Арендные споры: как торговые центры судятся с ушедшими брендами
© iv.pictured / Фотобанк Фотодженика |
В этом материале:
Многие бизнес-центры и торгово-развлекательные комплексы сегодня переживают финансовые трудности из-за того, что некоторые бренды, которые осуществляли коммерческую деятельность в России, приостановили ее или вовсе ушли с рынка. Это в значительной степени повлияло на финансовые показатели ТЦ, которые в среднем получают 20% от выручки магазина в месяц – такую статистику привел исполнительный директор Ассоциации малых торговых центров Кирилл Кусмарцев. При этом не только спрос на торговые площади, но и цена на рынке аренды упала, что также негативно отразилось на коммерческой деятельности торговых центров.
Изменение ставок аренды по итогам I полугодия 2022 года связано с уходом зарубежных компаний, пересмотром коммерческих условий ведения предпринимательской деятельности и падением товарооборота арендаторов, отметил заместитель директора направления "Недвижимость" группы компаний SRG Максим Гончаров. Так, например, зафиксировано снижение в Южном (4,6%), Западном (10,5%) и Восточном (7,1%) административных округах Москвы, а наименьшее падение ставок отмечено в Северном (1,1%). На территории Новой Москвы снижение составило 0,5%.
Несмотря на то что большое число компаний покинули российский рынок или приостановили работу еще в марте 2022 года, статистика по спорам с ними появляется только сейчас. Рассмотрим основные исковые разбирательства между ТЦ и ушедшими брендами, узнаем мнение экспертов по вопросу потенциальной возможности решения возникших арендных споров, а также определим, являются ли санкции форс-мажором.
Взыскание неустойки – с какими компаниями есть судебные споры?
Среди основных категорий судебных споров между торговыми центами и арендаторами эксперты выделяют следующие.
- Досрочное расторжение договора аренды (односторонний отказ, существенное изменение обстоятельств).
- Взыскание задолженности по арендным платежам.
- Взыскание убытков.
- Взыскание неустойки.
Как отмечает ведущий юрист практики "Разрешение споров" Лемчик, Крупский и Партнеры Екатерина Свинко, самый популярный вид неустойки – за приостановление или прекращение коммерческой деятельности. Она применяется в случае, когда в договоре предусмотрена обязанность арендатора осуществлять коммерческую деятельность, держать помещение открытым (в соответствии с графиком работы ТЦ), а также неустойка за несоблюдение данных условий. Также существуют и другие виды неустоек – например, за нарушение сроков:
начала осуществления коммерческой деятельности;
приемки или возврата помещения по акту приема-передачи;
внесения арендной платы.
На основании деятельности компании "Лемский, Крупский и партнеры" и анализа судебных дел по арендным спорам Екатерина Свинко в рамках тематического мероприятия Ассоциации малых торговых центров привела примеры судебной практики торговых центров с арендаторами.
1. H&M
С иском к ООО "Эйч энд Эм Хеннес экд Мауриц" обратились сразу несколько компаний. Первоначальные требования – взыскать с арендатора штраф за приостановку ведения коммерческой деятельности. Впоследствии требования были уточнены – арендодатель требовал взыскания неустойки за задержку в приемке арендатором помещения весной-летом 2020 года; неустойки за задержку начала коммерческой деятельности арендатором летом-осенью 2020 года; неустойки в связи с досрочным расторжением предварительного договора аренды с целью компенсации стоимости произведенных работ арендодателя. Во взыскании неустоек было отказано.
На данный момент на рассмотрении иски с требованием о взыскании штрафа за расторжение договора аренды по вине арендатора, а также штрафа по долгосрочным договорам аренды помещений за неправомерное приостановление арендатором коммерческой деятельности в арендуемых помещениях за период с марта по август 2022 года.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2022 г. № 09АП-46190/22 по делу № А40-64805/2022, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2022 г. № 09АП-46190/22 по делу № А40-64805/2022, Определение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 г. по делу № А41-59298/2022, Определение Арбитражного суда г. Москвы от 13 сентября 2022 г. по делу № А40-195112/2022
2. Adidas
Арендодатель требовала взыскание штрафа с ООО "Адидас" в связи с неисполнением обязательств по договорам субаренды – производство по делу было прекращено в связи с отказом арендодателя от исковых требований.
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 8 июля 2022 г. № А40-120504/2022
3. Inditex (бренды Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull&Bear, Stradivarius)
Арендодателем были заявлены требования о взыскании штрафа с АО "ЗАРА СНГ", ООО "Бершка СНГ" и других представительств Inditex в России за приостановку ведения коммерческой деятельности за период с марта 2022 года до момента ее возобновления, исходя из расчета 75 тыс. руб. в день за каждый день. Примечательно, что после принятия исковых заявлений к производству, были приняты обеспечительные меры в виде ареста денежных средств на банковских счетах ответчика. Всего разными арендодателями было подано более 30 аналогичных исков к компании Inditex.
Определение Арбитражного суда Самарской области от 30 сентября 2022 г. по делу № А55-25729/2022, Определение Арбитражного суда Самарской области от 5 сентября 2022 г. по делу делу № А55-25730/2022
4. LPP (бренды Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay)
Арендодателем были предъявлены к компании требования о взыскании неустойки за нарушение сроков оплаты арендной платы, за непредставление документов по страхованию и о взыскании неустойки за прекращение или приостановку ведения коммерческой деятельности. Исковое заявление принято к производству, также были арестованы денежные средства на банковском счете ответчика.
Единственный возможный вариант влияния на арендатора – применение мер ответственности, которые следуют из договора аренды, считает Екатерина Свинко.
Перспектива рассмотрения споров по искам к ушедшим брендам зависит от условий договора, заключенного между арендатором и арендодателем, уверена директор ООО "ЦПО групп" Лариса Науменко. Как правило, владельцы торговых площадей в крупных торговых центрах предлагают заключать договоры по своим формам, в которых прописывают довольно жесткие условия, максимально защищают свои интересы. По таким договорам не составит труда взыскать штрафы за неосуществление коммерческой деятельности и убытки по неуплате арендной платы, считает эксперт. Иногда встречаются ситуации, когда крупные бренды не заинтересованы заключать договоры на обременяющих условиях, поэтому разрабатывают свои договоры, в которых риски применения штрафных санкций исключены или сведены к минимуму, считает Лариса Науменко. Именно поэтому сложно спрогнозировать, какой будет исход у судебных дел по арендным спорам между ТЦ и ушедшими из России компаниями.
В связи с этим, по мнению эксперта, рассматривая иски арендодателей к ушедшим брендам, суды будут придерживаться принципа стабильности гражданского оборота. Арендаторы, покинувшие торговые площади, не исполнившие условия заключенного договора, столкнутся с гражданско-правовыми последствиями совершенных действий. События последнего времени не повлекли юридических условий, освобождающих стороны договора от ответственности, заметила она. Как арендатор, так и арендодатель должны исполнять взятые на себя обязательства.
Именно по этой причине владельцы торговых площадей имеют высокие шансы на удовлетворение исковых требований, считает Лариса Науменко. Тем не менее в некоторых случаях бренды смогут избежать ответственности, поскольку обезопасили себя соответствующими условиями договора с арендодателем.
Исполнение решения суда в части расторжения договора аренды не составит проблем для собственников ТЦ, однако с денежными обязательствами дела обстоят иначе, уверен адвокат (Адвокатская палата Московской области, № 12225) Александр Скобцов. В части исполнения в первую очередь необходимо будет наличие денежных средств на счете арендатора и их движение, и если же таких средств недостаточно, то исполнять обязательства придется за счет имущества арендатора в последующем деле о банкротстве.
Также необходимо учитывать, что у такого арендатора могут быть долги по заработной плате и перед бюджетом (п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Как итог, вероятность проведения процедуры банкротства в отношении должника значительно возрастает. Таким образом, перспектива положительного судебного решения есть, но основная работа будет связана именно с фактическим исполнением такого решения.
Как защищаются арендаторы в суде?
Как рассказала Екатерина Свинко, арендодатель для защиты проверяет следующие параметры:
- правильно ли рассчитана неустойка – ссылка на несоразмерность (ст. 333 ГК РФ);
- соблюдены ли условия для ее взыскания;
- не истек ли срок исковой давности.
Также в некоторых случаях арендаторы ссылаются на мораторий на банкротство, во время которого не взыскиваются неустойки и убытки (Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", утратило силу со 2 октября 2022 года). В данном случае позиции судов разнятся, объяснила эксперт. Первая позиция судов подразумевает исключение периода действия моратория из периода расчета неустойки (по смыслу абз. 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Однако некоторые суды не применяют возражения о наличии моратория в случае, если будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 44). Причем бремя доказывания лежит на кредиторе (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2021 г. № Ф04-4390/2021 по делу № А45-36223/2020; Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г. № 08АП-3768/2022 по делу № А75-11148/2021).
Еще одним способом, к которому прибегают арендаторы для защиты своих прав – ссылка на обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).
Являются ли санкции форс-мажором?
Отдельного внимания заслуживает вопрос, могут ли санкции выступать обстоятельствами непреодолимой силы. Напомним, форс-мажор является условием освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при ведении предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК РФ). При этом законом не определен перечень таких обстоятельств, но некоторые разъяснения дают ВАС РФ и ВС РФ.
Так, к признакам обстоятельств непреодолимой силы относят чрезвычайность и невозможность предотвратить обстоятельства при данных условиях (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 (далее - Постановление № 7). Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий – при этом неотвратимость должна носить объективный характер (Определение Верховного суда РФ от 16 февраля 2015 г. № 306-ЭС14-7853, Постановления Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 21 июня 2012 № 3352/12, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 г. № А68-9203/2019). Также признаки чрезвычайности и неотвратимости должны присутствовать одновременно, в совокупности (Определение Верховского суда РФ от 24 марта 2015 г. № 306-ЭС14-7853). Действие непреодолимой силы должно быть связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения (п. 5 Обзора практики ВС Чувашской Республики и Арбитражного суда Чувашской Республики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов от 16 августа 2019 г. (далее – Обзор от 16 августа 2019 г.), Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2018 г. № А76-7758/2017).
Какие обстоятельства могут быть признаны форс-мажором?
Узнайте из Энциклопедии решений системы ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В числе обстоятельств непреодолимой силы в судебных решениях упоминаются, в том числе:
- наводнения, стихийные бедствия, землетрясения, ураганы, сход снежных лавин, иные природные катаклизмы (Определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № ВАС-3352/12), смерч, ураган, аномальный ветер (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2017 г. № 07АП-5742/17);
- военные действия (Определение Высшего арбитражного суда РФ от 3 мая 2012 г. № ВАС-3352/12);
- действия и события общественного характера (война, крупномасштабные забастовки, массовые волнения (п. 5 Обзора от 16 августа 2019 г.);
- эпидемии (Определение Высшего арбитражного суда РФ от 3 мая 2012 г. № ВАС-3352/12, Определение Московского городского суда от 4 июля 2016 г. № 33а-15961/16);
- запретительные меры государственных органов (п. 5 Обзора от 16 августа 2019 г.).
По вопросу признания санкций форс-мажорным обстоятельством правоприменительная практика только начинает складываться – в каждом конкретном случае суд должен будет установить наличие обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обязательств, признаков чрезвычайности и непреодолимости, а также непосредственность их влияния на возможность исполнения обязательства. В большинстве случаев ссылки ответчиков на обстоятельства непреодолимой силы судами отклоняются – суды отмечают, что введение ограничительных мер против России не должно использоваться участниками гражданского оборота в качестве удобного средства освобождения себя от ответственности (например, решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от 13 апреля 2022 г. № 2-1796/2022). В некоторых случаях отмечалось, что форс-мажором не признаются случаи, если обязательства возникли до введения санкций (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 5 мая 2022 г. № А65-5664/2022). Специальная военная операция не признавалась фактором, затрагивающим исполнение внутрироссийских контрактов (например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2022 г. № 09АП-43054/22 по делу № А40-40898/2022, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2022 № 08АП-6588/22, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2022 г. № 02АП-2996/22).
Реже суды приходят к выводу о наличии обстоятельств непреодолимой силы в связи с введением санкций. Например, в одном деле был сделан вывод о том, что обстоятельства, послужившие основанием для отмены тура, связаны с возникновением угрозы безопасности туристов и невозможности совершения поездки в страну отдыха в связи с введением санкций недружественных иностранных государств в отношении российских авиапредприятий и пассажиров – поэтому они являются форс-мажором (решении Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 8 августа 2022 г. по делу № 2-847/2022).
При этом Екатерина Свинко обратила внимание, что форс-мажор освобождает лишь от ответственности за неисполнение обязательства (например, возмещения убытков, взыскания неустойки и др.). Основная обязанность должника по договору сохраняется, если форс-мажор является временным. В качестве примера эксперт приводит случай признания форс-мажорным обстоятельством нарушение логистических цепочек из-за закрытия границ и ограничения авиасообщения в период пандемии. Однако если у компании была возможность сделать доставку железнодорожным или автомобильным транспортом, то форс-мажор не распространяется на такую ситуацию.
***
В настоящее время компании, которые ушли с рынка России или приостановили свою коммерческую деятельность, влияют на получение выручки торговыми центрами, где размещены закрытые магазины. Многие ТЦ приняли решение защищать свои интересы в суде – рассматриваются варианты одностороннего расторжения договоров, выплаты штрафов, пени и неустоек, а также задолженностей по арендным платежам. На данный момент судебная практика по арендным спорам только начинает складываться, однако по некоторым вопросам уже приняты решения не в пользу торговых центров. В частности, суды отметили, что необоснованным является требование о побуждении к осуществлению арендаторами коммерческой деятельности. По другим требованиям судебные споры продолжаются.