Новости и аналитика Аналитические статьи Новый учебный год: нововведения и предложения для совершенствования системы образования

Новый учебный год: нововведения и предложения для совершенствования системы образования

Новый учебный год: нововведения и предложения для совершенствования системы образования
cienpies / Depositphotos.com

В преддверии нового учебного года все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы образования. Как заметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, система образования – включая дошкольное, школьное, средне-профессиональное и дополнительное – охватывает около 80 млн граждан России. Таким образом, в улучшении образования потенциально заинтересовано большинство граждан страны. К наиболее волнующим темам относятся вопросы проведения государственных экзаменов, содержания образовательных программ, использования информационных технологий при организации образовательного процесса. Эксперты из разных областей, а также представители госорганов и население на мероприятии Общественной палаты РФ обсудили планируемые законодательные нововведения и инициативные предложения, поступившие от заинтересованных граждан.

 

Цифровые технологии в образовании

Одним из наиболее обсуждаемых нововведений последнего года является цифровизация образовательного процесса. Как заметил заслуженный учитель РФ, д. пед. н. Евгений Ямбург, она в наибольшей степени вызывает обеспокоенность у граждан, причастных к образовательному процессу. Причина заключается в недоверии родителей к внедрению и применению цифровых технологий при обучении школьников.

Напомним, что значимым нововведением прошлого года стало внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в систему образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 № 2040 регламентировало сроки проведения эксперимента по внедрению ЦОС – он пройдет с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года. В соответствии с документом, цифровая образовательная среда представляет собой совокупность условий для реализации образовательных программ школьного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Сама электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии и технологические средства. Предполагается, что цифровая образовательная среда позволит обеспечивать освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания. Ранее ГАРАНТ.РУ писал об информационно-коммуникационной образовательной платформы "Сферум", которая была запущена в рамках эксперимента.

В настоящий момент тенденция такая, что значительная часть родительского сообщества относится крайне негативно к нововведениям, затрагивающим внедрение информационных технологий в учебный процесс. Недоверие вызвано рядом факторов, которые по мнению родителей отрицательно влияют на учебный процесс. Представитель общественного движения "Родители Москвы" Алексей Плохов отметил опасение в отношении безопасности ЦОС для детей, а именно возможное нарушение опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и психики. Также родительское сообщество беспокоит качество предоставляемого для платформы цифрового образовательного контента, а также безопасность персональных данных, предоставляемых учащимися при пользовании ЦОС. По мнению представителя родительского сообщества, социальный запрос на цифровизацию образовательного процесса отсутствует. Более того, негативно был воспринят родителями вынужденный переход на дистанционный режим учебы в острый период эпидемии. По мнению Алексея Плохова, сам переход на удаленный формат учебы следовало согласовать с родителями, так как аномального уровня заболеваемости среди детей не было, а сам формат очно-заочной формы не помогает в борьбе с вирусом.

Обеспокоенность со стороны родителей также вызвана применению добровольно-принудительного порядка использования цифровой образовательной среды учащимися – соответствующий вывод родительское сообщество делает на основании положений Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 ноября 2020 г. № 600. Он содержит положение, согласно которому планируется, что доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, к 2030 году составит 100%.

Одна из ключевых причин, по которой складывается негативное отношение родительского сообщества к цифровизации, заключается в путанице в понятиях "дистанционное образование" и использование цифровых технологий, заметил Евгений Ямбург. Действительно, так, например, Алексей Плохов отметил, что, несмотря на заявления со стороны органов государственной власти о временном порядке дистанционного обучения, ряд документов содержит противоречивые положения. Представитель родительского сообщества привел в пример Паспорт стратегии "Цифровая трансформация образования" (утв. Министерством просвещения РФ 15 июля 2021 г.). Документ регламентирует результаты проекта, в числе которых, например, планируется достижение следующих показателей до 2024 г.:

  • 33% уроков будет проводиться с использованием современного цифрового образовательного контента;
  • осуществляется автоматизированная проверка домашних заданий, которые возможно проверить с использованием интеллектуальных алгоритмов;
  • сформированы реестры данных для анализа, прогноза и выработки управленческих решений.

При этом среди нововведений, запланированных к реализации до 2030 года, эксперт выделил положение, согласно которому 50% домашних заданий проверяется автоматически с использованием экспертных систем искусственного интеллекта.

В действительности, данные положения не относятся к дистанционному формату ведения уроков, а являются примером цифровизации и автоматизации однообразных образовательных процессов. Использование технологий подразумевается и при очном формате проведения уроков, что в перспективе в значительной степени способствует разгрузке работы учителей, рутинные обязанности которых могут быть автоматизированы.

Эксперты сходятся во мнении, что соответствующие опасения и предубеждения со стороны родителей в сторону развития цифровизации образовательного процесса возникают в первую очередь из-за незнания. Именно отсутствие знаний по соответствующему вопросу создает недоверие к информационным технологиям. Для решения соответствующей проблемы директор Автономной некоммерческой организации "Центр развития школьной журналистики "Школьный пресс-центр" и главный редактор "Учительской газеты" Арслан Хасавов предложил создать единую площадку, на которой родители смогли бы получить достоверную информацию, например, о функционировании ЦОС. Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло отметил, что проблема недоверия со стороны родителей также вызвана отсутствием четко регламентированных норм о возможности использования цифровых технологий без причинения вреда ребенку – эксперт предлагает решить соответствующий вопрос совместно со стороны Минздрава РФ и Минобразования РФ.

При этом следует учитывать, что дистанционное образование не обязательно может подразумевать полностью заочный формат: можно использовать очно-заочную форму, например, когда ученик, который не смог присутствовать на уроке очно, может подключиться по видеосвязи, заметил Сергей Кравцов. Министр просвещения особенно выделил, что основная задача состоит в том, чтобы на первое место поставить образовательный процесс, а не информационные технологии, которые представляют собой дополнительный механизм реализации образовательной деятельности. Соответствующее положение закреплено также в Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040. По заявлению Сергея Кравцова, информационные технологии не смогут заменить традиционного формата очного обучения – это принципиальная позиция Минпросвещения РФ, которой ведомство руководствуется. Министр просвещения отметил, что именно по этой причине во время сложной эпидемиологической ситуации при первой возможности был произведен возврат учащихся с дистанционного обучения.

Еще одна проблема использования ЦОС заключается в наличии низкокачественных с точки зрения образовательного стандарта цифрового контента, используемого платформой. Соответствующие случаи предоставления контента низкого качества приводилась в качестве примера несколькими представителями родительского сообщества. Необходимость контроля за цифровым образовательным контентом поддерживает Сергей Кравцов. Он уверен, что содержание такого контента требует экспертизы по аналогии с проверкой учебников на содержание и соответствия образовательным стандартам. Именно соответствующий контроль за качеством предоставляемых в ЦОС материалов позволит повысить качество цифрового образовательного контента.

К плюсам внедрения цифровой онлайн-среды также относится предоставление возможности больным детям из разных регионов России получать доступное получение при отсутствии возможности присутствовать очно, отметил Евгений Ямбург. Также дистанционный формат взаимодействия учителей с учениками позволял учитывать индивидуальные пожелания вторых по выбору государственных экзаменов для сдачи. Это актуально, например, для детей, которые испытывали трудности при обращении за помощью педагогов очно, в то время как онлайн-общение позволяло установить контакт.

Евгений Ямбург считает, что для современного образования следует соблюдать баланс онлайн и офлайн форматов обучения – не отрицать информационные технологии, но и не отказываться от традиционного формата очного обучения. Технологии искусственного интеллекта, например, можно использовать для проверки шаблонных заданий, но в то же время сохранять за учителем право проверять более сложные варианты работ. Процесс образования меняется, в связи с чем его цифровая реформа представляется закономерным следствием. По мнению главного редактора газеты "Вести образования", канд. пед. наук Александра Адамского, цифровизация – это практически единственный способ устранения неравенства в образовании.

 

Государственные экзамены

Накануне нового учебного года в очередной раз поднимается вопрос реформы системы единого государственного экзамена. Как отметил ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, предложения об отмене ЕГЭ поступают постоянно.

МНЕНИЕ

Алексей Гусев, ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации:

Если мы говорим о том, что образование – это общественное благо, то ЕГЭ – это инструментарий, позволяющий достичь этого блага. Главное предназначение ЕГЭ – обеспечить социальную справедливость в части поступления абитуриентов в вузы. В связи с этим говорить об отмене экзамена представляется неправильным"


Эксперт считает, что следует наладить уже настроенную систему и позволять ей эволюционировать, а не предпринимать попытки ее реформации. Выражая общее мнение членов Национальной родительской ассоциации, Алексей Гусев предложил оставить ЕГЭ как форму вступительного экзамена в вузы, который может быть по желанию засчитан как итоговая аттестация в школе. Такая система позволит в том числе сдавать ЕГЭ людям в любом возрасте. Также поступают предложения об отмене обязательного ЕГЭ для всех. Так, например, Любовь Плужникова, директор школы в Челябинской области, предлагает сделать экзамен обязательным только для тех выпускников, которые поступают в высшие учебные заявления. Проблема заключается в том, что учащиеся, не уверенные в своих силах для сдачи ЕГЭ, уходят из школы после 9 класса, не получая тем самым полное школьное образование.

Представляя позицию Минпросвещения РФ, Сергей Кравцов отметил, что ЕГЭ в первую очередь представляет собой единый экзамен – требования и задания публикуются в открытом доступе, они соответствуют стандартам программы, при этом к учащимся предъявляются равные требования на территории всей страны. Такая система позволяет исключить коррупционную составляющую, когда абитуриенту следует нанимать репетитора из того вуза, в который он планирует поступать – если бы у каждого вуза были свои экзамены, такая ситуация была бы весьма вероятной, считает чиновник.

При этом в Минпросвещения РФ рассматривали предложения по альтернативным вариантам сдачи итоговых экзаменов – по словам министра, такие эксперименты проводились во время сложной эпидемиологической обстановки прошлым летом. Сам ЕГЭ эволюционировал на протяжении всего периода его применения – так, например, была удалена тестовая часть государственного экзамена, которая подвергалась наибольшей критике. Также был добавлен устный экзамен по русскому языку, добавлено сочинение, задания стали более творческими. Таким образом, система ЕГЭ совершенствуется с каждым годом.

 

Проблемы с увольнением директоров школ

Одной из наиболее насущных проблем является увольнение директоров на основании положений п. 2 ст. 278 Трудового кодекса, рассказал Евгений Ямбург. Согласно данной статье, директора школы можно уволить на основании решения уполномоченного органа. Фактически, учредитель имеет право уволить директора любой школы без объяснения причин. При этом Верховный суд еще в 2004 году дал разъяснение, согласно которому работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 ст. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Однако на практике директора безосновательно подвергаются увольнению – так, например, недавно уволили с поста директора школы в Нижнем Новгороде, так как она не предоставила списки школьников, участвующих в митинге. При этом проверка прокуратуры и МЧС соответствующих нарушений со стороны директора школы не выявила.

Как разъяснил Евгений Ямбург, увольнение по данной статье касается большого числа директоров по всей России, если судить о количестве направленных жалоб. Ситуация обостряется в связи с предстоящими выборами [имеются в виду выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва, которые пройдут 19 сентября – прим. ГАРАНТ.РУ]. Эксперт отметил следующее нарушение: требование госорганов проконтролировать со стороны директоров, как будут голосовать учителя. Само такое требование носит антиконституционный характер и нарушает принцип прозрачности выборов, что является недопустимым, подчеркнул эксперт. Наиболее разумным решением сложившейся проблемы будет являться внесение изменений в ст. 278 ТК РФ, которая не будет давать права увольнять директора общеобразовательного учреждения без объяснения причин, так как на данный момент данная статья применима к школам.

Документы по теме:

Читайте также: