Отдых без "приключений", или Как изменения в законодательстве помогут снизить риски для туристов в новом году
Зарубежный отдых клиентов многих туристических компаний в 2014-2015 годах оказался безвозвратно испорченным или вовсе не состоялся в связи с чередой неприятных для туристической отрасли событий, произошедших в тот период. Так, из-за резкого роста курса иностранных валют во второй половине 2014 года, прокатилась волна банкротств российских туроператоров, в том числе разорились или приостановили деятельность и некоторые крупные игроки рынка. Тогда, по данным Ростуризма, из заграничной поездки самостоятельно в Россию не смогли вернуться более 40 тыс. человек, и более 150 тыс. граждан не удалось поехать в запланированный и оплаченный отпуск. И в большинстве случаев застрахованной ответственности туроператоров на всех не хватало, отмечают в Минкультуры России – сумма убытков, заявленная российским страховщиками в связи с банкротствами турфирм летом 2014 года, превысила 4 млрд руб.
А в конце 2015 года отечественные туристы внезапно лишились двух самых популярных направлений выездного отдыха – курортов Турции и Египта (Указ Президента РФ от 8 ноября 2015 г. № 553 "Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий", Указ Президента РФ от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"). И снова тысячи клиентов турфирм, уже оплативших отдых, оказались перед непростым выбором – поменять место проведения отпуска практически перед самым вылетом, причем, нередко, с внушительной доплатой, отложить поездку до момента, когда ограничения на продажи туров в эти страны будут сняты, либо вовсе отказаться от договора с туроператором, понеся при этом ощутимые убытки. Отметим, что к настоящему моменту ограничения на чартерные перевозки и рекомендации по ограничению продаж путевок сняты только в отношении Турецкой Республики (п. 1, подп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 314 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"), между тем ограничения в туристической сфере в отношении Арабской Республики Египет сохраняются до сих пор.
Все это, а также продолжающиеся в стране уже несколько лет экономические трудности, ожидаемо привело к спаду активности, в первую очередь, выездного туризма и, в том числе, подорвало доверие граждан к туристическим компаниям. К примеру, по данным Ростуризма, в 2015 году, по сравнению с показателями 2014 года, число выездных туристских поездок снизилось на 8,5 млн. А в первом полугодии 2016 года число зарубежных поездок, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, сократилось еще почти на 2 млн.
В начале текущего года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" (далее – Закон № 49-ФЗ), который был призван усилить ответственность туроператоров перед своими клиентами и тем самым снизить риски покупателей туристских услуг.
Рассмотрим, за счет каких мер государство рассчитывает стабилизировать туристский рынок.
Новые требования к договору о реализации туристского продукта
Начиная с нового года договоры о реализации туристского продукта пополнятся новыми обязательными условиями. В первую очередь эти изменения помогут решить две основные проблемы, с которыми сталкиваются туристы, выехавшие на отдых за рубеж – отсутствие обратных авиабилетов и неоплаченное по вине туристических компаний проживание в отелях.
Несет ли турфирма ответственность за неточности, содержащиеся в гостиничных рекламных проспектах и каталогах? Узнайте из материала "Информация, которая должна быть предоставлена при заключении договора о реализации туристского продукта" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!
Так, компании-туроператоры будут обязаны прописывать в договорах условия выдачи своим клиентам проездных документов до пункта назначения и обратно. При этом в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – закон о туризме) появится обязанность организаторов турпоездок выдавать билеты на руки клиенту не позднее чем за одни сутки до начала путешествия (абз. 8 подп. "б" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Отметим, что такая обязанность возложена на туристические компании и сейчас, однако она касается исключительно реализации зарубежных туров (абз. 2 п. 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452). Между тем закрепление условий перевозки непосредственно в договоре, вне зависимости от места проведения отдыха, станет серьезной гарантией прав туристов и позволит им эффективнее отстаивать свои интересы в суде, если возникнет такая необходимость.
Также непосредственно в договоре будут прописываться условия выдачи туристу ваучера – документа о бронировании места в гостинице (абз. 9 подп. "б" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Неисполнение этого пункта туроператором в срок может послужить основанием для расторжения договора и возмещения понесенных клиентом убытков.
Одновременно в законе о туризме появится оговорка о том, что реализация отдельно услуг по перевозке и услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период, приравнивается к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта (абз. 3 подп. "г" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Таким образом некоторые организаторы отдыха лишатся лазейки, позволяющей им ранее продавать де-факто туристские услуги без оформления соответствующего договора.
Помимо прочего расширится и перечень информации, которую туроператоры или турагенты должны обязательно сообщать туристам. Так, турфирма обязана будут рассказать клиенту о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора (абз. 2 подп. "г" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
Кроме того, будущие туристы получат возможность при заключении договора с туристической компанией свериться с типовыми формами договоров о реализации туристского продукта. Составлять и утверждать типовые документы будет Ростуризм (подп. "а" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
Договор с турагентом
Новые существенные условия появятся и в договорах о реализации туристского продукта агентами. К примеру, договор будет считаться незаключенным, если в нем не указана информация о том, что агент является исполнителем по договору и несет полную ответственность в отношении своих обязанностей, если в договоре не предусмотрена его обязанность передать деньги, полученные от клиента, туроператору. Посредники также должны будут отдельно прописывать в договоре свое обязательство уведомить туроператора о заключении договора и согласовать с ним условия будущего путешествия. Кроме того, турагент обязан будет предоставить туристу копию выданной туроператором от своего имени доверенности (абз. 7-10, абз. 12 п. 12 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
Электронные путевки
Уже начиная с 2018 года, граждане получат возможность заключать договоры с турфирмами дистанционно, непосредственно на сайте продавцов туристических услуг. При этом возможность заключить договор традиционным образом – на бумаге, сохранится. На основании электронного договора будет формироваться специальный документ – электронная путевка, в которой будут отражены основные данные о туристе и информация о путешествии. Все электронные путевки будут храниться в специально для этого созданной единой информационной системе электронных путевок, порядок создания и функционирования которой определит правительство. Доступ к этой системе получат туроператоры, они же будут выдавать, при необходимости, выписки из нее (абз. 10, абз. 13-14, абз. 16 п. 13 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Как отмечают разработчики закона, в кризисной ситуации такая база данных позволит оперативно получить информацию о путешественниках и оказывать им экстренную помощь.
Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.
Подробнее
Между тем для заключения электронного договора туристу необходимо будет направить в адрес туркомпании электронную заявку, поэтому гражданам, желающим заключить договор с турфирмой дистанционно, нужно будет позаботиться о приобретении личной электронной подписи. Электронный договор о реализации туристского продукта, будет считается заключенным с момента оплаты услуг, являющейся одновременно подтверждением согласия клиента с предложенными условиями (абз. 11-12 п. 13 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
Новые гарантии для туристов
В 2017 году рядом новых положений дополнятся условия осуществления своей деятельности туроператорами. По словам разработчиков закона введение дополнительных мер обеспечения деятельности туроператоров, в том числе финансовых, позволит усилить защиту интересов потребителей туристских услуг и повысить качество предоставляемых услуг. Рассмотрим, как изменятся требования к туркоипаниям.
Фонды персональной ответственности
В частности, вводится требование о наличии у туроператоров в сфере выездного туризма фондов персональной ответственности. Средства этих фондов будут размещаться на отдельных банковских счетах и расходоваться Ассоциацией "Турпомощь" на возмещение ущерба, причиненного туристам, если денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма также будет вести учет взносов туроператоров. При этом средства из этих фондов не могут быть израсходованы на иные цели (абз. 6 п. 15, абз. 3, абз. 14 п. 19 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
Формироваться фонды персональной ответственности будут за счет ежегодного взноса туроператоров в размере одного процента от общей цены проданного туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Между тем если туроператор сформирует фонд сразу – внесет не менее 7% общей выручки, поступившей по договорам о выездном туризме за предыдущий год, то в этом случае он будет освобожден от необходимости вносить финансовое обеспечение своей ответственности, а перечисление взносов в фонд прекращается (абз. 5, абз. 7 п. 19 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Напомним, в настоящее время туроператоры обязаны обеспечивать исполнение своих обязанностей перед клиентами путем заключения договоров страхования ответственности, либо приобретая банковскую гарантию (ч. 1 ст. 17.1 закона о туризме).
Резервный фонд
На смену действующему сейчас компенсационному фонду, формируемому туроператорами, организующими отдых за рубежом, придет резервный фонд. При этом размеры обязательных взносов в этот фонд будут поставлены в зависимость от количества туристов и общей цены турпродукта туроператора. Отметим, что сейчас компенсационный фонд формируется за счет ежегодных взносов туркомпаний в размере от 100 тыс. руб. до 0,1% от объема годовой выручки от международного туризма (ч. 2 ст. 11.4 закона о туризме). Так, сумма уплачиваемых ежегодных взносов будет варьироваться от 50 тыс. руб. – для операторов, заключивших за год не более 10 тыс. договоров на общую сумму не более 40 млн руб. до 500 тыс. руб. – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов (абз. 2-7 подп. "б" п. 17 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
Обеспечение ответственности
Одновременно станут более строгими требования к размеру финансового обеспечения ответственности туроператоров. В частности, будет введена новация, согласно которой туроператоры, решившие заняться выездным туризмом, должны иметь финансовое обеспечение ответственности в размере, не менее чем 50 млн руб. При этом минимальный размер финансового обеспечения деятельности операторов в сфере выездного туризма увеличится с нынешних 30 млн до 50 млн руб., вне зависимости от размера годовой выручки (абз. 4-5, абз. 7 п. 22 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Однако для небольших туроператоров, размеры финансового обеспечения ответственности снижены с 30 млн до 10 млн руб (абз. 6 п. 22 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
В то же время туроператоры получат право относить затраты, связанные с уплатой взносов в фонды и финансовым обеспечением ответственности, на себестоимость туристского продукта (абз. 2 подп. "е" п. 17, абз. 15 п .19, абз. 4 подп. "л" п. 21 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
…и организационно-финансовой дисциплины
Помимо повышения экономических гарантий, авторы Закона № 49-ФЗ озаботились и вопросами организационной дисциплины в туристических компаниях и предусмотрели в связи с этим некоторые ограничения в отношении должностных лиц туроператоров. В частности, начиная с нового года, руководители туроператора, его заместители, главный бухгалтер, и иные должностные лица, на которых возлагаются обязанности ведения бухгалтерского учета, должны будут отвечать определенным требованиям. Так, эти должности не смогут занять лица, которые:
- имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
- совершили в течение одного года более трех административных правонарушений в сфере туристской деятельности;
- были дисквалифицированы;
- ранее исполняли аналогичные функции, в турфирмах, исключенных из реестра в связи с нарушением законодательства о туристической деятельности и т. д. (абз. 5-9 п. 6 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
Кроме этого в отношении туроператоров будут определены, в частности, требования к их финансовой устойчивости и платежеспособности, а также нормативному соотношению собственных средств и принятых обязательств. Эти требования будут конкретизированы в будущем. Также будет установлена обязанность туроператоров проводить обязательный ежегодный аудит, если они заработали на выездном туризме более 400 млн руб. в прошедшем году (абз. 3-4, абз. 7 п. 23 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
Одновременно будет установлен запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическими лицами, не соответствующих требованиям закона о туризме, сведения о которых отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров. Причем за нарушение этого требования турфирмам и их должностным лица будет грозить серьезная ответственности. К примеру, штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо дисквалификация от полугода до одного года будут предусмотрены для руководителей, и штраф от 5 млн до 10 млн руб. – для юрлиц. Соответствующие поправки в КоАП заработают также с 1 января будущего года. (абз. 17 п. 6 ст. 1, абз. 3-4 п. 2 ст. 2 Закона № 49-ФЗ).
Поправки в законодательство о туризме включают и новые основания для исключения сведений о турфирмах из федерального реестра туроператоров. К примеру, лишиться реестровой записи турфирма может в связи с выявлением уполномоченным органам недостоверных сведений о должностных лицах туроператора, нарушением существенных условий договора перевозки, непредставлением годовой бухгалтерской отчетности и т. д. Причем и здесь не обошлось без усиления административной ответственности. Так, за непредставление или представление недостоверных сведений о туроператоре для внесения изменений в реестр туроператоров, виновные должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а юрлица – на сумму от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. (абз. 57-58, абз. 62 п. 7 ст. 1, абз. 5-6 п. 2 ст. 2 Закона № 49-ФЗ).
***
Глубокая переработка механизмов обеспечения гарантий прав туристов, в особенности тех из них, которые выезжают за рубеж, очевидно, окажет определенное дисциплинирующее воздействие на туристический бизнес. Это же относится и к пересмотренным законодателем подходам к созданию финансовой "подушки безопасности" для помощи туристам в кризисной ситуации.
Между тем новые, связанные с дополнительными затратами требования могут стать непосильной ношей для многих представителей туриндустрии и это может стать фактором снижения конкуренции на рынке туристских услуг и повышения стоимости туристского продукта.