Все о бухгалтерском сопровождении

21 декабря 2023
Все о бухгалтерском сопровождении

Александр Рульков

Генеральный директор 1С-WiseAdvice

21 декабря 2023

Бухгалтерский учет отражает имущественное положение организации. Предприниматель может вести его самостоятельно, нанять сотрудника в штат или передать все дела сторонней компании. Расскажем, почему третий вариант лучше всего.

Что такое бухгалтерское сопровождение

Бухгалтерское сопровождение – это ведение бухгалтерского и налогового учета сторонней компанией на аутсорсе.

Хотя сопровождение и обслуживание подразумевают выполнение по сути одинаковых функций, разница между ними все же есть. При сопровождении заказчик передает подрядчику функции главного бухгалтера, то есть контролирующие и отчетные обязанности. Подготовкой первичной документации при этом занимаются штатные сотрудники.

Бухгалтерское сопровождение — это услуги, которые могут охватить лишь часть бухучета компании-заказчика. Фактически, в оказание услуг бухгалтерского сопровождения входит проверка работы ваших бухгалтеров, своего рода "двойной контроль". Например, генеральный директор компании “Ромашка” стал сомневаться в компетенции его главного бухгалтера и забил тревогу. Он обращается к аутсорсинговой компании и та, в свою очередь, наводит порядок, проводит аудит и поддерживает клиента в выполнении текущих бухгалтерских обязательств, чтобы у налоговых органов не возникло вопросов.

Услуги по бухгалтерскому сопровождению предоставляют как специализированные компании, так самозанятые фрилансеры. Все работают на основании договора подряда. Первые, как правило, имеют целый штат сотрудников, должное программное обеспечение и гарантируют качественную работу.

Какие услуги включает бухгалтерское сопровождение

Бухгалтерское сопровождение компаний подразумевает передачу на аутсорс следующих функций:

  1. Аудиторская проверка. Это проведение полного анализа финансовой документации организации или ИП с целью выявления недостатков учета. В зависимости от требований заказчика она может быть разовой или регулярной. Обычно аудиторские проверки назначают владельцы компаний, чтобы оптимизировать финансовые расходы.

  2. Ведение бухгалтерии. Передача обязанностей страхует заказчика от форс-мажоров и экономит на зарплате штатного специалиста.

  3. Подготовка отчетов. По закону все субъекты бизнеса должны передавать данные о своих доходах и расходах в налоговую инспекцию. На их основе рассчитывается налог, подлежащий уплате. Также отчетности позволяют оценить реальное положение дел в компании.

  4. Налоговый учет. Документ, в котором систематически в хронологическом порядке отражают данные за отчетный период (доходы физлиц, предоставленные вычеты, удержанный НДФЛ) называют налоговым регистром. Возможно две формы налоговой базы: расчет регистра на основе данных бухгалтерского учета или отдельное ведение всех документов, связанных с налогообложением.

  5. Прогнозирование. При ведении бухгалтерского сопровождения опытный финансист поможет определить наиболее подходящую стратегию бизнеса на основе ситуации на рынке, документации заказчика и поправок в налоговом кодексе.

  6. Проверка контрагентов. Перед началом сотрудничества важно проверить финансовое состояние будущего партнера, ведь есть риск столкнуться с мошенниками, фирмами-однодневками, банкротами.

Услуги бухгалтерского сопровождения

Среди дополнительных услуг, которые оказывают подрядчики:

  • ведение внешнеэкономических операций: импорт, экспорт, валютные платежи;

  • расчет заработной платы;

  • помощь при выездных проверках;

  • регистрация цифровой подписи;

  • внесение изменений в государственный реестр;

  • подготовка актов сверки с контрагентами;

  • юридическое сопровождение;

  • консультирование по различным вопросам.

Сопровождение бывает полным и частичным. Полное сопровождение – это полноценная замена главбуха или бухгалтерского отдела. Подрядчик составляет и сдает отчеты в контролирующие органы, рассчитывает зарплаты, формирует первичную документацию, подготавливает платежи в клиент-банке.

В отличие от комплексного, при частичном аутсорсинге подрядчику делегируют часть функций или разовые задачи. Например, проверку контрагента перед заключением договора.

Кроме полного и частичного, можно выделить отдельный вид аутсорсинга – бухгалтерское консультирование. Заказчик получает квалифицированную помощь эксперта в конкретной области. Например, по вопросу валютного контроля, трудовому праву, оформлению налоговых вычетов или прохождению процедуры банкротства.

Какому бизнесу и в каких ситуациях чаще всего нужно внешнее бухсопровождение

Оказание услуг бухгалтерского сопровождения выбирают не только те владельцы бизнеса, которые недавно открылись и не успели нанять бухгалтера в штат. Любая компания может столкнуться с ситуацией, когда возникает необходимость оптимизировать расходы и получить качественную поддержку на этапе развития.

Но исходя из практики 1C-WiseAdvice, данной услугой зачастую пользуются начинающие предприниматели, а также субъекты малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия и известные бренды нуждаются в сопровождении реже. Как правило, они имеют целый бухгалтерский отдел. Несмотря на это, даже крупные корпорации могут столкнуться с непредвиденными финансовыми трудностями, решить которые поможет опытный специалист на аутсорсе.

Один из главных преимуществ бухгалтерского сопровождения компаний – дистанционное сотрудничество. То есть заказчику не придется искать подходящего специалиста в своем городе. Компании заказчика и подрядчика могут располагаться в разных городах. Кроме того, заказчик может не волноваться, что бухгалтер решит уволиться или уйти во внезапный отпуск. В компаниях на аутсорсе работают целый штат сотрудников, которые могут при необходимости заменить друг друга. На результате работы это не отразится.

Договор заключается не с отдельным сотрудником как в случае с наемным специалистом, а с компанией подрядчика.

Далее расскажем о ситуациях, когда бухгалтерское сопровождение бизнеса станет оптимальным решением.

Нанимать сотрудника невыгодно. Самая распространенная зарплата бухгалтера в Москве, по данным ГородРабот.ру – около 70 тысяч рублей. В регионах – от 44 до 50 тысяч рублей.

У небольшой фирмы может попросту не быть такого объема задач, чтобы занять специалиста на полной ставке. При этом согласно трудовому договору работодатель обязан платить зарплату работнику даже если тот вместо 8 часов в день, работает 4–5 часов. Кроме зарплаты, работодатель обязан удерживать НДФЛ и страховые взносы. Еще необходимо учитывать, что сотруднику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если бухгалтер женщина, то для нее положены дополнительно декретные выплаты.

Не стоит забывать, что прохождение курса повышения квалификации оплачивается за счет работодателя.

Работодатель должен обеспечить рабочее место сотруднику: купить компьютер, провести интернет, купить лицензию на программное обеспечение, купить канцелярские принадлежности и т.д. Владелец маленького предприятия иногда даже не имеет офисного помещения, чтобы соблюсти все эти требования.

Бизнес находится на стадии активного развития. Рост компании требует расширения бухгалтерии и увеличения нагрузки на одного специалиста. При этом запуск целого бухгалтерского отдела может оказаться необоснованными расходами.

Возникла сложная ситуация. Бизнес иногда сталкивается с вопросами, решить которые не может штатный бухгалтер вследствие недостаточной квалификации в определенной сфере. Например, провести детальную проверку контрагента перед началом сотрудничества или сбор документации по арбитражным спорам. Компании, которые оказывают услуги по бухгалтерскому сопровождению, помогут решить всесторонние вопросы, затрагивающие смежные сферы деятельности.

Нормативные акты часто обновляются. Владельцы бизнеса не всегда следят за поправками в законодательстве и могут не обратить внимания на существенную деталь. Это может обернуться непредвиденными затратами и даже ликвидацией предприятия. Бухгалтерское сопровождение позволит избежать таких случаев, так как для работников специализированного подрядчика отслеживание любых изменений в нормативах не личная инициатива, а профессиональная обязанность.

Преимущества и недостатки внешнего сопровождения

Преимущества:

  1. Экономия времени и удобство. Руководителю не нужно разбираться в вопросах бухгалтерии и следить за изменениями в законодательстве. За него это сделает профессиональный подрядчик.

  2. Экономия на найме штатного бухгалтера. Оплата подрядчику обойдется дешевле, чем расходы на зарплату штатного специалиста. Заказчик имеет широкий выбор предложений по аутсорсингу без территориальной привязки. К тому же расторгнуть договор с подрядчиком проще, чем проходить процедуру увольнения штатного работника согласно нормам ТК.

  3. Профессионализм. Сотрудники аутсорсинговых компаний, как правило, проходят тщательный отбор на профпригодность. Продумана система обучения и повышения квалификации. При найме штатного сотрудника работодатель обычно ориентируется только на диплом об образовании и стаж.

  4. Страхование рисков. Например, компания 1C-WiseAdvice имеет страховку на 70 млн рублей на тот случай, если придется возвращать ущерб заказчикам.

  5. Удаленность. Бухгалтерское сопровождение не имеет территориальной привязки. Например, компания заказчика может находиться в Москве, а подрядчик – в Омске.

Недостатки:

  1. Риск ошибки при выборе подрядчика. К сожалению, на рынке встречаются аутсорсеры с низким уровнем квалификации и просто безответственные бухгалтеры на фрилансе.

  2. Нет гарантии в сохранности бухгалтерской базы. Это в первую очередь касается мелких фирм, у которых нет возможности оплачивать серверное оборудование или содержать IT-специалистов.

Принципы формирования стоимости бухгалтерского сопровождения

Стоимость услуг подрядчика рассчитывается в каждом отдельном случае индивидуально. При этом можно выделить основные факторы, которые на нее влияют.

Система налогообложения. Для предприятий на упрощенной системе «Доходы» стоимость бухгалтерского сопровождения меньше, чем «Доходы минус расходы». Дороже всего стоимость для ОСНО, так как данная система предполагает расчет налогов по отдельности: НДС, НДФЛ, налог на недвижимость. Кроме того, предусмотрено больше отчетностей по сравнению с «упрощенкой».

Наличие первичной документации (накладные, счета фактуры, акты). Если заказчик самостоятельно предоставляет первичную документацию, объем работы бухгалтера снижается. Это сказывается на итоговой цене за его услуги.

Количество операций. Чем больше операций совершает предприятие, тем более сложный бухучет. Следовательно, стоимость бухгалтерского сопровождения для крупных предприятий выше.

На стоимость услуг также влияет количество работников в компании (штатных, совместителей, иностранцев, по договору ГПХ), наличие счетов в иностранной валюте, специфика деятельности и многое другое. Важно на начальном этапе обговорить все нюансы с подрядчиком.

Почему стоит доверить бухгалтерское сопровождение 1C-WiseAdvice

При выборе подрядчика по бухгалтерскому сопровождению стоит обратить внимание на длительность работы фирмы и ее масштаб. Компании, которым менее 10 лет и у которых в штате менее 50 сотрудников, не смогут обеспечить качественные услуги заказчиками. Кроме того, важно наличие IT-решений, обеспечивающих сохранность данных.

Предприниматели могут отдать бухгалтерию на аутсорсинг в 1C-Wiseadvice и заниматься развитием бизнеса. Мы входим в ТОП-3 крупнейших компаний в области аутсорсинга учетных функций по итогам 2022 года от RAEX.

Аутсорсинг бухгалтерии обойдется меньше, чем найм штатных специалистов. Несем материальную ответственность за результат перед заказчиками. Оказываем услуги не только по бухучету, но и в прочих отраслях: кадровый учет, налоговый юрист, арбитражные споры.

Мы на связи любым удобным способом: мессенджер, почта, телефон, персональный ассистент. Обращайтесь.

ТОП-3 в рейтинге бухгалтерских компаний
1000+ клиентов выбрали нас
450+ профессиональных бухгалтеров
18 лет
на рынке

Регистрация иностранных компаний в России

Варианты у иностранной компании для открытия бизнеса в РФ

Регистрация бизнеса в Казахстане

Как зарегистрировать компанию в Казахстане: варианты, налоги и особенности ее функционирования

Рейтинг бухгалтерских компаний

Как выбрать аутсорсинг бухгалтерии: ТОП компаний

Аутстаффинг сотрудников в Казахстане

Как помочь своим сотрудникам легализоваться в РК

Аутсорсинг расчета зарплаты и кадрового делопроизводства

Кому подходит аутсорсинг расчета зарплаты, стоимость услуг и выбор аутсорсера

Бухгалтерский аутсорсинг

Вся правда о передаче учётных функций на аутсорс

Регистрация компании в Турции

Как зарегистрировать юридическое лицо в Турции: типы предприятий, этапы создания бизнеса, документы и налоги

Всё о КЭДО

Как компании перейти на КЭДО: документы, ЭЦП, плюсы и минусы кадрового электронного документооборота

Воинский учет в организации

Правила ведения воинского учета в 2023 году

Восстановление бухгалтерского учета

Подробно о восстановлении бухучета: когда это необходимо, рекомендации, ответственность компании

Льготы для ИТ-компаний 2023 года

Подробно о льготах по налогам и взносам для ИТ-бизнеса, гранты

Налоговое планирование в организациях

Планирование налогов от А до Я: виды, этапы, основные принципы

Аудит кадрового делопроизводства в организации

Подробно о кадровом аудите: виды, этапы, штрафы

Регистрация ООО в 2024 году

Пошаговая инструкция по созданию ООО: документы, уставной капитал

Льготы для малого и среднего бизнеса в 2023 году

Все о поддержке бизнеса: льготы, гранты, субсидии

Льготные ставки УСН в регионах

Что это и как использовать льготные ставки

Как снизить налоги для бизнеса

9 законных способов для предпринимателей

Регистрация ООО с иностранным учредителем

Подробная инструкция

Автоматизация бухгалтерии от А до Я

Гайд от экспертов отрасли

Обслуживание бухгалтерии в компании-аутсорсере

Типовые виды услуг

Бухгалтерское сопровождение бизнеса

Перечень услуг и цены

Юридическое сопровождение бизнеса

Перечень услуг, плюсы и минусы

Переплата заработной платы уволенному работнику

Порядок действий при взыскании зарплаты

Оптимизация бухгалтерского учета

Подробная инструкция по совершенствованию бухотчетности

Аудит заработной платы

Основные этапы и нюансы проверки расчетов с персоналом по оплате труда

Дробление бизнеса

Законное и незаконное дробление бизнеса: признаки, ответственность, примеры

Регистрация бизнеса в ОАЭ

Как зарегистрировать компанию в Дубае, Абу-Даби или другом эмирате: пошаговая инструкция

Упрощенная система налогообложения

Что такое УСН: какие налоги платить, особенности для ИП

Перезвоним с минуты на минуту

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку
своих персональных данных

Мы рады, что сможем пообщаться с вами лично

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку
своих персональных данных