Что нужно сделать предпринимателю, чтобы избежать штрафа или приостановления деятельности организации во время пандемии? ЧЕК-ЛИСТ
rudall30 / Depositphotos.com |
Предприятия торговли, а также иные организации, которые посещают граждане (кинотеатры, театры, объекты бытового обслуживания и т.п.) должны соблюдать требования федерального законодательства, постановления Роспотребнадзора и органов власти субъектов РФ в целях борьбы с новой коронавирусной инфекцией. За нарушения санитарных правил установлена административная ответственность в виде штрафа:
- на граждан в размере от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
- на должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
- на ИП – от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 6.3 КоАП).
Так, как заявил на днях мэр Москвы Сергей Собянин, уже около 150 магазинов в столице были закрыты из-за нарушения мер безопасности, связанных с коронавирусом. Аналогичная ситуация наблюдается и в других субъектах РФ. Наш эксперт, Павел Кокорев, ведущий юрист Европейской Юридической Службы, составил чек-лист, который поможет быстро проверить, учли ли вы все предписания в организации своей работы, и если нет, отладить бизнес-процессы до проверки контролирующим органом.
Для того, чтобы объект торговли не закрыли или не выписали штраф из-за несоблюдения установленных ограничений, необходимо соблюдать постановления и рекомендации Роспотребнадзора:
- Методические рекомендации MP 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 1 июня 2020 г.) (далее – MP 3.1/2.3.5.0191-20);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 марта 2020 г. № 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" (далее – Постановление № 6);
- а также ограничения, установленные региональными нормативными правовыми актами.
Обеспечить соблюдение социальной дистанции между покупателями – не менее 1,5 м, нанеся в торговом зале и перед кассами разметки (подп. 2.11 п. 2 МР 3.1/2.3.5.0191-20).
В нормативно-правовых актах конкретного субъекта РФ может конкретизироваться, как должно соблюдаться это требование. Так, например, в Москве и Санкт-Петербурге оно должно обеспечиваться путем нанесения в магазине соответствующей разметки, а также установлением специального режима допуска и нахождения на торговом объекте (Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"). В Екатеринбурге и Свердловской области установлена обязанность для собственников и иных законных владельцев помещений, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли и общественного питания не допускать превышения предельного количества лиц, которые могут одновременно находиться в одном помещении, определяемого из расчета не более 1 человека на 4 кв. м площади помещения (Указ Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 г. № 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)").
Проводить мероприятия по обеспечению дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфекционными средствами для обработки рук, поверхностей и инвентаря (п. 1.4 Постановления № 6):
- проводить генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств перед открытием предприятия торговли;
- размещать при входе на предприятие мест обработки рук сотрудников и посетителей кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью дозаторов), или дезинфицирующими салфетками;
- обрабатывать руки и (или) перчатки кожными антисептиками продавцами, кассирами, работниками зала не реже, чем каждые два часа;
- проводить дезинфекцию с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей, дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д.
Исключить возможность самостоятельной навески продуктов питания покупателями, осуществлять реализацию товаров в упакованном виде (п. 3.2 МР 3.1/2.3.5.0191-20). В том числе такое требование установлено и в актах субъектов Федерации (Постановление Губернатора Забайкальского края от 12 июня 2020 г. № 74 "О некоторых мерах при организации торговли на территории города Читы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Распоряжение Главы Республики Карелии от 12 марта 2020 г. № 127-р "О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия").
Организовать "входной фильтр" для сотрудников. Ежедневно перед началом рабочей смены, а также вечером нужно проводить контроль температуры тела работников, при этом обязательно отстранять от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками респираторного заболевания. Также следует уточнять состояние здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информацию о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта РФ (опрос, анкетирование и др.), фиксировать контроль температуры в специально заведенном журнале.
В некоторых регионах при оказании услуг бытового обслуживания предусмотрена обязательная термометрия посетителей и иные требования. Например, на территории Ленинградской области предусмотрено, что работа парикмахерских, салонов красоты, косметических салонов и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающих очное присутствие гражданина, необходимо осуществлять при условии использования входной термометрии и сотрудников, и посетителей (Постановление Правительства Ленинградской области от 13 августа 2020 г. № 573 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"). И при выявлении повышенной температуры и (или) симптомов ОРВИ не допускать обслуживания посетителей, обеспечить незамедлительное отстранение сотрудников от работы; вести список посетителей, содержащих фамилию, имя, отчество (при наличии), номер мобильного телефона и дату посещения.
Обеспечить персонал одноразовыми масками, которые необходимо менять не реже 1 раза в 3 часа, или многоразовыми масками со сменными фильтрами, смена которых осуществляется в соответствии с инструкцией (п. 2.3 МР 3.1/2.3.5.0191-20).
Осуществлять контроль за использованием посетителями масок и перчаток в случае установления таких требований региональными НПА.
Отказывать в обслуживании посетителей при отсутствии масок и перчаток (информация Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г.).
Соблюдать удаленный режим работы в случае установления таких требований региональными НПА. Так, например, в Москве с 5 по 28 октября не менее 30% персонала, а также сотрудников старше 65 лет и имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения города Москвы, за исключением тех сотрудников, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организаций и ИП, должны трудиться дистанционно (п. 11 Указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности").