Новости и аналитика Аналитические статьи 2024-2025 учебный год: что нового ждет школьников и учителей

2024-2025 учебный год: что нового ждет школьников и учителей

2024-2025 учебный год: что нового ждет школьников и учителей
© evgenyatamanenko 123rf.com

В этом материале

Уже скоро в России стартует новый учебный год. И традиционно его начало не обойдется без вступления в силу поправок и нововведений в российское законодательство об образовании. 

Изменения затронут и порядок организации учебного процесса, и конкретные рабочие программы по предметам, а также вопросы трудоустройства молодых педагогов и оценки качества образования. 

О самых важных и интересных поправках 2024/2025 учебного года расскажем более подробно. 


Цифровые аттестаты

В новом учебном году планируется запустить Единый реестр цифровых документов об образовании. Эксперимент по формированию цифровых документов об образовании в рамках реализации суперсервиса "Цифровые документы об образовании онлайн" стартовал еще 15 марта этого года. Но один из этапов его реализации приходится как раз на новый учебный год. Так, в период с 1 октября по 31 декабря 2024 года планируется провести мероприятия по вводу единого реестра в эксплуатацию.

Поправки касаются, в том числе, и школьных аттестатов. Цифровой документ смогут получить обучающиеся, успешно прошедшие государственную итоговую (итоговую) аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования или среднего общего образования. Но речь идет только об учащихся отдельных школ, гимназий и лицеев, которые являются участниками эксперимента, – их в списке 277.

Но есть одно "но" – созданные в рамках эксперимента цифровые документы об образовании не будут иметь юридической силы, их не станут выдавать выпускникам, а по окончании эксперимента Рособрнадзор удалит их из единого реестра. Но это только на время тестирования системы – в будущем же планируется, что электронные аттестаты можно будет использовать для поступления в вуз наравне с бумажными.

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2024 г. № 173 "О проведении эксперимента по формированию цифровых документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении посредством модуля "Единый реестр цифровых документов об образовании" федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" в 2024 году"


Программа по управлению беспилотниками в школах

О планах по запуску с 1 сентября 2024 года федеральной образовательной программы по управлению беспилотниками первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов говорил в апреле этого года. 

К новому учебному году в образовательные организации будет закуплено более 17 тыс. обучающих летательных аппаратов. Для этих целей оборудуют специальные классы и полетные зоны.

Пока программу протестируют в 30 субъектах РФ. Согласно федеральному проекту "Стимулирование спроса на отечественные БАС", количество образовательных организаций, которые будут реализовывать программы в сфере БАС, в 2024 году должно достигнуть 553 (523 школы и 30 колледжей). Эти программы могут реализовывать в том числе с использованием электронного обучения или дистанционных образовательных технологий.


Трудоустройство молодых учителей

С этого учебного года стать учителем начальных классов смогут совершеннолетние студенты колледжей, которые учатся на последнем курсе по специальностям укрупненной группы "Образование и педагогические науки". Но при условии успешного прохождения промежуточных аттестаций и получения допуска к педагогической деятельности по программам начального общего образования.

Чтобы работать в школе, студент должен представить работодателю стандартный пакет документов, за исключением документа об образовании и о квалификации. Вместо последнего достаточно предъявить справку о периоде обучения и характеристику с места учебы.

Но и при наличии всех документов педагогом сможет стать не каждый, а только тот студент, который пройдет собеседование. На нем оценят подготовленность кандидата в учителя к педагогической работе. Как раз по итогам собеседования при его успешном прохождении со студентом заключат трудовой договор.

Приказ Минпросвещения России от 16 октября 2023 г. № 771 "Об утверждении Порядка допуска совершеннолетних лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования"


Оценка качества образования

1 сентября вступят в силу новые нормы, касающиеся оценки качества российского образования. В частности, для обеспечения проведения мероприятий по оценке качества образования и анализа их результатов будет создана ГИС "Федеральная информационная система оценки качества образования". 

В систему войдут сведения:

  • об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и принимающих участие в мероприятиях по оценке качества образования;
  • о сроках проведения национальных и международных сопоставительных исследований качества образования и иных мероприятий по оценке качества образования;
  • о количестве участников мероприятий по оценке качества образования;
  • об экспертах, привлекаемых к проведению мероприятий по оценке качества образования;
  • об оценочных материалах, используемых при проведении мероприятий по оценке качества образования;
  • о результатах национальных и международных сопоставительных исследований качества образования и иных мероприятий по оценке качества образования, а также о результатах участия обучающихся в таких исследованиях и мероприятиях.

Информация будет храниться в системе 11 лет. Ее станут размещать образовательные организации, а пользоваться смогут Рособрнадзор, исполнительные органы власти регионов, местные власти, образовательные организации и оператор системы. С 1 декабря 2024 года доступ к сведениям, а также к результатам обработки станет возможен через ЕСИА.

Сам мониторинг системы образования будет включать мероприятия по оценке качества образования. Речь идет о региональных, национальных и международных сопоставительных исследованиях качества общего образования, а также иных мероприятиях, перечень которых уже установило Правительство РФ. Он включает:

  • национальные сопоставительные исследования качества общего образования;
  • всероссийские проверочные работы;
  • международные сопоставительные исследования качества общего образования.

Что касается региональных сопоставительных исследований, то их будут проводить по решению регионального органа в сфере образования. Результаты таких исследований планируется учитывать при проведении мероприятий по оценке качества образования.

Одновременно будут скорректированы правила ведения федеральной и региональных информсистем обеспечения проведения ГИА. В частности, у старшеклассников появится возможность через портал госуслуг подавать заявления на участие в ЕГЭ, апелляции и знакомиться с результатами их рассмотрения. Кроме того, в федеральную информсистему начнут передавать сведения о лицах, являющихся чемпионами России, обладателями кубка России по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. А в региональные информсистемы наряду со сведениями об итоговом сочинении (изложении) внесут данные об участниках итогового собеседования по русскому языку и результаты такого собеседования.


Научная экспертиза школьных учебников

Вновь будет предусмотрено участие РАН в проводимой Минпросвещения России экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Речь идет о тех материалах, которые включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих госаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Напомним, экспертиза заключается в анализе и оценке соответствия учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий и их содержания установленным критериям. Среди последних:

  • соответствие содержания учебника требованиям ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию федеральных основных общеобразовательных программ;
  • полнота представления в содержании научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету;
  • наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий;
  • разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов в графическом и табличном виде;
  • правильность отображения Госграницы РФ и территории России, территорий субъектов и муниципалитетов, а также наименований географических объектов РФ;
  • направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности;
  • отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны и т. д.

Поправки призваны повысить качество учебной литературы. К слову, до внесения в 2019 году изменений в законодательство, регламентирующее экспертизу учебников, РАН участвовала в такой работе.

Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. № 542-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"


Начало учебного года для коренных народов

С 1 сентября 2024 года правила организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам распространят на обучающихся по программам начального общего образования из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Речь идет о тех местностях, в которых жители ведут кочевой или полукочевой образ жизни.

При этом организациям, расположенным в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности таких народов, разрешат сдвигать начало учебного года. Период учебы школы смогут устанавливать самостоятельно. Такое послабление будет действовать до сентября 2027 года.

Приказ Минпросвещения России от 29 сентября 2023 г. № 731 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"


Уроки труда

С сентября в обязательную часть образовательной программы для начальных и средних классов вернутся уроки труда. До этого предусматривалось проведение уроков технологии. В связи с этим учебный предмет "Технология" на уровнях начального общего и основного общего образования переименуют на "Труд (технология)".

В начальной школе на уроках труда у детей будут развивать понимание социального значения разных профессий, важности ответственного отношения человека за результаты труда, воспитывать в них готовность участия в трудовых делах школьного коллектива. Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии), – 135, из них: в 1-м классе – 33 часа (1 час в неделю), в 2-4 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Задачами учебного предмета в средней школе станет подготовка учеников к трудовой, преобразовательной деятельности. В том числе формирование на мотивационном уровне потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности. 

Для изучения труда (технологии) в 5-9 классах рекомендовано общее число часов – 272. С 5 по 7 классы – по 2 урока в неделю, а в 8-9 классах – по 1 уроку в неделю и, по возможности, еще по уроку в 8-м и по 2 урока в 9-м классе за счет внеурочной деятельности. Конкретизировано содержание программы курса по модулям.

Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования"


Основы безопасности и защиты Родины вместо ОБЖ

В курс ОБЖ добавят блок по защите Родины. В результате изменится не только название предмета, но и содержание программы по нему. Так, с 1 сентября 2024 года школьникам дополнительно к вопросам безопасности в быту, на транспорте, в общественных местах, при ЧС и т. д. расскажут про:

  • основы законодательства РФ, обеспечивающие национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
  • положения Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ;
  • правила оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий;
  • требования безопасности при обращении со стрелковым оружием;
  • боевые свойства и поражающее действие оружия массового поражения, а также способы защиты от него;
  • применение беспилотных летательных аппаратов и морских беспилотных аппаратов и т. д.

В рамках курса обучающиеся получат навыки строевой, тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки. Школьников также научат, как действовать при сигнале "Внимание всем!".

"Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует освоению учащимися знаний и умений позволяющих подготовиться к военной службе и выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях", – отмечается в Федеральной рабочей программе по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины".

Организации смогут сами определять последовательность модулей в рамках учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины". Общее число часов, рекомендованных для изучения ОБЗР в 8-9 классах, составляет 68 часов (по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования).


Обновленные федеральные рабочие программы

Будут актуализированы рабочие программы по отдельным предметам:

Литература

Например, по учебному предмету "Литература" скорректировали перечень отечественных писателей в рамках изучения произведений XX – начала XXI вв. на тему детства. Из списка исчезли произведения В. Г. Короленко, В. П. Астафьева, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, но добавились произведения А. А. Лиханова. В раздел фольклора вместо баллад включены поэмы народов России и мира и расширен список народных песен. Например, "Ах, кабы на цветы да не морозы...", "Ах вы ветры, ветры буйные...", "Черный ворон", "Не шуми, мати зеленая дубровушка..." и другие.

Из тематического блока литературы XX – начала XXI вв. исключены стихотворения А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Б. Ш. Окуджавы, проза А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак "Правдивая история Деда Мороза", но включен Э. Н. Веркин "Облачный полк" (главы). В числе произведений современных отечественных писателей-фантастов указано "Сто лет тому вперед" К. Булычева. Также исключены произведения современных зарубежных писателей-фантастов (Д. Роулинг "Гарри Поттер", Д. Джонс "Дом с характером"). Между тем, расширен список стихотворений народов РФ – в него добавлены "Журавли", "Мой Дагестан" Р. Гамзатова.

Вместо двух сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина теперь будет достаточно одной. А в поэзию первой половины XX в. включены стихотворения A. А. Ахматовой. Исключена тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути.

Изменения претерпела и федеральная рабочая программа по учебному предмету "Литература" (углубленный уровень). В частности, уточнено, что изучение литературы строится с учетом обобщающего повторения ранее изученных произведений, в том числе "Слово о полку Игореве"; стихотворений М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина; комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"; стихотворений и баллад В. А. Жуковского; комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"; произведений А. С. Пушкина (стихотворений, романов "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка"); произведений М. Ю. Лермонтова (стихотворения, романа "Герой нашего времени"); произведений Н. В. Гоголя (комедии "Ревизор", поэма "Мертвые души"). А в содержание обучения в 10-м классе дополнительно включены основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века – обобщающее повторение.

Родной язык и родная литература

С 1 сентября в федеральную образовательную программу среднего общего образования будут включены рабочие программы по родному языку: аварскому; даргинскому; кумыкскому; табасаранский и аналогичные программы по родной литературе. Они разработаны для обучающихся, владеющих или слабо владеющих родным языком. В содержании программы по родному языку включат следующие содержательные блоки: общие сведения о языке, язык и культура, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика). На обучение родному языку рекомендовано отводить 136 часов: в 10-м классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11-м классе – 68 часов (2 часа в неделю).

В свою очередь, изучение родной литературы направлено на формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, развитие представлений о специфике родной литературы в контексте местной культуры и осознание исторической и эстетической обусловленности литературного процесса. На обучение отведут 68 часов: по 1 часу в неделю в 10 и 11-м классе. 

Наконец, в федеральную образовательную программу начального общего образования добавлена федеральная рабочая программа по учебному предмету "Родной (чукотский) язык" (в объеме 237 часов: в 1-м классе – 1 час в неделю, во 2, 3 и 4-м классах – по 2 часа в неделю).

География

Поправки в рабочей программе по географии базового уровня связаны с изменившейся геополитической обстановкой. В рамках скорректированной программы школьники дополнительно будут изучать:
  • тему нематериального производства;
  • роль разных видов транспорта в современном мире;
  • вопросы географии международных финансовых центров;
  • современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии);
  • роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале и т. п.

При этом общее число часов, рекомендованных для изучения географии, не изменится. Останется по одному часу в неделю в 10 и 11-м классах.

Физкультура

С нового учебного года в программе по предмету физической культуры появятся новые модули:

  • "Городошный спорт" (игра в городки) – предполагается, что занятие городошным спортом поможет детям развить умение общаться, способность выдерживать физическую нагрузку, преодолевать психологические трудности и сомнения в достижении цели, сформирует определенный образ мышления, умение быстро и рационально реагировать на изменение игровой ситуации;
  • "Гольф" – призван дисциплинировать детей и подростков, научить их владеть собой в стрессовых ситуациях и с уважением относиться к соперникам;
  • "Биатлон" – такие занятия должны развить не только физические, но и нравственные качества обучающихся, поспособствовать укреплению навыков внутренней организации, самодисциплины, выработке коммуникативных качеств характера, физической выносливости;
  • "Роллер спорт" – имеет оздоровительную направленность и нацелен на комплексное воздействие на органы и системы растущего организма, повышение уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем;
  • "Скалолазание" – занятия скалолазанием для подростков будут иметь оздоровительную направленность, повышать уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем организма человека, они предполагают длительное время нахождения на свежем воздухе;
  • "Спортивный туризм" – он должен стать универсальным средством физического воспитания и поспособствовать гармоничному развитию, укреплению здоровья обучающихся;
  • "Хоккей на траве" – выполнение сложнокоординационных, технико-тактических действий в хоккее на траве должно обеспечить эффективное воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы и гибкости) и формирование двигательных навыков;
  • "Ушу" – включает в себя многообразие двигательных действий и физических упражнений различной направленности;
  • "Чир спорт" – в общеобразовательных организациях занятия могут проводиться в двух направлениях – чирлидинг и перфоманс, формируя эстетику движения, умение двигаться под музыку, развивать вкус, совершенствовать духовный мир человека;
  • "Перетягивание каната" – научит выстраивать отношения с ассистентами, судьями, тренерами, товарищами по команде и соперниками;
  • "Компьютерный спорт" (киберспорт, е-спорт, электронный спорт) – может включать несколько спортивных дисциплин: боевая арена, соревновательные головоломки, спортивный симулятор, стратегия в реальном времени, тактический трехмерный бой, технический симулятор, файтинг, которые могут использоваться в образовательной деятельности при изучении предмета "Физическая культура";
  • "Бокс" – призван развить уверенность в себе, умение оценивать опасность, ответственность, целеустремленность;
  • "Танцевальный спорт" – соединит элементы хореографии, танцевальных занятий, гимнастики, двигательную активность аэробного характера, оздоровительные виды гимнастики различной направленности.

Также будут добавлены модули "Киокусинкай" и "Тяжелая атлетика". И внесены точечные изменения в модуль "Дзюдо".

Дополнения призваны популяризировать данные виды спорта среди подрастающего поколения, привлечь детей, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям конкретным видом спорта, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

Также обновлены варианты федерального учебного плана для начального уровня общего образования и среднего общего образования по некоторым профилям.

Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" 


Другие поправки 2024 года

Также с 1 сентября начнут действовать поправки в части:

  • введения федеральной выплаты в размере 5 тыс. руб. в месяц для советника директора по воспитанию в школах; 
  • обновления правил подтверждения документов об образовании или квалификации – апостиль разрешат проставлять в электронном виде с внесением записи в соответствующий реестр (заявление на подтверждение можно будет подать с использованием реестра или через портал госуслуг);
  • регулирования порядка проведения ВПР в школах в 2024-2025 учебном году (проверочные работы с 4 по 10 классы пройдут в период с 11 апреля по 16 мая 2025 года); обновления требований к структуре официального сайта образовательных организаций – на сайтах должен появиться новый раздел об организации питания и т. д.

Часть изменений, принятых в этом году, уже вступили в силу. Новые нормы продолжат действовать и в текущем учебном году. Например, это касается:

  • увеличения с 1 марта 2024 года до 10 тыс. руб. размера выплат за классное руководство в населенных пунктах с численностью менее 100 тыс. человек, в городах с большей численностью сумма доплаты не изменится (5 тыс. руб.);
  • право организаций осуществлять образовательную деятельность за счет собственных средств, в том числе полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов, поступивших от физических или юридических лиц (соответствующая норма действует с 1 мая 2024 года);
  • возможность пересдачи ЕГЭ по одному учебному предмету – выбрать предмет участники ГИА могут самостоятельно из числа сданных в году сдачи экзамена или тех, освоение которых завершилось ранее, и они были сданы в 10-м классе, пересдать экзамен можно в дополнительные дни (действует с 3 мая 2024 года) и т. д.

Также не стоит забывать о важных нормах, вступивших в силу в конце 2023 года (с 19 декабря).

Речь идет о запрете на использование учениками мобильных телефонов во время проведения учебных занятий в школе. Исключения предусмотрены для случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников образовательной организации и иных экстренных случаев. А также о необходимости соблюдения школьниками требований к дисциплине на учебных занятиях и правил поведения в организации. Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины и правил поведения в организации, осуществляют педагогические, руководящие работники организации, а также иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности.

 

Читайте также: