Воинский учет в организации

5 мая 2023 (актуализировано 29 ноября 2024)
Воинский учет в организации

Александр Рульков

Генеральный директор 1С-WiseAdvice

5 мая 2023 (актуализировано 29 ноября 2024)

Учёт призывников и военнообязанных работников включает в себя ряд мероприятий, осуществляемых руководством и ответственными сотрудниками учреждения.

Основная цель этого учёта — мониторинг численности граждан, трудящихся в организации, оценка готовности кадров в условиях возможной мобилизации или в ситуации военного времени, а также оказание поддержки военным комиссариатам в обеспечении явки сотрудников и предоставлении актуальной информации.

Такой учет обязаны вести все компании, независимо от количества сотрудников в штате (п. 7 ст. 8 53-ФЗ от 28 марта 1998 года).

Какие нормы регулируют воинский учет

Правила воинского учета содержатся в нескольких нормативных актах:

  • Федеральный закон №61-ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996;

  • Федеральный закон №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997;

  • Федеральный закон №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998;

  • Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ №719 от 27.11.2006;

  • Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (утв. Приказом Минобороны №700 от 22.11.2021);

  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017).

Поправки 2023–2024 годов в перечисленные законы утверждены в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211 о внесении изменений в Положение о воинском учете и Постановлении Правительства РФ от 19.04.2024 № 506 о едином реестре военнообязанных граждан.

Виды воинского учета

В зависимости от того, кто состоит на учете, воинский учет подразделяют на специальный и общий. На специальном воинском учете состоят:

  • военнообязанные запаса, забронированные на период мобилизации и военного положения;

  • служащие органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, Росгвардии, органов по контролю за оборотом наркотиков.

Цель бронирования — обеспечить бесперебойную работу организации во время мобилизации или в военное время. Мероприятия по бронированию инициирует работодатель и согласовывает с военным комиссариатом в рамках общего плана по ведению воинского учета в организации. Бронь закрепляется за должностью, а не за человеком. Если сотрудника переводят с забронированной должности на должность, не подлежащую бронированию, отношении него нужно вести общий воинский учет.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете — именно такой учет ведет большинство компаний, поэтому в статье мы рассматриваем правила общего воинского учета.

Кто подлежит воинскому учету

Воинскому учету подлежат мужчины:

  • призывники с 18 до 30 лет, не зачисленные в запас;

  • военнообязанные граждане.

Военнообязанными мужчинами согласно п. 1 ст. 52 ФЗ-53 от 28 марта 1998 года считаются:

  • прошедшие службу и зачисленные в запас;

  • не служившие, но освобожденные от призыва либо достигшие 30-летнего возраста;

  • выпускники военных образовательных учреждений или военных кафедр при государственных вузах;

  • уволенные из рядов вооруженных сил;

  • отбывшие альтернативную гражданскую службу.

Женщины подлежат воинскому учету в случае, если у них есть военно-учетная специальность. Перечень таких специальностей изложен в Приложении № 1 к Положению о воинском учете.

С 1 января 2024 года вступил в силу закон об изменении верхней планки призывного возраста. Вместо 27 лет мужчин теперь призывают до 30 лет. Тех, кто оформлен в запас до 31 декабря 2023 года, но не достиг еще 30 лет новое правило не коснется. Предоставленные ранее отсрочки продолжают действовать на общих основаниях.

Ведение воинского учета распространяется в том числе на совместителей, удаленных сотрудников, сезонных работников и лиц, оформленных на неполную ставку. Освобождение от ВУ получает только та компания, в которой весь персонал не является военнообязанным.

Не подлежат воинскому учету:

  • лица, проходящие военную службу;

  • граждане, признанные негодными по состоянию здоровья;

  • постоянно проживающие за границей РФ;

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

  • офицеры запаса ФСБ и внешней разведки.

Учет военнообязанных нужно вести до момента их исключения из запаса. Предельный возраст нахождения в запасе зависит от пола, воинского звания и разряда. В таблице приведены данные по мужчинам, пребывающим в запасе.

Составы запаса (воинские звания)

Возраст граждан, пребывающих в запасе

Первый разряд

Второй разряд

Третий разряд

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы

до 40 лет

до 50 лет

до 51-55 лет

Младшие офицеры

до 50 лет

до 55 лет

до 60 лет

Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга

до 55 лет

до 60 лет

до 65 лет

Полковники, капитаны 1 ранга

до 60 лет

до 65 лет

Высшие офицеры

до 65 лет

до 70 лет

Женщины-офицеры находятся в запасе до 50 лет, остальные военнообязанные женщины — до 45 лет.

Максимальный возраст для некоторых лиц, находящихся в запасе, изменился с 2024 года . Порог был увеличен на 5 лет. Но для третьего разряда повышение будет происходит постепенно — на 1 год ежегодно в период с 2024 до 2028 года.

Еще установлены новые возрастные ограничения для резервистов мужского пола:

  • старшие офицеры — 65 лет;

  • младшие офицеры — 60 лет;

  • прочие воинские звания — 55 лет;

  • для высших офицерских званий возрастной предел остается прежним — 70 лет.

Для работодателей важно учитывать новые возрастные ограничения, чтобы своевременно снимать сотрудников с воинского учета при достижении ими установленного возраста. Также чаще придется заниматься увольнением «срочников» в связи с призывом.

Кто ведет воинский учет в организации

Как правило, воинский учет на предприятии ведут сотрудники отдела кадров. Этот функционал должен быть прописан в их должностных инструкциях или приказах о назначении. Количество ответственных за воинский учет сотрудников зависит от числа работников, подлежащих воинскому учету:

  • если на воинском учете состоит менее 500 граждан, то понадобится 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству;

  • от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный от другого функционала работник;

  • от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных от другого функционала работника;

  • более 4000 граждан — по 1 работнику на каждые 3000 граждан сверх 4000.

Для расчетов за основу берут число подлежащих воинскому учету работников по состоянию на 31 декабря прошлого года.

Если воинским учетом занимаются два и более сотрудников компании, нужно создать соответствующий отдел, который называется военно-учетный стол.

Если задачи воинского учета передать на аутсорс — не придется выделять сотрудников в штате или нанимать новых. Содержание и стоимость услуги стоит уточнить у компании, с которой планируете сотрудничать — так вы сможете оценить, насколько выгоден аутсорсинг в вашем случае. Например, ведение воинского учета через 1C-WiseAdvice подойдет не только крупным компаниям, но и организациям с небольшим штатом. Технически все равно нужен назначенный работник от организации, который будет отвечать за это направление и подписывать документы.

Закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает все организации вести воинский учет, независимо от формы собственности и количества сотрудников. Индивидуальных предпринимателей (ИП) эта обязанность не касается, но работники-военнообязанные должны предъявить учетные документы. ИП может вести воинский учет по собственной инициативе, однако закон не требует этого и не предполагает штрафов за отсутствие учета. Если сам предприниматель военнообязан, он должен следовать повесткам и обновлять свои данные в военкомате.

Должны ли предприниматели вести воинский учет

В законе «О воинской обязанности и военной службе» закреплена обязанность организаций вести воинский учет. Исключений не предусмотрено, независимо от вида деятельности, формы собственности и количества сотрудников. Если в компании всего один работник, и он же — ее учредитель, при этом подлежит воинскому учету, такой учет придется вести.

Какие документы должны вести в организации

В компании должен быть такой комплект документов:

  • приказ об организации воинского учета граждан — издают при постановке на учет в военкомате и обновляют перед началом каждого календарного года;

  • план работы по ведению воинского учета — разрабатывают при постановке на учет в военкомате и перед началом каждого года;

  • личные карточки по форме 10 на сотрудников, подлежащих воинскому учету, в бумажном и электронном виде;

  • картотека личных карточек;

  • второй экземпляр списка работников, пребывающих в запасе, в котором указан регистрационного номер и даты отправки;

  • журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан;

  • отдельное делопроизводство по ВУ;

  • справочные материалы о воинском учете и мобилизации;

  • другие документы по требованию военных комиссариатов и местных органов власти.

Для каждого типа документов нужно завести отдельную папку.

Этапы постановки компании на воинский учет

Шаг 1 — подготовить комплект документов для постановки на воинский учет.

Для этого понадобятся копии учредительных документов, карточка организации по форме 18 (3 экземпляра) и проект приказа об организации воинского учета. Проект приказа нужно согласовать с военкоматом до утверждения документа — у разных комиссариатов требования могут отличаться.

Шаг 2 — составить план работы по воинскому учету.

Первый план разрабатывают перед постановкой на учет, утверждают у руководителя и согласовывают с военкоматом. В дальнейшем такой план нужно будет составлять каждый год.

Шаг 3 — назначить ответственных за воинский учет.

Прописать ответственных за воинский учет нужно в положении и приказе о воинском учете в организации. Их кандидатуру должен согласовать военкомат.

Шаг 4 — обратиться в военкомат по месту регистрации компании.

На этом этапе компанию ставят на воинский учет в военкомат. Военные комиссары должны согласовать проект приказа об организации воинского учета, план работ по ведению воинского учета, кандидатуры сотрудников, ответственных за воинский учет. После подачи документов, военный комиссар выдаст справку о постановке организации на воинский учет.

Посещение военкоматов — это одна из наиболее трудоемких задач в ведении воинского учета. С учетом внедрения новых правил, одной поездкой вряд ли получится ограничиться — комиссары нередко возвращают документы на доработку, после которой приезжать приходится повторно. Для клиентов в Москве и Санкт-Петербурге 1C-WiseAdvice забирает этот функционал на себя, чтобы высвободить время сотрудников предприятий.

Шаг 5 — утвердить локальные акты о воинском учете в организации.

После согласования с военкоматом необходимо утвердить положение и приказ о воинском учете, должностную инструкцию ответственного сотрудника, состав работников, которые будут вести воинский учет и другие документы.

Шаг 6 — подготовить условия для хранения документов о воинском учете.

Руководитель предприятия должен выделить помещение, оборудованное железными шкафами. Большую часть документации необходимо хранить в течение 5 лет. Оплата ведения воинского учета производится за счет средств компании.

Как вести регулярный воинский учет

После постановки компании на воинский учет, ответственным за него сотрудникам предстоит делать комплекс регулярных задач:

  • вести отдельное делопроизводство по воинскому учету;

  • вносить в журнал проверок воинского учета информацию о проверках военкомата;

  • составлять ежегодные планы работ по воинскому учету и согласовывать с военкоматом;

  • заполнять и актуализировать карточки на сотрудников, подлежащих воинскому учету, хранить карточки в специальной картотеке по разделам;

  • проводить сверку данных с военкоматом минимум раз в год;

  • представлять отчетность в военкомат и другие сведения по запросу военных комиссаров;

  • сообщать сотрудникам, если на них пришла повестка.

Обратите внимание, что с сотрудниками нужно регулярно проводить сверку личных данных военнообязанных. При этом не рекомендуется изымать личные документы у граждан — проверяйте карточки в их присутствии или берите удостоверения, справки и военные билеты под расписку с записью в журнал.

Как отчитываться в военкомат

Организации обязаны передавать в военкомат сведения как в форме регулярной отчетности, так и по запросу военных комиссаров. Ранее на ответ у компании было две недели, по новым правилам время на представление сведений сократилось.

Теперь о лицах, избегающих воинского учета, нужно сообщать в течение трех рабочих дней с момента, когда работодателю стало известно об этом, а о приеме, переводе, увольнении и об изменении сведений, необходимых для воинского учета, — в течение пяти календарных дней с даты их изменения. На предоставление остальных сведений по запросу комиссариата срок остался прежним — на это отводится 14 дней.

Обновленные нормативы обязывают работодателей уведомлять военкомат о найме или увольнении сотрудника в течение пяти календарных дней, учитывая именно календарные дни. Сообщения направляются по месту жительства сотрудника; иногородние работники должны зарегистрироваться в местном военкомате. В 2023 году изменилась форма отчетности: теперь вместо военно-учетной специальности требуется указать паспортные данные, СНИЛС и дату рождения. Также работодатель обязан сообщить военкомату об изменениях в семейном статусе, образовании, должности, месте жительства и здоровье сотрудника в пятидневный срок – для этого есть утвержденная форма отчета.

В таблице приведем список регулярной отчетности в военкоматы и сроки ее сдачи.

Вид отчета

Срок сдачи или согласования

План работы по воинскому учету

До 31 декабря, ежегодно

Приказ о ведении воинского учета

До 31 декабря, ежегодно

Сверка сведений о воинском учете

Каждый год в день, согласованный с военным комиссаром

Ранее существовавшая обязанность для работодателя представлять в военкомат списки сотрудников мужского пола отменена. Но военкомат имеет право дополнительно запросить эти отчеты у работодателя. Для профилактики представлена форма такого отчета.

Что нужно знать о реестре повесток

Работодатели обязаны контролировать получение повесток и передавать данные в военкомат. Согласно ФЗ-270 от 08.08.2024 года, допускается электронное взаимодействие с военкоматом, что упростит работу с документацией. При получении повестки работодателю нужно передать её сотруднику за три дня до визита, получив подпись. Отказ от получения фиксируется, и повестка считается полученной.

Если сотрудник отсутствует, работодатель обязан сообщить ему о повестке всеми доступными средствами. В случае неявки сотрудника на работу или в военкомат, работодатель освобождается от поиска, но должен выделить оплачиваемый день для явки в военкомат. Главное:

  • Военнообязанные граждане должны уведомлять военкомат о корректировках данных и нарушениях в документах воинского учета в течение 5 рабочих дней.

  • Новый Реестр воинского учета, введенный законом от 14.04.2023, позволяет автоматизировать учет, снятие с учета и внесение изменений без личного присутствия.

  • Реестр будет включать информацию о призывнике. Это паспортные данные, место работы, образование, категория здоровья и военно-учетная специальность.

  • В реестре будет сохраняться история воинского учета, включая факты явки, причины неявок и апелляции граждан.

  • Система межведомственного электронного взаимодействия объединит данные из различных государственных инстанций для актуализации данных призывников.

Подробнее рассказали в этой статье.

Кто контролирует ведение воинского учета

Ведение воинского учета контролируют органы управления ВС РФ, военкоматы и органы местного самоуправления. Если в компании больше 500 сотрудников, проверка будет ежегодной. Если 500 и меньше — не реже одного раза в три года.

План проверок на следующий год местные контроллеры сообщают до 31 декабря текущего года. За пять дней до проверки организация получит уведомление. Если проверка происходит внепланово или на федеральном уровне, компания получит сообщение за 5 дней до мероприятия.

Контролеры проверяют:

  • нет ли сотрудников, в отношении которых не ведут воинский учет, хотя должны;

  • достоверны ли сведения в карточках граждан, подлежащих воинскому учету;

  • как организовано исполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Дела о нарушениях воинского учета также рассматривают военные комиссары. Трудовая инспекция и Роструд к воинскому учету отношения не имеют.

Что будет, если не соблюдать правила воинского учета

За нарушения в области воинского учета предусмотрена административная ответственность. С 2023 года обновлены штрафы за нарушения в организации воинского учета для работодателей, а также добавились новые составы административных правонарушений.

Теперь работодатель может быть оштрафован за неоказание содействия военкоматам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации. Нарушение будет караться штрафом:

  • от 60 000 до 80 000 рублей — для должностных лиц организаций;

  • от 400 000 до 500 000 рублей — для предприятий.

Изменения в ст. 21.2 КоАП РФ многократно увеличивают штрафы работодателей за неоповещение сотрудников о повестках. Если раньше они составляли до 3000 рублей, с 1 октября 2023 года размер наказания может достигать 400 000 рублей.

Подробнее о новых штрафы по воинскому учету мы рассказали в таблице:

Нарушение

Статья КоАП РФ

Размер штрафа, тыс. рублей

Старый

Новый

Долж. лицо

Долж. лицо

Малый бизнес

Средний и крупный бизнес

Неоповещение сотрудника о повестке или непредоставление выходного для явки

21.2

1–3

40–50

175–200

350–400

Непредставление в военкоматы сведений для ведения воинского учета

21.4

1–5

40–50

нет

нет

Неоказание содействия военкоматам в мобилизационной работе

19.38

не было

60–80

200–250

400–500 

В компании 1C-WiseAdvice методологи регулярно обновляют регламенты в соответствии с изменениями в законодательстве, а автоматизированный контроль сроков и система уведомлений минимизируют риск ошибок. Мы обеспечиваем точное ведение воинского учета и гарантируем защиту клиентов от штрафов: в случае ошибки компания берет всю ответственность на себя.

ТОП-3 в рейтинге бухгалтерских компаний
1000+ клиентов выбрали нас
450+ профессиональных бухгалтеров
18 лет
на рынке

Как иностранной компании открыть счет в банке РФ

Как правильно открыть счет и не допустить ошибок

Регистрация иностранных компаний в России

Варианты у иностранной компании для открытия бизнеса в РФ

Регистрация бизнеса в Казахстане

Как зарегистрировать компанию в Казахстане: варианты, налоги и особенности ее функционирования

Рейтинг бухгалтерских компаний

Как выбрать аутсорсинг бухгалтерии: ТОП компаний

Аутстаффинг сотрудников в Казахстане

Как помочь своим сотрудникам легализоваться в РК

Аутсорсинг расчета зарплаты и кадрового делопроизводства

Кому подходит аутсорсинг расчета зарплаты, стоимость услуг и выбор аутсорсера

Бухгалтерский аутсорсинг

Вся правда о передаче учётных функций на аутсорс

Регистрация компании в Турции

Как зарегистрировать юридическое лицо в Турции: типы предприятий, этапы создания бизнеса, документы и налоги

Всё о КЭДО

Как компании перейти на КЭДО: документы, ЭЦП, плюсы и минусы кадрового электронного документооборота

Воинский учет в организации

Правила ведения воинского учета в 2023 году

Восстановление бухгалтерского учета

Подробно о восстановлении бухучета: когда это необходимо, рекомендации, ответственность компании

Льготы для ИТ-компаний 2023 года

Подробно о льготах по налогам и взносам для ИТ-бизнеса, гранты

Налоговое планирование в организациях

Планирование налогов от А до Я: виды, этапы, основные принципы

Аудит кадрового делопроизводства в организации

Подробно о кадровом аудите: виды, этапы, штрафы

Регистрация ООО в 2024 году

Пошаговая инструкция по созданию ООО: документы, уставной капитал

Льготы для малого и среднего бизнеса в 2023 году

Все о поддержке бизнеса: льготы, гранты, субсидии

Льготные ставки УСН в регионах

Что это и как использовать льготные ставки

Как снизить налоги для бизнеса

9 законных способов для предпринимателей

Регистрация ООО с иностранным учредителем

Подробная инструкция

Автоматизация бухгалтерии от А до Я

Гайд от экспертов отрасли

Обслуживание бухгалтерии в компании-аутсорсере

Типовые виды услуг

Бухгалтерское сопровождение бизнеса

Перечень услуг и цены

Юридическое сопровождение бизнеса

Перечень услуг, плюсы и минусы

Переплата заработной платы уволенному работнику

Порядок действий при взыскании зарплаты

Оптимизация бухгалтерского учета

Подробная инструкция по совершенствованию бухотчетности

Аудит заработной платы

Основные этапы и нюансы проверки расчетов с персоналом по оплате труда

Дробление бизнеса

Законное и незаконное дробление бизнеса: признаки, ответственность, примеры

Регистрация бизнеса в ОАЭ

Как зарегистрировать компанию в Дубае, Абу-Даби или другом эмирате: пошаговая инструкция

Перезвоним с минуты на минуту

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку
своих персональных данных

Мы рады, что сможем пообщаться с вами лично

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку
своих персональных данных