Действовать, как юрист. Мыслить, как дизайнер
На правах рекламы
sdecoret / Depositphotos.com |
Legal Design, или юридический дизайн, – это методология перехода юристов и юридического дела к цифровой трансформации (или к осваиванию Legal Tech отрасли). Как истинно практическая, методология Legal Design содержит набор приемов и методов, с помощью которых современному юристу возможно достичь желаемого. А именно разобраться, где и что из продуктов Legal Tech ему необходимо применить для решения актуальных задач, и ответить на вопрос, насколько эффективно применение тех или иных инструментов Legal Tech.
Представим такую ситуацию. Современный юрист понимает, в каком случае ему необходимо на практике применить чат-бот, собрать базу знаний, специальным образом ее разметить, заняться машинным обучением и после внедрения поддерживать возможности чат-бота на актуальном уровне.
Разумными будут сомнения. Юрист участвует в современной гонке технологий? Будет ли услугами бота удовлетворен потребитель юридических услуг? Что необходимо предпринять еще на стадии построения гипотезы, чтобы сделать продукт максимально удобным в использовании, а значит, и востребованным? Какие знания необходимы потребителю как стороне, задающей вопросы, и юристу как стороне, отвечающей на них? И наконец, достаточно ли у юриста квалификации для выполнения таких кейсов? Ему еще предстоит чему-то научиться?
Возможно, современный российский юрист уже взвешенно подходит к цифровизации. Однако эксперименты по быстрым решениям юридических проблем с применением Legal Tech часто заканчиваются колоссальными временными и денежными затратами на так и невостребованные решения. Потому что скорость, как говорится, нужна при ловле блох.
Мы говорим о том, что юридический дизайн – это подход, который позволяет, пройдя стадию применения пользовательского или дизайн-мышления, не совершать глобальных ошибок. А это в свою очередь дает выполнение юридических задач по предотвращению рисков и бизнес-задач по экономической эффективности юридического дела. Об экономической эффективности говорят и результаты работ современных дизайнеров от промышленности и производства. Недавнее исследование McKinsey о ценности дизайна для компаний, его применяющих, выявило беспрецедентные показатели прибыли, которые буквально поражают, – это практически 120% прироста.
Кому в юридической отрасли и как может быть полезен дизайн?
Во-первых, уйдем от самых распространенных заблуждений, Legal Design – это не визуализация. Это, скорее, рассказывание историй и проектирование бизнес-процессов, упрощение и доступность юридических документов и выстраивание коммуникаций. И только затем, возможно, визуализация.
В основе методологии юридического дизайна лежит метод дизайн-мышления или пользовательского мышления. Кроме того, в Legal Design обязательна юридическая экспертиза, а также возможно применение нескольких дизайн-дисциплин на выбор: программное проектирование, KM-системы (knowledge management), web-дизайн, UX- дизайн, usability, графический design, коммуникации в междисциплинарных группах по разработке решения Legal Design.
Применение дисциплин Legal Design варьируется в зависимости от ипостасей юридической деятельности. Ниже приводятся реальные примеры работы гипотетического агентства Legal Design (намеренно не называем его имени, чтобы избежать рекламного толкования).
Корпоративным юристам или инхаусам
Потребителями их услуг являются собственники бизнеса, а также подразделения этого бизнеса.
Клиент обратился к агентству Legal Design в связи с постоянно растущей потребностью заключения все новых и новых договоров по приобретению аудиовизуального контента. Традиционно работа по заключению договора с учетом переговоров длилась до шести месяцев. В результате агентству Legal Design удалось сократить типовой договор от двадцати шести страниц до одностраничного текста. Клиент для сделок стал использовать одностраничный документ –Руководство по ведению переговоров.
С левой стороны документа разместились ключевые финансовые условия переговоров по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, в центре – ключевые коммерческие условия, с правой стороны – стандартные постоянные условия, которые не подлежат обсуждению. Использование прозрачного и ориентированного на пользователя подхода теперь помогает клиенту вступать в партнерские отношения в течение нескольких недель, а не месяцев, как это было ранее. Созданный агентством Legal Design документ позволяет сторонам в их только зарождающихся отношениях опираться на доверие, ответственность и открытость.
Консалтинговым фирмам
Потребителями услуг консалтинговых фирм являются юридические и физические лица. Специализации услуг распространяются от сопровождения сделок по слиянию и поглощению корпораций до бракоразводных процессов физических лиц.
Агентство Legal Design оказывает помощь клиентам в разработке новых интерактивных способов общения с потребителем в сети Интернет, в онлайн-сервисах. В первую очередь для потребителя это связано с конфиденциальностью его персональных данных.
Статистика принятия потребителями пользовательских соглашений и иных условий онлайн-сервисов такова. Известно, что время на ознакомление с условиями обслуживания Amazon составляет примерно 9 часов. У других сервисов, которые мы используем, примерно та же ситуация. Как правило, потребители принимают условия вслепую (не читая). "Слепое подписание" как общая тенденция было подтверждено в исследовании Deloitte в 2017 году, согласно которому 91% потребителей в США принимают, не читая, условия использования приложений, обновлений, онлайн-сервисов или потокового видео (97% потребителей в возрасте между 18 и 34).
Но если их никто не читает, почему они продолжают оставаться юридической основой Интернета? Люди принимают условия, не понимая, к чему они предоставляют доступ, а это использование персональных данных, а также возможность отслеживания ряда совершаемых ими действий.
Общеевропейское положение о защите данных GDPR содержит указание на то, что вся информация, касающаяся персональных данных, теперь должна передаваться потребителям в "краткой, прозрачной, понятной и легкодоступной форме, используя ясные и понятные формулировки" (статья 12 GDPR).
В целях предоставления максимально четкой и доступной информации, которая полностью удовлетворит требования GDPR, клиент выбирает помощь агентства Legal Design в подготовке пользовательского соглашения и политики конфиденциальности.
Агентство Legal Design создает базовый набор условий пользовательского соглашения и политики конфиденциальности, обозначает их значками, с помощью UX-дизайна выделяет потребности пользователей в обращении с такими документами, процессы обработки данных и сохранения конфиденциальности описывает простым и доступным языком. Цель достигнута – все содержащиеся в документах данные полезны и предельно ясны пользователю.
Адвокатам и адвокатским образованиям
Потребителями услуг адвокатов так же, как и у консалтеров, являются юридические и физические лица.
В адвокатское бюро обратился клиент, представляющий известный бренд модной одежды, с просьбой о помощи в сопровождении проекта коллаборации. Сегодня бренды сотрудничают с влиятельными лицами не только для усиления своего голоса в социальных сетях, но и для совместного создания продуктов. Влиятельные лица в своем большинстве – цифровые аборигены, для которых даже электронная почта это уже адская кухня. Клиент попросил агентство Legal Design закрыть этот коммуникационный пробел.
Агентством Legal Design была создана специальная веб-страница, на которой размещено соглашение о коллаборации как естественном способе ведения бизнеса для влиятельных лиц и способе повышения привлекательности бренда в социальных сетях. В соглашении стороны осуществляли обмен обычным и видеоконтентом на своих ресурсах в сети Интернет, прежде всего на различных видеоканалах, а также в плане использования контента разрешали публикацию на принадлежащих им интернет-ресурсах.
Интерактивная веб-страница полностью отражала культуру бренда и привлекла внимание к ключевой контрактной информации. Соглашение стало доступным для ознакомления в Интернете. Страница была сделана с помощью типового IT-решения. Страница с соглашением также стала доступной в мобильном приложении, а во время модных показов за кулисами могла использоваться и бумажная версия документа.
Государственным структурам
Legal Design, несомненно, может быть полезен для государственных структур, работающих с потребителями, юридическими и физическими лицами, оказывающим услуги в том числе правового содержания.
Арбитраж является одной из наиболее уважаемых и традиционных форм разрешения экономических споров. В то же время эта судебная структура воспринимается многими как достаточно сложное для понимания учреждение. Генеральный секретарь Арбитражного института Финляндии решила эту задачу с помощью агентства Legal Design.
Арбитражный институт Финляндии и Агентство Legal Design поставили целью разработать инновационное решение, которое стало бы привлекательным и доступным потенциальным пользователям с точки зрения понимания арбитражного суда и процесса.
На создание новой модели с помощью методологии Legal Design ушло четыре месяца.
Процесс начался с семинаров и интервью, в ходе которых представители агентства брали интервью у лидеров бизнеса, юристов и студентов, чтобы понять, какая информация важна для каждого из этих пользователей, а также выявить узкие места и болевые точки в арбитражном процессе.
После этого Агентство Legal Design создало ряд прототипов решений, в которых каждый фрагмент информации служил определенной цели. Прототипы были протестированы пользователями.
Конечным решением стала "Карта арбитражного процесса" – онлайн-инструмент, предоставляющий всю важную информацию, касающуюся арбитража: сроки, цены, шаги и соответствующие требования закона. Инструмент интерактивный, централизованный, привлекательный и удобный для бизнеса.
"Карта арбитражного процесса" была оптимизирована для мобильных устройств, что позволило юристам, бизнес-лидерам и инхаус-юристам легко на ходу использовать приложение. Арбитраж за этот инструмент получил широкое признание и массу положительных отзывов в отрасли.
Общественным организациям, в том числе работающим по защите прав граждан
Работая с несколькими ассоциациями по защите прав женщин, агентство Legal Design смогло помочь женщинам овладеть своими правами и реализовать их в повседневной жизни. Это была Pro-Bono Work. Целью стало создание инструмента, который поможет женщинам защищать свои права в повседневных ситуациях с наипростейшим доступом к информации и максимальным вызовом доверия. Агентство Legal Design использовало дизайн для решения названных задач. Проекты Pro-Bono – это прекрасная возможность работать со многими интересными и творческими партнерами. К этому проекту агентство Legal Design привлекло независимого дизайнера. Результатом стал прототип – "Колода карт", в которой были карты для хранения с указанием прав женщин, карты для обмена – с вдохновляющим контентом и женскими фигурами – и карты для противостояния в случае возникновения проблемы.
Этот инструмент позволяет женщинам осознать свои права и осуществлять их незамедлительно. Продвижение и реализация прав женщин также необходимы и для знания их мужчинами. Конечно, с юмором и без обострения разногласий и напряженности.
Негосударственным организациям (пенсионным фондам, страховым компаниям), чьи услуги затрагивают права граждан
Использование юридического дизайна для решения юридической проблемы требует от компаний активного взаимодействия с пользователями (будь то клиенты или сотрудники). Необходимо задавать вопросы, узнавать их потребности, желания, цели из первых уст.
Например, агентство Legal Design, работая с одним из крупнейших пенсионных страховщиков севера Европы, разработало и провело серию семинаров, которые помогли определить ключевую информацию, важную для клиентов-пенсионеров.
Эта информация была затем использована в качестве основы для разработки привлекательного, понятного и юридически обоснованного письма в адрес пенсионеров с решением о назначении пенсии в самой наглядной и доступной форме. Польза для потребителя была очевидной, для страховщика же выпуск такого документа стал бесспорным укреплением авторитета.
Если кратко, то сферами применения Legal Design нам видятся:
- изменение культуры юридической профессии: использование разнообразия решений Legal Design и Legal Tech, интеграция с новыми партнерами из различных отраслей;
- дизайнерское мышление: обучение юристов проектированию, например, как в юридической специализации использовать дизайнерское мышление для консультирования своих клиентов по бизнес-проблемам;
- визуальный дизайн: обучение юристов основам визуального дизайна и практическому применению его в своих презентациях, заключениях и аргументах;
- инновационная стратегия: создание лабораторий инноваций и дизайна в юридических фирмах;
- пользовательское тестирование: оценка текущего приложения, веб-сайта или услуги, предлагаемой, например, государственным органом (хотя это может быть и частный бизнес), а затем проведение совместного проектирования юристами, разработчиками и дизайнерами и создание новых версий.
Legal Design и Legal Tech должны делать жизнь проще
Казалось бы, Legal Tech появился для упрощения деятельности и ускорения процесса оказания услуг. Однако при освоении этой новой отрасли юристу все-таки придется попотеть. Действительно, сами по себе продукты IT-разработок направлены на эффективность и совершенствование качества работы юристов, но только сами по себе, пока дело не дошло до "примерки на деле" и внедрения.
Применение IT-разработок на деле для конкретного бизнеса, внедрение на неподготовленной почве или, скажем, в условиях сопротивления персонала – еще более тяжелая задача. Это скорее история про терпение или как "терпение и труд все перетрут" (русская народная поговорка).
Преодолевать юристам придется многое. Например, приобретенную с годами веру в карго-культ. Имеется в виду, крикни Legal Tech, и случится цифровая трансформация! Или повальное заболевание синдромом Даннинга – Крюгера. Это синдром всеобщей компетенции.
Ведь редкий российский управляющий партнер в консалтинговой фирме не разбирается в продажах и маркетинге, в продвижении в Интернете, в том, как должен выглядеть сайт или интерфейс сервиса, при этом не прочитав ни одной книжки на заданную тему. Как правило, от такого управляющего партнера трудно добиться элементарного ответа на вопросы: какие услуги приносят вам деньги или почему клиенты заинтересованы именно в ваших услугах? Как бы вы лично продавали ваши услуги в коротком разговоре с потенциальным клиентом? Или как бы вы продавали ваши услуги в презентации перед клиентским советом директоров?
Отличным примером таким юристам могут стать главы и создатели компаний – разработчиков ПО. Современная IT-отрасль постоянно проверяет себя и свой бизнес на реальность. Чего про юристов, к сожалению, пока не скажешь. Очевидно, что IT-услуги не менее сложны и интеллектуально наполнены, чем юридические. Руководители в IT-сфере не гнушаются обдумыванием и составлением материала о своих продуктах, который ляжет в основу набора продающих материалов. Впоследствии на основании этих материалов начнут работать менеджеры по продажам.
Все, что касается самой услуги и ее востребованности потребителем, знает только человек, в свое время решивший ее продавать и по сей день считающий ее востребованной. Как давно вы лично проверяли востребованность того, что вы делаете на рынке юридических услуг?
Мы считаем, что современным юристам необходимо открыться переменам, стремиться к приобретению необходимых знаний и навыков, к проявлению эмпатии, к коммуникациям самого командного порядка с профессионалами из других отраслей. Помощниками юристам в этом станут методология Legal Design и знакомство с целым рядом специалистов отрасли дизайна и IT! Это возможно в ходе Legal Design Day.
Автор: Березецкая Иоанна Ионо, генеральный директор ООО "Смарт Лигал Бизнес".