Новости и аналитика Аналитические статьи Организация инклюзивного детского отдыха: возможности и проблемы

Организация инклюзивного детского отдыха: возможности и проблемы

Организация инклюзивного детского отдыха: возможности и проблемы
© crazymedia / Фотобанк Фотодженика

В последние годы, помимо мер по созданию и развитию системы инклюзивного образования для обеспечения равного доступа к образованию всех уровней детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), все чаще обсуждаются вопросы доступности для них сферы отдыха и оздоровления. Причем особое внимание уделяется именно организации инклюзивного отдыха, поскольку данный формат наиболее способствует социальной адаптации таких детей.

С одной стороны, некоторые детские лагеря уже имеют успешный опыт проведения инклюзивных смен, который может тиражироваться, – информация о лучших практиках представлена, например, на сайте Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей1 (fcdtk.ru/page/1670754587583-luchshie-praktiki-pri-organizacii-inklyuzivnyh-smen). Там можно ознакомиться в том числе с программами учреждений, занявших призовые места в номинации "Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления" организованного Минпросвещения России IX Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России" (конкурс проводится с 2013 года, данная номинация была включена в него в 2022 году).

С другой – случаи, когда детские лагеря отказываются принимать детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, ссылаясь на отсутствие необходимых для них условий, нередки, отмечает, в частности, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая. По ее словам, часть ситуаций разрешается в ручном режиме, в том числе при участии ОП РФ, однако, проблема очевидно требует системного решения.

Вариант такого решения предлагается в законопроекте № 248933-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"2, внесенном в Госдуму в декабре 2022 года группой сенаторов и депутатов (далее – законопроект). Проект включен в примерную программу работы нижней палаты парламента в текущую весеннюю сессию – изначально предполагалось, что он будет рассмотрен в первом чтении в марте, однако 22 марта было принято решение перенести рассмотрение, вероятно, с тем чтобы доработать текст с учетом отзывов, поступивших из регионов, и предложений профессионального сообщества. Наиболее существенные замечания к законопроекту обсуждались в ходе его рассмотрения в так называемом нулевом чтении в ОП РФ и на заседании рабочей группы Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей (является ответственным по законопроекту) – оба мероприятия состоялись в марте. Рассмотрим их, а также те положения нормативных актов, которые уже устанавливают правила организации отдыха и оздоровления детей с инвалидностью и детей с ОВЗ.


Действующее правовое регулирование и предлагаемые изменения

Базовым для сферы детского отдыха нормативным актом является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее – Закон № 124-ФЗ). В нем закреплены, в частности, определения таких понятий, как отдых и оздоровление детей, организации, обеспечивающие отдых и оздоровление, основные обязанности таких организаций и требования к ним – корректировка соответствующих статей и предусматривается законопроектом. Так, предлагается:

  • исключить из положения абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона № 124-ФЗ, устанавливающего обязанность организации отдыха детей и их оздоровления создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, и абз. 14 п. 2 ст. 12.2 данного закона, предусматривающего необходимость предоставления сведений об обеспечении в организации доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ОВЗ для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, уточнения "в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления";
  • дополнить ст. 1 Закона № 124-ФЗ определением инклюзивного отдыха и оздоровления. Под ним предлагается понимать обеспечение доступа к отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ОВЗ совместно и наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья;
  • ежегодно определять квоты для инклюзивного отдыха и оздоровления в каждом регионе – устанавливать их будут уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом минимальное количество мест для детей-инвалидов и детей с ОВЗ предлагается закрепить непосредственно в законе – оно должно составлять не менее 10% от общего числа мест в организациях отдыха детей и их оздоровления, включенных в соответствующий реестр (таким положением предлагается дополнить абз. 4 п. 2 ст. 12.1 Закона № 124-ФЗ). Напомним, реестры организаций отдыха детей и их оздоровления ведутся уполномоченными региональными органами – перечень этих органов и ссылки на их сайты, на которых и размещаются эти реестры, можно найти на официальном сайте Минпросвещения России (docs.edu.gov.ru/document/2ec72eccc2833490ea8a6f24fb2644a6/). Без включения в реестр оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей нельзя – это прямо установлено п. 2.1 ст. 12 Закона № 124-ФЗ.

Предполагаемая дата вступления данных изменений в силу – 1 января 2024 года.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, регионы будут самостоятельно и определять квоту для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, которая может быть и больше предусмотренных 10%, и распределять ее непосредственно между детскими лагерями – с учетом имеющихся у них условий для организации отдыха таких детей. "Мы не говорим о том, что эти 10% должны обеспечиваться только загородными лагерями. Не отрицаем необходимость использования в том числе пришкольных, городских лагерей, что позволит детям с ОВЗ, с инвалидностью находиться среди своих здоровых сверстников, но без отрыва от семьи, – подчеркивает один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Ларионова. – Кроме того, на сегодняшний день существует практика по организации профильных смен, например для детей с сахарным диабетом, никто не говорит, что от нее нужно отказаться. И в эти 10% ее включать не нужно. Многие коррекционные образовательные учреждения для слабовидящих и незрячих детей, детей с ограничениями по слуху имеют загородные базы для организации их отдыха, это направление тоже нужно развивать".

Стоит отметить, что необходимость создания в детских лагерях условий для пребывания в них детей с инвалидностью и детей с ОВЗ отражена на данный момент в целом ряде нормативных актов, а в некоторых из них обозначены даже конкретные целевые показатели.

В первую очередь нужно упомянуть, разумеется, государственную программу "Доступная среда" (далее – госпрограмма). Одна из главных заявленных в ней целей, напомним, – повышение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2% к 2030 году (актуальная версия паспорта программы размещена на официальном сайте Минтруда России: mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0). К ним, разумеется, относятся в том числе образовательные организации. Благодаря предпринимаемым мерам растет количество школ, в которых обучаются дети-инвалиды: с 2 тыс. в 2011 году их число увеличилось до 10,1 тыс. (24,5% от общего числа общеобразовательных организаций) к 2021 году, количество детских садов, в которых созданы условия для детей с инвалидностью, к тому же году составило 8,1 тыс. (21% от общего их числа). Такие данные приводятся в самом тексте госпрограммы, которая, напомним, была продлена на 2021-2025 годы. При этом Минтруд России, разрабатывая основные направления ее реализации в данный период, отмечал, что к приоритетным объектам будут относиться и организации отдыха и оздоровления детей, – в планах создание условий для проведения инклюзивных смен в более чем 1 тыс. детских лагерей3.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О наиболее важных результатах реализации госпрограммы "Доступная среда" за 10 лет – в этой статье

Информация о входящих в госпрограмму направлениях и федеральных проектах – на специально созданном информационно-аналитическом портале zhit-vmeste.ru

Согласно паспорту комплекса процессных мероприятий "Развитие безбарьерной среды", входящего в состав госпрограммы, к 2025 году в четырех всероссийских детских центрах (логично предположить, что речь идет о детских центрах федерального масштаба "Артек", "Орлёнок", "Океан" и "Смена") и 40 других организациях отдыха и оздоровления детей должны быть реализованы меры по созданию универсальной безбарьерной среды. Также предполагается, что к указанному сроку курсы повышения квалификации по вопросам психолого-педагогической реабилитации детей с инвалидностью и ОВЗ должны пройти не менее 500 педагогических работников и руководителей детских лагерей.

Стоит отметить, что в рамках реализации госпрограммы Минпросвещения России начиная с 2022 года проводит конкурсный отбор организаций отдыха и оздоровления, которые могут получить гранты размером до 7 млн руб. на создание в зданиях и на прилегающих к ним территориях условий доступности, в том числе архитектурной, безопасности, информативности и комфортности для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, а также материально-технических условий, включая учебное, компьютерное, реабилитационное оборудование, оборудование для комнаты психологической разгрузки, для спортивных залов (площадок), необходимое для отдыха и оздоровления таких детей. Условия предоставления грантов и требования к участникам конкурса установлены Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2022 г. № 1102.

Результаты, которые должны быть достигнуты по итогам использования гранта, – увеличение числа детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в возрасте от 6,5 до 17 лет (включительно) в общем числе принятых соответствующей организацией в данном финансовом году детей и расширение перечня нозологических групп детей, для которых созданы условия пребывания в ней. Информация обо всех этапах конкурса размещается на портале предоставления мер финансовой государственной поддержки (promote.budget.gov.ru). В прошлом году такие гранты получили 12 организаций, в этом году – 14.

Следует обратить внимание на Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на долгосрочный период (до 2030 года). В нем также прописаны определенные целевые показатели, один из которых – планомерное ежегодное увеличение количества организаций отдыха детей и их оздоровления, в которых созданы условия для проведения инклюзивных смен для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ. Финансироваться соответствующие мероприятия должны в рамках реализации госпрограммы и текущей деятельности федеральных и региональных органов власти.

До 2025 года реализуется ведомственная целевая программа "Развитие сферы отдыха и оздоровления детей" (утверждена Распоряжением Министерства просвещения РФ от 28 ноября 2019 г. № Р-121). В качестве целевых индикаторов программы обозначены, в частности:

  • увеличение численности детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, ежегодно направляемых в организации отдыха и оздоровления, до 7,2 млн. Напомним, согласно ст. 1 Закона № 124-ФЗ к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ;
  • увеличение количества организаций отдыха и оздоровления детей сезонного или круглогодичного действия, в которых проведен текущий ремонт, обеспечено материально-техническое оснащение, созданы условия для отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ОВЗ, до 205 организаций.
Организация инклюзивного детского отдыха: возможности и проблемы
Дизайн: Анастасия Сторчеус

 


Как сейчас должен организовываться отдых детей с инвалидностью и детей с ОВЗ?

В 2021 году Минпросвещения России разработало – с учетом предложений Минздрава России, Роспотребнадзора, Минтруда России и представителей сферы детского отдыха – методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее – Методические рекомендации) – разумеется для того, чтобы на них могли ориентироваться руководители детских лагерей при организации отдыха для таких детей. На некоторые положения этих рекомендаций хочется обратить особое внимание.

1

Медицинское сопровождение детей с инвалидностью и детей с ОВЗ. 

Основной документ, на который стоит ориентироваться в вопросах, связанных с медицинским сопровождением детей в лагерях, – Приказ Минздрава России от 13 июня 2018 г. № 327н, которым утвержден порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха (далее – Порядок). Им в первую очередь установлены противопоказания для пребывания в организациях отдыха и оздоровления. Среди них, например, – соматические заболевания в острой и подострой стадии, хронические заболевания в стадии обострения или декомпенсации, эпилепсия с текущими приступами или медикаментозной ремиссией менее года (но последняя не является противопоказанием для нахождения в пришкольных лагерях с дневным пребыванием во время каникул), психические расстройства и расстройства поведения в стадии обострения или представляющие опасность для самого больного и окружающих. Хронические заболевания, которые требуют соблюдения назначенного лечащим врачом режима лечения: приема лекарств, соблюдения диеты, употребления лечебного питания, не относятся к противопоказаниям для нахождения в лагере, за исключением лагерей палаточного типа (п. 2 Порядка).

Тем не менее необходимость соблюдения назначенного режима лечения предопределяет направление таких детей только в те организации, в которых созданы условия для их пребывания: есть врач-педиатр, возможно хранение лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых законными представителями несовершеннолетних. Дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения и нуждающиеся в связи с этим в сопровождении или индивидуальной помощи, направляются в те организации, где созданы условия для их пребывания с сопровождающими – законными представителями или иными лицами (по доверенности). Для детей-инвалидов нуждаемость в сопровождении или индивидуальной помощи определяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (п. 3 Порядка).

Контролируется прием лекарств и лечебного питания – в соответствии с определенными лечащим врачом дозировкой и режимом приема, указанными в справке о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (форма № 079/у), – медицинским пунктом организации, отмечается в Методических рекомендациях. Кроме того, при организации питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, должны соблюдаться требования п. 8.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".

Первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной форме при обострении хронических заболеваний или внезапных острых состояниях и заболеваниях оказывается детям в медпункте лагеря. Штатные нормативы и стандарты оснащения медпунктов организаций отдыха и оздоровления детей установлены п. 8-18 Порядка.

Стоит иметь в виду, что в лагерях в дневным пребыванием, организованных образовательными организациями, первичная медико-санитарная помощь оказывается в порядке, определенном Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь и специализированная медицинская помощь оказывается в профильных медицинских организациях (государственных и муниципальных), поэтому медпункт лагеря должен обеспечить направление ребенка в такую организацию при необходимости. Поэтому при планировании инклюзивной смены особое внимание необходимо обратить на обеспечение транспортной доступности ближайших медицинских организаций, подчеркивается в Методических рекомендациях.

Также Минпросвещения России напоминает о разнице между санаторно-курортным лечением, которое обеспечивается санаторными оздоровительными лагерями, являющимися лечебно-профилактическими медицинскими организациями, и нахождением детей в организациях отдыха и оздоровления. Тем не менее, по мнению министерства, санаториям не запрещается организовывать отдых и оздоровление детей без санаторно-курортного лечения, например во время каникул, но в таком случае они должны быть включены в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.

2

Обеспечение условий доступности в организациях отдыха и оздоровления детей.

Детские лагеря с дневным или круглосуточным пребыванием, организованные на базе образовательных организаций, принимая детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, должны руководствоваться порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309).

Для остальных лагерей в соответствующем разделе Методических рекомендаций приводится довольно подробная схема действий, предполагающая в первую очередь разработку паспорта доступности и дорожной карты по обеспечению доступности объектов организации отдыха и оздоровления и оказываемых ими услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для этого определяются ответственные должностные лица, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации самой организации и предоставляемых ею услуг, в состав которой обязательно должен быть включен представитель общественного объединения инвалидов, действующего на территории поселения, муниципального района или городского округа, где расположена обследуемая организация.

Указано, что конкретно должно оцениваться на предмет доступности. В частности:

  • вход в объекты и выход из них (ширина входной группы, наличие пандуса или подъемного устройства, специальных ограждений, тактильных направляющих, информационных табло – для лиц с нарушениями зрения и слуха соответственно);
  • возможность посадки в транспортное средство и высадки из него в непосредственной близости от входа в организацию;
  • содействие ребенку при входе в лагерь и выходе из него, информирование о доступных ему маршрутах передвижения по лагерю – самостоятельного или с сопровождением, организация такого сопровождения;
  • дублирование необходимой информации в форматах, доступных детям с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности;
  • наличие в лагере сурдопереводчика, тифлопереводчика – отмечается, что такие специалисты должны быть в штате, если их услуги являются востребованными, в остальных случаях они привлекаются при необходимости на основании договора с организациями системы социальной защиты или обществами глухих;
  • предоставление услуг тьютора – штатного или привлекаемого по договору с организацией или фондом, предоставляющим услуги по сопровождению детей с инвалидностью, – при наличии соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) либо индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида;
  • наличие в одном из помещений для проведения массовых мероприятий индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
  • предоставление учебников, пособий, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

В паспорте доступности, помимо характеристик организации и оценки уровня доступности ее самой и предоставляемых услуг для детей с инвалидностью, указываются имеющиеся недостатки в обеспечении такой доступности и планы по их устранению.

В дорожную карту по обеспечению доступности объектов организации отдыха и оздоровления и предоставляемых ею услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов включаются все действия организации по повышению уровня такой доступности.

Довольно подробно в Методических рекомендациях расписано, какие специальные условия нужно создавать в лагерях для освоения детьми с инвалидностью и детьми с ОВЗ дополнительных образовательных программ, в том числе адаптированных для таких детей. Для их реализации могут привлекаться специалисты в области коррекционной педагогики и педагоги, прошедшие соответствующую переподготовку.

Обращается внимание на то, что при включении в группу детей с инвалидностью или детей с ОВЗ ее численность может быть уменьшена. При этом занятия для таких детей могут быть организованы в отдельных группах.

3

Основные этапы проведения инклюзивных смен.

Первый этап – подготовительный. До приема ребенка в лагерь рекомендуется направить комплект документов, которые помогут родителям и педагогам подготовить его к смене, в том числе информацию о том, какие занятия и кружки сможет посещать ребенок, какова инфраструктура лагеря (предоставляются фото и видео). С родителями желательно заранее обсудить потребности, интересы и возможности ребенка.

Предварительная подготовка нужна и детям, которым предстоит взаимодействовать с детьми с инвалидностью и детьми с ОВЗ, – для формирования навыков общения, бережного обращения с ними.

Проводить инклюзивные смены рекомендуется при участии общественных объединений инвалидов и других организаций, которые оказывают методическую, организационную поддержку и сопровождение инклюзивных программ.

Программы для таких смен должны быть ориентированы на получение детьми нового социального опыта, расширение круга общения, овладение необходимыми бытовыми навыками и социальными нормами поведения.

Для достаточно социализированных и самостоятельных детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, которым не нужна постоянная помощь в быту, организуется проживание в отряде с нормально развивающимися сверстниками. Рекомендуемая численность отряда – не более 15 человек, 1-3 ребенка из которых – с инвалидностью или ОВЗ.

Мероприятия смен (а они, как в обычных сменах, проводятся на уровне отрядов, внеотрядных объединений – кружков, студий и др. – и всего лагеря), в том числе занятия физкультурой для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, должны проводиться в соответствии с рекомендациями медицинских работников. Также необходимо предусмотреть в лагере места для эмоциональной разгрузки детей.

Непосредственно смену предлагается делить на три этапа.

  1. Организационный (длительность – 5-7 дней в зависимости от уровня социализации ребенка). Он предполагает знакомство ребенка с пространством лагеря, непривычными бытовыми условиями, правилами взаимодействия и совместного проживания с другими детьми.
  2. Основной. В этот период должно быть обеспечено полноценное участие детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в досугово-образовательной деятельности вместе с остальными сверстниками. Приобретение навыков коммуникации, эмоциональное развитие – среди важнейших задач, которые должны решаться при проведении таких смен. По возможности рекомендуется организовывать выездные экскурсии, встречи со взрослыми людьми с ОВЗ, которые "помогут детям-инвалидам и детям с ОВЗ понять, что они могут многого добиться в жизни, несмотря на свои недуги, а здоровые дети смогут почувствовать, что от их поддержки и внимания зависят будущие успехи их новых друзей".
  3. Итоговый. На данном этапе осуществляется анализ результатов участия ребенка с инвалидностью или с ОВЗ в смене, определяется ценность полученного опыта. Также проводятся стандартные мероприятия, завершающие смену: церемония закрытия, прощальный "огонек" и т. д.
4

Кадровое сопровождение инклюзивных смен.

Участвуют в проведении инклюзивных смен вожатые, педагогические работники: воспитатели, тьюторы, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, медицинские работники, которые смогут оказать детям своевременную помощь с учетом особенностей их здоровья, административный, технический, сервисный персонал.

Кроме того, к организации инклюзивных смен рекомендуется привлекать педагогов-психологов, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, специалистов в области коррекционной педагогики.

Отмечается важность не только профессиональной компетентности работников лагеря, включающей знание технологий сопровождения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, но и развития у них таких характеристик, как принятие принципов инклюзии, позитивное отношение к таким детям, готовность работать с ними и взаимодействовать с их родителями, интеллектуальная и поведенческая гибкость.

Всем педагогическим работникам и вожатым, участвующим в проведении смены, рекомендуется пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, чтобы изучить психофизиологические особенности детей-инвалидов и детей с ОВЗ, специфику восприятия ими учебной информации, социально-активные и рефлексивные методы обучения, научиться применять специальные средства обучения с учетом разных нозологий.

Важную роль при проведении инклюзивных смен играют психологи, которые оказывают поддержку как детям – в процессе адаптации к условиям жизни в лагере, выстраивания взаимодействия между всеми детьми, так и взрослым: вожатым и руководству детского лагеря – в поиске корректного выхода из возможных ситуаций, профилактике эмоционального и профессионального выгорания.

На протяжении всей смены педагоги и другие специалисты должны отслеживать результаты деятельности, которые покажут качество реализации программы смены. К главным результатам для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью отнесены приобретение нового социального опыта, осознание своих возможностей, расширение навыков коммуникации, готовность принять участие в инклюзивной смене еще раз.


Реальная практика, существующие проблемы

Несмотря на то что инклюзивные смены действительно уже проводятся некоторыми детскими лагерями, пока такую практику вряд ли можно назвать массовой.

Тем не менее работа в этом направлении идет: обеспечение условий для отдыха и оздоровления детей с инвалидностью и детей с ОВЗ включается в планы по развитию организаций отдыха и оздоровления детей. В том числе крупнейших федеральных лагерей. Так:

  • в программе развития до 2025 года Международного детского центра "Артек" закреплена необходимость создания инновационной инфраструктуры с целью увеличить места для отдыха и образования, включая дополнительное, любых детей, в том числе детей с ОВЗ (Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 1412-р);
  • во Всероссийском детском центре "Смена" к 2025 году предполагается полностью сформировать доступную среду для детей с особыми потребностями: и в части инфраструктуры, и подбора необходимого медицинского и педагогического персонала;
  • во Всероссийском детском центре "Орлёнок" запланированы реконструкция и капитальный ремонт существующих объектов, строительство новых – с целью увеличить количество мест для отдыха и образования детей – участников реализуемых центром программ, в том числе детей с ОВЗ. Существующая инфраструктура, как отмечается в программе развития центра на 2021-2025 годы, не позволяет обеспечить полноценную доступность условий в лагере для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, в связи с чем доля таких детей составляет всего 0,6% от общего количества детей, принятых за год;
  • в программу развития Всероссийского детского центра "Океан" до 2025 года включены задача по формированию и применению инновационной модели сопровождения индивидуального, личностно ориентированного развития детей, в том числе детей с ОВЗ, мероприятия по совершенствованию программ для обучения лиц с ОВЗ, завершение строительства жилого дома для сотрудников, в том числе для специалистов по обслуживанию таких детей.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ВОЗМОЖНОСТИ

Людмила Спирина, заместитель директора по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью ВДЦ "Орлёнок":

"Мы ежегодно – с Минпросвещения России и благотворительным фондом помощи незрячим и слабовидящим детям "По зову сердца" Дианы Гурцкая – проводим инклюзивную смену "Импульс творчества". Приспособили под эти цели имеющуюся инфраструктуру, чтобы дети приезжали с сопровождением и находились на территории центра всю смену. Проведение этих смен показывает, насколько важно для детей попадать в условия детского лагеря, проходить творческие программы, насколько это помогает и взрослым получать социально- позитивный опыт.

Кроме того, по поручению Минпросвещения России в прошлом году мы разработали и экспериментально апробировали четыре новые образовательные программы для разных категорий детей с инвалидностью и ОВЗ, в основном они направлены на творческое развитие и физическую активность ребят. Эксперимент показал, что такие смены можно проводить, но здесь идет речь только о детях, которые могут находиться в лагере без сопровождения взрослых. В связи с тем, что, с одной стороны, подростки пока не готовы к полноценному совместному участию на равных в образовательных программах, с другой – ребятам с ОВЗ сложно пребывать 21 день в больших группах в одиночку.

Мы стабильно двигаемся в направлении улучшения условий для ребят с ОВЗ – в части отработки содержания программ, которые могут быть реализованы в детском лагере, подготовки кадров к работе с такими категориями ребят, насыщения образовательной среды специальным оборудованием. Готовы делиться со всеми регионами наработками в плане педагогического программирования, обучения кадров и т. д. Но нужно понимать, что для преобразования пространств детских лагерей требуется существенное финансирование".

Инна Голубева, генеральный директор государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма" (МОСГОРТУР):

"С 2014 года МОСГОРТУР занимается организацией летнего отдыха для детей с инвалидностью и ОВЗ. Хочу отметить, что нужно разделять досуг, детский отдых и социальный туризм. Когда мы говорим про родителя – это уже туризм. Москва отправляет за счет бюджета детей в сопровождении родителей в оздоровительные организации, санатории, гостиницы, отели, базы отдыха. И дети там отдыхают вместе с родителями и обычными детьми [на официальном сайте МОСГОРТУРА сообщается, что дети с инвалидностью и дети с ОВЗ могут получить либо бесплатные путевки в организации отдыха (путевки предоставляются и ребенку, и его сопровождающему), либо сертификаты, которые можно использовать для организации семейного тура или отдыха в санаториях или пансионатах (номинал – 30 тыс. руб.). – ГАРАНТ.РУ].

Когда дети направляются в классические детские лагеря, есть несколько вариантов. Например, полноценная интеграция детей в отряды, где отдыхают дети без ограничений. Или формирование в лагере обособленных отрядов, в которых с детьми работают специалисты по определенным нозологиям.

В любом случае к организации комфортного безопасного качественного отдыха особенных детей нужно подходить точечно".


ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ПРОБЛЕМЫ

Елена Клочко, председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ), член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере:

"Как показывает наш опыт, есть несколько федеральных лагерей, приспособленных для инклюзивных смен: "Артек", "Орлёнок", "Алые паруса", хотя и не могу сказать, что в восторге от предоставляемых условий. В прошлом году усилиями трех сторон нам удалось отправить только одну девочку с диабетом в федеральный лагерь. В этом году столкнулись с тем, что предложение центра "Алые паруса" послать к ним на смену 42 победителей детских инклюзивных творческих игр не получилось реализовать в полной мере. Лагерь находится в Крыму, в связи с этим появилось несколько проблем. Дети без сопровождения родителей на дальние расстояния поехать не могут. И получается, что родители из дальних регионов должны сопровождать ребенка на поезде или самолете и либо возвращаться домой и потом снова ехать за ребенком, либо 21 день где-то в Крыму ждать. Кроме того, крымский перевозчик не дает льготу инвалидам в отличие от ОАО "РЖД"4, я бы просила обратить внимание на это.

В итоге эти дети никуда не поехали, вместо них были отправлены более "легкие" – небольшая группа детей с сахарным диабетом. Поэтому очень важно говорить о необходимости сопровождения детей. Также необходимо развивать оздоровительный отдых для детей-инвалидов на территории региона проживания – так будет проще решать эти вопросы.

Нужно информировать родителей о летней оздоровительной кампании – они не всегда знают о возможностях лагерного отдыха в принципе, формировать листы ожидания, чтобы понимать сколько детей нуждаются в отдыхе, с какими конкретно нарушениями.

Также следует подумать в дальнейшем об оформлении сопроводительного документа для едущего в лагерь ребенка – заключения образовательной организации, где он обучается, о проблемах, которые есть у ребенка на данный момент.

Еще один вопрос, который поднимался в рамках обсуждения лагерного отдыха еще лет пять назад, связан с препаратами, которые ребенок принимает. А именно: где лекарство должно храниться, каким образом будет приниматься, кто за это будет отвечать. Лагеря почти повсеместно от этой обязанности отказываются. Так что мы снова возвращаемся к вопросу сопровождения. Наверное, нужно все же предусматривать в тех лагерях, которые будут приспосабливаться для приема детей с ОВЗ и детей-инвалидов, какие-то помещения для сопровождающих, иначе мы так и не получим инклюзивного отдыха".

Дина Макеева, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования при Минпросвещения России:

"Опыт этого года. В марте участники нашего чемпионата "Абилимпикс" поехали на инклюзивную смену в "Артек" – Минпросвещения России в рамках своей особой квоты выделило места для них. Мы представили список из 55 детей, которые были готовы поехать. Но в итоге поехали только 11: несколько слабовидящих и слабослышащих ребят, трое – с ментальными нарушениями легкой степени, несколько детей с соматическими заболеваниями. Детей с тяжелыми формами заболеваний медики в лагерях принять не готовы, и это большая проблема. Сейчас еще четыре человека поедут у нас в "Океан" на инклюзивную смену, и ситуация примерно такая же: это дети с легкими формами соматических заболеваний, слабовидящие, слабослышащие".



Нужна ли квота: мнение профессионального сообщества

Концептуально – в части законодательного закрепления понятия инклюзивный отдых и необходимости обеспечения такого отдыха для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ – обсуждаемый законопроект поддерживается и заинтересованными органами власти: федеральными и региональными, и профессиональным сообществом.

Тем не менее есть немало замечаний и предложений по доработке самого текста законопроекта, материалов к нему и по разработке подзаконных актов, которые потребуются в случае принятия соответствующего закона для его реализации. Краткое их резюме таково.

 

Предлагается дополнительно обсудить предусмотренный проектом минимальный размер квоты. Обеспечить качественный отдых в 10% от общего числа мест во всех организациях отдыха и оздоровления уже в 2024 году, по мнению многих экспертов, смогут точно не все субъекты РФ. Хотя в некоторых регионах по крайней мере с инфраструктурной доступностью лагерей дела обстоят неплохо – по данным, представленным в Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, во многих регионах более половины лагерей оборудованы для детей с ОВЗ, в некоторых доля таких организаций доходит даже до 90%, заявлять о полноценной их доступности для таких детей пока нельзя. "Когда мы говорим, что, например, 60% организаций имеют паспорт доступности, мы не уточняем, что доступность эта может быть обеспечена только по одному направлению, например для детей с легкими ментальными нарушениями. А если мы говорим обо всем разнообразии нозологий, то 10% мест в лагерях – это огромная работа по обеспечению не только архитектурной доступности, но и необходимого сопровождения, в том числе медицинского", – подчеркивает директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Наумова.

Довольно остро стоит кадровый вопрос: сформировать постоянный штат со всеми необходимыми педагогами и врачами (логопедами, дефектологами, психиатрами, эндокринологами и т. д.) или хотя бы обеспечить наличие таких врачей на расстоянии доступа скорой помощи сложно, а такой вариант, как привлечение врачей узких специальностей для проведения "целевых" инклюзивных смен – для детей с конкретными заболеваниями, предполагает "оголение" тех поликлинических участков, где они работают.

В таких условиях более оптимальным решением, по мнению экспертов, является не закрепление одинаковой квоты для всех регионов, а предоставление им права – хотя бы во время какого-то переходного периода после вступления в силу предполагаемых изменений – самостоятельно ее определять, исходя из количества лагерей в регионе, уже существующих в них условий, численности детей, нуждающихся в инклюзивном отдыхе, и кадрового потенциала. "Я бы предложила не просто установить квоту, а разработать в каждом регионе план по поэтапному ежегодному заполнению этой квоты, который должен включать модернизацию лагерной инфраструктуры, обучение персонала, транспортное обслуживание и другие меры", – отметила Диана Гурцкая.

 

Следует уточнить вопросы, связанные с финансированием мероприятий по созданию условий для инклюзивного отдыха. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что реализация предусмотренных им изменений не потребует дополнительных бюджетных расходов, поскольку никаких новых обязанностей он не предусматривает, так как в соответствии, в частности, со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемым в них услугам. Представители регионов же в своих отзывах на законопроект отмечают, что без дополнительного бюджетного финансирования переоборудовать лагеря и обеспечить их необходимыми педагогическими и медицинскими работниками надлежащей квалификации не получится.

 

Требует уточнения порядок распространения такой квоты на разные организации отдыха и оздоровления детей. "В частности, на частные лагеря. Тут встает вопрос о том, что мы вмешиваемся в предпринимательскую деятельность, определяя, кто может в них заезжать. Нужно как-то более детально этот вопрос рассмотреть, поскольку пока у нас таких полномочий нет, – отметила заместитель министра образования и науки Республики Крым Оксана Красникова. – Еще один вопрос: как включать в квоту федеральные лагеря, находящиеся на территории нашего региона, – распределением бюджетных средств, выделением мест в них мы руководить не можем".

Кроме того, эксперты обращают внимание на то, что было бы целесообразно каким-то образом развести вопросы предоставления мест в лагерях на территории региона живущим в нем детям и детям из других субъектов РФ. Особенно в тех регионах, где лагерей много и они очень популярны (самый показательный пример – Крым). С другой стороны, в некоторых регионах, например в Москве, стационарных детских лагерей практически нет, и формальное закрепление какой-то квоты на уровне региона приведет к тому, что она будет распределяться исключительно по городским лагерям, пребывание в которых – это все же досуг, а не оздоровление.


***

Поскольку авторы законопроекта отмечают, что готовы дорабатывать его с учетом мнения профессионального сообщества, не исключено, что в результате в нем будет закреплен не конкретный размер квоты для всех регионов, а какие-то более гибкие варианты ее определения и, возможно, какой-то переходный период, для того чтобы регионы смогли подготовиться и не начали выполнять новые требования формально, например направляя детей с инвалидностью и детей с ОВЗ только в пришкольные дневные лагеря или распределяя эти места только между детьми, не имеющими серьезных ограничений.

Разумеется, только принятия закона на основе данного законопроекта для полноценной реализации права детей с инвалидностью и детей с ОВЗ на инклюзивный отдых недостаточно. В перспективе, помимо модернизации инфраструктуры и переоборудования лагерей, предстоит большая работа по подготовке кадров именно для работы в организациях отдыха и оздоровления с детьми, имеющими различные заболевания разной степени тяжести, обеспечению транспортной доступности лагерей для всех категорий детей, а также, и это немаловажно, по формированию позитивного отношения к инклюзии в сфере отдыха у здоровых детей и их родителей. 

______________________________

1 Входит в состав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей".
2 С текстом законопроекта № 248933-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (об обеспечении инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях отдыха детей и их оздоровления) и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 Соответствующая информация размещена на официальном сайте Минтруда России (mintrud.gov.ru/social/225).
4
Информацию о предоставляемых скидках на оплату проезда в поездах дальнего следования для детей-инвалидов можно найти на сайте ОАО "РЖД" (rzd.ru/ru/10046/page/103290?id=18977).

Документы по теме:

Читайте также: