Главное о кадровом ЭДО
Александр Рульков
Генеральный директор 1С-WiseAdvice
16 декабря 2022
Содержание
Общее о КЭДО
С приходом пандемии почти все компании в стране перешли на удалённую работу, а кадровые процессы – в цифру. С 2017 года Минтруд проводил эксперимент по внедрению кадрового электронного документооборота. После нескольких вариаций эксперимента в январе 2020 года были введены электронные трудовые книжки. Вторая большая часть эксперимента Минтруда завершилась введением в 2021 году полноценного кадрового электронного делопроизводства без бумажного дублирования.
Это изменение в законе уже повлияло на бизнес, сделав кадровый процесс проще, а работу с документами более прозрачной и эффективной.
Кадровый электронный документооборот (КЭДО) согласно статьям 22.1-22.3 Трудового Кодекса — это создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.
Переход на КЭДО не является обязательным, компаниям разрешено вести дублирующую бумажную бухгалтерию, хотя множество отчётов ФНС принимает уже в электронном формате. Когда КЭДО станет обязательно спрогнозировать сложно, но рекомендуем готовится заранее.
Переход на КЭДО
Как подготовиться и на что стоит обратить внимание, если ваша компания переходит на электронный кадровый документооборот уже сейчас:
выбор провайдера электронных подписей;
подготовка перечня документов, которые перейдут в электронный вид;
настройка подписи, маршрутов согласования и передачи документов через 1С:ЗУП;
обучение линейного и кадрового персонала.
Какие документы переводят в электронный формат
В цифру можно переводить почти весь кадровый документооборот, но сохраняется список документов, требующий обязательной бумажной версии и реальной подписи сотрудника. К документам, которые не переводятся в КЭДО в последней редакции ТК РФ относятся:
приказ об увольнении сотрудника;
акты о несчастных случаях на производстве;
регистрация прохождения инструктажа по охране труда.
Под закон о кадровом документообороте не попадают трудовые книжки, потому что с 2021 года их электронное использование регламентируется статьей 66-66.1 ТК РФ.
Все остальные кадровые документы и ЛНА можно создавать, подписывать, использовать и хранить только в электронном формате.
До начала работы с сотрудниками в КЭДО необходимо получить от них письменное согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота. В противном случае, выпуск электронной подписи, коммуникация с сотрудником через электронную систему является не официальной.
Перевод на КЭДО конкретных процессов
Проект перехода на КЭДО можно разделить на 8 основных этапов. На любом из них может возникнуть проблема нехватки ресурсов компании, поэтому в первую очередь необходимо определить следующее:
Хотите ли вы разместить КЭДО у себя на серверах или вам достаточно cloud-версии
Если вы хотите запустить продукт On-premise, то справится ли с этой задачей ваша команда IT-специалистов, или нужна помощь разработчика
Требуется ли кастомная доработка форм заявок и разработка нетиповых кадровых сценариев.
Команда внедрения WiseAdvice EmplDocs разрабатывает план интеграции совместно с вашими специалистами, с дроблением этапов и описанием ответственных команд. Сроки и производственные моменты оговариваются заранее.
Этапы внедрения КЭДО:
Составление структуры компании, сбор всех локально-нормативных актов и реальный опыт кадровых сотрудников — этот этап направлен на составление технологического плана перехода на электронный документооборот.
Формирование карты кадровых процессов — описание всех кадровых сценариев компании:
подписание трудового договора с помощью эцп;
отправление заявления на отпуск или отгул в КЭДО с согласованием руководителя в пару кликов;
уведомление о больничном и синхронизация с мгновенным получением сканов больничного;
заявление на смену паспортных данных, и пр. кадровые сценарии.
Разработка локальных актов для внедрения кадрового электронного делопроизводства на предприятие — для уведомления сотрудников, сбора разрешений и приказ о переходе на КЭДО.
Развертывание инфраструктуры на предприятии — подключение IT-решений к базе 1С, настройка центра сертификации, подключение и настройка интерфейса.
Ввод всех кадровых сценариев в 1С.
Тестирование сценариев и ошибок на группе сотрудников, исправление и доработки.
Разработка пользовательской документации для обучения.
Обучение и присоединение всех сотрудников к системе:
загрузка списка сотрудников с электронной почтой;
выдача логинов и паролей;
выпуск ЭЦП.
В какой момент происходит инструктаж сотрудников по использованию КЭДО?
По опыту мы рекомендуем проводить предварительный инструктаж сотрудников, чтобы заранее познакомить с интерфейсом, и рассказать о преимуществах нового способа взаимодействия с отделом кадров.
После двух недель использования, когда у сотрудников накопится опыт самообслуживания и взаимодействия с кадрами через решение, может понадобиться второй инструктаж, что ответить на возникшие вопросы и получить обратную связь.
Документы, необходимые для перехода
Компания разрабатывает специальный локально-нормативный акт для внедрения КЭДО. В этот ЛНА входит информация:
список кадровых процессов, связанных с ними документов, которые переводятся в электронный формат;
категории сотрудников, которым необходимо подключиться к КЭДО;
указание системы учёта кадровых документов, в которой будет осуществляться КЭДО;
дата полного перехода на КЭДО на предприятии.
Права и обязанности работников и работодателей в области КЭДО регулируются Федеральным законом №377-ФЗ, который дополнил Трудовой кодекс РФ статьями 22.1 - 22.3.
Перед тем, как запустить процесс электронного кадрового делопроизводства, необходимо уведомить сотрудников о введении КЭДО на предприятии под роспись, а также собрать разрешения на обработку персональных данных.
Сотрудник имеет право отказаться от перевода в электронный формат, и для взаимодействия с ним придется сохранить бумажное делопроизводство.
Отказ от КЭДО не является основанием для увольнения и отказа в приеме на работу.
Для вновь принимаемых сотрудников без трудового стажа, если они устраиваются на работу впервые, согласие о переводе на электронный документооборот не требуется.
Сотрудник, который подключился к электронному делопроизводству, также вправе запросить направить подписанные электронные документы в кабинет Госуслуг.
Выпуск и использование электронной цифровой подписи (ЭЦП)
В кадровом ЭДО работодатель может использовать УКЭП и УНЭП.
Работник может использовать любую ЭП. Но ПЭП - только по дополнительному соглашению, которое будет определять требования к конфиденциальности.
Трудовой кодекс регламентирует, что выпуск платных усиленных квалифицированных подписей для сотрудника оплачивает работодатель. Для этого он должен заключить договор с сертифицирующим центром. Но если у сотрудника уже есть своя УКЭП, он может использовать её.
Удобным способом подписания электронных документов является государственный сервис Госключ. Основная его особенность в том, что он бесплатный, и работает со смартфона.
Резюме, как оно выглядит на практике и какие плюсы/минусы
На практике при внедрении КЭДО сложности возникают когда в кадрах есть нетиповые сценарии или консервативный персонал. Но, всё решаемо. В рамках эксперимента 2020 - 2021 годов КЭДО показал себя отличным технологическим решением, которое значительно упрощает жизнь не только кадрового персонала и административной команды, но и рядового сотрудника.
Как справляться с нестандартными ситуациями в КЭДО?
провести ревизию нестандартного технологического процесса;
раздробить процесс на этапы;
составить карту маршрутов согласований в 1С;
протестировать решение на небольшой группе сотрудников;
прописать документацию по алгоритму действией и составить ЛНА для ознакомления всех сотрудников с новым принципом работы участка.
Плюсы и минусы КЭДО
Что делать если сотрудники не хотят переходить на КЭДО?
Однозначного ответа нет. Следует выяснить реальные причины нежелания сотрудников: какие страхи их останавливают, какие трудности возникают, знают ли сотрудники о работе с электронным документооборотом вообще.
Часто первый страх связан с непониманием принципа действия, и простым решением становится подробная демонстрация работы решения для КЭДО.
Если же нежелание исходит из принципиальной позиции работника, и не связано с технологическим процессом, тогда Трудовой Кодекс рекомендует работодателю оставаться с этим сотрудником в бумажном делопроизводстве.
Оправдывают ли себя расходы на закупку сервиса или решения для кадрового электронного документооборота?
Работа по внедрению КЭДО — это инвестиции. С развитием цифрового документооборота государство вводит больше законодательных инициатив, и в ближайшем будущем можно ожидать единой электронной инфраструктуры.
Кроме того, работа в цифре - это часть стратегии компаний по формированию HR-бренда компании на рынке труда:
брендирование инфраструктуры - повышение узнаваемости и лояльности компании во внутренней среде;
онлайн-трудоустройство - первое впечатление о компании, как о технологичном и современном работодателе, а также возможность быстрого найма квалифицированных сотрудников независимо от их места жительства;
автоматизация и самообслуживание по кадровым вопросам - экономия времени и трудозатрат на оформление и обмен значимыми документами.
1С-Wiseadvice - прогрессивная компания, предоставляющая технологичный аутсорсинг учетных функций. 18 лет мы работаем в отрасли и имеем большой опыт комплексной автоматизации КДП.
Следствием нашего опыта стала разработка собственного решения, в которое мы собрали все свои знания и лучшие практики - WA EmplDocs.
Познакомьтесь с EmplDocs
EmplDocs – это не только решение для кадрового электронного документооборота, но и полная автоматизация кадровых процессов: от оформления простых справок и согласования отпусков до онлайн-трудоустройства и массового подписания ЛНА.
EmplDocs это:
КЭДО: поддерживает любые сценарии электронного подписания документов: УКЭП, УНЭП, Госключ, Работа в России и пр.
Актуальность: работает внутри 1С, все изменения в учетной системе моментально отражаются в личном кабинете сотрудника.
Безопасность: персональные данные сотрудников хранятся только на локальных серверах и никуда не передаются – вы ничем не рискуете.
Кастомизация: любые формы заявок и маршруты согласования, гибкие настройки интерфейса, брендирование, мультиязычность.
Быстрый старт: пакет необходимых ЛНА, преднастроенные заявки и маршруты согласований – мы подготовили все, чтобы вы могли сразу приступить к работе.
на рынке
Как иностранной компании открыть счет в банке РФ
Регистрация иностранных компаний в России
Регистрация бизнеса в Казахстане
Рейтинг бухгалтерских компаний
Аутстаффинг сотрудников в Казахстане
Аутсорсинг расчета зарплаты и кадрового делопроизводства
Бухгалтерский аутсорсинг
Регистрация компании в Турции
Всё о КЭДО
Воинский учет в организации
Восстановление бухгалтерского учета
Льготы для ИТ-компаний 2023 года
Налоговое планирование в организациях
Аудит кадрового делопроизводства в организации
Регистрация ООО в 2024 году
Льготы для малого и среднего бизнеса в 2023 году
Льготные ставки УСН в регионах
Как снизить налоги для бизнеса
Регистрация ООО с иностранным учредителем
Автоматизация бухгалтерии от А до Я
Обслуживание бухгалтерии в компании-аутсорсере
Бухгалтерское сопровождение бизнеса
Юридическое сопровождение бизнеса
Переплата заработной платы уволенному работнику
Оптимизация бухгалтерского учета
Аудит заработной платы
Дробление бизнеса
Регистрация бизнеса в ОАЭ
На правах рекламы © 2024 «1С-WiseAdvice», «Гарант.ру»
Erid: 4CQwVszH9pSXqmnKRSB