Генеральная прокуратура РФ рекомендует МВД и Минтрансу России усилить контроль за общественным транспортом
Генеральной прокуратурой РФ по итогам проведенных во всех регионах страны проверок был выявлен ряд нарушений в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом. В связи с этим Министру транспорта РФ Максиму Соколову и руководителю Роструда Всеволоду Вуколову были направлены рекомендации об ужесточения контроля в данной области.
Результаты проверок показали, что часть перевозчиков не имеет соответствующей лицензии и разрешительной документации. При этом перевозки пассажиров автобусами в городском, пригородном, междугородном сообщении часто выполняются под видом заказных либо корпоративных целей организации или ИП. Поскольку такие виды перевозок не подлежат лицензированию (п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), перевозчикам удается избежать проверок органов Ространснадзора.
Кроме того, хозяйствующие субъекты нередко используют транспортные средства без техосмотра или подделывают документы о его проведении. В результате чего на линию выходит автотранспорт с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения (абз. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", далее – закон о безопасности дорожного движения).
Нарушаются и требования об обязательном оснащении транспортных средств тахографами, – средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (абз. 10 п. 1 ст. 20 закона о безопасности дорожного движения).
Таким образом, многие транспортные компании подвергают потенциальной опасности не только пассажиров, но и своих сотрудников. Так, встречаются случаи несоблюдения требований об обязательном проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров (абз. 7 п. 1 ст. 20 закона о безопасности дорожного движения). К перевозкам часто допускаются водители, не годные к работе по состоянию здоровья.
Перевозчиками зачастую игнорируются права работников на отдых и своевременную выплату заработной платы. Из-за нехватки кадров к работе привлекаются иностранные граждане, которые не имеют соответствующих документов на осуществление подобной деятельности.
Напомним, что лица, проживающие либо временно пребывающие на территории России, допускаются к управлению транспортом на основании российских национальных, иностранных национальных или международных водительских удостоверений (п. 12 ст. 25 закона о безопасности дорожного движения).
Пренебрегают требованиями законодательства и региональные органы госвласти, а также органы местного самоуправления. Договоры на транспортное обслуживание населения заключаются с организациями на бесконкурсной основе. Таким образом, конкуренция в данной области сводится к минимуму.
Отметим, что в июле этого года тема безопасности автобусных перевозок была поднята членами Общественной палаты РФ. Тогда предлагались возможные меры по устранению проблемы обеспечения легитимности межсубъектного транспортного сообщения, в частности, введение в законодательство понятия "нелегальная автобусная перевозка".