Новости и аналитика Аналитические статьи Молодежная занятость: как вовлекать молодых людей в экономику уже на этапе получения образования, не мешая их обучению

Молодежная занятость: как вовлекать молодых людей в экономику уже на этапе получения образования, не мешая их обучению

Молодежная занятость: как вовлекать молодых людей в экономику уже на этапе получения образования, не мешая обучению
toricheks2016.gmail.com / Depositphotos.com

По данным Минтруда России, ситуация на рынке труда в настоящее время в целом стабилизировалась: в августе текущего года общий уровень безработицы составил 4,4%, а численность занятых – 72,3 млн человек: на 400 тыс. больше соответствующего значения в 2019 году. По состоянию на конец октября на регистрационном учете в центрах занятости в качестве безработных состояло менее 835 тыс. человек, при этом на портале "Работа в России" (который, напомним, является единой цифровой платформой в сфере занятости и трудовых отношений) соискателям представлено более 2 млн вакансий.

Как показал анализ вызванных пандемией COVID-19 прошлогодних негативных изменений на рынке труда (уровень безработицы, например, доходил в 2020 году до 6,4%), молодых людей они затронули сильнее, чем лиц более старших возрастов. Причина этого, по словам заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Елены Мухтияровой, в том, что значительная часть молодежи работает в условиях временной или неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с риском потери работы и заработка. "Кроме того, для молодых людей характерны иные поколеннические установки в сфере труда. Они более мобильны в смене профессии, сферы деятельности, региона, в котором работают, больше готовы к переобучению, нацелены на работу в первую очередь на себя. При этом они, как правило, не очень хорошо разбираются в ситуации на рынке труда и имеют в силу возраста не очень развитые навыки самопрезентации. К тому же их нацеленность на выбор новых форм занятости тоже создает для них определенные риски неустойчивого положения в связи с лишь формирующимся регулированием этой сферы в части социальных гарантий", – отмечает замминистра.

В последние годы в принципе явно прослеживалась тенденция к снижению уровня занятости молодежи: если в 2017 году среднее его значение составляло 54%, то в 2020 уже 49,8% (среднероссийское значение уровня занятости в 2020 году – 58,4%). Уровень же молодежной безработицы почти в два раза выше среднероссийского показателя: 10,7% против 5,8% в 2020 году. При этом согласно прогнозам Минтруда России по развитию рынка труда, сделанным в ходе разработки Правительством РФ стратегических инициатив социально-экономического развития России до 2030 года, именно молодежь должна стать ключевой возрастной группой с точки зрения обеспечения ускоренного развития страны. Этот факт, а также данное главой государства поручение (подп. "а" п. 2 Перечня поручений Президента РФ от 26 июня 2021 г. № Пр-1096) обусловили разработку долгосрочной программы содействия занятости молодежи. Достоинства и недостатки проекта программы (документ есть в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ) эксперты обсудили в ходе состоявшегося на прошлой неделе в Госдуме круглого стола, посвященного трудоустройству молодых людей.

 

Задачи и ожидаемые результаты реализации программы содействия молодежной занятости

Реализовывать долгосрочную программу содействия занятости молодежи (далее также – программа) предполагается в два этапа. В рамках первого – с 2022 по 2024 год – планируется, в частности:

  • развивать отдельные подсистемы портала "Работа в России" с целью формирования публичных сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;
  • разработать необходимые для расширения возможностей по трудоустройству молодежи законодательные изменения;
  • реализовать отдельные проекты по развитию молодежного предпринимательства.

Эффективность этих мероприятий определит, каким будет второй этап реализации программы в период с 2025 по 2030 год.  

Программа поделена на четыре блока, соответствующих основным задачам, которые предполагается решить с ее помощью.

Задача № 1. Формирование карьерных стратегий молодых людей в соответствии с их личностно-профессиональными способностями и потребностями рынка

В первую очередь акцент здесь планируется сделать на профориентационной деятельности – предлагается, в частности, законодательно закрепить за органами службы занятости функцию по координации профориентационных мероприятий в регионах и активно развивать промышленный туризм, позволяющий молодым людям знакомиться с профессиями и деятельностью конкретных предприятий. Ожидаемый результат: к 2024 году различными видами профориентационных мероприятий должны быть охвачены не менее 5 млн человек, к 2030 – не менее 10 млн человек; не менее 10 тыс. человек начиная с 2022 года будут ежегодно путешествовать по программам промышленного туризма.

Узнайте последние изменения в сфере правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Результаты мониторинга трудоустройства выпускников предполагается сделать публичными. "В пилотном режиме программа уже создана: мы соединили данные из ФИС ФРДО – системы, где фиксируются сведения о документах об образовании, которые предоставляются нам Рособрнадзором, и данные ПФР. Коллеги из Минпросвещения и Минобрнауки России активно ею пользуются: можно посмотреть в разрезе каждого образовательного учреждения и каждой специальности на уровень трудоустройства, размер заработной платы выпускников, то есть это такой рейтинг успешности конкретного образовательного учреждения и направления подготовки. Планируем эту систему развивать и делать ее публичной. Это даст молодым людям возможность ориентироваться на достоверные данные и выбирать направление, исходя из его перспективности", – сообщил заместитель директора Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России Ян Талбацкий.

Также планируется создать "биржу навыков" – систему анализа стоимости квалификации, позволяющую оценивать доход, который человек сможет получить в результате освоения конкретных трудовых навыков в рамках определенной профессии.  

Отдельная часть данного блока программы – разработка предложений по корректировке трудового и пенсионного законодательства в части регулирования условий привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе из социально уязвимых категорий: детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, детей, получающих пенсию по потере кормильца. Предполагается, что упрощение процедуры трудоустройства лиц младше 18 лет позволит не менее 500 тыс. несовершеннолетних в год официально работать в свободное от учебы время.

Задача № 2. Обеспечение соответствия получаемого образования требованиям работодателей и предпринимательской деятельности

В качестве одного из главных мероприятий для решения данной задачи названо усовершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки как для высшего, так и для среднего профессионального образования. Цель понятная и глобальная: сделать так, чтобы и набор реализуемых образовательных программ, и их содержание соответствовали потребностям рынка труда, ведь одна из главных причин неохотного найма выпускников без опыта работы – отсутствие у них необходимых для выполнения конкретных трудовых функций навыков, в том числе практических. Отсюда, к слову, вытекает и необходимость совершенствования процесса организации и прохождения производственной практики. Для этого в рамках программы запланирована в том числе подготовка предложений по внесению в законодательство изменений, предусматривающих возможность прохождения производственной практики в форме предоставления практикантам рабочих мест по срочным трудовым договорам на срок до 6 месяцев (предполагается определить упрощенные правила заключения таких договоров) или в форме предпринимательской практики.

Все процедуры, связанные с организацией производственной практики: фиксацию рабочих мест для прохождения практики, заключение соглашений с работодателями, формирование всех необходимых документов и отчетности, предлагается перевести в электронный формат, для этого на портале "Работа в России" будет создан специальный сервис. Ожидается, что к 2024 году с его помощью в государственных образовательных учреждениях будет организовываться 100% производственных практик.  

Отдельное направление в рамках данного блока программы – создание условий для приобретения во время обучения в профессиональных образовательных организациях компетенции и навыков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности и деятельности в качестве самозанятых граждан. Прогнозируемый результат: доля лиц, которые по окончании обучения по программам среднего профессионального образования зарегистрировались в качестве ИП или получили статус самозанятого, к 2030 году должна составлять не менее 5%.   

Задача № 3. Создание условий для развития в профессии через совмещение получения образования и трудовой или предпринимательской деятельности

Для решения этой задачи запланирована непосредственно разработка предложений по расширению возможностей для такого совмещения учебы и работы или предпринимательской деятельности, а также по пересмотру профессионально-квалификационных требований в части уровня образования, необходимого для осуществления трудовой деятельности по отдельным профессиям, в целях более раннего выхода молодежи на рынок труда.

Также в планах – утверждение всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства, в реализацию которой к 2030 году должны быть вовлечены не менее 25 тыс. человек. Кроме того, предлагается запустить проект по сопровождению молодых людей в предпринимательской деятельности или деятельности самозанятых. "Это будет такое индивидуальное сопровождение человека в предпринимательстве до получения первой прибыли. Скорее всего, оператором будет агентство Ворлдскиллс Россия, они в этом году проводят подобный пилотный проект", – отметил Ян Талбацкий.

Развивать планируется и волонтерскую деятельность молодежи – участие в волонтерских проектах предлагается рассматривать в качестве первого опыта работы, и практику временного трудоустройства в составе студенческих отрядов – для их участников предполагается организовывать бесплатное профессиональное обучение по профессиям, соответствующим направлениям деятельности таких отрядов.

Задача № 4. Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи

Первое направление данной работы – субсидирование трудоустройства отдельных категорий молодежи. Причем, как подчеркнул Ян Талбацкий, имеются в виду не только лица с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья (хотя именно они приведены в проекте программы в качестве примера), но и другие нуждающиеся в этом категории граждан, в том числе так называемая NEET-молодежь (от англ. Not in Education, Employment or Training; молодые люди, которые в силу различных факторов не охвачены образованием и не трудоустроены), не имеющая даже среднего образования.

Также отдельные категории молодежи предполагается охватить профессиональным обучением и дополнительным профессиональным образованием в условиях меняющейся ситуации на рынке труда. Это актуально, как поясняют представители Минтруда России, например, для лиц, служивших в армии, а также студентов последних курсов в случае, когда анализ рынка показывает, что они не смогут найти работу по получаемой специальности по окончании обучения.  

Кроме того, лицам, которые в силу своих конкретных жизненных ситуаций могут испытывать сложности с трудоустройством, предлагается обеспечивать адресное сопровождение органами службы занятости.

В целом для молодежи предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на грамотное формирование карьерных траекторий. Во-первых, во время обучения, в том числе в общеобразовательных организациях, молодым людям должны будут создаваться условия для получения навыков и компетенций по планированию профессиональной деятельности и профессионального развития. Во-вторых, предлагается повысить активность центров карьеры в вузах и ссузах: установить порядок работы центров, определить показатели эффективности их деятельности, создать межвузовские и региональные центры содействия трудоустройству выпускников. В-третьих, запланирована апробация комплексного подхода к карьерному сопровождению молодежи.

Еще одно очень важное направление – развитие трудовой мобильности, а именно содействие переезду молодых людей из трудоизбыточных в трудодефицитные субъекты РФ (предполагается, что ежегодно по такой схеме будут переезжать не менее 2 тыс. человек). Причем для наиболее востребованных специальностей предлагается ввести – для начала в пилотном режиме – систему обязательного распределения выпускников вузов в трудодефицитные регионы. 

Целевые показатели реализации программы содействия занятости молодежи

Их всего четыре.

  1. Доля трудоустроенных (занятых) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в общем количестве окончивших эти учреждения лиц, за исключением призванных на военную службу, продолжающих получать образование, осуществляющих уход за ребенком, должна составлять в 2024 году 85%, в 2027 – 87%, в 2030 – 92%. "Стартовое" значение показателя – 57%, такова доля трудоустроенных выпускников вузов и ссузов в 2020 году по данным портала "Работа в России".
  2. Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, который в 2020 году, напомним, составил 10,7%, в 2024 году должен равняться 8,5%, в 2027 – 6,5%, в 2030 – 5%.
  3. Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, который в 2020 году составлял с 17,3% (cтоит подчеркнуть, что к этой категории не относятся неработающие граждане, которые очно учатся в образовательных организациях, – они считаются занятыми), должен снизиться до 11% в 2024 году, 9,5% – в 2027, 8% – в 2030.
  4. Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, в общей численности лиц младше 18 лет должна постепенно увеличиваться: в 2020 году данный показатель равнялся 5,9% (по данным о трудоустроенных органами службы занятости несовершеннолетних гражданах в свободное от их учебы время), в 2024 году он должен составлять 15%, в 2027 – 23%, в 2030 – 35%.

 

Замечания к проекту программы и другие предложения по регулированию сферы молодежной занятости

Как показало обсуждение в Госдуме, концептуально разработанный Минтрудом России проект долгосрочной программы содействия занятости молодежи поддерживают и профильные министерства и ведомства, и экспертное сообщество. Тем не менее некоторые положения программы предлагается скорректировать или уточнить.

Первое и, наверное, самое существенное замечание касается нацеленности программы на молодых людей до 30 лет, в то время как молодежью согласно вступившему в силу с 10 января текущего года Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее – Закон № 489-ФЗ) считаются лица от 14 до 35 лет включительно. При этом четко указано, что при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан федеральным или региональным законодательством может устанавливаться иной максимальный возраст, позволяющий относить их к молодежи, но изменение его допускается только в сторону увеличения (ч. 3 ст. 6 Закона № 489-ФЗ). Таким образом, получается, что распространение программы содействия молодежной занятости только на лиц младше 30 лет является, по сути, неправомерным.

Определенные опасения вызывает у экспертов предложение о законодательном закреплении возможности прохождении производственной практики путем трудоустройства студентов по срочным трудовым договорам. Как подчеркивают представители Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР)1, молодые люди, которые будут проходить практику в таком формате, фактически лишатся права на заключение по окончании обучения первого бессрочного трудового договора без условия об испытательном сроке – согласно ч. 4 ст. 70 Трудового кодекса он не устанавливается в отношении лиц со средним профессиональным или высшим образованием, впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение года со дня окончания обучения. Кроме того, в случае прохождения "трудовой" производственной практики молодые люди не смогут получить и статус молодого специалиста, который в настоящее время гарантирует предоставление относящимся к данной категории работникам дополнительных льгот на основании принятых на уровне регионов или непосредственно работодателей актов, так как под молодыми специалистами понимаются лица определенной возрастной категории, впервые устраивающиеся на работу в соответствии с полученной квалификацией. Такое же определение для данного понятия закреплено и в п. 6 ст. 2 Закона № 489-ФЗ. В связи с этим ФНПР полагает, что производственная практика может и должна оплачиваться, но квалификацию ее в качестве первого рабочего места считает недопустимой.

Также спорным профсоюзы называют предложенный проектом программы подход к волонтерской деятельности как к своеобразной форме занятости. Во-первых, это не соотносится с положениями ст. 1-2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", дающими определение занятости и устанавливающими категории занятых. Во-вторых, приравнивание волонтерства к опыту работы может привести к злоупотреблениям со стороны недобросовестных работодателей: они смогут привлекать молодых людей к выполнению фактически трудовых функций без оплаты – под видом волонтерской деятельности. Поэтому соответствующий пункт проекта программы предлагается проработать более детально.

Предложения ТПП РФ как объединения работодателей направлены, в свою очередь, на уточнение положений программы, касающихся квалификационных требований к работникам. Палата рекомендует включить в нее пункт об организации взаимодействия органов службы занятости, региональных объединений работодателей и образовательных учреждений по вопросам оперативного изменения направлений подготовки и переподготовки специалистов в условиях появления новых актуальных профессиональных квалификаций. Крайне важным, по мнению ТПП РФ, является также интегрирование инструментов независимой оценки квалификации в систему промежуточной и итоговой аттестации студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Среди других предложений по дополнению проекта программы следует выделить инициативы:

  • об утверждении комплекса мер по развитию наставничества как в рамках прохождения производственной или предпринимательской практики, так и при последующем трудоустройстве – путем, например, предоставления работодателям, внедряющим системы наставничества, субсидий или налоговых льгот;
  • об уточнении статуса молодых специалистов и необходимости принятия отдельного закона о поддержке данной категории граждан, закрепляющего все доступные им гарантии и льготы, а также о разработке программы льготной ипотеки и программы обеспечения молодых специалистов доступным арендным жильем;
  • о повышении прозрачности процедуры получения целевых направлений, с тем чтобы процесс поиска работодателей и заключения с ними договоров о целевом обучении был максимально простым и понятным для абитуриентов;
  • об упрощении трудоустройства несовершеннолетних граждан, в частности путем стимулирования работодателей к найму таких лиц, к примеру, предоставлением им налоговых льгот и освобождением от расходов на проведение обязательных медосмотров лиц младше 18 лет.

 

***

Очевидно, что проект долгосрочной программы содействия занятости молодежи еще будет дорабатываться: до 1 ноября Минтруд России собирал отзывы и предложения регионов, в течение ближайших 2-3 недель планируется рассмотреть программу на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Предложения, выдвинутые в ходе обсуждения проекта на площадке Госдумы, министерство также обещало проанализировать и учесть.

Тем не менее одним лишь принятием программы деятельность по развитию молодежной занятости не должна и не будет ограничиваться. В Госдуме, напомним, идет обсуждение инициативы об экономическом стимулировании работодателей, принимающих на работу выпускников вузов и ссузов без опыта, например путем предоставления им налоговых каникул на один или два года. Отдельное внимание при этом планируется уделить вопросам взаимодействия работодателей с учебными заведениями. Так, например, председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артём Метелев предложил Минобрнауки России совместно проанализировать возможность предоставления налоговых льгот организациям, вкладывающим средства в материально-технические базы вузов: в виде создания в них базовых кафедр предприятий, научных лабораторий, эндаумент-фондов (практика создания целевых фондов сейчас развита в основном в технических вузах). "Пока ситуация, когда работодатели приходят в вузы, – это, скорее, исключение из правил. В хороших технических вузах, где созданы базовые кафедры, интеграция с работодателем сильнее, чем в классических. Если студент учится на кафедре, созданной компаниями "Газпром", "Яндекс" и т. д., он с большой долей вероятности и практику, и стажировку в этой компании пройдет, и будет там трудоустроен… Мы можем вместе на примере нескольких вузов, где есть базовые кафедры предприятий, посмотреть на размер потраченных на организацию такого партнерства средств и на процент трудоустройства выпускников по специальности. И сравнить его с процентом трудоустройства по специальности в вузах, где таких кафедр и связки с работодателями нет. Если мы увидим, что предполагаемые выпадающие доходы бюджета в связи с предоставлением работодателям, активно присутствующим в вузах, налоговых льгот меньше, чем потенциальный эффект от трудоустройства молодежи по специальности, с Минфином будет гораздо проще обсуждать введение такой стимулирующей меры", – подчеркнул депутат.

И конечно, немаловажную роль в увеличении доли вовлеченной в занятость молодежи будет играть борьба со стереотипами, формируемыми в том числе непосредственно образовательными организациями: по разным данным, более половины молодых россиян считают, что совмещение работы и учебы мешает качественному освоению образовательных программ, и всего треть из них проходили какие-либо стажировки вне рамок обязательной практики, предусмотренной учебными планами. Это показывает, что о возможностях временного трудоустройства, например на время каникул, они просто не осведомлены. 

______________________________

1 С полным списком замечаний и предложений Федерации независимых профсоюзов России к проекту долгосрочной программы содействия занятости молодежи до 2030 года можно ознакомиться на официальном сайте ФНПР (fnpr.ru/events/novosti-fnpr/profsoyuzy-sformulirovali-popravki-k-programme-sodeystviya-zanyatosti-molodyezhi-podgotovlennoy-mint.html).

Документы по теме:

Читайте также: