Новости и аналитика Аналитические статьи Социальные стационарозамещающие услуги пожилым гражданам и инвалидам: новые ориентиры для сферы соцобслуживания населения

Социальные стационарозамещающие услуги пожилым гражданам и инвалидам: новые ориентиры для сферы соцобслуживания населения

Социальные стационарозамещающие услуги пожилым гражданам и инвалидам: новые ориентиры для сферы соцобслуживания населения
masha_tace / Depositphotos.com

Обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб и гарантий соцзащиты являются одними из приоритетных направлений государственной политики России. Необходимость реализации этих направлений исходит из конституционных норм, провозглашающих Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

За последние годы сфера соцобслуживания претерпела значительные изменения, связанные со систематизацией правого регулирования, введением независимой оценки качества работы организаций соцсферы, запуском Единой государственной информационной системы социального обеспечения, субсидированием государственного социального заказа, расширением механизмов привлечения негосударственного сектора экономики к оказанию социальных услуг и т. д. Все эти меры направлены на повышение эффективности и доступности соцобслуживания.

При этом государство не намерено останавливаться на достигнутом, о чем свидетельствуют и недавно внесенные в подпрограмму "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" госпрограммы РФ "Социальная поддержка граждан" поправки – с 17 апреля в качестве одной из главных задач реализации подпрограммы значится не просто укрепление материальной базы организаций системы соцобслуживания, а модернизация всей действующей системы соцобслуживания. И первые правовые "ласточки" такой модернизации начнут свой полет над законодательными просторами уже с 1 мая этого года.

 

Стационарозамещающие услуги

Несмотря на то что в федеральных законодательных актах пока не появилось упоминание о таком новом направлении соцобслуживания населения, как социальные стационарозамещающие услуги пожилым гражданам и инвалидам, – хотя обобщение лучших практик субъектов РФ и разработка методических материалов в части предоставления услуг внедрения стационарозамещающих технологий, в том числе в удаленных и труднодоступных территориях, включено в Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы, утв. Правительством РФ 11 декабря 2020 года, – на федеральном уровне уже принят Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58962-2020 "Социальное обслуживание населения. Социальные стационарозамещающие услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам". Он вводится в действие впервые и вступит в силу с 1 мая.

Документ отражает новое направление в сфере соцобслуживания населения, связанное с предоставлением социальных стационарозамещающих услуг гражданам пожилого возраста и (или) инвалидам. Речь идет о тех услугах, которые предоставляются альтернативно стационарной форме социального обслуживания – в форме соцобслуживания на дому или в полустационарной форме в определенное время суток. При этом разовые и срочные услуги к стационарозамещающим не относятся (п. 4.2.1, п. 4.2.9 ГОСТ Р 58962-2020). "Оказание социальных стационарозамещающих услуг должно быть организовано на постоянной основе, комплексно, последовательно и непрерывно", – подчеркивается в тексте стандарта.

Стационарозамещающие услуги будут оказывать инвалидам – лицам, имеющим нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты, и гражданам пожилого возраста – лицам, которым назначена страховая пенсия по старости (п. 2.4.16 ГОСТ Р 52495-2005, п. 3.1 ГОСТ Р 58962-2020). Напомним, сегодня на такую пенсию могут претендовать мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Примечательно, что действующий Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утв. Приказом Росстандарта от 30 декабря 2005 г. № 532-ст, нормативные ссылки на который имеются в новом стандарте, относит к категории граждан пожилого возраста мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Но поскольку в ГОСТ Р 58962-2020 привязка сделана не к возрасту, а к факту назначения страховой пенсии по старости, то уместно применять возрастные критерии, предусмотренные в Законе о страховых пенсиях.

Оказание социальных стационарозамещающих услуг предусмотрено на территории постоянного проживания пожилого гражданина или инвалида в жилом помещении, находящемся в его собственности или предоставленном на условиях социального найма, в любые день и время суток. В свою очередь, на территории поставщика соцуслуг их оказание должно быть обеспечено в течение определенного времени суток, в дневное или ночное время, в выходные и праздничные дни (п. 4.2.6 ГОСТ Р 58962-2020). Причем в рамках нового направления соцобслуживания будет возможно задействование специального и табельного оборудования, аппаратуры и приборов, технически отличающихся от используемого при стационарном обслуживании, в том числе обеспечение получателя услуг оборудованием с возможностью дистанционного контроля его физического состояния или обеспечения связи с экстренными службами (п. 4.2.8 ГОСТ Р 58962-2020).


Распространяется ли государственное регулирование цен на социальные услуги, оказываемые гражданам государственными организациями социального обслуживания? Ответ на этот вопрос можно найти в материале "Платные услуги бюджетных, казенных и автономных учреждений" Энциклопедии решений в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Напомним, что социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя соцуслуг не превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную законом субъекта РФ (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"). Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075. При расчете учитываются данные о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. Впрочем, региональными нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены и иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются на безвозмездной основе.

 

Виды услуг

Стандартом предусмотрены 7 видов социальных услуг, направленных на продление автономной жизни пожилых граждан и инвалидов, на поддержание их социального, психологического и физического статуса. Это:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала граждан пожилого возраста и (или) инвалидов.

Предоставление каждого из указанных видов услуг возможно в двух формах – соцобслуживания на дому (по месту проживания) и в полустационарной форме, то есть в условиях пребывания в учреждении в течение определенного времени суток. Для некоторых услуг установлен единый для обеих форм предоставления перечень услуг, для других их список различается. При этом в любом случае конкретные виды услуг будут определяться на основе принципа необходимости и достаточности для продления автономной жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в привычных благоприятных условиях, для поддержания их социального, психологического и физического статуса в условиях отсутствия родственного ухода или объективной невозможности для членов семьи предоставлять такой уход (абз. 2 п. 4.2.1 ГОСТ Р 58962-2020).

 

Состав и способы предоставления услуг

Социально-бытовые услуги направлены на улучшение условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов в быту. Их предоставление на дому предполагает, например: помощь в приготовлении и приеме пищи; мытье посуды и смену постельного белья; еженедельную, ежемесячную и межсезонную комплексную уборку квартиры; мелкий ремонт одежды и белья; стирку одежды и постельного белья; помощь в организации и проведении ремонта; обеспечение лечебным питанием или набором продуктов в соответствии с утвержденными нормами, а также одеждой, обувью, постельными и туалетными принадлежностями; доставку на дом техсредств реабилитации и лекарств; предоставление в пользование бытовой техники, медоборудования; предоставление транспорта для поездки к месту лечения и сопровождение на прогулку или до объектов соцсферы. В числе таких услуг – и помощь в организации ритуальных услуг, в написании писем, чтение периодических изданий и художественной литературы, выгул домашних животных и т. п. (п. 5.1.1 ГОСТ Р 58962-2020).

Часть социально-бытовых услуг будут реализованы за счет средств самих получателей – в частности, покупка и доставка на дом продуктов питания и иных товаров, покупка топлива, оплата ЖКУ и услуг связи, включая использование онлайн-сервисов, сдача вещей в химчистку или ателье, отправка почтовой корреспонденции.

В полустационарной форме пожилые и инвалиды смогут получить помощь в приеме пищи, смене постельного белья, стирке одежды и постельного белья, мелком ремонте одежды, белья, глажке белья, пересаживании или изменении положения тела, в написании писем и т. д. Здесь же будет доступно обеспечение площадью жилых помещений, питанием или набором продуктов в соответствии с утвержденными нормативами, мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями), а также предоставление помещений для реабилитационных, абилитационных, физкультурно-оздоровительных, культурно-досуговых мероприятий, помещений для отправления религиозных обрядов, пользование бытовой техникой и медоборудованием. При желании получателя услуги и за его счет возможна покупка книг, журналов, газет, настольных игр, отправка почтовой корреспонденции (п. 5.1.2 ГОСТ Р 58962-2020).

В оказании социально-бытовых услуг будут принимать участие сиделка (помощник по уходу), помощник по оказанию помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, соцработник и культорганизатор.

В свою очередь, в рамках предоставления социально-медицинских услуг на дому можно будет получить консультацию по социально-медицинским вопросам, содействие в проведении первичных медосмотра и санобработки, первичную медпомощь, содействие в оказании медпомощи и консультаций, организации прохождения диспансеризации, стоматологической, зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, содействие в госпитализации, в оформлении путевок на санаторно-курортное лечение, в проведении оздоровительных мероприятий и в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья. В список таких услуг также включены оказание санитарно-гигиенических услуг (включая обтирание, обмывание, смену нательного белья), стрижка волос с их мытьем и сушкой, бритье щетины или стрижка бороды, ногтей, помощь при использовании судна и пользовании туалетом, взятие материалов для проведения лабораторных исследований, проведение занятий по адаптивной физкультуре. Наблюдение за состоянием здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов тоже числится в списке социально-медицинских услуг – оно включает измерение температуры, артериального давления, контроль за приемом лекарств и т. д. В рамках данного набора услуг предусмотрено также обучение родственников граждан пожилого возраста и инвалидов практическим навыкам социально-медицинского ухода за ними. Аналогичный набор услуг, за исключением услуг по содействию в госпитализации, в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья и в обеспечении по заключению медорганизации лекарственными препаратами и медизделиями, можно будет получить и в полустационарной форме (п. 5.2 ГОСТ Р 58962-2020).

Перечень специалистов, участвующих в оказании социально-медицинских услуг, помимо сиделки (помощника по уходу) и помощника по оказанию помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, включает социального работника и медперсонал, специалиста по социальной (реабилитационной работе) и привлеченных профильных специалистов.

Для социально-психологических услуг стандартом сформирован единый перечень независимо от формы их оказания (на дому или в полустационарной форме), включающий: социально-психологическое консультирование; оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия); психологическую профилактику, содействие в получении психологической помощи, в восстановлении социальных связей, помощь в дальнейшем жизнеустройстве; оказание психологической помощи и поддержку путем бесед; психологическую реабилитационно-экспертную диагностику, психодиагностику и обследование личности, социально-психологическое консультирование, психологическую коррекцию; социально-психологический патронаж; посещение в стационарных медорганизациях для оказания морально-психологической поддержки; экстренную психологическую помощь (в том числе по телефону), оказание психологической помощи в конфликтных ситуациях; психологическую поддержку, оказание комплексной и своевременной психолого-педагогической помощи родственникам в их адаптации в новых условиях жизни; психологические тренинги и мероприятия по психологической разгрузке с использованием оборудования (п. 5.3 ГОСТ Р 58962-2020).

Для реализации указанных услуг соцслужбы будут привлекать сиделок (помощников по уходу), помощников по оказанию помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, социальных работников, психологов. При необходимости можно будет задействовать и привлеченных профильных специалистов.

Что касается социально-педагогических услуг, то они предполагают обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными гражданами пожилого возраста или инвалидами, социально-педагогическую коррекцию, включая диагностику и консультирование, формирование позитивных интересов, в том числе использование интернет-ресурсов, организацию досуга, праздников, культурных мероприятий и экскурсий, а также проведение мероприятий по восстановлению профессиональных навыков (п. 5.4 ГОСТ Р 58962-2020). А социально-трудовые услуги будут заключаться в консультировании по вопросам самообеспечения и трудоустройства, содействии в получении образования инвалидами в соответствии с их способностями, в получении временной или постоянной работы, в профессиональной ориентации и получении специальности. Кроме того, эти услуги включают проведение реабилитационных мероприятий, трудотерапии, обеспечение участия в посильной трудовой деятельности, проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам, по привлечению средств для оказания помощи путем благотворительных аукционов, выставок, продажи самодельных или бывших в употреблении вещей и т. д. (п. 5.5 ГОСТ Р 58962-2020)

Осуществлять указанные услуги будут сиделка (помощник по уходу), помощник по оказанию помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, социальный работник, специалист по социальной (реабилитационной) работе, социальный педагог, привлеченные профильные специалисты. А социально-трудовые услуги – дополнительно медперсонал, психолог, воспитатель, инструктор по труду, юрисконсульт, культорганизатор.

В рамках социально-правовых услуг в форме соцобслуживания на дому и в полустационарной форме пожилым и инвалидам будут доступны:

  • информирование и консультирование по вопросам, связанным с правами граждан пожилого возраста и инвалидов на соцобслуживание и социальную помощь;
  • содействие в оформлении документов для устройства в организации стационарного соцобслуживания;
  • содействие в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • содействие в восстановлении в судебном порядке прав на незаконно отчужденное жилое помещение;
  • содействие в организации отдыха и оздоровления;
  • содействие в привлечении помощи НКО и волонтеров к решению проблем граждан пожилого возраста или инвалидов;
  • содействие в обеспечении безопасности граждан пожилого возраста или инвалидов, вызов полиции, разъяснение основных правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • содействие в получении помощи адвоката в установленном законодательством порядке;
  • оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно;
  • оказание содействия в получении консультаций в иных организациях и ведомствах;
  • оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов, в том числе с использованием электронных средств связи и интернет-ресурсов, оказание помощи в написании писем;
  • помощь в подготовке заявлений и иных документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, а также в подаче документов, в том числе с использованием электронных средств связи и интернет-ресурсов;
  • помощь в подготовке и подаче жалоб на действия (бездействие) организаций или их работников, нарушающих или ущемляющих законные права граждан;
  • оказание помощи по вопросам организации пенсионного обеспечения и предоставления других соцвыплат;
  • оказание помощи в защите прав и законных интересов и представительство в суде;
  • оказание помощи в восстановлении утраченных родственных связей, в том числе с использованием электронных средств связи и интернет-ресурсов (п. 5.6 ГОСТ Р 58962-2020).

На дому граждане дополнительно смогут получить социально-правовой патронаж, а также воспользоваться помощью в получении по доверенности пенсий, пособий и иных социальных выплат. Помогут в реализации социально-правовых услуг сиделка (помощник по уходу), помощник по оказанию помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, соцработник, медперсонал, специалист по социальной (реабилитационной) работе, юрисконсульт и привлеченные профильные специалисты.

Наконец, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов – это, в первую очередь, их обучение навыкам поведения в быту и общественных местах, проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере соцобслуживания, оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности, включая навыки и возможности соцсетей и интернет-ресурсов. Вместе с тем предусмотрены организация участия в группах самопомощи и обучение пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации (п. 5.7 ГОСТ Р 58962-2020). Осуществлением указанного вида услуг займутся сиделка (помощник по уходу), помощник по оказанию помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, социальный работник, медицинский персонал, специалист по социальной (реабилитационной) работе, психолог и привлеченные профильные специалисты.

Отметим, для всех перечисленных видов услуг, кроме одного, предусмотрены такие способы их предоставления, как индивидуальный, бригадный, дистанционный и в рамках межведомственного взаимодействия. И только для социально-бытовых услуг перечень способов предоставления сокращен до двух – индивидуальный и бригадный.

 

***

Российская система стандартизации сферы социального обслуживания достаточно развита – в настоящее время уже принято более 30 национальных стандартов, касающихся как общих положений (основных видов соцуслуг, их качества, требований к персоналу учреждений соцобслуживания), так и особенностей предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан (инвалидам, пожилым людям, женщинам, детям, лицам без определенного места жительства и т. п.). С 1 мая к этому списку добавятся еще три новых национальных стандарта – по социальным реабилитационным услугам детям, находящимся в социально опасном положении, по системе обеспечения качества учреждений социального обслуживания и по социальным стационарозамещающим услугам. Это свидетельствует о том, сто сфера социального обслуживания в своем стремлении соответствовать современным потребностям граждан и международным стандартам продолжает развиваться и накапливать положительные практики. В ближайших планах законодателя, которые вчера обсуждались на заседании Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ в Совете Федерации, – внедрение принципов социального казначейства как инструмента повышения доступности и качества оказываемых социальных услуг.

Напомним, в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" национальные стандарты призваны содействовать использованию полученных в различных областях знаний и решений, инноваций, достижений науки и техники. Они применяются заинтересованными лицами добровольно, если об их обязательном использовании прямо не указано в законодательстве, в организационно-распорядительном документе организации или вышестоящей организации, органа власти, и если в соглашении, договорах (контрактах) или в собственных стандартах организации или технической документации нет ссылки на стандарт (п. 8.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 1.0-2012 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", утв. Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. № 1146-ст.).

Документы по теме:

Читайте также: