Факты говорят: суд переквалифицировал договоры ГПХ в трудовые и доначислил взносы
belchonock / Depositphotos.com |
Трудовой кодекс запрещает заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Тем не менее, нередки ситуации, когда под видом, например, договора об оказании услуг, выстраиваются фактически трудовые отношения. До тех пор, пока они не попадут в поле зрения трудовой инспекции.
А вот у ФСС России свой взгляд на такие ситуации: уход от заключения трудового договора позволяет работодателю уходить и от уплаты части страховых взносов. Напомним, на выплаты по гражданско-правовым договорам начисляются только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в то время как взносы на "травматизм" и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством платить не надо.
И если при проверке ревизоры ФСС России установят, что при заключении договора гражданско-правового характера фактически все же имели место трудовые отношения, то высока вероятность, что они смогут переквалифицировать такой договор и взыскать неуплаченные взносы.
Так и произошло в двух случаях, ставших предметом рассмотрения судов (Решение АС Кемеровской области от 12 апреля 2021 г. по делу № А27-26540/2020, Постановление АС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2021 г. № Ф01-851/21, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2021 г. № Ф04-6717/20).
В первом из них организация заключила с физлицом договор оказания услуг, по которому в обязанности исполнителя входило устное консультирование в офисе организации граждан по вопросам, связанным с деятельностью организации, заключение с ними договоров и прием оплаты. График работы исполнитель определял самостоятельно. Ежемесячно сторонами подписывались акты оказанных услуг и производилась оплата.
ФСС России сделал вывод о наличии трудовых отношений и доначислил страховые вносы. Судьи поддержали Фонд, подчеркнув, что такому решению вполне обоснованно способствовал ряд обстоятельств:
- содержание договора не предполагало выполнение работы на основании индивидуально-конкретного задания к оговоренному сроку за обусловленную в договоре плату;
- конкретный итоговый результат работ/услуг не оговаривался;
- оплата осуществлялась исходя из минимально установленного размера оплаты труда и количества дней выхода в офис;
- договор ГПХ был заключен на длительный период - календарный год.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Во втором случае организация дошла до кассационной инстанции, но на всех этапах рассмотрения дела судьи были согласны с ФСС и переквалифицировали гражданско-правовые договоры с рабочими в трудовые. Судьи исходили из того, что:
- работы по данным договорам выполнялись систематически;
- речь идет не о какой-либо конкретной разовой работе, а о ежедневном выполнении работы определенного рода, что, по сути, представляет собой постоянную трудовую функцию;
- для организации был важен сам процесс труда, а не результат работ;
- работы выполнялись под руководством сотрудников организации, то есть при ежедневном контроле со стороны работодателя;
- оплата производилась ежемесячно в зависимости от объема выполненных работ.
К аналогичным выводам при схожих обстоятельствах судьи Западно-Сибирского округа уже приходили в постановлении от 30 мая 2019 г. № Ф04-1699/19. А в прошлом году окружной суд Дальневосточного округа постановлением от 11 сентября 2020 г. по делу № А51-23858/2019 переквалифицировал договоры с учетом того, что:
- договоры ГПХ предусматривали выполнение конкретной трудовой функции в помещениях или на территории организации;
- в договорах закреплена трудовая функция - фактически выполнялись должностные обязанности в рамках основного вида деятельности организации;
- работы выполнялись систематически и только лично - без возможности привлечения соисполнителей или субподрядчиков;
- организация регулировала и контролировала рабочий процесс;
- исполнители находились в контакте с работниками организации и соблюдали установленные условия труда;
- оплата производилась регулярно в фиксированной сумме.
Однако есть примеры и противоположных решений, когда судьи не соглашаются с ФСС России в попытке признать гражданско-правовые договоры трудовыми. Так, Волго-Вятский окружной суд в недавнем постановлении от 5 апреля 2021 г. № Ф01-851/21 признал позицию Фонда несостоятельной, а доначисление взносов - незаконным. К такому выводу суд пришел исходя из условий договоров:
- оговорены характер работ, сроки и порядок их выполнения;
- правила внутреннего распорядка организации на исполнителей не распространяются;
- порядок и режим работы исполнителей не установлен;
- "договорники" не имели права на социальные гарантии, положенные работникам;
- услуги оплачивались на основании актов выполненных работ.