Оказание услуг муниципалитету без договора с ним: получит ли исполнитель деньги?
Иногда случается так, что исполнитель оказывает услуги заказчику без договора. И в случае, если контрагент отказывается их оплатить, исполнитель нередко предъявляет иск о неосновательном обогащении. Но что, если заказчиком является не организация или ИП, а публично-правовое образование? ВС РФ рассказал, есть ли перспективы у подобного иска (Обзор судебной практики ВС РФ от 25 ноября 2015 г. № 3). Разберем подробнее все доводы Суда и заинтересованных сторон.
Фабула дела
Общество оказало администрации муниципального образования услуги по представлению ее интересов в суде, оценив их в 879 225 руб. При этом письменный договор и акты об оказании юридических услуг сторонами не составлялись, а само общество действовало на основании доверенности. Когда администрация отказалась оплачивать оказанные юридические услуги, общество обратилось в суд с иском о взыскании указанной суммы как неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил (решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2014 г. по делу № А60-7371/2014). Он исходил из того, что администрация получила услугу от общества, а значит, должна осуществить ее оплату. При этом независимая экспертиза подтвердила, что заявленная истцом сумма вознаграждения в размере 879 225 руб. – адекватная стоимость за оказанные юридические услуги.
системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2014 г. № 17АП-8160/14 по делу № А60-7371/2014). Данное решение поддержал арбитражный суд округа (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 октября 2014 г. № Ф09-7386/14 по делу № А60-7371/2014). Они основывались на том, что оказание услуг для государственных или муниципальных нужд без проведения конкурсных процедур противоречит нормам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). Правда, без конкурсных процедур можно обойтись, если закупка производится у единственного поставщика, но перечень оснований для этого закрытый (ст. 93 Закона № 44-ФЗ) – и у муниципалитета не было ни одного из них.
Судебная коллегия ВС РФ, куда обратилось общество, этот вывод поддержала. При этом она добавила: оказывая услуги без соответствующего муниципального контракта, общество не могло не знать, что услуги были оказаны им при отсутствии обязательства. А при таких обстоятельствах исполнитель не вправе требовать взыскания неосновательного обогащения (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). В итоге постановления суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа были оставлены без изменения (Определение ВС РФ от 3 августа 2015 г. № 309-ЭС15-26).
Позиция экспертов
Эксперты поясняют, что высказанная ВС РФ позиция уже неоднократно была озвучена судами различных инстанций. Вот только взгляды специалистов на подобную практику расходятся.
МНЕНИЕ
![]() |
Алексей Толстов, адвокат, партнер адвокатского бюро "Бобров, Толстов и партнеры":
"Позиция ВС РФ по данному делу соответствует судебной практике, сформированной Президиумом ВАС РФ еще в 2013 году (Постановление Президиума ВАС РФ от 28 мая 2013 г. № 18045/12 по делу № А40-37822/12-55-344). Я могу такую позицию только приветствовать, так как она препятствует недобросовестным исполнителям и государственным (муниципальным) заказчикам приобретать необоснованную выгоду в обход норм законодательства о госзакупках. Данные разъяснения призваны в очередной раз показать бесперспективность использования теневых схем по обходу положений законодательства о контрактной системе и твердую позицию Суда по искоренению такой практики".
МНЕНИЕ
![]() |
Олег Колотилов, партнер юридической фирмы "Кульков, Колотилов и партнеры" (KK&P):
"Данное определение во многом повторяет ранее сложившуюся практику в отношении взыскания с госзаказчиков суммы неосновательного обогащения в отсутствие госконтракта. В общем мотивы суда могут быть поддержаны. Однако в судебных актах отсутствуют пояснения, по какой причине неосновательное обогащение не взыскивается хотя бы в размере себестоимости понесенных затрат. Это исключило бы приобретение поставщиком имущественной выгоды, но обеспечило ему хотя бы частичную компенсацию затрат".
МНЕНИЕ
![]() |
Алексей Гордейчик, адвокат:
"Изложенный ВС РФ подход представляется непоследовательным и странным. Неосновательное обогащение возможно в сфере услуг при отсутствии между сторонами какого-либо взаимодействия в процессе их оказания. Если со стороны заказчика очевидно волеизъявление на потребление услуг, речь о неосновательном обогащении идти не может. В данном случае кто-то же выдал работникам коммерческой организации соответствующие доверенности, кто-то получал копии принимаемых с участием поверенных судебных актов и этот кто-то является вполне конкретным должностным лицом публичного образования. Очевидно, между сторонами спора была сделка, и факт ее совершения подтверждается письменными доказательствами. Отсюда следует вывод, что Суд, безусловно, мог признать ее недействительной, например, на основании ст. 10 ГК РФ. Согласно этой норме, ограничение конкуренции, действие в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав не допускается. Однако применять по указанному делу норму о недопустимости взыскания неосновательного обогащения, на мой взгляд, ВС РФ не мог".
Юристы подчеркивают, что практику отказа во взыскании с публичных субъектов стоимости услуг, оказанных без соответствующего контракта, можно считать устоявшейся. Однако несмотря на это, случаются и исключения. Так, ВС РФ взыскал с войсковой части неосновательное обогащение за услуги по вывозу твердых бытовых отходов, которые были оказаны после окончания срока действия соответствующего госконтракта. Исполнитель подчеркнул при этом, что причин сомневаться в последующей оплате у него не было: госконтракты с ним заключались неоднократно, и за оказанные в промежутках между ними услуги заказчик всегда перечислял деньги. К слову, после окончания спорного периода с исполнителем снова был заключен госконтракт. Кроме того, до предоставления услуг войсковая часть предоставила гарантийное письмо, в котором обязалась произвести оплату. Свою роль сыграло и то, что вывозить мусор надо было оперативно – в противном случае была бы создана угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию (Определение ВС РФ от 21 января 2015 г. № 308-ЭС14-2538 по делу А77-602/2013). Вместе с тем, это единичный случай, и рассчитывать на то, что такую же позицию по аналогичному делу займут другие суды, не стоит.