Выемка документов

Выемка документовИнспекторы нередко прибегают к такой процедуре налогового контроля, как выемка документов. Рассмотрим, в каких случаях выемка документов налоговой инспекцией является незаконной.
 

Выемка документов предполагает ряд условий

Выемка документов налоговой инспекцией у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок производится в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ).

Данное право корреспондирует с двумя специальными нормами Налогового кодекса (далее - Кодекс).

В случае отказа или непредставления документов в установленные сроки по требованию инспекции ее должностное лицо производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса (п. 4 ст. 93 НК РФ). Согласно правовой позиции, сформированной судебной практикой (пост. ФАС ЗСО от 01.07.2009 № Ф04-3822/2009(9598-А70-41)), выемку документов могут делать только должностные лица, непосредственно проводящие проверку.

Если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов и у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, то должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники (п. 8 ст. 94 НК РФ).

Таким образом, проведение выемки документов возможно только при наличии определенных условий (п. 9 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@). Приведем их в схеме. 

Выемка документов: основания для проведения


Выемка документов в рамках камеральной проверки

До сих пор остается нерешенным вопрос: может ли производиться выемка документов налоговой инспекцией в рамках камеральной налоговой проверки?

Кодекс наделил инспекторов правом производить выемку документов "при проведении налоговых проверок" (подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ) - без уточнения характера мероприятия: выездная или камеральная проверка (п. 1 ст. 87 НК РФ). При первоначальном анализе подпункта 3 пункта 1 статьи 31 Кодекса можно прийти к выводу, что инспекторы могут проводить выемку документов и при проведении камеральных проверок. Именно такое мнение еще 10 лет назад высказало финансовое ведомство (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-02-07/1-141).

Однако если разобраться в данном вопросе, то неправомерность такого вывода становится очевидна. Дело в том, что порядок выемки документов регулирует специальная норма, согласно которой выемка документов производится строго на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ). При камеральной проверке не может быть никакого постановления, а следовательно, и выемки документов.

Вместе с тем суды не могут выработать единое мнение при решении данного вопроса. Одни указывают на недопустимость выемки документов в ходе камеральной проверки (пост. ФАС ЗСО от 01.07.2009 № Ф04-3822/2009(9598-А70-41), ФАС МО от 27.03.2006 № КА-А40/2256-06, ФАС СЗО от 24.07.2001 № А42-2648/01-27), другие склоняются к тому, что такая процедура правомерна (пост. ФАС ВСО от 16.12.2008 № А69-1860/08-8-Ф02-6399/2008, ФАС МО от 30.10.2006 № КА-А40/10483-06, ФАС УО от 01.11.2005 № Ф09-4928/05-С2, ФАС СЗО от 09.02.2005 № А05-2050/04-18).

Учитывая неопределенность законодательства, позицию Минфина России и раскол во мнении судей, компаниям придется самостоятельно решать вопрос о вероятности победы в оспаривании выемки документов налоговой инспекцией в рамках камеральных проверок.

Инспекторы вправе изъять документы на основании неисполнения требования о представлении документов только после истечения срока на их представление. Причем они могут получить только те документы, которые указаны в требовании. Нарушение любого из этих условий дает основание признать выемку документов налоговой инспекцией незаконной (абз. 2 п. 4 ст. 93 НК РФ; пост. ФАС ЦО от 22.02.2008 № А48-1613/07-15).

Если же выемка документов производится по другим основаниям, то, чтобы ее осуществить, налоговики не обязаны направлять компании требование о представлении документов. Так, когда требование было направлено до вынесения постановления о производстве выемки документов, они могут не дожидаться истечения установленного в требовании срока представления документов.

Отметим, что с 1 июля 2016 года налоговикам законодательно запрещено требовать и изымать при проведении проверок документы компании, которые уже есть в распоряжении государственных и муниципальных служб (Федеральный закон от 03.11.2015 № 306-ФЗ). Перечень из 153 таких документов установлен Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р).


Екатерина Сыркова
, ведущий юрисконсульт департамента налоговой политики компании "Мечел"

Источник: Журнал "Актуальная бухгалтерия"