Новости и аналитика Аналитические статьи Правовые итоги года: важные поправки для граждан и бизнеса

Правовые итоги года: важные поправки для граждан и бизнеса

Правовые итоги 2024 года: ключевые поправки для граждан и бизнеса
 © donskarpo / Фотобанк 123RF.com

Уходящий год, как и предыдущий, оказался плодотворным в законодательном плане. Госдума успела рассмотреть 1086 инициатив и принять 564 федеральных закона, из них 331 – в весеннюю сессию и 233 – в осеннюю. Нижняя палата парламента 18 декабря провела заключительное планерное заседание в этом году, а Совет Федерации завершил текущую работу 20 декабря. Президенту РФ осталось утвердить очередной пакет поправок.

По традиции в преддверии Нового года портал ГАРАНТ.РУ попросил экспертов выделить главные правовые события, которыми запомнился этот год. На их основе мы сформировали топ-10 ключевых направлений, в которых произошли самые значимые для граждан и бизнеса законодательные изменения:


Налоги, госпошлина

С начала 2024 года было принято 35 федеральных законов, вносящих корректировки и дополнения в текст Налогового кодекса. При этом некоторые из них носят комплексный характер и входят в пакет документов, реализующих проведение в России налоговой реформы.

Так, одно из самых громких нововведений, идея которого активно обсуждалась на протяжении последних лет, – введение в России прогрессивной шкалы НДФЛ. В этом году был принят закон, предусматривающий переход со следующего года от двухступенчатой системы налогообложения к пятиступенчатой. При этом по-прежнему налоговая ставка будет зависеть от размера базы – суммы и вида дохода, полученного в налоговом периоде. Чем больше будет облагаемая база, тем выше станет и налог.

Так, для доходов до 2,4 млн сохранится ставка 13%, от 2,4 млн до 5 млн налог составит 312 тыс. руб. + 15% с суммы превышения лимита, от 5 млн до 20 млн – 702 тыс. руб. + 18% с суммы превышения, от 20 млн до 50 млн – 3 402 тыс. руб. + 20% с суммы превышения, свыше 50 млн – 9 402 тыс. руб. + 22% с суммы превышения. Подробно об этом мы рассказывали ранее с конкретными примерами расчетов. Также оценить поправки можно в удобном формате инфографики.

Другие новации в рамках корректировки налогового законодательства коснулись и граждан, и бизнеса. Среди ключевых:

  • увеличение вдвое размера стандартных вычетов на второго и последующих детей – с 2025 года вычет на второго ребенка повысят с 1,4 тыс. до 2,8 тыс. руб., а на третьего и последующих – с 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • введение с 2026 года ежегодной семейной выплаты российским семьям с двумя и более детьми, в которых размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину регионального прожиточного минимума на душу населения. Размер выплаты рассчитают как разницу между суммой расчетного НДФЛ за предшествующий год и суммой, исчисленной с того же дохода в размере 6%;
  • появление с 1 января 2025 года нового местного налога – туристического (решение о его введении, а также о размере и налоговых льготах смогут принимать сами муниципалитеты, а уплачивать налог станут организации и граждане – собственники гостиниц и иных средств размещения, включенных в специальный реестр);
  • повышение ставки налога на прибыль организаций с 20 до 25% с установлением льгот для некоторых категорий хозяйствующих субъектов;
  • расширение перечня подакцизных товаров и т. д.

Руководитель бухгалтерско-финансовой компании МАРЖУ Наталья Ляшенко выделила в качестве ключевого налогового изменения – 2024 введение обязанности по уплате НДС для предпринимателей на УСН, у которых выручка превысила 60 млн руб. "По своей сути, НДС не увеличивает налоговую нагрузку предпринимателя, так как является косвенным налогом, который добавляется к стоимости и ложится нагрузкой к конечному потребителю. На сегодня уже заметен рост цен на товары и услуги", – подчеркнула эксперт.

МНЕНИЕ

Правовые итоги 2024 года
Фото: личный архив эксперта

Наталья Ляшенко, руководитель бухгалтерско-финансовой компании МАРЖУ, налоговый консультант:

"По моему мнению, закон расширяет воронку клиентов, с которыми теперь могут работать упрощенцы с НДС. Это несомненный плюс, так как ранее средний и крупный бизнес отказывался сотрудничать с малым ввиду невозможности принимать вычеты НДС по ним.

Тут у бизнеса с выручкой свыше 60 млн руб. в год возникает соблазн раздробиться, чтобы избежать НДС. Однако крайне не рекомендую так действовать – налоговые риски компании и руководства сегодня высоки, как никогда".


Еще одна важная корректировка, на которую указывают эксперты, – установление ответственности за организацию деятельности по представлению и сбыту заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. На нее обратил внимание руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский. Он напомнил, что новая норма начала действовать 4 декабря 2024 года, но здесь не обошлось без коллизии. 

МНЕНИЕ

 Правовые итоги 2024 года
Фото: личный архив эксперта

Александр Хаминский, юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области:

"Диспозиция новой ст. 173.3 Уголовного кодекса предусматривает, что представление в налоговые органы Российской Федерации и сбыт заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций должны быть произведены от имени юридических лиц.

При этом, по общему правилу, составлять счета-фактуры должны все плательщики НДС по облагаемым операциям (п. 3 ст. 169 НК РФ).

В настоящее время к плательщикам НДС действительно отнесены только юридические лица и индивидуальные предприниматели, не применяющие специальные налоговые режимы. Однако налоговая реформа наделила индивидуальных предпринимателей обязанностью по уплате НДС при величине доходов более 60 млн руб. Таким образом, с 1 января 2025 года ИП станут плательщиками НДС.

Следовательно, с начала следующего года противоправную деятельность по представлению в налоговые органы и сбыту заведомо подложных счетов-фактур смогут вести не только юрлица, но и ИП, которые не упомянуты в диспозиции ст. 173.3 Уголовного кодекса.

Указанный пробел в нормативно-правовом регулировании приведет к тому, что незаконная деятельность по изготовлению и сбыту заведомо подложных счетов-фактур с целью получения необоснованной налоговой выгоды будет реализовываться правонарушителями не от имени юридических лиц, а от имени индивидуальных предпринимателей".


В качестве решения указанной проблемы эксперт предлагает изложить диспозицию ч. 1 ст. 173.3 УК РФ в следующей редакции: "…1. Организация деятельности по представлению в налоговые органы Российской Федерации и (или) сбыту заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций (расчетов) от имени юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, образованных через подставных лиц, либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере….".

В числе значимых поправок также – установление новых и повышение размеров уже действующих госпошлин за некоторые юридически значимые действия. Старший юрист юридической консалтинговой группы “Ком-Юнити” Ксения Болотова отметила: "Самое важное правовое событие 2024 года для большинства юристов – это принятые поправки в НК РФ об увеличении судебных государственных пошлин. Размеры госпошлин за рассмотрение арбитражных дел выросли в среднем в 10 раз, а в судах общей юрисдикции – в 8 раз, за отдельные действия (например, за обращение с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ) – более чем в 45 раз. Введены госпошлины за действия, ранее не облагаемые сборами, например, за выдачу дубликата исполнительного листа. Законом также определены новые правила оплаты госпошлин в банкротстве. Установлены госпошлины по обособленным спорам, которые ранее ей не облагались, например, заявления о привлечении лиц к субсидиарной ответственности или о включении в реестр требований кредиторов. В Госдуме уверены, что принятые поправки обеспечат соответствие госпошлин изменившимся экономическим реалиям, а также позволят повысить эффективность и качество судопроизводства при сохранении полноценного доступа к правосудию."


Социальная сфера

2024 год прошел под эгидой Года семьи. Большой массив законов, которые приняты за этот период, были социально значимыми – и не только в плане поддержки семей и защиты детей. Приоритетными оставались также вопросы установления дополнительных гарантий участникам СВО, пенсионерам и инвалидам.

Так, в числе значимых социально ориентированных законов можно выделить следующие:

1. Продление до 2030 года программы семейной ипотеки с льготной ставкой 6%. 

Ее реализация должна была завершиться в июле 2024 года, но поскольку программа пользуется большим спросом (с помощью льготной ипотеки жилищные условия улучшили уже 900 тыс. российских семей), Президент РФ Владимир Путин инициировал увеличение срока ее действия. При этом сохранены основные параметры. Оформить жилищный кредит на выгодных условиях могут граждане РФ, у которых в период с 1 января 2018 года (для ДФО – с 1 января 2019 года) по 31 декабря 2023 года родился ребенок или на дату заключения договора уже есть двое и более несовершеннолетних детей, либо если не позднее 31 декабря 2023 года появился ребенок-инвалид.

Ставка по ипотеке по-прежнему составляет 6% (для граждан на Дальнем Востоке – 5%), первоначальный взнос – 20%, а максимальная сумма кредита зависит от региона.

Здесь же стоит отметить повышение суммы материнского капитала. Увеличение выплаты семьям с детьми произойдет с февраля 2025 года, но конкретные суммы уже заложены в бюджете СФР. 

МНЕНИЕ

 Запрет пропаганды чайлдфри и налог на бездетность: за и против
Фото: личный архив

Ольга Германова, депутат Госдумы:

"Мы приняли федеральный бюджет на ближайшую трехлетку, обеспечив ключевые приоритеты, обозначенные Президентом РФ. Это социальный блок, развитие экономики, обороноспособность страны и наш технологический суверенитет.

Доходы бюджета в 2025 году составят 40,3 трлн руб., что на 11,6% больше, чем в 2024. И все это на фоне военных действий и более 22 тыс. незаконных санкций, принятых против нашей страны.

О чем говорит такая стабильность? О том, что политическая и экономическая система, выстроенная главой государства, не только держит удар, но работает на долгосрочную перспективу.

В центре внимания этой системы – человек, благополучие каждой российской семьи. Поэтому, несмотря на внешнее давление, мы находим возможности увеличивать материнский капитал (в 2025 году он вырастет на 7,3% и составит 677 тыс. руб. на первого ребенка, 894 тыс. – на второго ребенка), индексировать пенсии, социальные пособия, строить новые школы, детские сады, больницы, учебные учреждения.

Бюджет обеспечивает дальнейшую реализацию национальных проектов. Все начиналось с 4 нацпроектов, а сейчас их у нас – 20. С 2025 года стартуют новые – "Семья", "Кадры", "Молодежь России", "Экономика данных", "Продолжительная и активная жизнь". На отрасль культуры до 2027 года предусмотрено 813.2 млрд руб. Финансирование увеличилось, а значит, у нас есть ресурс исполнять задачи, которые поставил Владимир Путин в своем Указе о сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностях". 


2. Возобновление индексации пенсий работающих пенсионеров. 

Принятый в этом году закон предусматривает повышение пенсий для тех, кто продолжает работать. Но поправки начнут действовать с 2025 года. С 1 февраля ежегодно пенсии будут увеличивать по уровню фактической инфляции и для тех, кто уже вышел на заслуженный отдых, и для тех, кто продолжает трудовую деятельность.

Уровень индексации рассчитают не от той суммы, которую работающий пенсионер получает сейчас, а от той, которую он мог бы получать, если бы был неработающим пенсионером. Индексацию произведут с учетом всех пропущенных за время работы повышений, но саму пенсию выплатят с учетом коэффициента за 2025 год. Повышение произведут в беззаявительном порядке.

Относительно размера пенсий отдельные положения предусмотрены в принятом законе о бюджете СФР на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Страховая пенсия по старости в 2025 году возрастет до 24 тыс. руб., а социальные пенсии в следующем году проиндексируют на 14,75%. В свою очередь, прожиточный минимум увеличится до 17 733 руб. 

3. Освобождение участников СВО от начисленных в период кредитных каникул процентов и списание просроченных долгов в сумме до 10 тыс. руб.

Первая льгота распространяется на призванных на военную службу по мобилизации и принимающих участие в спецоперации россиян. В отношении них банки по окончании действия кредитных каникул спишут проценты по кредитам, начисленные за льготный период. При этом кредитным организациям компенсируют потери от такого списания. 

Вторая мера касается военнослужащих и добровольцев СВО, призванных по мобилизации, проходящих службу по призыву или заключивших контракт на военную службу сроком от года для выполнения задач в рамках спецоперации. Долги спишут при условии, если: контракт подписан не ранее декабря 2024 года; до 1 декабря вступил в законную силу судебный акт о взыскании задолженности или банку выдан исполнительный документ; долг не превышает 10 млн. руб. 

В рамках поддержки участников СВО также: введена единовременная выплата в повышенном размере – 400 тыс. руб. за заключение контракта в период с 1 августа по 31 декабря 2024 года; дифференцированы суммы компенсации за ранения в зависимости от их тяжести и до 4 млн руб. увеличен их размер при получении бойцом инвалидности; установлены дополнительные трудовые гарантии в виде приостановления действия трудового договора на весь период службы по контракту; предусмотрено право участников СВО получить землю под строительство жилья через ЖСК.

Кроме того, участвующих в СВО граждан освободили от уголовной ответственности. При заключении подозреваемыми контракта с Вооруженными Силами РФ возбужденные в отношении них дела теперь приостанавливают, а для осужденных вид наказания заменяют на условный срок. 

Депутат Госдумы Германова отметила, что тема СВО красной линией проходит через все направления. "Для государства поддержка участников спецоперации и их семей – безусловный приоритет. Люди, положившие свое здоровье, личные интересы и даже жизнь во благо Отечества, должны чувствовать, что за ними страна. Мы приняли 130 федеральных законов, направленных на поддержку наших защитников и членов их семей. Таким образом, по сути, впервые в России сформирована комплексная система социальной защиты ветеранов. Мы продолжим эту работу", – подчеркнула она.

На то же направление указал и ее коллега.  

МНЕНИЕ

 Штрафы за утечку персональных данных повысят до 15 млн руб.: к чему еще должен быть готов бизнес?
Фото с сайта партии
"Единая Россия" 

Виталий Милонов, депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства:

"Я могу сказать с гордостью, что "Единая Россия" инициировала изменение и принятие более 130 законов, направленных на защиту прав участников СВО и членов их семей. Это и ограничения по взысканиям, это и налоговые вычеты, и кредитные каникулы, и право регистрации по доверенности и многие-многие другие полезные инициативы.

Но, конечно, если говорить о самом главном документе, то, наверное, парламент принимает осенью самый важный документ для страны, где более 15 трлн руб. и направлено на поддержку членов семей участников специальной военной операции и самих участников СВО, на реализацию тех изменений, которые позволят нашим бойцам чувствовать, что дома все хорошо и что все обязательства, взятые государством и обществом перед ними, будут выполнены".


4. Запрет пропаганды чайлдфри.

Еще один важный закон текущего года направлен на ограничение распространения деструктивного контента, пропагандирующего осознанный отказ от деторождения. Запрет распространяется на информацию, размещаемую в интернете, СМИ и демонстрируемую в кинофильмах и рекламе.

Часть принятых законов также касается защиты детей, ограждения их от пагубных привычек. Например, введен запрет на треш-стримы, продажу энергетиков несовершеннолетним.

5. Предоставление выпускникам возможности пересдать ЕГЭ по выбору.

Так как социальная сфера включает и отрасль образования, уместно упомянуть о поправке, которую ждали многие школьники. С этого года у участников ГИА появилось право в дополнительные дни по своему желанию пересдать ЕГЭ по учебному предмету по выбору. Раньше такая возможность распространялась только на один из обязательных экзаменов, и то при условии, что по нему получен неудовлетворительный результат. Но есть важный момент – старый результат ЕГЭ будет аннулирован независимо от того, какой результат (хуже или лучше) окажется при пересдаче. Поправки вступили в силу с 3 мая 2024 года, возможность пересдать ЕГЭ предоставлена бессрочно.

Как ранее отмечал Председатель Госдумы Вячеслав Володин, на социальную политику в 2025 году в бюджете предусмотрено 6,9 трлн руб. (всего 21,3 трлн за три года). "Это индексация пенсий, социальных пособий, поддержка семей с детьми. Обеспечены социальные гарантии военнослужащих и членов их семей", – заключил он. 


Муниципальная реформа

В числе других новелл, которые, по мнению специалистов, оказались значимыми в текущем году, сразу несколько экспертов назвали муниципальную реформу. Так, тему организации местного самоуправления развил судья Конституционного суда РФ в отставке Николай Бондарь.

МНЕНИЕ

Правовые итоги года: ключевые поправки для граждан и бизнеса
Фото: личный архив эксперта

Николай Бондарь, д.ю.н., судья Конституционного суда РФ в отставке, заслуженный юрист РФ, заведующий центром судебного права ИЗиСП при Правительстве РФ:

"На первый взгляд это может показаться необычным, однако среди наиболее значимых юридических событий 2024 года, возможно, окажется вовсе не принятие какого-либо законопроекта или судебного решения, как это принято считать, а, напротив, отказ от его принятия. Речь идет о судьбе проекта федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", который планировалось рассмотреть во втором и третьем чтениях в рамках заключительных заседаний Государственной Думы уходящего года (11-12 декабря).

Зачастую ключевыми событиями в сфере законодательства становятся важные решения, связанные с принятием новых актов, изменяющих правовые реалии страны. Однако в данном случае внимание привлекает как раз непринятие законопроекта, чье утверждение уже ожидалось как состоявшийся факт. Такое явление, безусловно, выбивается из традиционного контекста, что и делает его особенно значимым.

В том виде, в котором данный законопроект был подготовлен и предлагался для принятия, он мог бы, по моему мнению и по мнению многих экспертов из числа не только научного сообщества, повлечь крайне негативные последствия для организации системы муниципальных органов власти, которые составляют фундамент российской государственности. Речь идет, прежде всего, о предлагаемом отказе от осуществления местного самоуправления на поселенческом уровне (села, города).

Тот факт, что Совет Государственной Думы, учитывая серьезные критические замечания экспертов, отложил принятие данного акта на 2025 год, является значимым хотя бы потому, что в силу этого открывается реальная перспектива существенной доработки законопроекта. Речь идет, прежде всего, о необходимости сохранения сельских и городских поселений в качестве обязательных составляющих системы местного самоуправления, если мы хотим сохранить в нашем государстве села и деревни".


В свою очередь, ведущий научный сотрудник центра публично-правовых исследований ИзиСП Сариа Нанба отметила нововведения в сфере организации распределения государственных полномочий на муниципальный уровень. Имеется в виду закон, которым исключена ответственность органов местного самоуправления за нереализацию переданных госполномочий при отсутствии предоставления финансирования.

МНЕНИЕ

Правовые итоги 2024 года
Фото: личный архив эксперта

Нанба Сариа, к.ю.н., ведущий научный сотрудник центра публично-правовых исследований ИзиСП:

"До его принятия органы местного самоуправления не были правомочны отказаться от исполнения переданных государственных полномочий и подвергались административной ответственности. В частности, российское законодательство не содержало оснований прекращения производства по делу о неисполнении или ненадлежащем исполнении переданных государственных полномочий.

Согласно новым положениям, производство по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением или ненадлежащим исполнением органами самоуправления переданных государственных полномочий, подлежит прекращению в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, в случае установления недостаточного размера выделенных субвенций на их реализацию.

Новое регулирование позволит упорядочить распределение полномочий между уровнями публичной власти, а также их финансовую и организационную обеспеченность. Тем самым, созданы гарантии целевого и адресного расходования бюджетных средств при реализации переданных государственных полномочий на муниципальном уровне".


Также эксперт обратила внимание на Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 209-ФЗ, который закрепляет возможность использования различных моделей организации публичной власти на местном уровне и взаимодействия между представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления. Новое правовое регулирование повышает ответственность местной администрации перед выборными представительными органами и эффективность их деятельности, усиливает связанность ее с интересами населения. Документом закреплено право представительного органа муниципального образования принимать участие в формировании местной администрации, в том числе в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и (или) территориальных органов, а также формы и порядок такого участия.


Труд

В 2024 году было принято 8 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Трудовой кодекс. Еще часть норм, касающихся работников и работодателей, была закреплена в подзаконных актах.

Управляющий партнер юридической компании BLS Елена Кожемякина отметила, что большинство нововведений направлено на усиление контроля за действиями работодателя. В числе самых значимых эксперт выделила следующие поправки, вступившие в силу в 2024 году:

В свою очередь, руководитель юридической практики в SuperJob Александр Южалин обратил внимание на другие важные поправки текущего года. Он напомнил про изменение с 1 сентября порядка квотирования рабочих мест, который обязал большее число работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов (постановление Правительства РФ от 30 мая 2024 г. № 709). Все субъекты РФ должны были обновить региональные нормативные акты под новые требования, однако в некоторых регионах процесс еще не закончен. Кроме того, были актуализированы правила расчета квоты и требования к предоставлению информации в органы занятости. "На мой взгляд, эти изменения являются одними из ключевых в году, потому что, во-первых, касаются большого количества работодателей, а во-вторых, уже традиционно проверяющие органы (включая прокуратуру) с особенным вниманием относятся к соблюдению требований закона в части квотирования рабочих мест", – отметил спикер.

Оба эксперта вспомнили и про корректировку формата оплаты сверхурочной работы, которая напрямую связана с реализацией позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении КС РФ от 27 июня 2023 г. № 35-П. С 1 сентября 2024 года работодателей обязали пересмотреть порядок расчета оплаты сверхурочной работы и внести изменения в свои внутренние акты. А именно – отразить в них, что расчет оплаты за такую работу теперь проводится не только исходя из оклада или ставки, но и с учетом всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие (Федеральный закон от 22 апреля 2024 г. № 91-ФЗ).

МНЕНИЕ

Правовые итоги 2024 года
Фото: личный архив эксперта

Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы BLS:

"Отдельно хочется отметить изменение порядка оплаты сверхурочной работы. Поправки в ст. 152 ТК РФ были приняты после ее признания не соответствующей Конституции Российской Федерации. Однако решение Конституционного Суда РФ было интерпретировано законодателями по-своему. "В Постановлении КС РФ № 35-П сказано, что сверхурочная работа должна оплачиваться в полуторном/двойном размере, и к этой сумме должны прибавляться компенсационные и стимулирующие выплаты в одинарном размере.

Однако законодатели, наоборот, включили компенсационные и стимулирующие выплаты в сумму расчета. Так что теперь работодателям приходится выплачивать их в полуторном или двойном размере, а не в одинарном, как сказано в решении КС РФ.

Этот пример показывает, что законодательная ветвь власти порой даже сильнее ориентирована на защиту прав работника, чем судебная. Работодателям нужно прикладывать как никогда много усилий, чтобы доказать добросовестное отношение к работнику".



Еще одна поправка – введение обязанности работодателей сообщать о военнообязанных через реестр воинского учета (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 270-ФЗ).

МНЕНИЕ

 Правовые итоги 2024 года
Фото: личный архив эксперта

Александр Южалин, руководитель юридической практики в SuperJob:

"Остается актуальной тема воинского учета. Еще с прошлого года работодатели могут взаимодействовать с военкоматами в электронном формате, а военкоматы – получать необходимые данные о гражданах из других органов путем межведомственного взаимодействия.

В уходящем году по поручению Президента РФ начали создавать реестр воинского учета, который также изменит привычное представление о воинском учете в стране. Заключительный этап создания реестра запущен 1 ноября 2024 года, а его окончание и полноценная работа планируются в 2025 году. Очень важно отслеживать этот вопрос в дальнейшем".


Что касается ожиданий эксперта в сфере трудового законодательства на 2025 год, то здесь он выделил два ключевых изменения:

  • поправки в части наставничества, которые начнут действовать с 1 марта следующего года (работодателям, которые уже применяют такую форму обучения или адаптации новых сотрудников, придется пересмотреть подход к этой процедуре и, возможно, запланировать отдельные средства на оплату труда наставников);
  • корректировки об использовании отгулов за работу в выходной или праздничный день, принятые во исполнение постановления КС РФ от 6 декабря 2023 г. № 56-П (сотрудник, который отработал в выходной или праздничный день, с марта сможет в течение года по желанию использовать отгул либо присоединить его к своему ежегодному отпуску, а при увольнении неиспользованные отгулы должны быть компенсированы работнику).


Миграция

Существенные изменения произошли и в сфере миграционного законодательства. С начала года депутаты инициировали принятие 14 федеральных законов, направленных на совершенствование правовых норм, касающихся учета иностранцев и направленных на борьбу с нелегально находящимися в стране гражданами других государств. В этом направлении особо стоит отметить:

  • усиление борьбы с фиктивными браками мигрантов – теперь иностранные граждане могут получить разрешение на временное проживание в РФ в упрощенном порядке только спустя три года брака с гражданкой (гражданином) России, столько же придется ждать для получения вида на жительство после усыновления ребенка – гражданина РФ без вступления в брак – этот срок исчисляется с момента совместного проживания или ведения хозяйства, если это будет доказано через суд;
  • введение запрета на зачисление в школы детей мигрантов, не знающих русский язык, – для них станет обязательным тестирование на знание языка и проверка легальности пребывания их семей в России;
  • ограничение на участие посреднических организаций в приеме экзаменов у мигрантов – к приему экзаменов будут допущены только госучреждения, включенные в перечень Правительства РФ;
  • введение штрафов в 60 млн руб. за подделку документов иностранцам;
  • ужесточение уголовной ответственности за организацию нелегальной миграции, включая возможность конфискации имущества за ее организацию.


Бизнес, адвокатура

Не обошли поправки стороной и сферу корпоративных отношений. Главные законы в этой части прокомментировала старший юрист юридической консалтинговой группы "Ком-Юнити" Ксения Болотова. Среди самых важных поправок она выделила вступивший в силу с 1 августа 2024 года Федеральный закон № 287-ФЗ, который внес изменения в том числе в законы о госрегистрации юридических лиц и ИП, об ООО, а также основы законодательства РФ о нотариате.

Факт принятия решения об избрании нового руководителя (генерального директора) в ООО теперь необходимо обязательно удостоверять у нотариуса. Последний подписывает и направляет заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган в электронном виде. Ранее это делал новый директор организации. "Изменение важное, поскольку оно призвано минимизировать возможность злоупотреблений и ошибок при подаче документов, так как нотариус проверяет подлинность и законность представленных документов. Меры направлены на защиту компаний от рейдерских захватов и незаконных действий, связанных с изменением руководства", – отметила эксперт.

Между тем партнер VERBA LEGAL Дмитрий Мальбин сделал акцент на важном событии в правоприменительной практике. Речь идет о принятии Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2024 г. № 305-ЭС23-30144 по делу № А40-265796/2022. Эксперт назвал его поворотным для корпоративных споров об исключении участника из общества. Напомним, в Определении Суд сформулировал позицию, согласно которой исключение участника из ООО по своей правовой природе представляет собой расторжение в судебном порядке договора об учреждении общества со стороной, допустившей существенное нарушение связанных с ведением общего дела обязательств. Такой подход существенно отличается от устоявшихся представлений относительно требования об исключении участника и, очевидно, поменяет практику рассмотрения соответствующих споров, считает эксперт.

"Как известно, основанием исключения участника из общества выступают следующие группы случаев (ст. 10 Закона об ООО):

  1. участник грубо нарушает свои обязанности;
  2. участник общества своими действиями делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

При этом судебная практика всегда была консервативна в рассмотрении требований об исключении участника и суды требовали представления доказательств непосредственного причинения участником вреда обществу.

В свою очередь, ВС РФ фактически допустил возможность исключения участника из общества не только тогда, когда вред причиняется обществу, но и в тех случаях, когда участник нарушает права и интересы других участников, в частности, не исполняет договоренности относительно условий участия в обществе и препятствует достижению тех целей, которые ставили перед собой участники", – отметил эксперт.

Часть бизнес-поправок касается сферы антимонопольного регулирования. На нее указала партнер, руководитель антимонопольной практики "Пепеляев Групп" Елена Соколовская. Борьба с картелями по-прежнему входит в число приоритетных направлении деятельности ФАС России, в связи с чем постоянно адаптируются и совершенствуются действующие инструменты и механизмы, а также разрабатываются новые методы выявления и пресечения антиконкурентных соглашений. Так, в 2024 году были приняты два закона (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 262-ФЗ и от 13 декабря 2024 г. № 467-ФЗ), направленные на ужесточение уголовной и административной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях.

МНЕНИЕ

 Правовые итоги 2024 года
Фото: личный архив эксперта

Елена Соколовская, партнер, руководитель антимонопольной практики "Пепеляев Групп":

"В результате внесения поправок в КоАП РФ (вступили в силу 19 августа 2024 года) были установлены штрафы за воспрепятствование антикартельным проверкам ФАС России, которые являются основным способом получения доказательств картелей.

Нововведения были необходимы ввиду малоэффективности ранее действующего механизма привлечения к административной ответственности. Кодекс был дополнен новой статьей 19.43, устанавливающей ответственность за воспрепятствование таким проверкам, если это повлекло за собой невозможность ее проведения или завершения."


Штрафы составляют:

  • для граждан – от 15 до 30 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб.;
  • для организаций – в зависимости от суммы выручки:
Совокупный размер суммы выручки юрлица от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение Размер штрафа
не более 120 млн руб. 100 тыс. руб.
от 120 млн руб. до 800 млн руб. 500 тыс. руб.
от 800 млн руб. до 2 млрд руб. 1 млн руб.
от 2 млрд руб. 2 млн руб.


Изменения были внесены также в УК РФ и УПК РФ (вступили в силу 24 декабря этого года). В частности, введена уголовная ответственность за заключение картеля на обязательных торгах. А в качестве нового квалифицированного состава преступления предусмотрели совершение деяния организованной группой. Также расширена подследственность по делам, возбуждаемым по ст. 178 УК РФ. Теперь предварительное следствие по данной категории дел помимо МВД России могут осуществлять следователи органа, выявившего эти преступления. Данные изменения вполне логичны и будут способствовать повышению эффективности борьбы с картелями, считает эксперт.

Кроме того, в конце декабря 2024 года в Госдуму поступил законопроект о создании ГИС "Антикартель", направленной на выявление, предупреждение и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений, прежде всего в сфере госзаказа. Предполагается, что данные процессы будут автоматизированы, а использование элементов искусственного интеллекта обеспечит возможность на ежедневной основе автоматически сканировать и получать сведения о всех проводимых торгах. “Вполне очевидно, что точка в борьбе с антиконкурентными соглашениями еще не поставлена, стоит держать руку на пульсе и ждать в 2025 году новых инициатив в данной сфере", – отметила эксперт.

Помимо законодательных и правоприменительных событий, нелишним будет отметить и организационно-регуляторные. В этом году власти запустили новые сервисы для предпринимателей:

  • на портале госуслуг – для подачи компаниями и ИП обращений по проблемным вопросам своего бизнеса; 
  • на платформе "Знай своего клиента" – для проверки бизнеса. 

К слову, в законодательном портфеле Госдумы еще находится несколько важных для бизнеса инициатив, которые в этом году уже принять не успеют, но обязательно рассмотрят в следующем. Так, Минэкономразвития России предлагает разрешить продавать долю в ООО без учета условия о преимущественном праве выкупа ее участниками общества. Но при условии, что такая возможность согласована со всеми участниками и закреплена в уставе. Ожидается, что новые правила позволят ускорить процесс продажи доли участника ООО на рынке и привлечь новых инвесторов. 

Кроме того, кабмин хочет установить основания выбытия членов совета директоров из хозяйственных обществ. Для этого планируется ввести перечень критериев, по которым члена совета директоров (наблюдательного совета) ООО или акционерного общества будут считать выбывшим и прекратившим свои полномочия. Это нужно для упрощения формирования состава совета директоров (наблюдательного совета) компаний. 

Нелишним будет упомянуть и поправки в профильный адвокатский закон – "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации". Их прокомментировал вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент Адвокатской палаты Ленинградской области Денис Лактионов.

В законе появилась новая глава – 4.1, которая узаконила внедрение и использование Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР). Это – система, которая со временем должна стать частью экосистемы цифровой экономики России посредством ее интеграции с информационными системами органов юстиции, судов, правоохранительных и иных государственных органов. Взаимодействие КИС АР с внешними информационными системами посредством интеграции через систему межведомственного электронного взаимодействия позволит адвокатуре перейти на электронный документооборот с государственными информационными системами.

МНЕНИЕ

 Правовые итоги 2024 года
Фото: личный архив эксперта

Денис Лактионов, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Ленинградской области:

"Уже есть первый результат новеллы. Одним из компонентов КИС АР является программа АРПН, которая позволяет распределить работу по назначению среди адвокатов. До внедрения программы должностные лица могли влиять, и влияли на то, кто из адвокатов будет работать по назначению по тому, или иному уголовному делу. Это приводило к тому, что защищать граждан назначались адвокаты, с которыми должностным лицам, в силу разных причин, было комфортно работать. С другой стороны, адвокат, который, к примеру, не устраивает следователя, привлекался к работе по назначению по остаточному принципу. В результате чего возникла ситуация, при которой возможность получить работу по назначению зависела от уровня взаимоотношений адвоката с должностным лицом.

Теперь использование программы КИС АР исключает усмотрение должностных лиц на процедуру назначения адвоката. Адвокаты утратили зависимость от должностных лиц и ощутили свою независимость. Что в итоге положительно отражается на качестве работы адвокатов, и как следствие, на реализации конституционной гарантии права граждан на получение квалифицированной юридической помощи".


Эксперт отметил, что ФПА установила срок для повсеместного внедрения программы КИС АР – 1 октября 2025 года.


Банки, кредиты, банкротство

В сфере отношений, связанных с деньгами, тоже произошли некоторые изменения.

Например, зарубежным банкам разрешили работать в России через свои филиалы (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 275-ФЗ). Для финкомпаний снизили регуляторную нагрузку (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 198-ФЗ) – в частности, теперь для госрегистрации кредитной организации и получения банковской лицензии не нужно предоставлять справку об отсутствии судимости, регулятор сможет получить необходимые сведения самостоятельно. А с 1 июля 2025 года получатели мер соцподдержки смогут открывать социальные банковские счета и вклады (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 202-ФЗ).

Также все бизнес-сообщество активно следило за решениями Банка России по поводу размера ключевой ставки. В этом году ее дважды повышали, в итоге она возросла с 18% в декабре 2023 года до 21% в октябре 2024 года. О том, на что влияет такое изменение, можно узнать в нашей инфографике.

В части кредитования были введены ограничения по потребкредитам с переменной ставкой. Такую ставку теперь разрешено применять по кредитам и ипотеке на сумму от 1000 среднероссийских зарплат, а также по ипотеке на срок до 20 лет с суммой займа от 200 до 1000 среднероссийских зарплат. Для МСП максимальное значение ставки не должно превышать ставку на день заключения договора, увеличенную на 1/3, но не более чем на 4% (Федеральный закон от 22 июня 2024 г. № 151-ФЗ).

Еще один закон, принятый в этом году, начнет действовать с 1 марта 2025 года. Он позволит россиянам установить самозапрет на выдачу потребкредитов, за исключением тех, что обеспечены транспортным средством или ипотекой и образовательных кредитов с господдержкой. Сделать это можно будет либо через портал госуслуг, либо через МФЦ. Банки и МФО смогут запросить информацию о запрете у кредитных бюро и при наличии такого ограничения должны будут отказать в заключении договора (Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. № 31-ФЗ).

Анализируя поправки, касающиеся института банкротства физических и юридических лиц в уходящем году, эксперты Ксения Болотова и Елена Козина выделили несколько моментов. Во-первых, увеличение с 300 тыс. до 2 млн руб. порога для инициирования дела о банкротстве юрлиц, и до 3 млн руб. – для стратегических, сельскохозяйственных предприятий и субъектов естественных монополий. "Это изменение может снизить количество дел о банкротстве, инициируемых по незначительным долгам, и сосредоточить внимание судов на более крупных и значимых случаях. Однако фактически приведет к тому, что небольшие задолженности кредиторы вынуждены будут простить, либо предпринимать попытки взыскания задолженности с руководства, что не всегда возможно", – подчеркнула Ксения Болотова. А Елена Козина пояснила, что новые правила о минимальной сумме, необходимой для возбуждения дела о банкротстве, действуют ретроспективно. То есть даже если заявление о банкротстве было принято до вступления в силу новых правил (до 29 мая 2024 года), суд не будет рассматривать его обоснованность и прекратит дело, если сумма долга меньше 2 млн руб.

Во-вторых, установление требований кредиторов – теперь они могут быть предъявлены в арбитражный суд только в электронном виде, а при отсутствии возражений, судебное заседание не проводится и судом сразу выносится резолютивная часть о включении требования в реестр. По мнению Елены Козиной, переход к электронной форме подачи заявлений позволяет ускорить процесс обработки информации, снизить вероятность ошибок, связанных с ручным вводом данных и упростить взаимодействие между кредиторами и судом. Но, как считает Ксения Болотова, предъявление требований лишь в электронном порядке может вызывать и некоторые сложности в ознакомлении с материалами дела заинтересованными лицами, поскольку в некоторых судах до сих пор электронный доступ к материалам дела затруднен.

В-четвертых, введение единого срока обжалования судебных актов – ранее в банкротстве были особые сроки обжалования, например 10 или 14 дней, теперь же для обжалования определений суда первой инстанции и постановлений апелляционного суда, в кассационном порядке установлен привычный для всех срок в один месяц. "Увеличение сроков обжалования судебных актов, безусловно можно оценить как положительное изменение. Короткие сроки значительно затрудняли подготовку полноценных апелляционных жалоб и в принципе повышали риск пропуска сроков для обжалования", – уверены эксперты.

Кроме того, Ксения Болотова напомнила про то, что в делах о банкротстве граждан супруг (бывший супруг) должника получил статус лица, участвующего в деле о банкротстве, что позволяет ему защищать свои интересы и личное имущество. "Ранее часто возникала такая проблема, и мы сталкивались не раз с этим на практике, что супруг не мог оспорить решение, которое затрагивает его права, только из-за того, что он не является лицом, участвующим в деле и ранее к рассмотрению спора не привлекался", – прокомментировала спикер.

А Елена Козина вспомнила про:

  • новый подход к признанию заявления о банкротстве обоснованным (учет "временных трудностей"). Теперь в случае доказанности должником того факта, что невозможность удовлетворить требования кредиторов носят временный характер ("временные трудности"), суд откажет кредитору в заявлении о признании должника банкротом;
  • объединение заявлений о банкротстве (суд может объединить первое и последующие заявления о банкротстве для их совместного рассмотрения по существу);
  • рассмотрение обособленных споров без вызова сторон (документарный порядок рассмотрения посредством обмена документами);
  • презумпцию извещения лиц, участвующих в деле о банкротстве;
  • отмену правила о возможности обжалования определения о принятии к производству заявления по делу о банкротстве;
  • автоматическое продление процедуры реализации имущества;
  • обновленный порядок оспаривания положения о продаже имущества должника-гражданина.

При этом Елена Козина обратила внимание на постановление Пленума ВС РФ от 17 декабря 2024 г. № 40, которое разъясняет изменения в процедуре банкротства.

МНЕНИЕ

 Правовые итоги 2024 года
Фото: личный архив эксперта

Елена Козина, Управляющий партнер адвокатского бюро "ЭЛКО профи":

"Постановление Верховного суда в 65-ти пунктов устраняет правовые неясности и создает более предсказуемую среду для судов и участников банкротного процесса с учетом применения новых правил, введенных Федеральным законом от 29 мая 2024 года № 107-ФЗ.

Разъяснения высшей инстанции по повышенным пороговым значениям, правилам рассмотрения обособленных споров, порядку запроса информации арбитражными управляющими и прочие аспекты рассматриваемой процедуры, с одной стороны, направлены на создание условий для соблюдения баланса интересов кредиторов и должника, с другой – создают предпосылки для новых вопросов со стороны участников процесса, поэтому требуют соответствующего комментария".


Также другим законом (№ 298-ФЗ) введена возможность оставления единственного жилья, находящегося в ипотеке, за должником. Ранее иммунитет сохранения единственного жилья в банкротстве не распространялся на заложенную по ипотеке недвижимость. Законом предусмотрен механизм сохранения такого жилья через заключение мирового соглашения с банком или погашение третьими лицами долга по ипотеке. "Считаю, что это важнейшие изменения социальной направленности, призванные защитить права должника и членов его семьи, дающие возможность приоритетно погасить требование и сохранить единственное жилье", – отметила Ксения Болотова.


IT

Главное правовое событие 2024 года в сфере информационной безопасности эксперты единогласно связывают с принятием федеральных законов от 30 ноября 2024 г. № 420-ФЗ и 421-ФЗ, которые значительно ужесточили ответственность за нарушения законодательства о персональных данных. Эти изменения вступят в силу в 2025 году и затронут все компании, обрабатывающие ПД. Старший IT-юрист RTM Group Карина Маргарян пояснила, что основная их цель – стимулировать операторов ПДн лучше защищать их и инвестировать в информационную безопасность.

Какая ответственность грозит операторам по новым нормам:

  • обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо нецелевая обработка – от 150 тыс. до 300 тыс. руб. За повторное нарушение – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • невыполнение обязанности по направлению уведомления в Роскомнадзор о намерении осуществлять обработку ПДн – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по уведомлению Роскомнадзора в случае утечки ПДн, повлекшей нарушение прав субъектов персональных данных – от 1 млн до 3 млн руб.

В зависимости от количества субъектов, чьи данные утекли, и категории ПДн штраф составит от 3 млн до 20 млн руб.

За повторную утечку придется заплатить штраф от 1 до 3% совокупного размера суммы выручки за предшествующий год либо размера собственных средств кредитной организации на дату совершения правонарушения, но до 500 млн руб.

К слову, и в УК РФ появилась новая ст. 272.1, которая устанавливает ответственность за незаконные использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), сбор, хранение ПДн, полученных путем неправомерного доступа к компьютерам или иным незаконным путем. В частности, она предусматривает ответственность до 10 лет лишения свободы и штраф до 3 млн руб.

МНЕНИЕ

 Блогеры: кому и как нужно уведомить Роскомнадзор
Фото: личный архив эксперта

Карина Маргарян, старший IT-юрист RTM Group

"Как получить смягчение штрафов?

На уменьшение штрафов влияют следующие факторы:

  • ежегодные расходы в течение 3 лет до выявления правонарушения на обеспечение информационной безопасности компании в размере не менее 0,1% годовой выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), либо размера собственных средств (капитала) кредитной организации;
  • документальное подтверждение факта соблюдения требований к защите ПДн при их обработке в ИСПДн в течение 12 месяцев до выявления правонарушения;
  • отсутствие отягчающих обстоятельств: лицо не наказано по частям 1-11 ст. 13.11 и (или) статьям 13.6, 13.12 КоАП РФ.

Но следует знать, что смягчающие обстоятельства (такие, как вложения в ИБ) будут приниматься во внимание только при повторных утечках, не в первый раз.

Отметим еще один важный нюанс: переложить ответственность за утечку на третьих лиц – обработчиков, сторонние сервисы и т. д. – не получится. Суды четко указывают, что за сохранность данных отвечает сам оператор. Вряд ли эта практика поменяется. Это значит, что нужно тщательнее выбирать и проверять обработчиков, и не забывать про грамотное поручение."


Эксперт поделилась и своими ожиданиями на следующий год. Она упомянула о готовящихся законопроектах:

  • по борьбе с банковским мошенничеством в интернете – предусматриваются меры, которые будут препятствовать совершению незаконных операций, включая идентификацию клиентов, в том числе с использованием биометрии, и совершение иных дополнительных действий, которые подтвердят личность клиента банка, и установление возможности заранее оформить отказ от привлечения онлайн-кредитов;
  • о прокатных удостоверениях для видеоигр – планируется установить порядок выдачи удостоверений на игры, аналогичный для фильмов;
  • о платформенной экономике в РФ – документ должен устранить пробел в едином правовом регулировании деятельности цифровых платформ в России, в том числе путем ведение госреестра посреднических цифровых платформ;
  • об онлайн-подписках – направлен на регулирование в сфере платных цифровых подписок и защиту прав пользователей (в частности, сервисы хотят обязать до заключения договора раскрывать пользователю его условия, включая сроки, стоимость и порядок отписки).


Транспорт

Самыми значимыми событиями в сфере транспорта стало принятие нормативных актов:

Федеральный закон, принятый 8 июля 2024 года (№ 174-ФЗ), уточняет основания для прекращения госрегистрации ТС после его отчуждения. Бывший владелец машины сможет подать заявление о прекращении госучета ТС после его отчуждения через регистрационное подразделение или портал госуслуг, если договор заключали с использованием портала госуслуг или его удостоверили нотариально, а также в случае вступления в силу судебного акта. Если же договор был заключен в простой письменной форме на бумажном носителе, то бывший владелец должен будет спустя 10 дней обратиться с его оригиналом в регистрационное подразделение. А дополнительным основанием для отказа в регистрации автомобиля, ввезенного из-за границы, станет неуплата утилизационного сбора.

При этом для госрегистрации автомобиля при смене его владельца полис ОСАГО не потребуется. Он пропадет из списка документов, которые регистрирующий орган может запросить у автовладельца в случае постановки ТС на госучет или совершения регистрационных действий при смене владельца. Это даст автомобилистам возможность самим определять, когда им удобно заключить договор ОСАГО. Такие поправки приняты в этом году, но начнут действовать только с 1 марта 2025 года.

Также на днях Президент РФ подписал закон, существенно увеличивающий размеры штрафов за некоторые самые распространенные нарушения ПДД. Например, за неиспользование ремня безопасности придется заплатить 1,5 тыс. руб., а не 1 тыс., как сейчас. А езда в нетрезвом виде обойдется нарушителю в 45 тыс. вместо 30 тыс. руб. Штрафы за превышение скорости будут варьироваться в пределах 750-7,5 тыс. руб. в зависимости от величины превышения. Ужесточение санкций коснется также нарушений, связанных с выездом на полосу встречного движения, несоблюдением требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части, и т. д. Поправки должны вступить в силу с 1 января 2025 года.

Кроме того, в этом году урегулировали порядок страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в рамках международных систем страхования. Речь идет о создании на базе Союзного государства России и Белоруссии единой системы ОСАГО, позволяющей составлять в электронном виде договор страхования гражданской ответственности в рамках международных систем страхования в дополнение к обычному договору ОСАГО. Система тоже заработает с 2025 года (Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 435-ФЗ).

МВД России своим приказом от 5 марта 2024 г. № 90 скорректировало порядок проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений. Так, по ряду ошибок (нарушений) снижено количество выставляемых штрафных балов, увеличена с 5 до 7 м минимальная ширина места разворота при выполнении его в ограниченном пространстве с использованием движения задним ходом. В экзаменационном листе уточнены ошибки при оценке навыков уверенного пользования органами управления ТС. При этом увеличено количество штрафных баллов, при наличии которых экзамен считается сданным, и сроки пересдачи для кандидатов в водители, которые не сдали один из экзаменов с 3-х попыток. Изменения коснулись также перечня оснований для отказа в допуске к экзаменам на право управления ТС и выдаче водительского удостоверения, оснований для приостановления госуслуги по проведению экзаменов и выдаче водительских удостоверений.

В свою очередь, Минздрав России с 1 сентября текущего года изменил состав автомобильной аптечки. А Банк России – обновил правила ОСАГО, предусмотрев в форме извещения о ДТП место для QR-кода, по которому можно перейти на страницу загрузки мобильного приложения "Госуслуги Авто" с описанием условий и порядка оформления европротокола.

В числе важных для автомобилистов нововведений также:

  • ужесточение ответственности за управление автомобилем с видоизмененными или скрытыми госномерами;
  • повышение ставок утилизационного сбора.

Не стоит забывать и о том, что в этом году заканчивается период для перехода страховщиков на обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО. С начала следующего года все страховые компании должны быть готовы принимать заявления на выплаты в электронном виде. Электронное урегулирование станет для страховщиков обязательным сервисом, и такой функционал должен быть предусмотрен в личном кабинете страхователя на сайте или в мобильном приложении страховой компании, а не только на едином портале госуслуг. Как ранее пояснял президент Российского Союза Автостраховщиков Евгений Уфимцев, для клиентов сохранится возможность урегулировать убыток по ОСАГО традиционным способом, посетив офис страховой компании, либо направив страховщику заявление по почте. "Переход на электронное урегулирование убытков по ОСАГО – это одно из ключевых направлений цифровизации страхового рынка в России. Электронное взаимодействие позволит сделать процесс получения страховых выплат более удобным и доступным для клиентов, а также повысит эффективность работы страховых компаний", – отметил он.


ЖКХ

Среди интересных мер, реализованных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ключевой стало введение запрета работы "наливаек" в многоквартирных жилых домах. Теперь тем организациям, которые под видом оказания услуг общественного питания фактически осуществляют круглосуточную розничную продажу алкогольной продукции, могут закрыть доступ в МКД. Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 6-ФЗ предоставил регионам право устанавливать требование о продаже пива, сидра и других алкогольных напитков только в ресторанах, барах, кафе, буфетах и вводить ограничения по времени продажи алкогольной продукции в точках общественного питания (за исключением ресторанов), расположенных в МКД и на прилегающих к ним территориях.

В числе принятых поправок также можно выделить:

  • ужесточение порядка сдачи жилья в МКД внаем или аренду – теперь арендодателям дополнительно приходится учитывать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями и порядок содержания общего имущества в доме и т. п. А у соседей, жилищные права которых нарушают квартиросъемщики, появилось право обратиться за защитой своих прав в суд;
  • изменение правил перепланировки квартир; 
  • расширение запрета на передачу коллекторам долгов граждан за ЖКУ – передавать такие долги третьим лицам теперь не могут и наймодатели жилых помещений по договорам социального найма и найма жилого помещения государственного и муниципального фонда; 
  • освобождение некоторых категорий льготников от комиссионного вознаграждения при перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги – такая мера поддержки распространена на многодетных родителей, пенсионеров, инвалидов, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
  • повышение штрафов за некачественные ЖКУ – ресурсоснабжающие организации за нарушения режима обеспечения и качества коммунальных услуг (отключение горячей воды или отопления в зимнее время, длительную приостановку услуг по электроснабжению и т. п.) теперь платят штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для компаний либо получают предупреждение. А при повторном нарушении – от 10 тыс. до 30 тыс. для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. руб. для юрлиц;
  • упрощение правил предоставления субсидии на оплату жилья и ЖКУ – у россиян появилась возможность подать заявление на предоставление субсидии и иные документы в электронной форме через Единый портал госуслуг или региональные порталы. 

Документы по теме:

Читайте также: