НДС: старые и новые вопросы
Налоговый кодекс не в силах предусмотреть все ситуации, с которыми сталкиваются плательщики налога на добавленную стоимость. Именно поэтому ответы на сложные вопросы об НДС и комментарии чиновников всегда актуальны. В настоящее время в Госдуме на рассмотрении находится проект поправок к главе 21 Налогового кодекса. Поправки касаются перечня случаев восстановления НДС, ранее принятого к вычету. Также ожидается утверждение Минфином России порядка применения электронных счетов-фактур. Все эти нововведения волнуют бухгалтеров, вызывая массу практических вопросов: как принять НДС к вычету, в каких случаях налог нужно восстановить, как подготовиться к внедрению электронных счетов-фактур? Обо всем этом мы поговорили с Еленой Николаевной Вихляевой, консультантом отдела косвенных налогов Минфина России.
Елена Николаевна, известно, что готовятся поправки к Налоговому кодексу в части восстановления НДС по украденным товарам и имуществу. В проекте говорится, что необходимо восстанавливать НДС по товарам и имуществу для реализации. А если произошло хищение основного средства, не предназначенного для продажи? Основное средство использовалось в деятельности, облагаемой НДС. Как в этом случае быть с НДС, принятым ранее к вычету?
В настоящее время в Госдуму направлен на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и
Список случаев, в которых НДС нужно будет восстановить, расширится с принятием поправок к Налоговому кодексу
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», подготовленный Минфином России. В соответствии с данным законопроектом предлагается пункт 3 статьи 170 Налогового кодекса, предусматривающий случаи, в которых суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению, дополнить рядом операций, установив закрытый перечень указанных случаев. К данным операциям, в частности, отнесены операции, связанные с выбытием товаров, в том числе основных средств, при хищениях или недостачах, выявленных в результате инвентаризации. При этом указанная норма применяется не только в отношении товаров и имущества, которые приобретались для дальнейшей перепродажи, но и в отношении товаров и имущества, приобретенных для производства товаров (работ, услуг).
Наших читателей очень интересует вопрос: когда счета-фактуры можно будет выставлять в электронном виде? И какие условия должны выполняться для использования электронных счетов фактур?
Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Минфином России, а форматы счета-фактуры, журнала учета полученных
Формат и порядок применения электронных счетов-фактур еще не утверждены
и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде — ФНС России1 . В настоящее время указанный порядок и форматы не утверждены. Поэтому выставление счета-фактуры в электронном виде станет возможным только после утверждения соответствующих нормативных актов. Что касается условий, необходимых для выставления счетов фактур в электронном виде, то для этого требуется: 1)взаимное согласие сторон сделки; 2)наличие совместимых технических средств, возможностей для приема и обработки этих счетов фактур в соответствии с установленными форматами и порядком; 3)наличие электронной цифровой подписи у лиц, подписывающих выставля¬емые счета-фактуры.
Елена Николаевна, а что Вы скажете о таком явлении, как «отрицательный» счет-фактура? Если у отгружаемых товаров снижается цена, нужно ли поставщику выставить «отрицательный» счет-фактуру с корректировкой суммы НДС? Или поставщик должен исправить ранее выставленный счет-фактуру?
Нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса выставление счетов фактур с отрицательными показателями не предус¬мотрено.
Счет-фактура не может быть «отрицательным». Если цена на товар изменилась, нужно исправить ранее выставленный счет-фактуру
В случае если договором поставки определено предоставление продавцом товаров скидок покупателю путем изменения цены ранее поставленных товаров, то в соответствии с действующим порядком применения налога на добавленную стоимость для целей уменьшения налоговой базы при изменении цены ранее поставленного товара следует в выставленный при отгрузке товаров счет-фактуру внести соответствующие исправления в порядке, установленном пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов фактур, книг покупок и книг продаж2.
Много вопросов возникает по предъявлению налога к вычету. Объясните, пожалуйста, как поступить в следующей ситуации: вновь созданная фирма закупила товары в I квартале, а деятельность по их продаже будет осуществляться начиная лишь со II квартала. В I квартале у компании появляется право предъявить НДС к вычету, но сумм налога к уплате в бюджет не будет, так как выручки в этом квартале нет. Нужно ли ждать до II квартала, пока появится реализация и будет сформирована налоговая база по НДС, или можно предъявить налог к вычету в I квартале?
Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг)
Для вычета мало закупить товар, его нужно реализовать, чтобы сформировалась база для начисления НДС
на территории Российской Федерации и подлежащие вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, уменьшают общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса3 . Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответству¬ющая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьями 154—159 и 162 Налогового кодекса4 . Таким образом, в случае если налогоплательщик в налоговом периоде нало¬говую базу по налогу на добавленную стоимость не исчисляет, то принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные
Принимать НДС к вычету можно только в том периоде, в котором исчислена налоговая база
поставщиками товаров (работ, услуг), по моему мнению, оснований не имеется. В связи с этим указанные налоговые вычеты производятся не ранее того налогового периода, в котором возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость. Так что вычеты налога на добавленную
стоимость по товарам, приобретенным в I квартале, в котором налоговая база по налогу не определяется, следует производить во II квартале, в котором возникает налоговая база.
И снова о насущных проблемах налоговых агентов. Товар куплен в России, но у иностранной компании, не состоящей на налоговом учете в нашей стране. При этом оплата товара была произведена имуществом, а не деньгами. Должна ли компания выполнить обязанности налогового агента и перечислить в бюджет НДС? Как рассчитать сумму налога к уплате в этом случае?
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования5 .
Если российская компания рассчиталась с иностранной имуществом, то нужно пересчитать его стоимость по курсу ЦБ РФ и выполнить обязанности налогового агента — исчислить и уплатить НДС
Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 147 Налогового кодекса, на основании которых местом реализации недвижимого имущества признается территория Российской Федерации, если такое имущество
находится на территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары у иностранного лица. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога на добавленную стоимость. Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранного лица на основании договора купли-продажи товары, находящиеся на территории Российской Федерации, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации6.
При этом в случае расчетов за товары в иностранной валюте налоговая база пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического осуществления расходов7.
По моему мнению, в случае если в счет оплаты указанных товаров иностранному лицу российской организацией передается имущество, то при определении налоговой базы стоимость приобретенных товаров пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического осуществления расходов, то есть на дату передачи иностран¬ному лицу имущества в счет оплаты этих товаров.
Руководитель организации — субъекта малого и среднего предпринимательства может возложить ведение бухгалтерского учета на себя. Тем не менее в новом законе устанавливаются требования к образованию и квалификации бухгалтера. Распространяются ли они и на руководителя субъекта малого бизнеса?
Требования к квалификации устанавливаются не для всех. Только для главных бухгалтеров (или иных лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета) организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), а также страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. В новом законе предусмотрено, что бухгалтерскую отчетность обязательно нужно представлять только в органы госстатистики. Ни о каких иных адресах в проекте закона не сказано. Поясните, пожалуйста, данную норму. Есть идея одного окна, чтобы организация, представив отчетность по этому принципу, выполнила тем самым свою обязанность. Однако не могу сказать, что эта идея будет реализована исключительно в данном законе. Он говорит лишь о том, куда должен представляться обязательный экземпляр отчетности, то есть где-то должен быть реестр, где хранится бухгалтерская отчетность. Будет ли при этом организация представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, или инспекторы будут ее получать из органов статистики, это вопрос налогового законодательства.
В новом законе предусмотрено, что бухгалтерскую отчетность обязательно нужно представлять только в органы госстатистики. Ни о каких иных адресах в проекте закона не сказано. Поясните, пожалуйста, данную норму.
Есть идея одного окна, чтобы организация, представив отчетность по этому принципу, выполнила тем самым свою обязанность. Однако не могу сказать, что эта идея будет реализована исключительно в данном законе. Он говорит лишь о том, куда должен представляться обязательный экземпляр отчетности, то есть где-то должен быть реестр, где хранится бухгалтерская отчетность. Будет ли при этом организация представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, или инспекторы будут ее получать из органов статистики, это вопрос налогового законодательства.
Проект нового закона предусматривает национальные стандарты, которые будут регулировать порядок ведения бухгалтерского учета организациями. Работа над их созданием уже ведется, и когда они появятся?
Отмечу, что в новом законе каких-либо концептуальных моментов очень мало. В основном это закон исправляющий. То есть все вопросы и пробелы, которые накопились за 15 лет, новый закон призван устранить. Хотя, конечно, будут и новые элементы. Однако сами стандарты не являются новым элементом. Это ПБУ. Они уже существуют и будут создаваться с тем же направлением. Только теперь их будет разрабатывать не Минфин России, а субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Ведомство будет только утверждать стандарты. Поэтому стандарты как принимались, так и будут приниматься. Более того, в момент вступления в силу нового закона новые стандарты у нас не появятся одномоментно. Все существующие на сегодняшний день ПБУ сохранят свою силу до принятия новых документов.
Беседу провела
Екатерина Степина,
эксперт по финансовому
законодательству
____________________________________________
1п. 9 ст. 169 НК РФ
2пост. Правительства РФ от 02.12.2000 № 914
3пп. 1, 2 ст. 171 НК РФ
4п. 1 ст. 166 НК РФ
5подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ
6п. 5 ст. 45 НК РФ
7п. 3 ст. 153 НК РФ