Новости и аналитика Аналитические статьи Жилищные сертификаты гражданам, потерявшим жилье в результате ЧС: необходимые условия их получения

Жилищные сертификаты гражданам, потерявшим жилье в результате ЧС: необходимые условия их получения

Жилищные сертификаты гражданам, потерявшим жилье в результате ЧС: необходимые условия их полученияГраждане, здоровью и имуществу которых причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на его возмещение (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; далее – закон о защите от ЧС). Одной из гарантий реализации этого права является выдача жилищных сертификатов тем, кто лишился жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия (постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. № 561; далее – Постановление № 561). Такие сертификаты дают право на получение нового жилого помещения либо социальной выплаты на его приобретение лицам, зарегистрированным по месту жительства и постоянно проживавшим в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Однако иногда свое право на получение жилищных сертификатов гражданам приходится отстаивать в суде. ВС РФ проанализировал судебную практику по соответствующим делам за 2009-2014 годы (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21 октября 2015 г.) – за данный период чрезвычайные ситуации, в результате которых граждане лишились своего жилья, произошли в 22 субъектах РФ.

Рассмотрим, по каким основаниям органы власти могут отказать в выдаче такого сертификата и при этом суд признает такой отказ законным, и напротив, когда несоблюдение необходимых для получения сертификата условий (в силу уважительных, конечно, причин) не препятствует его выдаче, а пропуск срока действия сертификата – его реализации.

О том, какими правами наделены
граждане, проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, узнайте из 
Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. 
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

 

Основания для законного отказа в выдаче сертификата 

Отсутствие гражданства РФ на момент ЧС

Государственный жилищный сертификат предоставляется исключительно гражданам РФ (п. 1 ст. 18 закона о защите от ЧС, п. 1 Постановления № 561). При этом важен момент возникновения российского гражданства для тех, кто не приобрел его по рождению. Если гражданство было получено уже после того, как произошла чрезвычайная ситуация, в результате которой жилое помещение было утрачено проживавшим в нем лицом, такое лицо получить сертификат не сможет.

Так, суд признал обоснованным отказ администрации городского округа в признании права на получение государственного жилищного сертификата И. С 2003 года И. была зарегистрирована и жила в квартире своей сестры. В 2007 году дом, в котором находилась эта квартира, пострадал в результате землетрясения и был демонтирован. И. не смогла получить жилищный сертификат по причине отсутствия у нее гражданства РФ. При повторном обращении в администрацию после получения гражданства РФ в 2011 году она снова получила отказ. Суд, в который И. обратилась с иском к администрации, в удовлетворении этого искового заявления также отказал. 

Регистрация по месту жительства или проживание вне утраченного помещения

Одним из обязательных условий для получения права на жилищный сертификат является регистрация по месту жительства в утраченном в результате ЧС жилом помещении (абз. 2 п. 2 Постановления № 561).

Суд отказал в удовлетворении иска гражданки Р. к правительству области, управлению федерального казначейства по области, Правительству РФ, МЧС и Минфину России о выдаче государственного жилищного сертификата. Истец лишилась своей квартиры из-за того, что дом, в котором она находилась, после землетрясения был признан непригодным для проживания и выведен из жилищного фонда. Указанная квартира принадлежала Р. и ее супругу на праве совместной собственности. Однако на момент землетрясения Р. владела долей в другом жилом доме и в нем же была зарегистрирована по месту жительства. Поскольку обязательное условие о регистрации в утраченном помещении не было выполнено, суд второй инстанции оставил решение городского суда без изменений.

Следует пояснить, что такой круг ответчиков, который фигурирует в указанном и многих подобных делах, обусловлен Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – порядок выпуска и погашения сертификатов). Согласно документу бланки сертификатов выдаются высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ (например, правительству области) Минфином России по решению Правительства РФ. Данное решение кабинета министров готовит МЧС России с учетом списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате перечисленных выше событий. Указанный список формируется муниципалитетом на основании соответствующих заявлений граждан и подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения. Сформированный список подписывается начальником регионального управления МЧС России, что подтверждает факт нахождения жилых помещений граждан в зоне, в частности, чрезвычайной ситуации. Далее указанные в нем сведения о регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан проверяются руководителем территориального органа ФМС России на соответствие с данными об этих лицах, имеющимися у миграционной службы. После этого список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошла эта ЧС, и направляется на согласование в МЧС России (п. 6 порядка выпуска и погашения сертификатов).

Еще одним важным условием выдачи сертификата является факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент ЧС. Так, городской суд отказал в удовлетворении иска к администрации городского округа о признании права на получение государственного жилищного сертификата Ш., имеющему в собственности 2/3 доли квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу в результате землетрясения. На момент землетрясения в данной квартире постоянно проживали родственники Ш., сам же Ш. жил в другой квартире. Суд апелляционной инстанции оставил решение городского суда без изменения, подчеркнув, что государственные жилищные сертификаты выдаются только зарегистрированным и постоянно проживавшим в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия гражданам (абз. 2 п. 2 Постановления № 561), а остальные собственники сами несут риск случайной гибели или повреждения своего имущества (ст. 211 ГК РФ). 

Проживание в утраченном помещении при отсутствии родства с его собственником

Площадь получаемого гражданином взамен утраченного жилого помещения зависит от количества человек в его семье. Жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме: 33 кв. м – для одиноких, 42 кв. м – на семью из двух человек, по 18 кв. м на каждого члена семьи, в которой три и более человек (абз. 1 п. 2 Постановления № 561).

В марте текущего года в Постановление № 561 был внесен ряд изменений (постановление Правительства РФ от 12 марта 2015 г. № 213). В частности, теперь в нем прямо прописано, что под членами семьи гражданина, имеющего право на получение жилищного сертификата, понимаются постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент ЧС совместно с этим гражданином его супруга (супруг), дети, в том числе усыновленные, родители и усыновители, а также внуки. До внесения этих изменений суды для определения круга лиц, относящихся к членам семьи такого гражданина, пользовались ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ. Согласно последней к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие с ним в этом помещении его супруг, дети и родители. Кроме того, он может вселить в свое жилье в качестве членов семьи других родственников и (в исключительных случаях) иных лиц. Соответственно проживание граждан в жилом помещении собственника само по себе не свидетельствует о том, что они являются членами его семьи, и тем более – о возникновении у них права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате ЧС. Именно такой позиции придерживались суды до внесения изменений в Постановление № 561, рассматривая иски граждан, не являющихся членами семьи собственников утраченных жилых помещений, о включении их в списки на получение жилищного сертификата. Так, суд не удовлетворил соответствующее требование гражданки М.О., которая проживала в квартире М.Ю., утраченной в результате землетрясения, но не была, по мнению суда, вселена в нее в качестве члена семьи. Брак М.О. и М.Ю. был заключен после того, как произошло стихийное бедствие, поэтому она не могла быть признана членом семьи собственника и включена в список граждан, имеющих право на получение сертификата. 

Наличие в собственности другого помещения

Нельзя не отметить, что внесенные в марте текущего года в Постановление № 561 изменения, о которых мы говорили выше, предусматривают еще одно одно условие для получения сертификата – теперь он выдается только в том случае, если для гражданина и всех членов его семьи утраченное жилое помещение было единственным. Таким образом, наличие у самого собственника или хотя бы у одного из членов его семьи в собственности иного жилья или доли жилого помещения является основанием для отказа в выдаче сертификата. Поскольку в Постановлении проанализирована судебная практика за 2009-2014 годы, дела об отказе по этому основанию в обзор ВС РФ, разумеется, не вошли. Но не стоит забывать, что при рассмотрении соответствующей категории дел в настоящее время суды уже должны обязательно его учитывать. 

Получение иной помощи

Если гражданину, утратившему жилое помещение в результате ЧС, уже оказана помощь по восстановлению его жилищных прав (например, выдана компенсация в связи с утратой жилья или субсидия на приобретение нового жилого помещения), претендовать на получение жилищного сертификата он не может, подчеркнул ВС РФ.

Так, суды отказали в признании соответствующего права гражданам, пострадавшим в июне 2002 года от наводнения на территории Южного федерального округа, в связи с тем, что они получили безвозмездные субсидии из средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилья (данная мера поддержки была предусмотрена специально принятым постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. № 492 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа").

ВС РФ считает такое решение правомерным, поскольку предоставление жилищных сертификатов гражданам, получившим безвозмездные субсидии в связи с утратой жилых помещений в результате ЧС, действующим законодательством не предусмотрено. Так, Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов прямо устанавливает, что лицам, лишившимся жилья в результате ЧС и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются. Это положение и указанный вывод Суда очень важны, поскольку оперативные меры, предпринимаемые регионами для ликвидации последствий ЧС включают в себя, в том числе, предоставление субсидий на покупку или строительство жилья.

 

Случаи, когда сертификат может быть выдан даже при несоблюдении заявителем условий его предоставления

ВС РФ отметил, что суды при разрешении споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата выясняли причины, по которым собственники квартир и члены их семей не были зарегистрированы или не проживали в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Если эти причины признавались уважительными, исковые заявления таких лиц о включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, удовлетворялись.

В частности, по мнению судов, гражданин не лишается права на получение сертификата, если временно не проживал в утраченном жилье по причине прохождения военной службы. Также не препятствует получению сертификата факт проживания и регистрации собственника жилья в другом месте (например, в общежитии) во время обучения. ВС РФ признал такие выводы судов правильными.

В ряде случаев спор возникает и тогда, когда соблюдены все требования для получения сертификата, но нарушен, например, порядок обращения гражданина в органы исполнительной власти для включения его в списки пострадавших, имеющих право на получение сертификата (п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов). В этом случае суды также решают, по уважительным ли причинам нарушен данный порядок. Так, непредставление паспорта при обращении с соответствующим заявлением в администрацию области (как того требует указанный порядок) по причине, например, его замены в связи с достижением определенного возраста не может препятствовать признанию права гражданина на получения сертификата.

Более того, даже необращение в органы исполнительной власти не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о включении заявителя в список граждан, имеющих право на жилищный сертификат. Суды обязательно должны выяснить, почему гражданин не обратился с соответствующим заявлением. ВС РФ подчеркнул: суды могут отказать в удовлетворении требований истца только в том случае, если он не доказал уважительность причин нарушения установленного порядка.

 

Можно ли использовать просроченный сертификат?

Срок действия жилищного сертификата составляет один год с даты его выдачи. Именно в течение такого срока его владелец должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения.

По истечении данного срока сертификат становится недействительным (п. 4 порядка выдачи и погашения сертификатов). В случае утери или порчи сертификата, а также наличия ошибок в его оформлении, сертификат подлежит замене Минфином России (п. 13 порядка выпуска и погашения сертификатов). Срок действия замененного сертификата – такой же, как у ранее выданного. Но если сертификат заменен по причине смерти владельца сертификата или члена его семьи, включенного в список граждан, утративших жилье, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи.

Поскольку предоставление сертификатов – это способ оказания государством финансовой поддержки гражданам в целях возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайными ситуациями, органы власти обязаны обеспечивать эту поддержку должным образом. Именно поэтому при рассмотрении споров о возможности реализации просроченных сертификатов суды должны выяснять, по каким причинам пропущены сроки реализации сертификата, и не связан ли пропуск срока с действиями третьих лиц, в том числе с тем, насколько своевременно и надлежащим образом уполномоченные должностные лица исполнили свои обязанности по оказанию данной финансовой помощи. Такого мнения придерживаются суды, его же поддержал и ВС РФ.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Скорректированы меры по реализации программы "Жилье для российской семьи"
В частности, установлена возможность увеличения максимальной цены жилья экономкласса на сумму до 5 тыс. руб. за 1 кв. м общей площади жилых помещений.

Минстрой России намерен развивать деревянное домостроение
В ведомстве поясняют, что это обусловлено в том числе существенным объемом неиспользуемых лесных ресурсов в нашей стране.

Недвижимость в новостройках: как не превратить покупку в "русскую рулетку"
Договор участия в долевом строительстве – самый безопасный способ инвестирования средств в строительство жилья. Остальные схемы могут привести к плачевному результату.