Новости и аналитика Аналитические статьи Общесистемные и отраслевые рекомендации Роспотребнадзора для возобновления бизнеса: проблемы и пути их решения

Общесистемные и отраслевые рекомендации Роспотребнадзора для возобновления бизнеса: проблемы и пути их решения

Общесистемные и отраслевые рекомендации Роспотребнадзора для возобновления бизнеса: проблемы и пути их решения
steilemas@gmail.com / Depositphotos.com

С момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, и до настоящего времени, когда эти меры постепенно снимаются, Роспотребнадзором было выпущено несколько десятков рекомендаций. Они касаются сфер торговли, услуг, туризма, транспорта, культуры, образования, строительства, спорта, работы предприятий и т. д. и содержат список необходимых мер для профилактики и предотвращения рисков распространения инфекции.

Начало постковидного периода, с одной стороны, позволило многим организациям возобновить свою деятельность, с другой стороны, обусловило необходимость ужесточения мер профилактики в целях предотвращения новой волны заболевания.


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


С какими трудностями столкнулись представители бизнеса при исполнении рекомендаций Роспотребнадзора, и какие пути решения возникающих на практике проблем готово предложить ведомство, рассмотрим подробнее.

 

Общесистемные рекомендации

Несмотря на то что рекомендации Роспотребнадзора носят отраслевой характер и разработаны с учетом специфики соответствующей сферы деятельности, в них прослеживаются и общие положения. Речь идет об общесистемных рекомендациях, упоминаемых практически в каждом документе. К ним можно отнести периодическое проведение дезинфекции контактных поверхностей, обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ) сотрудников организации, проведение термометрии в течение дня и т. п.

Являются ли рекомендации Роспотребнадзора обязательными для исполнения? Ответ – в материале системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

В ходе проведенной ТПП РФ на прошлой неделе видеоконференции по обсуждению проблемных вопросов, связанных с возобновлением деятельности бизнеса в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова озвучила несколько ключевых проблем, с которыми сталкивается бизнес при возобновлении своей деятельности после снятия ограничительных мер. Первая проблема заключается в том, что, попадая в регионы, рекомендации Роспотребнадзора ужесточаются, дополняются и приобретают вместо рекомендательного обязательный характер.

Заместитель руководителя Роспотребнадзора Ирина Брагина обратила внимание на то, что Роспотребнадзор выпускает именно рекомендации как правила, добровольные к исполнению, но при этом призвала разграничивать рекомендации от санитарных правил – первые не являются НПА и не влекут применение ответственности за их нарушение, вторые считаются НПА и являются обязательными для применения.

Напомним, подп. "а.2" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" наделяет органы госвласти субъектов РФ правом предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. И в целом Роспотребнадзор считает нормальной практику переработки рекомендаций с учетом особенностей распространения новой коронавирусной инфекции в конкретном регионе.

Второй проблемой является отсутствие четкого и конкретного алгоритма в сформированных Роспотребнадзором рекомендациях. Например, не прописано, как часто и каким образом проводить утилизацию СИЗ, что считать повышенной температурой, как правильно вести входные журналы, как рассчитывать пятидневный запас СИЗ и дезинфицирующих средств и т. п. Такие пробелы порождают различие в толковании на практике, в том числе и со стороны проверяющих органов. Ирина Брагина подчеркнула, что Роспотребнадзор при разработке рекомендаций не хотел устанавливать очень жесткие требования, но рассчитывал на то, что возобновление работы бизнеса будет проходить в тесном взаимодействии с региональными управлениями Роспотребнадзора, которые помогут сориентироваться в рекомендациях и разъяснить непонятные моменты.

Что касается пятидневного запаса СИЗ и дезинфицирующих средств, то формулы для его расчета нет. Но при расчете можно ориентироваться на рекомендованную периодичность смены СИЗ и проведения дезинфекции поверхностей. Например, зная, сколько в день уходит средств дезинфекции на протирание контактных поверхностей, какова общая площадь этих поверхностей, можно рассчитать, сколько таких средств нужно в среднем на пять дней. По словам начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора Ирины Шевкун, единой инструкции в части использования дезинфицирующих средств быть не может, поскольку такие средства отличаются по характеристикам, в частности, у них разная концентрация разведения и, соответственно, расход.

Представители бизнеса сталкиваются с тем, что проверяющие спрашивают сертификаты на дезинфицирующие средства. Позиция Роспотребнадзора по этому вопросу сводится к тому, что требование наличия сертификатов на применяемые дезинфицирующие средства – не избыточное требование проверяющих, а действующее требование российского и наднационального законодательства (актов ЕАЭС), поскольку дезинфицирующие средства входят в перечень продукции, которая подлежит государственной регистрации, в соответствии с решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299. "У нас в стране разрешены дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке, то есть должны быть не сертификаты, а свидетельства о государственной регистрации", – подчеркнула Ирина Шевкун.

Напомним, Инструкцией по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (приложение к письму Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. № 02/770-2020-32) предусмотрено проведение профилактической и очаговой (текущей, заключительной) дезинфекции. Для дезинфекции используются средства из различных химических групп: хлорактивные (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты – в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%, хлорамин Б – в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3%), кислородактивные (перекись водорода – в концентрации не менее 3%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) – четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%), третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05%), полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2%), спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей – изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе). В инструкциях по применению таких средств указаны режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.

Организации и проведению дезинфекции в целях профилактики COVID-19 посвящен и отдельный раздел Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15). Его положения являются обязательными для исполнения.

Поскольку перечень дезинфицирующих средств, имеющих свидетельство о госрегистрации, очень обширный, Роспотребнадзор не готов выделить среди них какие-то определенные бренды и включить их в отдельный список тех средств, которые прошли госрегистрацию. Поэтому для исключения возможных проблем при проверках ведомство рекомендует хозяйствующим субъектам при покупке дезинфицирующих средств запрашивать у продавца копию свидетельства об их госрегистрации. Также необходимую информацию о госрегистрации можно найти в реестре свидетельств о государственной регистрации.

В части порядка проведения влажной уборки помещений Роспотребнадзор решил пойти по пути наименьшей регламентации, чтобы не обременять бизнес. Так, например, в предприятиях торговли предусмотрено проведение ежедневной (ежесменной) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажной уборки торговых залов, служебных помещений и мест общественного пользования (комнат приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств (подп. 2.4 п. 2 MP 3.1/2.3.5.0191-20). В санаториях периодичность влажной уборки не уточнена, но для гостиниц она более конкретизирована, равно как и проведение ежедневной и генеральной уборки.

В свою очередь, при рекомендации менять одноразовые медицинские маски раз в три часа расчет пятидневного запаса СИЗ можно сделать с учетом общего количества сотрудников на предприятии и времени смены на одного работника (например, при 8-часовом рабочем графике работника нужно обеспечить 3 масками в день для соблюдения частоты их замены). Причем ни в одних рекомендациях Роспотребнадзора не имеется положения о том, что бизнес должен обеспечивать своих клиентов и посетителей масками и перчатками. Сфера ответственности предпринимателей – исключительно обеспечение СИЗ своих сотрудников, подчеркнула Ирина Шевкун. Даже тогда, когда масочный режим введен как обязательный в конкретном субъекте РФ, ответственность за его нарушение лежит именно на гражданине, а не на хозяйствующем субъекте, на территории объекта которого находится нарушитель режима.

Здесь уместно вспомнить и про разъяснения Роспотребнадзора о правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без СИЗ в случае введения режима их обязательного использования. Так, при наличии принятого в установленном порядке НПА субъекта РФ, обязывающего граждан носить маски в определенных местах (например, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т. п.), такое требование становится императивным предписанием. Оно подразумевает как безусловное соблюдение, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к ответственности. "Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи", – подчеркивается в информации Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г. "О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования").

Представитель Роспотребнадзора напомнила, что мораторий на плановые проверки бизнеса еще действует, поэтому просто так прийти на объект и проверить соблюдение рекомендаций сотрудники территориальных управлений не могут. Однако не исключены случаи выявления нарушений в ходе проведения эпидемиологического расследования в связи с фиксацией случая заболевания на предприятии. "Невыполнение противоэпидемических мероприятий, которое повлекло распространение инфекции среди сотрудников, может послужить основанием для применения мер ответственности", – считает Ирина Шевкун.

В ходе мероприятия Елена Дыбова подчеркнула, что бизнесу и так нелегко восстанавливаться после снятия ограничений – "он нацелен на сохранение персонала, и штрафы никак не способствуют этому". Поэтому ТПП РФ призывает контролирующие органы не искать в каждом предпринимателе злостного нарушителя и считает, что система предупреждения должна быть превалирующей над системой штрафов при выявлении нарушения масочного режима, порядка дезинфекции и т. п. впервые.

 

Рекомендации для сферы торговли и общественного питания

В числе требований, отягощающих предпринимателей в посткоронавирусный период деятельности, – требование по дополнительной упаковке овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, которое увеличивает время выбора товара и способствует образованию очередей. Речь идет о подп. 3.2 п. 3 Методических рекомендаций MP 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли" (утв. Роспотребнадзором 1 июня 2020 года), предусматривающем исключение возможности самостоятельного проведения покупателями навески продуктов питания и предписание осуществлять реализацию товаров в упакованном виде. Роспотребнадзор согласился с идеей разграничить продукты, для которых такое требование является необходимым (например, хлебобулочные изделия, орехи и т. п., которые не проходят термической обработки после покупки), и для которых оно является избыточным, поскольку они подлежат последующей дезинфекции или термической обработке (фрукты, овощи, мукомольные изделия и др.). 

Следующим проблемным моментом является дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей, дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д. (абз. 2 подп. 2.4 MP 3.1/2.3.5.0191-20). Ирина Шевкун обратила внимание на то, что в федеральных рекомендациях это положение не содержит указания на то, что такую дезинфекцию необходимо производить в отдельном помещении с использованием специального инвентаря, торгового оборудования и т. п. Но не исключено, что соответствующие уточнения может содержать региональный НПА, выпущенный на основе рекомендаций.

Что касается применения в закрытых помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха, то речь идет не о постоянной их работе, а о периодическом применении (например, перед началом рабочего дня, по окончании смены и т. п.). А относительно проведения влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнат приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия четко не регламентирована их периодичность – упоминается только о ежедневной (ежесменной) уборке.

В части необходимости нахождения всех сотрудников организации на работе в СИЗ позиция Роспотребнадзора категорична: "Маска – один из основных способов предотвращения передачи вируса от человека к человеку". Например, для поваров и всех сотрудников объектов общепита, контактирующих с посетителями, такое требование вполне логично, поскольку уже доказана возможность передачи инфекции через пищевые продукты. Что же касается работников складских помещений, то и им следует пользоваться СИЗ для предотвращения заражения своих коллег. Между тем, в горячих цехах такого требования нет, так как сотрудники и так обеспечены средствами защиты от вредных производственных факторов.

Еще одним препятствием в применении рекомендаций является отсутствие конкретных правил утилизации СИЗ. Ирина Шевкун подчеркнула, что в рекомендациях речь не идет об утилизации как о процессе обращения с отходами, говорится только об организации централизованного сбора использованных одноразовых масок и их помещении в герметичную упаковку в два полиэтиленовых пакета перед размещением в контейнеры для сбора отходов. Решение составлять акт об этом или нет остается на усмотрение организации, но в принципе проверяющим достаточно показать емкость для использованных СИЗ.

Вызывают вопросы на практике и неточности в Методических рекомендациях MP 3.1/2.3.6.0190-20 "Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" (утв. Роспотребнадзором 30 мая 2020 года). Так, в п. 2 говорится об обеспечении персонала запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок без упоминания перчаток, а в п. 9 – об обеспечении не менее пятидневного запаса СИЗ, включая не только маски, респираторы, но и перчатки. Специалист Роспотребнадзора пояснила, что это – техническое упущение, сотрудники объектов общепита (повара, официанты и т. п.) должны быть обеспечены и масками, и перчатками. Однако положения о частоте смены перчаток в рекомендациях нет. Целесообразно менять их по мере износа или повреждения.

Требование одноразового меню каждому посетителю в федеральных рекомендациях не содержится и в Роспотребнадзоре считают его обременительным. Вполне допустимо пользоваться заламинированным меню и подвергать его дезинфекции после каждого посетителя. А относительно требования размещения столов в предприятиях общественного питания с соблюдением дистанцирования на расстоянии 1,5 м поясняется, что не надо понимать его буквально – речь идет все-таки не о расстоянии между столами, а о безопасной дистанции между посетителями. Кроме того, официанты не обязаны заставлять посетителей пользоваться в ресторане, кафе или другом объекте общепита СИЗ.

 

Рекомендации для индустрии гостеприимства

В данном случае стоит разграничивать рекомендации по профилактике COVID-19 в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения), и рекомендации для санаторно-курортных учреждений. Для последних, поскольку они оказывают медицинские услуги, установлены более жесткие требования. Так, например, одним из проблемных моментов является требование наличия справки о контактах с зараженными. На постояльцев гостиниц и пансионатов такое требование не распространяется, оно действует только для санаторно-курортных учреждений, имеющих медицинскую лицензию. При поступлении в такое учреждение отдыхающие должны предоставить справку или отметку в пакете документов об отсутствии контакта с больными COVID-19 в течение предшествующих 14-ти дней, выданную медицинской организацией не позднее, чем 3 дня до отъезда. Это обусловлено тем, что в санатории чаще всего приезжают люди из числа тех, кто имеет хронические заболевания и находится в группе риска по коронавирусу.

Разъяснено, что справка об отсутствии контакта с больными COVID-19 в течение предшествующих 14-ти дней аналогична справке о контактах, которую выдают детям для детского сада. Ее может выписать участковый терапевт медорганизации по месту проживания гражданина. В рекомендациях не прописано, должен ли санаторий изъять у отдыхающего рассматриваемую справку, но логично ее хранить вместе с теми документами о здоровье, которые по окончании пребывания в санатории выдаются отдыхающему.

Действующие рекомендации также содержат положения о проведении термометрии – для санаториев она проводится при приеме отдыхающих в учреждение, а также не реже одного раза в день, а для гостиниц – при заезде, при входе в гостиницу и в предприятии общественного питания в гостинице в течение дня. Для гостей, которые живут в отдельных домиках и не проходят через ресепшн, остается измерение температуры при входе в предприятие общественного питания в гостинице. То есть необходимость проведения термометрии зависит от того, какое скопление людей в месте размещения – где больше людей, там больше рисков и жестче требования. Ведение журналов измерения температуры не предусмотрено ни для сотрудников, ни для посетителей, но нет и запрета на его ведение (на усмотрение руководителя организации). Также нет требования о том, что измерять температуру должен медработник – это может быть любое лицо, назначенное ответственным за исполнение такой обязанности (охранник, администратор и т. п.).

Конкретных значений повышенной температуры действующее федеральное законодательство не устанавливает, но в части мер, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, некоторые субъекты РФ закрепили их в региональных нормативных актах. Начальное значение повышенной температуры варьируется от 37 до 37,2 градусов.

Что касается приборов для обеззараживания воздуха, то, по словам советника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора Оксаны Коршуновой, в рекомендациях речь идет в целом о таких приборах – "это могут быть приборы стационарные, передвижные, закрытого или открытого типа". В это понятие включаются также фильтры, которые встроены в общеобменные системы вентиляции помещения, добавила Ирина Шевкун. Использование приборов для обеззараживания будет обязательно до тех пор, пока не исчезнет риск заражения. Единственный совет здесь – четко следовать инструкции, соответствующей режиму обеззараживания.

Напомним, в гостиницах проведение обеззараживания воздуха с применением соответствующего оборудования предусмотрено в местах общего пользования (холлах, вестибюлях, столовых) и в рамках выездной уборки номеров (п. 22 MP 3.1/2.1.0193-20), а в санаториях все медицинские помещения и все места общего пользования должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха (абз. 8 и абз. 10 раздела 1, абз. 1 раздела 2 MP 3.1/2.1.0182-20). 

Требований относительно организации питания по типу "шведский стол" или с использованием линии раздачи рекомендации не содержат, кроме нанесения сигнальной разметки на полу. Но при этом следует учитывать требования к объектам общепита. В свою очередь, для учреждений физкультуры и спорта предусмотрено предоставление посетителям только упакованных напитков и готовой пищевой продукции исключительно в промышленной упаковке (ланч-боксах) с возможностью разогрева в специально оборудованных местах.

В ходе мероприятия был затронут и вопрос проведения лабораторных исследований на COVID-19 персоналу санаторно-курортного учреждения – они проводятся по эпидемическим показаниям на основании предписаний территориальных органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту расположения санаторно-курортного учреждения. Подробные правила проведения таких исследований определены в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Например, перечислены приоритеты 1-го, 2-го и 3-го уровней в части проведения лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении отдельных групп граждан. В отношении не указанных ни в СанПин, ни в рекомендациях Роспотребнадзора категорий граждан конкретные решения о необходимости проведения тестирования на COVID-19 принимают органы исполнительной власти субъектов РФ по предложению главных санитарных врачей территорий с учетом эпидемиологической ситуации в регионе. Также субъектами РФ могут быть предусмотрены компенсации расходов организаций на проведение тестирований. "Но в любом случае ценность человеческой жизни дороже, чем стоимость анализов", – подытожила Советник Управления эпидемиологического надзора Роспотребнадзора Елена Игонина.

Стоит отметить, что ТПП РФ инициировала выделение на федеральном уровне компенсации бизнесу, в том числе на покрытие указанных расходов. По словам Елены Дыбовой, решение по этому вопросу еще не принято, хотя предполагаемый объем помощи со стороны Правительства РФ на эти цели – порядка 25 млрд руб. – обсуждается. В свою очередь, ФСС России уже предусмотрел возможность частичного погашения предпринимателями своих расходов за счет тех взносов, которые бизнес платит с фонда оплаты труда.

Но в целом Ирина Шевкун не исключает возможности временного – на период пандемии – переформатирования деятельности санаториев из предоставления собственно медуслуг в оказание услуг по размещению и питанию посетителей по типу гостиницы, так как к последним предъявляются менее жесткие санитарно-эпидемиологические требования, чем к санаториям. Но это должно быть закреплено документально с официальным уведомлением местных органов власти и контролирующих органов.

В отношении детского отдыха Ирина Шевкун обозначила позицию Роспотребнадзора, которая сводится к тому, что возможность организации детского отдыха по решению губернаторов с 1 июля может быть предусмотрена только в пределах региона проживания ребенка. Это ограничение не касается городов федерального значения (их жители из числа детей могут отдыхать в граничащих территориях) и планируется сделать изъятие для детей Арктической зоны. Еще одной особенностью организации отдыха детей в текущем сезоне будет закрытость – одномоментный заезд персонала и детей без возможности выезда до конца смены, а также допуск персонала к работе только по результатам анализа на наличие антител к вирусу. По данным Роспотребнадзора, в восьми субъектах РФ уже началась летняя оздоровительная компания.
Что касается открытия детских кружков и других организаций допобразования, то этот вопрос находится в компетенции органов власти соответствующего субъекта РФ.

 

Рекомендации для индустрии развлечения и отдыха

Ключевым моментом для бизнеса является возможность возобновления экскурсий. Но это – не сфера регулирования Роспотребнадзора, а компетенция органов власти субъекта РФ. Роспотребнадзор предлагает рассматривать такую возможность по аналогии с поэтапным открытием торговых центров – если ТЦ открываются в зависимости от площади территории, то экскурсии можно возобновлять в зависимости от числа туристов, участвующих в них. Например, на первом этапе – разрешить индивидуальные экскурсии и экскурсии в малых группах (по 5-10 человек), на втором – групповые экскурсии и т. д.). Роспотребнадзор готов при необходимости составить рекомендации по проведению экскурсий в период существования угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.

В ходе мероприятия была затронута также тема работы детских дошкольных учреждений и детских кружков, кинотеатров и музеев. "Открытие любых объектов и снятие ограничительных мероприятий с какой-либо деятельности – полномочие, которое дано субъектам РФ Президентом РФ, а Роспотребнадзор только разрабатывает методические рекомендации с расчетом показателей, которые могут являться основанием для снятия этих ограничений", – заключила Ирина Шевкун. К тому же Роспотребнадзор призывает предпринимателей использовать в качестве наглядного материала для информирования посетителей кинотеатров, музеев, выставочных залов и т. п. о необходимых мерах безопасности инфографики, сопровождающие методические рекомендации.

 

***
Как подчеркнула Елена Дыбова, наличие пробелов в рекомендациях Роспотребнадзора дает простор для творчества региональных властей, и "это творчество зачастую усложняет жизнь бизнесу". Но Роспотребнадзор готов идти на конструктивный диалог с предпринимателями и по мере выявления проблемных моментов в части реализации на практике выпущенных рекомендаций оперативно корректировать и актуализировать отдельные положения своих документов.

Обратная связь с бизнесменами налажена в том числе посредством электронной почты business@rospotrebnadzor.ru, на которую принимаются жалобы по практическому применению рекомендаций и предложения по их корректировке. Также во всех регионах действуют горячие линии территориальных органов Роспотребнадзора, сотрудники которых помогут разрешить возникающие сложности и правильно оценить ту или иную ситуацию. Не исключено, что по инициативе ТПП РФ, дополнительно будут организованы совещания территориальных органов Роспотребнадзора с бизнесом для разрешения текущих вопросов. "Но в любом случае хозяйствующие субъекты должны быть сами заинтересованы в обеспечении максимальной безопасности на своем объекте, потому что если там будет выявлен больной сотрудник, то закроется весь объект", – подытожила Ирина Шевкун.

Документы по теме:

Читайте также: