Главное о кадровом ЭДО

16 декабря 2022
Главное о кадровом ЭДО

Александр Рульков

Генеральный директор 1С-WiseAdvice

16 декабря 2022

Общее о КЭДО

С приходом пандемии почти все компании в стране перешли на удалённую работу, а кадровые процессы – в цифру. С 2017 года Минтруд проводил эксперимент по внедрению кадрового электронного документооборота. После нескольких вариаций эксперимента в январе 2020 года были введены электронные трудовые книжки. Вторая большая часть эксперимента Минтруда завершилась введением в 2021 году полноценного кадрового электронного делопроизводства без бумажного дублирования.

Это изменение в законе уже повлияло на бизнес, сделав кадровый процесс проще, а работу с документами более прозрачной и эффективной.

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) согласно статьям 22.1-22.3 Трудового Кодекса — это создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.

Переход на КЭДО не является обязательным, компаниям разрешено вести дублирующую бумажную бухгалтерию, хотя множество отчётов ФНС принимает уже в электронном формате. Когда КЭДО станет обязательно спрогнозировать сложно, но рекомендуем готовится заранее.

Переход на КЭДО

Как подготовиться и на что стоит обратить внимание, если ваша компания переходит на электронный кадровый документооборот уже сейчас:

  • выбор провайдера электронных подписей;

  • подготовка перечня документов, которые перейдут в электронный вид;

  • настройка подписи, маршрутов согласования и передачи документов через 1С:ЗУП;

  • обучение линейного и кадрового персонала.

Какие документы переводят в электронный формат

В цифру можно переводить почти весь кадровый документооборот, но сохраняется список документов, требующий обязательной бумажной версии и реальной подписи сотрудника. К документам, которые не переводятся в КЭДО в последней редакции ТК РФ относятся:

  • приказ об увольнении сотрудника;

  • акты о несчастных случаях на производстве;

  • регистрация прохождения инструктажа по охране труда.

Под закон о кадровом документообороте не попадают трудовые книжки, потому что с 2021 года их электронное использование регламентируется статьей 66-66.1 ТК РФ.

Все остальные кадровые документы и ЛНА можно создавать, подписывать, использовать и хранить только в электронном формате.

До начала работы с сотрудниками в КЭДО необходимо получить от них письменное согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота. В противном случае, выпуск электронной подписи, коммуникация с сотрудником через электронную систему является не официальной.

Перевод на КЭДО конкретных процессов

Проект перехода на КЭДО можно разделить на 8 основных этапов. На любом из них может возникнуть проблема нехватки ресурсов компании, поэтому в первую очередь необходимо определить следующее:

  • Хотите ли вы разместить КЭДО у себя на серверах или вам достаточно cloud-версии

  • Если вы хотите запустить продукт On-premise, то справится ли с этой задачей ваша команда IT-специалистов, или нужна помощь разработчика

  • Требуется ли кастомная доработка форм заявок и разработка нетиповых кадровых сценариев.

Команда внедрения WiseAdvice EmplDocs разрабатывает план интеграции совместно с вашими специалистами, с дроблением этапов и описанием ответственных команд. Сроки и производственные моменты оговариваются заранее.

Этапы внедрения КЭДО:

  1. Составление структуры компании, сбор всех локально-нормативных актов и реальный опыт кадровых сотрудников — этот этап направлен на составление технологического плана перехода на электронный документооборот.

  2. Формирование карты кадровых процессов — описание всех кадровых сценариев компании:

    • подписание трудового договора с помощью эцп;

    • отправление заявления на отпуск или отгул в КЭДО с согласованием руководителя в пару кликов;

    • уведомление о больничном и синхронизация с мгновенным получением сканов больничного;

    • заявление на смену паспортных данных, и пр. кадровые сценарии.

  3. Разработка локальных актов для внедрения кадрового электронного делопроизводства на предприятие — для уведомления сотрудников, сбора разрешений и приказ о переходе на КЭДО.

  4. Развертывание инфраструктуры на предприятии — подключение IT-решений к базе 1С, настройка центра сертификации, подключение и настройка интерфейса.

  5. Ввод всех кадровых сценариев в 1С.

  6. Тестирование сценариев и ошибок на группе сотрудников, исправление и доработки.

  7. Разработка пользовательской документации для обучения.

  8. Обучение и присоединение всех сотрудников к системе:

    • загрузка списка сотрудников с электронной почтой;

    • выдача логинов и паролей;

    • выпуск ЭЦП.

В какой момент происходит инструктаж сотрудников по использованию КЭДО?

По опыту мы рекомендуем проводить предварительный инструктаж сотрудников, чтобы заранее познакомить с интерфейсом, и рассказать о преимуществах нового способа взаимодействия с отделом кадров.

После двух недель использования, когда у сотрудников накопится опыт самообслуживания и взаимодействия с кадрами через решение, может понадобиться второй инструктаж, что ответить на возникшие вопросы и получить обратную связь.

Документы, необходимые для перехода

Компания разрабатывает специальный локально-нормативный акт для внедрения КЭДО. В этот ЛНА входит информация:

  • список кадровых процессов, связанных с ними документов, которые переводятся в электронный формат;

  • категории сотрудников, которым необходимо подключиться к КЭДО;

  • указание системы учёта кадровых документов, в которой будет осуществляться КЭДО;

  • дата полного перехода на КЭДО на предприятии.

Права и обязанности работников и работодателей в области КЭДО регулируются Федеральным законом №377-ФЗ, который дополнил Трудовой кодекс РФ статьями 22.1 - 22.3.

Перед тем, как запустить процесс электронного кадрового делопроизводства, необходимо уведомить сотрудников о введении КЭДО на предприятии под роспись, а также собрать разрешения на обработку персональных данных.

Сотрудник имеет право отказаться от перевода в электронный формат, и для взаимодействия с ним придется сохранить бумажное делопроизводство.

Отказ от КЭДО не является основанием для увольнения и отказа в приеме на работу.

Для вновь принимаемых сотрудников без трудового стажа, если они устраиваются на работу впервые, согласие о переводе на электронный документооборот не требуется.

Сотрудник, который подключился к электронному делопроизводству, также вправе запросить направить подписанные электронные документы в кабинет Госуслуг.

Выпуск и использование электронной цифровой подписи (ЭЦП)

В кадровом ЭДО работодатель может использовать УКЭП и УНЭП.

Работник может использовать любую ЭП. Но ПЭП - только по дополнительному соглашению, которое будет определять требования к конфиденциальности.

Трудовой кодекс регламентирует, что выпуск платных усиленных квалифицированных подписей для сотрудника оплачивает работодатель. Для этого он должен заключить договор с сертифицирующим центром. Но если у сотрудника уже есть своя УКЭП, он может использовать её.

Удобным способом подписания электронных документов является государственный сервис Госключ. Основная его особенность в том, что он бесплатный, и работает со смартфона.

Резюме, как оно выглядит на практике и какие плюсы/минусы

На практике при внедрении КЭДО сложности возникают когда в кадрах есть нетиповые сценарии или консервативный персонал. Но, всё решаемо. В рамках эксперимента 2020 - 2021 годов КЭДО показал себя отличным технологическим решением, которое значительно упрощает жизнь не только кадрового персонала и административной команды, но и рядового сотрудника.

Как справляться с нестандартными ситуациями в КЭДО?

  • провести ревизию нестандартного технологического процесса;

  • раздробить процесс на этапы;

  • составить карту маршрутов согласований в 1С;

  • протестировать решение на небольшой группе сотрудников;

  • прописать документацию по алгоритму действией и составить ЛНА для ознакомления всех сотрудников с новым принципом работы участка.

Плюсы и минусы КЭДО

Что делать если сотрудники не хотят переходить на КЭДО?

Однозначного ответа нет. Следует выяснить реальные причины нежелания сотрудников: какие страхи их останавливают, какие трудности возникают, знают ли сотрудники о работе с электронным документооборотом вообще.

Часто первый страх связан с непониманием принципа действия, и простым решением становится подробная демонстрация работы решения для КЭДО.

Если же нежелание исходит из принципиальной позиции работника, и не связано с технологическим процессом, тогда Трудовой Кодекс рекомендует работодателю оставаться с этим сотрудником в бумажном делопроизводстве.

Оправдывают ли себя расходы на закупку сервиса или решения для кадрового электронного документооборота?

Работа по внедрению КЭДО — это инвестиции. С развитием цифрового документооборота государство вводит больше законодательных инициатив, и в ближайшем будущем можно ожидать единой электронной инфраструктуры.

Кроме того, работа в цифре - это часть стратегии компаний по формированию HR-бренда компании на рынке труда:

  • брендирование инфраструктуры - повышение узнаваемости и лояльности компании во внутренней среде;

  • онлайн-трудоустройство - первое впечатление о компании, как о технологичном и современном работодателе, а также возможность быстрого найма квалифицированных сотрудников независимо от их места жительства;

  • автоматизация и самообслуживание по кадровым вопросам - экономия времени и трудозатрат на оформление и обмен значимыми документами.

1С-Wiseadvice - прогрессивная компания, предоставляющая технологичный аутсорсинг учетных функций. 18 лет мы работаем в отрасли и имеем большой опыт комплексной автоматизации КДП.

Следствием нашего опыта стала разработка собственного решения, в которое мы собрали все свои знания и лучшие практики - WA EmplDocs.

Познакомьтесь с EmplDocs

EmplDocs – это не только решение для кадрового электронного документооборота, но и полная автоматизация кадровых процессов: от оформления простых справок и согласования отпусков до онлайн-трудоустройства и массового подписания ЛНА.

EmplDocs это:

  • КЭДО: поддерживает любые сценарии электронного подписания документов: УКЭП, УНЭП, Госключ, Работа в России и пр.

  • Актуальность: работает внутри 1С, все изменения в учетной системе моментально отражаются в личном кабинете сотрудника.

  • Безопасность: персональные данные сотрудников хранятся только на локальных серверах и никуда не передаются – вы ничем не рискуете.

  • Кастомизация: любые формы заявок и маршруты согласования, гибкие настройки интерфейса, брендирование, мультиязычность.

  • Быстрый старт: пакет необходимых ЛНА, преднастроенные заявки и маршруты согласований – мы подготовили все, чтобы вы могли сразу приступить к работе.

ТОП-3 в рейтинге бухгалтерских компаний
1000+ клиентов выбрали нас
450+ профессиональных бухгалтеров
18 лет
на рынке

Как иностранной компании открыть счет в банке РФ

Как правильно открыть счет и не допустить ошибок

Регистрация иностранных компаний в России

Варианты у иностранной компании для открытия бизнеса в РФ

Регистрация бизнеса в Казахстане

Как зарегистрировать компанию в Казахстане: варианты, налоги и особенности ее функционирования

Рейтинг бухгалтерских компаний

Как выбрать аутсорсинг бухгалтерии: ТОП компаний

Аутстаффинг сотрудников в Казахстане

Как помочь своим сотрудникам легализоваться в РК

Аутсорсинг расчета зарплаты и кадрового делопроизводства

Кому подходит аутсорсинг расчета зарплаты, стоимость услуг и выбор аутсорсера

Бухгалтерский аутсорсинг

Вся правда о передаче учётных функций на аутсорс

Регистрация компании в Турции

Как зарегистрировать юридическое лицо в Турции: типы предприятий, этапы создания бизнеса, документы и налоги

Всё о КЭДО

Как компании перейти на КЭДО: документы, ЭЦП, плюсы и минусы кадрового электронного документооборота

Воинский учет в организации

Правила ведения воинского учета в 2023 году

Восстановление бухгалтерского учета

Подробно о восстановлении бухучета: когда это необходимо, рекомендации, ответственность компании

Льготы для ИТ-компаний 2023 года

Подробно о льготах по налогам и взносам для ИТ-бизнеса, гранты

Налоговое планирование в организациях

Планирование налогов от А до Я: виды, этапы, основные принципы

Аудит кадрового делопроизводства в организации

Подробно о кадровом аудите: виды, этапы, штрафы

Регистрация ООО в 2024 году

Пошаговая инструкция по созданию ООО: документы, уставной капитал

Льготы для малого и среднего бизнеса в 2023 году

Все о поддержке бизнеса: льготы, гранты, субсидии

Льготные ставки УСН в регионах

Что это и как использовать льготные ставки

Как снизить налоги для бизнеса

9 законных способов для предпринимателей

Регистрация ООО с иностранным учредителем

Подробная инструкция

Автоматизация бухгалтерии от А до Я

Гайд от экспертов отрасли

Обслуживание бухгалтерии в компании-аутсорсере

Типовые виды услуг

Бухгалтерское сопровождение бизнеса

Перечень услуг и цены

Юридическое сопровождение бизнеса

Перечень услуг, плюсы и минусы

Переплата заработной платы уволенному работнику

Порядок действий при взыскании зарплаты

Оптимизация бухгалтерского учета

Подробная инструкция по совершенствованию бухотчетности

Аудит заработной платы

Основные этапы и нюансы проверки расчетов с персоналом по оплате труда

Дробление бизнеса

Законное и незаконное дробление бизнеса: признаки, ответственность, примеры

Регистрация бизнеса в ОАЭ

Как зарегистрировать компанию в Дубае, Абу-Даби или другом эмирате: пошаговая инструкция

Перезвоним с минуты на минуту

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку
своих персональных данных

Мы рады, что сможем пообщаться с вами лично

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку
своих персональных данных