Что изменится для школьников и учителей с 1 сентября: принятые и планируемые решения
agrino / Depositphotos.com |
Традиционно ближе к началу учебного года активизируется процесс обсуждения проблем российского образования и поиска путей их решения. И, хотя в этом году федеральным властям пришлось оперативно реагировать на пандемические вызовы до конца учебного года, сейчас – самое время проанализировать все выявленные недочеты и подумать, что можно исправить и доработать. Обсуждению отдельных вопросов школы постковидного периода была посвящена пресс-конференция, в которой приняли участие первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин и заместитель главного редактора издательства "Просвещение" Татьяна Серебрякова.
О ключевых поправках, которые затронут сферу образования уже с 1 сентября текущего года, расскажем подробнее.
Принятые решения
С 1 сентября вступят в силу два ключевых решения:
- введение федеральной доплаты за классное руководство;
- обеспечение горячим питанием школьников начальных классов.
Первое нашло отражение в поручениях Президента РФ, а второе – в поправках к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании).
Доплата за классное руководство
С начала учебного года классные руководители будут ежемесячно получать дополнительную выплату за классное руководство в размере 5 тыс. руб. Реализацию такой меры еще в январе инициировал Президент РФ Владимир Путин, о чем он сообщил в ходе оглашения ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ. Причем указанная доплата станет дополнительной к тем региональным выплатам, которые уже получают классные руководители. "Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки", – подчеркнул глава государства.
Как отмечается в письме Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях", основанием для поручения Президента РФ осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство послужили общенациональная, федеральная значимость процессов воспитания и особая роль классного руководства. По мнению представителей ведомства, материальное стимулирование классных руководителей будет не только побуждать педагогов к осуществлению деятельности по классному руководству, но и обеспечивать качество и эффективность этой деятельности.
Источником финансирования дополнительной выплаты станут средства федерального бюджета.
Горячее питание для школьников начальных классов
С 1 сентября вступит в силу поправка к ст. 37 Закона об образовании об обеспечении учащихся начальной школы (с 1 по 4 класс) не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. Такая мера будет реализована за счет бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также иных источников финансирования, установленных законом (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 марта 2020 г. № 47-ФЗ; далее – Закон № 47-ФЗ). При этом бюджеты субъектов РФ смогут получить субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием младших школьников.
Мероприятия по созданию условий для организации бесплатного горячего питания учащихся начальных классов в государственных и муниципальных образовательных организациях будут реализовываться поэтапно в период с 1 сентября 2020 года по 1 сентября 2023 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 47-ФЗ). На реализацию этих мероприятий будут выделены необходимые средства – по словам Олега Смолина, в текущем году – 21 млрд, в 2021 году – 42 млрд, в 2022 году – 56 млрд, в 2023 году – 62 млрд руб.
Закон о горячем питании школьников первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке считает одним из главных достижений Госдумы за последнее время. "Подобные проекты мы вносили в Госдуму еще 20 лет назад, но тогда не было денег для их реализации", – отметил парламентарий. Но, по его словам, деньги на реализацию этой меры и сейчас пока не поступили в регионы. "Регионам, скорее всего, придется в сентябре кормить школьников за свои деньги, так как конкурсные процедуры занимают много времени", – подчеркнул спикер. Кроме того, разные субъекты РФ получат разную долю федерального финансирования на эти цели: "Хотя дети в общем-то у нас одни и есть хотят примерно одинаково", – заключил депутат. А те регионы, в которых несколько школ не имеют пунктов горячего питания, и вовсе не смогут претендовать на получение денег из федерального бюджета.
Отметим, в рамках реализации новой меры Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации:
- "Порядок организации родительского (общественного контроля) за организацией питания детей";
- "Рекомендации по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организациях".
Указанные документы конкретизируют требования к организации питания, регламентированные действующими санитарными нормами и правилами. Они предназначены в качестве методического инструмента реализации субъектами РФ на практике меры по обеспечению 100% охвата обучающихся начальных классов бесплатным горячим здоровым питанием.
Планируемые решения
Перечень планируемых поправок гораздо шире списка уже принятых решений. Инициированные изменения касаются не только цифровизации системы образования и дистанционного обучения, но и воспитательной составляющей процесса обучения.
Возобновление очного обучения с 1 сентября
Вопрос о дате начала нового учебного года пока не решен окончательно, хотя все чаще представители Минпросвещения России и Рособрнадзора говорят о том, что школьники, как и всегда, сядут за парты с 1 сентября. Олег Смолин считает заявление Министра просвещения РФ Сергея Кравцова о том, что дети пойдут в школу с 1 сентября и будут учиться в живом режиме преждевременным. "Мы надеемся, что к сентябрю пандемия остановится, но никто не гарантирует, что не будет второй волны, поэтому все будет зависеть от того, как будет развиваться заболеваемость коронавирусом в РФ", – отметил он, подчеркнув, что депутаты выступают за то, чтобы дети могли учиться полноценно в живом режиме. Однако парламентарий считает вполне возможным, что 1 сентября учебный процесс начнется в живом режиме, а потом придется снова переходить на дистанционный.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Вероятно, более конкретная информация относительно начала учебного года и порядка организации образовательного процесса в текущих эпидемиологических условиях появится не раньше августа. Ведь при решении этих вопросов российским властям придется учитывать не только текущую статистику заболеваемости, но и прогнозы экспертов, которые не исключают возможности очередной вспышки эпидемии (так называемая "вторая волна") именно осенью.
Очевидно, что и школьная линейка не будет проходить в традиционной форме. Глава Минпросвещения России на международной дистанционной конференции "Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования" заявил: "У нас традиционно 1 сентября проходят линейки, по понятным причинам мы немножко в другом формате их проведем, но школьники придут в школы, учителя, и начнется образовательный процесс, но с определенными требованиями, чтобы не допустить вспышек заболевания или распространения инфекции, чтобы максимально обеспечить безопасность и здоровье наших школьников и педагогов".
Стоит отметить, что если школы откроются в обычном порядке с 1 сентября, то в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции им придется организовывать процесс обучения с учетом выпущенных Роспотребнадзором рекомендаций. В них речь идет о "кабинетной системе обучения", сокращении количества детей в классе (по возможности), "скользящем графике" начала и завершения уроков для разных классов, проветривании кабинетов после каждого урока, проведении некоторых уроков на открытом воздухе, а также о наличии работающих обеззараживателей воздуха, обязательном ношении масок и перчаток персоналом пищеблоков, контроле соблюдения правил личной гигиены учениками и персоналом, зигзагообразной рассадке и соблюдении социальной дистанции во время экзаменов и т. п. Олег Смолин пояснил, что в случае выявления заболевания у обучающегося, всю школу закрывать не предполагается, но "класс, скорее всего, будет переведен на карантин".
Воспитание обучающихся
Вполне вероятно, что к 1 сентября уже будут приняты поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая и уже принят нижней палатой парламента в первом чтении.
Согласно документу воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников.
Кроме того, будет скорректировано понятие "воспитание" – под ним предлагается понимать деятельность, направленную на:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России, к природе и окружающей среде.
Также в законе появится статья об общих требованиях к организации воспитания.
Поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2020 года, но при этом предусмотрен переходный период – до 1 сентября 2021 года, в течение которого образовательные программы будут приведены в соответствие с новыми нормами.
Цифровизация системы образования
С 1 сентября также планируется начать эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (далее – ЦОС). Минпросвещения России в конце июня вынесло на общественное обсуждение соответствующий проект правительственного постановления1.
Речь идет о ЦОС как элементе всех развитых мировых систем образования, включающем высокоскоростной Интернет в школах, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках. "Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны", – отметил Сергей Кравцов.
В числе участников эксперимента обозначены 14 регионов – Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский и Пермский края. В этих субъектах РФ уже ведется подготовительная к проведению эксперимента работа.
Согласно документу эксперимент продлится до конца 2022 года. Его конечной целью станет обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогам доступа к платформе ЦОС. Ожидается, что благодаря ЦОС школы, педагоги и обучающиеся получат не только доступ к высокоскоростному Интернету для занятий в школе, к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, но и цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо причинам не имеющему возможности длительное время посещать школу, быть на связи с классом и учителем во время урока. Кроме того, эксперимент будет способствовать интеграции государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС, а также предоставит возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий. Для педагогов он будет полезен тем, что усовершенствует автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки их от излишней бумажной работы с отчетами.
В целом поддерживая идею цифровизации системы образования, Олег Смолин считает, что в нормальном (не пандемическом) режиме цифровизация должна соответствовать уровню и возрасту детей ("в начальной школе с ней нужно быть крайне осторожными, в основной школе она может быть представлена несколько шире, в старшей школе – еще шире"). А сами информационные технологии должны быть не заменой, а помощником учителя, подчеркнул депутат. С ним согласилась и Татьяна Серебрякова. "Никакие дистанционные форматы не заменят общение с учителем в школе, дистанционная форма обучения – это всего лишь одна из многих применимых технологий", – подчеркнула она.
Что касается Интернета и целесообразности ограничения доступа к нему детей, то Олег Смолин считает, что Интернет нужен, но не любой, а безопасный и образовательный. А электронные учебники не должны вытеснять обычные – они должны существовать параллельно.
Развитие дистанционного обучения
Дистанционное обучение, на которое власти вынуждены были перевести школьников в период обострения пандемии, выявило ряд проблем технического и материального характера. В частности, некоторые обучающиеся не могли подключиться к онлайн-урокам, поскольку не имели необходимых технических возможностей (отсутствие ноутбука, доступа в Интернет, периодические сбои в интернет-трафике и т. п.), да и не все родители поддержали идею перевода учебного процесса в дистанционный формат. Кроме того, выявился и правовой пробел относительно полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. В связи с этим в мае этого года в Госдуму были внесены отдельные законопроекты.
Первый документ (законопроект № 963511-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по вопросу добровольности дистанционного обучения"), одним из авторов которого выступил Олег Смолин, содержит две ключевые идеи:
- дистанционное обучение в обычных условиях, не считая случаев введения режима повышенной готовности, режима ЧС или ЧП, должно вводиться на добровольной основе (такая норма предусмотрена "во избежание злоупотреблений, и чтобы успокоить тех людей, которые подозревают, что власть хочет разогнать учителей и оставить только компьютеры");
- если в особых (чрезвычайных) условиях государство вынуждено переводить детей на дистанционное обучение, оно обязано позаботиться об их обеспечении компьютерной техникой, Интернетом, программным обеспечением и другими необходимыми условиями (делать это планируется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ).
В свою очередь, второй законопроект – № 957354-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" – направлен на законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Минпросвещения и Минобрнауки России в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий: по вопросам общего и среднего профессионального образования – Минпросвещения России, по вопросам высшего образования – Минобрнауки России.
В указанных законодательных инициативах не прописан срок вступления их в силу, но если процесс их рассмотрения и принятия не затянется, то они могут начать действовать уже в ближайшем учебном году.
***
То испытание, которое перенесла российская система образования из-за распространения на территории страны новой коронавирусной инфекции, не только выявило слабые стороны в организации образовательного процесса, но и дало толчок для развития новых технологий в образовании. Пандемия не повлияла на уже принятые законодательные решения, касающиеся российского образования, но стала стимулом для разработки новых, актуальных в современных условиях, решений, которые даже в случае непредвиденных ситуаций помогут обеспечить детей качественным образованием, во многом являющимся залогом их жизненного успеха.
______________________________
1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 01/01/06-20/00105396).