривать правила определения подписавшего документ лица по его простой электронной подписи и обязанность сторон по соблюдению конфиденциальности ключа подписи (ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об электронной подписи").
При этом Федеральный закон "Об электронной подписи" ввел полезное новшество — теперь электронной подписью можно подписывать не только отдельные документы, но и несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов) (ч. 4 ст. 6).
По словам генерального директора компании "ГАРАНТ Электронный Экспресс" Алексея Паукова, обычно контрагенты, пользующимися различными программами-криптопровайдерами, не испытывают сложностей в обмене подписанными электронными документами. Это зависит от политики той или иной информационной системы. К примеру, пользователи информационной системы "Экспресс Документ" с разными криптопровайдерами, могут организовывать документооборот без затруднений, однако иные информационные системы могут содержать фильтры ключей, ограничивающие применение иных, кроме заданных, криптопровайдеров.
Использование контрагентами электронной подписи для подписания документов может принести организации немало экономии на расходных материалах, почтовых услугах, а также значительно сократить время на обмен юридически значимыми электронными документами. Подсчитать реальную выгоду от внедрение электронного документооборота можно с помощью специального калькулятора. Число пользователей, присоединяющихся к системам электронного документооборота с каждым годом увеличивается — так, услугой "Экспресс Документ" на сегодняшний день активно пользуется уже 80 808 клиентов.
Одним из значимых преимуществ электронной подписи является то, что владелец сертификата ключа подписи не может отказаться от своей электронной подписи под электронным документом, так как только он знает код доступа, необходимый для генерации электронной подписи и обязан хранить его в тайне. Это позволит облегчить процесс доказывания личности подписанта в случае спора между сторонами.
Более подробно об использовании неквалифицированной электронной подписи для подписания первичных бухгалтерских читайте в журнале "Актуальная бухгалтерия" (№3, 2013 г.)
Использование электронной подписи для торгов.
Напомним, с 1 января 2011 года открытые аукционы проводятся только в электронной форме. Все документы и сведения, размещаемые на электронной площадке, должны быть подписаны электронной подписью (ст.41.2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). Последняя редакция указанного закона требует оформления для этих целей усиленной электронной подписи в соответствии с условиями функционирования электронных площадок (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Внимание! Получение сертификата электронной подписи для торгов не дает автоматически право регистрироваться на всех действующих торговых площадках. Сертификат ключа электронной подписи имеет так называемый объектный идентификатор (OID). Торговая площадка может либо принимать конкретный OID, либо все сертификаты определенных ею удостоверяющих центров. Перед выбором удостоверяющего центра следует уточнить, будет ли приниматься выдаваемая им электронная подпись для торгов на тех торговых площадках, которые вы хотите использовать. |
Жесткие сроки, установленные для направления выигравшим электронный аукцион участником проекта контракта, а также документа об обеспечении исполнения контракта оператору электронной площадки, требуют особенно внимательного отношения к использованию электронной подписи. Подписание этих документов неуполномоченным лицом либо невозможность их подписания ввиду того, что истек срок действия электронной подписи, приводят к признанию организации уклонившейся от заключения контракта и включению ее в реестр недобросовестных поставщиков.
В качестве примеров можно привести ситуации, когда единственное должностное лицо, имеющее право подписания документов для участия в торгах электронной подписью, находится на больничном или в командировке (постановление ФАС СЗО от 4 октября 2012 г. № Ф07-4936/12 по делу № А56-51106/2011) либо новый генеральный директор организации не успел оформить на себя электронную подпись (постановление ФАС ЦО от 5 марта 2012 г. № Ф10-359/12 по делу №А23-2637/2011). Подписание электронной подписью проекта контракта неуполномоченным лицом признается уклонением от заключения контракта (постановление ФАС ДО от 23 января 2013 г. № Ф03-5806/12 по делу № А37-1077/2011)
Однако в случае невозможности подписания электронной подписью проекта контракта по техническим причинам и своевременном извещении об этом оператора торговой площадки, суды встают на сторону участника аукциона. При этом в качестве доказательств используются результаты технических экспертиз, акты о выполнении работ по восстановлению ПО или подтверждающие отсутствие интернет-связи документы (постановление ФАС СКО от 4 июня 2012 г. № Ф08-2755/12 по делу № А63-4152/2011, постановление ФАС ЗСО от 30 марта 2012 г. № Ф04-1163/12 по делу № А75-6422/2011, постановление ФАС ДО от 6 марта 2012 г. № Ф03-322/12 по делу № А04-4728/2011).
Вместе с тем, несвоевременное извещение о поломке электронной подписи может быть расценено судом как отсутствие заинтересованности в заключении контракта даже при условии документального подтверждения такой неисправности (постановление ФАС ВСО от 8 ноября 2011 г. № Ф02-4992/11 по делу № А10-495/2011).
Взаимоотношения с государственными органами, в том числе направление отчетности
Электронная форма сдачи отчетности контролирующим органам (ФНС России, государственные внебюджетные фонды) имеет множество преимуществ и рекомендуется к использованию госорганами. Для некоторых налогоплательщиков такая форма сдачи налоговой отчетности является обязательной:
- если у налогоплательщиков среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность работников превышает 100 человек;
- крупнейшие налогоплательщики независимо от среднесписочной численности работников (ч. 3 ст.80 НК РФ). Критерии признания налогоплательщиков крупнейшими закреплены в приказе ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@").
В случае нарушения установленного порядка подачи налоговой декларации на организацию налагается штраф в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
Для подачи отчетности во внебюджетные фонды такая обязанность установлена для организаций, среднесписочная численность работников которых превышает 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Необходимым условием подачи отчетности в электронной форме является наличие усиленной квалифицированной электронной подписи.
ФНС России предупреждает о необходимости замены сертификатов ключей подписи, используемых при представлении в налоговые органы электронных документов, в том числе налоговой и бухгалтерской отчетности, на квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, соответствующие требованиям Федерального закона "Об электронной подписи" в связи с утратой Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи" |
При сдаче отчетности с использованием электронной подписи необходимо иметь в виду следующие нюансы:
- всегда отслеживайте срок направления отчетности и срок окончания действия сертификата ключа электронной подписи (стандартный срок его действия составляет 1 год). Оформление нового сертификата занимает несколько дней, что может создать затруднения в условиях строгих сроков подачи отчетности. Не рекомендуем оформлять электронную подпись в период, совпадающий с последними днями сдачи отчетности по налогам и страховым взносам;
- своевременно вносите данные об изменении регистрационных данных организации в электронные формы деклараций. Это необходимо делать, даже если вы ранее уведомили ФНС России о произошедших изменениях.
Некоторые удостоверяющие центры кроме установления собственно системы для отправки электронной отчетности предлагают также ряд сопутствующих полезных налогоплательщику услуг. К примеру, "ГАРАНТ Электронный Экспресс" предоставляет такие услуги, как доступ к актуальным документам по бухгалтерской и налоговой отчетности, подписку на журнал "Актуальная бухгалтерия" в электронном виде, а также оформление выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Помимо подачи отчетности в ФНС России и внебюджетные фонды, посредством использования электронной подписи можно взаимодействовать и с иными государственными органами и получать доступ к следующим официальным базам данных :
- Федеральная служба по финансовым рынкам (Приказ ФСФР России от 25 марта 2010 г. № 10-21/пз-н "Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной цифровой подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам");
- Росимущество (Приказ Росимущества от 8 сентября 2011 г. № 293 "Об утверждении Регламента работы пользователей межведомственного портала по управлению государственной собственностью");
- Росреестр (Приказ Росреестра от 21 февраля 2012 г. № П/75 "Об организации работы по переводу предоставления в электронном виде государственных услуг (функций)");
- Росалкогольрегулирование (Приказ Росалкогольрегулирования от 30 июля 2010 г. №49н "Об утверждении порядка использования электронных цифровых подписей, ведения реестра сертификатов ключей электронных цифровых подписей и хранения аннулированных сертификатов ключей электронных цифровых подписей (включая содержание информации в сертификатах ключей электронных цифровых подписей и случаи утраты указанными сертификатами юридической силы) в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции");
- Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц Непосредственно на этом портале размещен регламент применения электронной подписи, требования к удостоверяющим центрам, оказывающих услуги по созданию и управлению сертификатами ключей проверки электронных подписей пользователей, а также актуальный перечень таких управляющих центров;
- Единый реестр запрещенных доменных имен (Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено");
Использование электронной подписи в удаленных трудовых отношениях. В апреле 2013 года ТК РФ был дополнен гл. 49.1 "Особенности регулирования труда дистанционных работников". Обмен электронными документами между работодателем и сотрудником должен происходить с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей (ст. 312.1).
Подробную информацию о приобретении электронной подписи и дополнительных услуг для каждой из рассмотренных сфер применения вы можете узнать на сайте www.garantexpress.ru или позвонив по телефону: 8 800 333 8888 (звонок бесплатный). Компания "Электронный Экспресс" (Удостоверяющий центр ГАРАНТ) входит в число крупнейших операторов юридически значимого электронного документооборота и предоставляет услуги по выпуску и обслуживанию сертификатов электронной подписи как неотъемлемой части информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.
Материалы по теме:
- Электронная цифровая подпись — новые сферы применения — ИА "ГАРАНТ", Вести Гаранта. СЕНТЯБРЬ 2012 г.
- Определены виды электронных подписей, используемые при обращении за госуслугами — ИА "ГАРАНТ", 28 июня 2012 г.
- Неквалифицированная электронная подпись — ИА "ГАРАНТ", 12 марта 2012 г.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи"
- Постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. № 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг"
- Приказ Минкомсвязи РФ от 5 октября 2011 г. № 250 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также предоставления информации из этих реестров"
- Приказ Минкомсвязи РФ от 23 ноября 2011 г. № 321 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по организации ведения единого государственного реестра сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров, обеспечению доступа к нему и к реестру сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти, физических лиц и организаций"