Новости и аналитика Аналитические статьи Трудовые права женщин: вопросы дискриминации и основные судебные кейсы

Трудовые права женщин: вопросы дискриминации и основные судебные кейсы

Трудовые права женщин: вопросы дискриминации и основные судебные кейсы
© maxymova / Фотобанк Фотодженика

В соответствии с данными Всемирного экономического форума в 2020-2021 годах Россия занимала 81 место из 156 проанализированных стран в мировом рейтинге гендерного равенства (в рейтинге 2022 года РФ не представлена)1. В России женщины хорошо интегрированы в рынок труда: 68,9% женщин работают, при этом в целом занимают более квалифицированные должности, чем мужчины. Но при этом есть разрыв в доходах мужчин и женщин в сторону первых, и он велик.Факт, что женщины зарабатывают меньше, чем мужчины, является универсальной чертой рынка труда всех стран мира – такие данные приводит Международная организация труда (далее – МОТ)2. По данным ООН и Международной конфедерации профсоюзов3, в среднем в мире женщинам платят на 20% меньше, чем мужчинам. В России такой показатель выше – по данным Росстата за октябрь 2022 года он достигал 27,5%4, а по данным Всемирного экономического форума доход российской женщины за 2021 год составлял менее 60% от дохода мужчины5. Основная причина такой разницы – дискриминация по признаку пола.

В нашем материале рассмотрим основные проблемы дискриминации женщин в сфере трудовых прав, проанализируем важные судебные споры по этому вопросу, ознакомимся с мнением экспертов о наличии перечня запрещенных для женщин профессий и национальной стратегии по защите женщин.


Как проявляется дискриминация женщин в сфере труда?

Российские работницы часто сталкиваются с дискриминацией в сфере труда. Чаще всего такие действия направлены на женщин в детородном возрасте или имеющих детей. К основным проблемам научная сотрудница Института социологии Федерального научного исследовательского центра Российской академии наук Юлия Островская относит следующие.

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Допустимо ли расторжение трудового договора по соглашению сторон с беременной женщиной, если она сама подписала документ? Ответ на этот вопрос и другие особенности правового регулирования занятости беременных женщин в нашем материале: Беременные женщины и одинокие матери: трудовые гарантии при приеме на работу и увольнении с нее

1. Дискриминация по признаку пола при приеме на работу. Работодатели нередко предъявляют требования к полу, семейному положению и наличию детей у лиц, ищущих работу. Приоритет отдается мужчинам, для женщин ставится условие – не рожать детей или откладывать рождение.

2. Притеснение женщин на работе в случае беременности. Часто у работодателей существует настороженное или негативное отношение к женщинам в детородном возрасте в целом и к беременным женщинам в частности. Чтобы избежать предоставления беременной женщине гарантий, предусмотренных законодательством, работодатели стараются избавиться от нее, принуждают к оформлению увольнения по соглашению сторон или по собственному желанию, создают на рабочем месте невыносимые условия, уменьшают размер заработной платы или иным образом ухудшают условия трудового договора, ссылаясь на ст. 74 Трудового кодекса. Женщины также часто испытывают сложности при возвращении на работу после отпуска по уходу за ребенком.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Гендерным разрывом (англ. Gender gap) называют различия в любой области между женщинами и мужчинами. В контексте трудовых прав рассматривается с точки зрения различия в зарплатах, а также дискриминации по половому признаку при приеме на работу или при выполнении женщинами трудовой функции.

 

Чтобы ликвидировать гендерный разрыв, потребуется более 130 лет – такие данные приводят эксперты Всемирного экономического форума в "Докладе о мировом гендерном разрыве за 2022 год" (далее – доклад)6. При этом замечено, что кризисы негативно сказываются на положении женщин при выполнении трудовой функции. Так, например, в 2020 году прогноз оценивал возможность избавления общества от гендерного разрыва за 100 лет, то есть за последние два года прогнозируемый разрыв увеличился больше чем на целое поколение.

 

Как разъяснила МОТ, женщины оказались в числе наиболее пострадавших от пандемии COVID-19, в том числе с точки зрения гарантированного дохода, непропорционального представительства в некоторых наиболее пострадавших секторах и неравного гендерного распределения семейных обязанностей. "Эти факторы негативно повлияли на занятость женщин, угрожая свести на нет десятилетия прогресса, достигнутого на пути к гендерному равенству", – отмечено в докладе. 

3. Кроме того, у части работодателей сохраняются стереотипные установки относительно того какие профессии и должности являются подходящими для женщин и мужчин. Например, стереотип о том, что женщины более склонны к проявлению заботы, чем мужчины, а, следовательно, больше подходят к профессиям в сфере ухода, таким как медсестра или социальный работник. Стереотип о том, что мужчины более предрасположены к руководящим должностям, способствуют "отстранению" женщин от управленческих должностей, что поддерживает сохраняющийся высокий уровень сегрегации.

4. Существует проблема неравной оплаты за труд равной ценности мужчин и женщин, средняя заработная плата женщин остается существенно ниже средней заработной платы мужчин.

Несмотря на то, что в России формально дискриминация запрещена (РФ ратифицировала Конвенцию МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г.), это не препятствует множественным дискриминационным практикам, обратила внимание ответственный секретарь по гендерному равенству общероссийского объединения профсоюзов "Конфедерация труда России" Ирина Горшкова. В дополнение к приведенному списку эксперт отметила наличие проблемы допуска к высокооплачиваемым видам деятельности и должностям, программам повышения квалификации, а также гарантий безопасности, недопущения насилия и харассмента6. Напомним, вопросы домогательства в сфере занятости и его недопустимости закреплены в Конвенции МОТ № 190 2019 г., которую Россия не ратифицировала.

Как обратила внимание эксперт, в числе причин низкой эффективности антидискриминационных законодательных мер в РФ:

  • неконкретность и недостаточная разработанность определения дискриминации (что затрудняет оценку наличия факта дискриминации);
  • недоступность для жертвы дискриминации быстрых и эффективных внесудебных механизмов разрешения споров и рассмотрения жалоб на дискриминацию;
  • отсутствие специальных правил при рассмотрении дел о дискриминации;
  • отсутствие в законодательстве специальных мер по восстановлению прав в случае дискриминации.


Правовые основы противодействия дискриминации женщин в сфере занятости в России

К дискриминации в сфере труда относятся ограничения в трудовых правах и свободах или предоставление каких-либо преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ст. 3 ТК РФ). Напомним, под деловыми качествами работника понимают способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации) и личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) (п. 10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

При этом список того, что может быть признано дискриминацией, открыт. Среди примеров: получение преимуществ при трудоустройстве или выполнении трудовой функции в зависимости от пола, расы и национальности. ТК РФ отдельно отмечает, что дискриминацией не признается установление исключений и ограничение прав, которые:

  • определяются свойственными определенному виду труда требованиями, установленными законом;
  • обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите;
  • осуществляются в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Трудовое законодательство защищает соискателей от дискриминации еще на стадии публикования работодателем вакансии. В 2013 году в КоАП добавили ст. 13.11.1, устанавливающую ответственность за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера. Административный штраф для граждан, напомним, составляет от 500 до 1 тыс. руб., на должностных лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.

При этом стоит отметить, что если работодатель не указывает предпочтения по выбору будущего сотрудника в самой вакансии, то факт дискриминации при отказе приема на работу все равно может быть. Проблема в том, что если не указаны предпочтения в самом тексте вакансии, работодатель может сделать выбор в пользу мужчины уже после прохождения собеседования. А если женщина беременна – тем более. Так, в одном деле работодатель согласился принять соискательницу на работу, но после того как узнал о ее беременности, отказал в приеме. Как ранее писал ГАРАНТ.РУ, суд пришел к выводу, что работодатель при решении вопроса о трудоустройстве соискательницы допустил в отношении нее дискриминацию по мотиву ее беременности, в связи с чем отказ является незаконным (Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 апреля 2022 г.).

Трудовое законодательство также прямо запрещает любые виды дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ). При этом обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности – обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ).


Список запрещенных профессий

В России существует ряд законодательных ограничений, не позволяющих женщинам устраиваться на ту или иную работу. ТК РФ прямо указывает, что ограничение применения труда женщин на работах с вредными или опасными условиями труда нужно для обеспечения охраны здоровья женщин на отдельных работах (ст. 253 ТК РФ).

Положения закона конкретизируются подзаконными актами. Отдельным приказом Минтруда России были регламентированы допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Приказ Минтруда России от 14 сентября 2021 года № 629н). Так, допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены составляет 7 кг, при чередовании с другой работой – 10 кг, а разовый подъем тяжестей без перемещения – 15 кг. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня не должна превышать 350 кг с рабочей поверхности и 175 кг с пола.

Также на данный момент в России действует перечень запрещенных для женщин профессий (Приказ Минтруда России от 18 июля 2019 г. № 512н; далее – Перечень запрещенных для женщин профессий, Перечень профессий). С 1 января 2021 года список был сокращен с 456 пунктов до 100, а позже с 1 марта 2022 года в него был внесен ряд изменений (Приказ Минтруда России от 13 мая 2021 г. № 313н).

С 1 января 2021 года были сняты ограничения для женщин на следующие профессии и работы:

  • водитель большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники, таких как фура, трактор, самосвал, КамАЗ и пр., за исключением машинистов строительной техники (бульдозер, экскаватор, автогрейдер);
  • член экипажа речного или морского судна;
  • машинист электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов (Ласточка, Сапсан и другие);
  • верхолазные работы на высоте свыше 10 метров.

А с 1 марта 2022 года:

  • авиационный механик и техник;
  • инженер, непосредственно обслуживающий самолеты или вертолеты.

При этом в 2019 году Минтруд России отмечал, что действие Перечня профессий не распространяется на женский труд в фармацевтической промышленности, медицинских организациях, научно-исследовательских лабораториях, организациях по оказанию бытовых услуг населению (Информация Минтруда России от 16 августа 2019 г. "Ограничения на труд женщин пересмотрены"). Министерство также отдельно отмечало, что при создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин без ограничений. Безопасные условия труда для женщин на их рабочих местах могут быть подтверждены только результатами специальной оценки условий труда – это нововведение, до 1 марта 2022 для этого требовалось также положительное заключение государственной экспертизы условий труда.

В то же время с 1 марта 2022 года был ограничен женский труд в котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных цехах. К таким профессиям относятся, например, котельщик, токарь на токарно-давильных станках, работающий вручную, чеканщик, работающий ручным пневматическим инструментом и т. д.


Наличие перечня запрещенных для женщин профессий – мнение экспертов

Мнения о том, насколько Перечень запрещенных для женщин профессий вообще может существовать с точки зрения российского законодательства и международного права, сильно разнятся, споры ведутся уже много лет. Реализация одного права – охрана здоровья женщин – осуществляется за счет "ущемления" права свободно распоряжаться своим трудом, которое выражается в ограничении применения их труда на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах (за исключением нефизических работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию, обучения и прохождения стажировки), объяснила управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь. В противодействие вступают два базовых конституционных принципа социального государства (ст. 7 Конституции РФ) – право на свободный (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и равный (ст. 19 Конституции РФ) труд и право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

При этом наличие Перечня запрещенных для женщин профессий – не уникальное явление для мировой практики. Законодатели объясняют суть появления и существования подобных перечней заботой о здоровье женщин-граждан своей страны, а также о демографии, так как вредные профессии и производства, в частности, негативно влияют на репродуктивную функцию, и, зачастую, акцент делается именно на этой стороне вопроса, объяснила Светлана Гузь. Схожих представлений о социальной функции женщины также до сих пор придерживаются некоторые эксперты. Так, например, консультант Бюро адвокатов "Де-юре", профессор, д. ю. н. Юрий Свирин считает, что ограничение труда женщин на указанных работах связано не с их дискриминацией по отношению к мужчинам, а с заботой государства и общества об их здоровье, поскольку, по мнению эксперта, женщина несет на себе основную социальную функцию – деторождение.

Другие эксперты считают, что обеспечение равенства обоих полов в трудовых вопросах должно идти не по пути стирания границ между мужчинами и женщинами в биологическом плане, а по пути стимулирования получения женщинами образования. Так, партнер "Кучер Кулешов Максименко и партнеры" Анна Максименко и старший юрист Елена Ключарева считают удачными следующие практики, применяемые в настоящий момент:

  • обеспечение женщинам возможности совмещать семейные обязанности, учебу и работу;
  • расширения для них возможностей занимать руководящие должности;
  • недопустимость отказов в приеме на работу или продвижения по карьерной лестнице исключительно на основании соображений пола или семейного положения.

Похожего мнения придерживается партнер налогово-юридической практики компании "Технологии Доверия" Карина Худенко. Эксперт считает, что наличие ограничений для женщин в ряде профессий в первую очередь было не дискриминационным, а направленным на сохранение здоровья женщин, данные ограничения учитывали и физиологические отличия и не позволяли работодателям привлекать к тяжелым работам женщин за более низкую заработную плату. Тем не менее, с учетом технологического прогресса в ряде профессий существенно изменились условия труда и абсолютно естественным является регулярный пересмотр таких ограничений, приводящий к сокращения данного списка. Эксперт согласна, что законодатель должен создавать больше стимулов для усовершенствования рабочих мест и условий труда, чтобы все меньшее число профессий считались вредными как для женщин, так и для мужчин.

При этом в настоящее время все большее количество специалистов говорит о том, что подобные ограничения являются дискриминационными и необъективными, намечается вектор на изменение законодательства в сторону их отмены, заметила Светлана Гузь. Соответствующего мнения придерживается Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, который высказывался также в частности в отношении россиянки Светланы Медведевой (см. Дело Светланы Медведевой в разделе Судебная практика). Так, было отмечено, что введение законодательной нормы по запрету или ограничению женщин в выборе профессии отражает стойкие стереотипы, касающиеся роли и обязанностей женщин и мужчин в семье и обществе, которые консервируют традиционные представления о женщине как о жене и матери и подрывают ее социальный статус и перспективы образовательного и карьерного роста.

Юлия Островская обращает внимание, что действующее регулирование сохраняет подход, основанный на устаревших представлениях о роли женщин и мужчин в обществе – о женщинах принято думать в первую очередь с точки зрения их репродуктивной функции, без учета индивидуальных семейных и карьерных стратегий самих женщин. Более того, наличие подобного запретительного регулирования поддерживает гендерную сегрегацию на рынке – неравное распределение женщин и мужчин по видам работ и внутри них.

МНЕНИЕ

Алексей Дингин, эксперт практики трудового права компании "Технологии Доверия":

"Вопрос о действительной необходимости такого перечня не раз поднимался экспертами. Однако, несмотря на неоднократно высказываемую в публикациях критику подобной защитной меры, законодатель неустанно отмечает, что сохранение данного ограничения обусловлено психофизическими особенностями женского организма, в частности, влиянием вредных факторов производства на ее репродуктивную функцию. Однако ни в рамках ответа на высказываемую критику, ни при рассмотрении обоснованности такого ограничения Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, не были представлены доказательства, подтверждающие данный тезис. А замечания об аналогичном негативном влиянии вредных факторов производства на организм мужчин и их репродуктивную функцию, к сожалению, оставались без ответа.

Вместе с тем, по моему мнению, установление и сохранение любого ограничения или преимущества на законодательном уровне требует действительной обоснованности. В противном случае, данные защитные меры могут привести к "позитивной дискриминации" (меры по устранению дискриминации, ее результатов и предотвращения ее в будущем – Ред.)".



Законопроект по ликвидации перечня "неженских" профессий

6 декабря 2022 года в Госдуму был внесен законопроект о ликвидации списка запрещенных для женщин профессий, о чем ранее писал ГАРАНТ.РУ. Предлагается признать ст. 253 ТК РФ утратившей силу и исключить из законодательства основания для принятия подзаконных актов, ограничивающих применение труда женщин. Проект разработан в целях устранения профессиональной и экономической дискриминации женщин (проект федерального закона № 251841-8). Законопроект включен в примерную программу решением Госдумы на март 2023 года. В пояснительной записке к проекту отмечено, что несмотря на сокращение Перечня остается ряд профессий, ограничения по которым представляются неоднозначными и необоснованными.

Так, труд женщин по-прежнему ограничивается на работы:

  • по непосредственному тушению пожаров; работы в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств (в возрасте до 35 лет);
  • работы по уходу за отдельными видами сельскохозяйственных животных (племенные быки, жеребцы, хряки);
  • работы, выполняемые машинистом автогрейдера, автогудронатора, автоямобура, бетононасосной установки, битумоплавильной передвижной установки, бульдозера, грейдера-элеватора, смесителя асфальтобетона передвижного, укладчика асфальтобетона;
  • работы, выполняемые машинистом экскаватора одноковшового, машинист экскаватора роторного (канавокопателя и траншейного);
  • машинистом вагон-весов в черной металлургии; оператором заправочных станций, занятым заправкой летательных аппаратов этилированным бензином, а также заправкой спецмашин этилированным бензином; водолазные работы, включая работы по управлению гидромонитором под водой и т. д.

Авторы законопроекта считают, что Перечень запрещенных для женщин профессий ограничивает их возможность получать больший доход. Женщины трудоспособного возраста вынуждены работать в отраслях, зарплата в которых меньше чем в законодательно принятых "мужских", а затем получают соответственно меньшую пенсию. Также запрет на некоторые профессии (например, пожарные, машинисты и укладчики) является ограничением на развитие в профессиональном плане и доступ к высокооплачиваемой работе.

Более того, в пояснительной записке справедливо отмечено, что многим женщинам приходится работать в сложных условиях по профессиям, которые традиционно считаются женскими. Например, в Приказе Минтруда России от 14 сентября 2021 г. № 629н вводится запрет для женщин поднимать и перемещать грузы больше 10 кг. При этом медсестры и санитарки перекладывают лежачих больных, которые весят намного больше, а получают за свою работу зачастую сильно меньше, чем мужчины на работах из "запрещенного перечня".

Отдельно отмечается, что выбор семьи или профессий – это индивидуальный выбор каждого человека, и государство оставляет все стимулирующие меры по повышению рождаемости и выбора семьи. Авторам законопроекта представляется недопустимым законодательно ограничивать женщин, которые целенаправленно намерены развиваться в выбранной ими профессии.

В 2012 году Конституционный Суд РФ заявил, что "реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода" (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. № 617-О-О). Следуя этой логике, даже те женщины, которые не могут или не хотят иметь детей и намерены развиваться в выбранной профессии, оказываются "заложницами" своей социальной роли, обратила внимание Светлана Гузь. В своей аргументации суд опирается на п. 2 ст. 4 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (далее – Конвенция), в которой уточняется, что государства могут принимать специальные меры для защиты материнства и детства. Однако суд не уточняет, что в ст. 11 Конвенции конкретно указаны меры, которые государства должны проводить ради защиты здоровья граждан и их репродуктивной функции: упоминается лишь формирование комфортных условий труда для работников всех полов, но никак не запрет на ту или иную работу.

Многие из запрещенных ныне профессий в равной степени вредны для мужского и женского здоровья, а право на труд ограничивается только в отношении женщин, справедливо заметила Юлия Островская. Очень важна ремарка о том, что забота о репродуктивной функции, если она важна для государства, должна касаться как мужчин, так и женщин, согласилась Светлана Гузь. Так, существует множество исследований о том, что все те же воздействия вибраций, контакт с химическими веществами и смазочно-охлаждающими жидкостями, психоэмоциональное напряжение на работе, воздействие сильного тепла, токсичных газов, металлов и прочие факторы оказывают крайне негативное влияние на репродуктивные способности мужчин, однако никаких ограничений для заботы о мужском здоровье в отечественном трудовом праве не предусмотрено. Получается, что отдельные профессии небезопасны для обоих полов, но самостоятельно анализировать риски и принимать решение о том, насколько такие риски обоснованы в контексте отдельно взятого человека, могут только мужчины, подчеркнула эксперт.

Устранение Перечня запрещенных профессий для женщин поможет сократить гендерную сегрегацию на рынке труда, будет способствовать сокращению разрыва в зарплатах мужчин и женщин, уверена Юлия Островская. Кроме того, такой шаг приведет российское законодательство в этой части в соответствие с международным.

При этом некоторые эксперты видят недостатки отмены Перечня профессий. Чтобы полностью его отменить, необходимо достичь достаточно высокого уровня безопасности труда в сферах, которые этот перечень содержит, считает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. Руководитель практики трудового права ЮК "Центральный округ" Ирина Володина высказала опасение, что отмена перечня может привести к тому, что работодатель будет привлекать женщин к тяжкому труду, но при этом нет гарантий увеличения им заработной платы. Эксперт считает инициативу об отмене ст. 253 ТК РФ непроработанной: гораздо эффективней было бы подумать о дополнительных гарантиях для женщин. В качестве примера она приводит гарантии о дополнительных периодах прохождения медицинских осмотров, дополнительных отпусках и отдыхе.

Как считает Софья Волкова, за решением убрать перечень стоит желание восполнить дефицит кадров в важных сферах, так как на данный момент РФ находится на пороге серьезного демографического кризиса. Светлана Гузь считает, что тенденция на сокращение списка запрещенных профессий объясняется не только социальной повесткой и запросом общества, но и тем, что условия труда постоянно улучшаются, а значит, угрозы женскому здоровью существенно снижаются. Сооснователь маркетингового агентства Shevchenko.bz Анастасия Шевченко справедливо заметила, что на производствах, благодаря современным технологиям, работа с оборудованием становится все безопасней, что расширяет возможности для найма. А с 2022 года защищенность женщин от мобилизации делает их еще более привлекательными кандидатами на традиционно мужские должности.

При этом Анна Максименко и Елена Ключарева подчеркнули, что перечень не должен рассматриваться как какая-то неизменная величина – он должен регулярно пересматриваться и видоизменяться с учетом новейших медицинских исследований и с учетом изменений в конкретных сферах труда, в том числе с расширением использования цифровых технологий и робототехники.


Судебная практика


Дело Анны Клевец

Одно из наиболее значимых дел, связанных с дискриминацией женщин в сфере труда, является обращение в суд Анны Клевец, которая в 2008 году пыталась отстоять свое право на работу помощника машиниста электропоезда метрополитена. На тот момент истице так и не удалось добиться удовлетворения своих требований: Верховный Суд РФ указал, что женщины не могут выполнять эту работу, потому что она связана с физической и эмоциональной нагрузкой и требует напряженного внимания (Решение Верховного Суда РФ от 2 марта 2008 г. № ГКПИ09-36).

С делом Клевец также связано важнейшее Определение КС РФ от 22 марта 2012 г. № 617-О-О , на которое по сей день неоднократно ссылаются суды и общественные деятели, выступающие против отмены Перечня запрещенных для женщин профессий, обратила внимание Светлана Гузь. КС РФ заявил, что "реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении человеческого рода". Несмотря на то, что данная позиция до сих пор используется, это дело хорошо демонстрирует, как изменилось общество и позиция государства в данном вопросе: в Приказе Минтруда России от 18 июля 2019 г. № 512н профессия машиниста электропоезда метрополитена была исключена из списка запрещенных.

Примечательно, что соответствующий аргумент использовался и для защиты прав беременной женщины. Так, в одном деле гражданин Петр Черепанцев оспаривал конституционность ч. 1 ст. 261 ТК РФ, согласно которой расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается. КС РФ сослался на рассмотренное Определение КС РФ от 22 марта 2012 г. № 617-О-О и отметил, что в соответствии с международно-правовыми актами принятие специальных мер, направленных на охрану материнства, не считается дискриминационным (Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 353-О). Более того, для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники Конвенции принимают все соответствующие меры для того, чтобы запретить под угрозой применения санкций увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении (п. 2 ст. 4 и подп. "a" п. 2 ст. 11 Конвенции).

Свое мнение по вопросу принятия на "опасную" работу женщин высказывался и ВС РФ (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 года № 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних"). Основным аргументом ВС РФ и других судов, которые на него ссылаются (например, Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2020 г. по делу № 33-4284/2020), является утверждение, что отказ женщине в заключении трудового договора с вредными и опасными условиями труда, если работодателем не созданы безопасные условия труда, дискриминацией не является. Напомним, под вредными и опасными условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на работника может привести к его заболеванию или травме (ст. 209 ТК РФ). Суды считают, что в заключении трудового договора с женщиной на выполнение названных работ не является дискриминационным, если работодателем не созданы безопасные условия труда, и это подтверждено результатами проведения специальной оценки условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", а также заключением государственной экспертизы условий труда. Обращаем внимание, что на данный момент заключение государственной экспертизы труда не нужно – такой порядок был упразднен с 1 марта 2022 года (в соответствии с подп. а) п. 2 Приказа Минтруда России от 13 мая 2021 г. № 313н).


Дело Светланы Медведевой

Другим резонансным делом по теме гендерной дискриминации является обращение в суд Светланы Медведевой, которая в 2012 году пыталась трудоустроиться на должность моториста-рулевого. Тогда женщине было отказано в приеме на работу со ссылкой на то, что профессия находится в списке запрещенных, с такими доводами согласились суды всех инстанций (Определение Самарского областного суда от 19 ноября 2012 г. по делу № 33-10556/2012). После этого Светлана Медведева подала жалобу в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Медведева против Российской Федерации (CEDAW/C/63/D/60/2013).

Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, рассмотрев дело, отметил, что нет никаких доказательств, свидетельствующих о том, что включение должности моториста-рулевого в Перечень запрещенных для женщин профессий оправдано научными данными о вредном влиянии этого вида деятельности на репродуктивное здоровье женщины. В частности, не было предоставлено доказательств того, что высокий уровень шума может неблагоприятно сказаться на репродуктивном здоровье женщины.

Более того, Комитет ООН считает, что введение такой нормы в законе отражает традиционные представления о женщине как жене и матери и подрывают их социальный статус, перспективы образования и карьерного роста.

В 2017 году Самарский областной суд признал решение работодателя об отказе в заключении с истцом трудового договора по мотиву запрета применения труда женщин нарушающим запрет дискриминации женщин в сфере труда по признаку пола и принципам международного права (Апелляционное определение Самарского областного суда от 28 ноября 2017 г. по делу № 33-15262/2017). Вместе с тем суд пришел к выводу, что требования Светланы Медведевой о возложении на работодателя обязанности заключить трудовой договор не основаны на законе. Признание незаконным распоряжения работодателя об отказе в приеме гражданина на работу может повлечь для работодателя ответственность только в виде взыскания в пользу Светланы Медведевой компенсации морального вреда.

Примечательно, что после сокращения Перечня профессий в 2021 году профессия моториста-рулевого перестала быть запрещенной для женщин.

МНЕНИЕ

Управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь:

"Безусловно, это дело является ценным и беспрецедентным случаем, повлиявшим на практику в вопросе гендерного неравенства труда. Важную роль сыграло то, что Светлана Медведева имела соответствующее образование и ее готовы были взять на должность (работодатель сначала согласился, опираясь на ее знания и трудовые навыки). Кроме того, на момент трудоустройства она являлась матерью двоих детей и состояла в разводе, в связи с чем приоритетное значение для нее имела не забота о сохранении репродуктивного здоровья, а возможность реализовать свое право на труд, построить карьеру и получить работу для обеспечения надлежащего уровня жизни себя и своей семьи.

Допускаю, что именно позиция Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в 2016 году оказала влияние на содержание принятой в 2017 году Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 марта 2017 г. № 410-р)".



Национальная стратегия действий в интересах женщин до 2030 года

Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 4356-р (далее – Стратегия) направлена на повышение экономической независимости женщин, обеспечение равных прав и свобод между мужчиной и женщиной, а также создание дополнительных возможностей для самореализации женщин. Разработчики стратегии подчеркивают, что российские женщины ориентированы на полную занятость и карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей8. При этом доля женщин в отраслях, где заработная плата остается ниже средней по экономике, составляет от 60% до 80%. В итоге, при высоком уровне образования и занятости, разрыв в заработной плате женщин и мужчин остается на заметном уровне – 28%, что соответствует данным Росстата.

Документ содержит ряд мер, которые направлены на сокращение гендерной дискриминации и сегрегации на ранке труда. В частности, декларируется необходимость:

  • снижения ограничений по видам работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность;
  • преодоления профессиональной сегрегации и расширение доступа женщин к руководящим должностям;
  • сокращения дифференциации в оплате труда мужчин и женщин;
  • создания условий для повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда;
  • применения гибких форм занятости, в том числе дистанционной занятости;
  • создания и реализации программ поощрения компаний, активно реализующих программы поддержки работающих женщин с детьми, карьерного продвижения женщин;
  • развития инфраструктуры ухода и присмотра за детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также за членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию.

На данный момент о каких-то прогнозируемых успехах говорить рано: план мероприятий кабмин утвердит в конце марта. Ожидается, что в течение трех ближайших месяцев Минтруд России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должен разработать и внести в Правительство РФ проект плана мероприятий по реализации в 2023-2026 годах I этапа Стратегии.

Сама Стратегия только предполагает работу по изменению действующего законодательства России для учета международных норм по равноправию между мужчиной и женщиной, но не помогает при регулировании трудовых отношений, обратила внимание старший юрист практики трудового права SEAMLESS Legal Анна Павлова. Так как план реализации Стратегии еще не разработан, очень важно, чтобы в рамках ее реализации были обеспечены не только меры поддержки для женщин, но и приняты законы, которые будут защищать права женщин в различных сферах, включая трудовые отношения.

Вероятность того, что стратегия принесет свои результаты, высока, но стремительных изменений ожидать вряд ли стоит, считает Светлана Гузь. Прицельная разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни, на повышение экономической независимости, политической активности, расширение возможностей самореализации женщин, а также на преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины ожидается лишь на II этапе Стратегии, который планируется реализовать в 2027-2030 годы. Однако уже сам факт появления подобной стратегии говорит о развитии и движении общества в сторону решения существующих проблем, связанных с гендерным неравенством в сфере труда, уверена эксперт.

Как заметила Ирина Горшкова, само по себе наличие Стратегии лучше, чем ее отсутствие. Однако документ недостаточно приблизился к уже существующему (в академической, профсоюзной, активистской среде) уровню понимания проблем гендерного равенства в социально-трудовой сфере и путей их преодоления.


***

Светлана Гузь считает, что одной отмены списка "запрещенных профессий" недостаточно, но, если это произойдет, можно будет говорить о том, что был сделан большой и важный шаг на пути к глобальному решению проблемы гендерного трудового неравенства в России. Самый грамотный путь – стремиться создавать максимально безопасные условия труда для граждан любого пола, а не ограничивать женщин в выборе. Необходимо прикладывать усилия именно в этом направлении, используя возможности автоматизации и роботизации, поддерживает Юлия Островская. С экспертами согласилась и Анастасия Шевченко: устраиваясь на работу, соискательница должна сама решать, готова ли она брать ответственность за свое здоровье и оценивать риски, которые с ней связаны.

_____________________________

1 С докладом "Докладе о мировом гендерном разрыве за 2021 год" можно ознакомиться на официальном сайте Всемирного экономического форума (https://www.weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2021/).
2 Информация с официального сайта МОТ.
3 Информация с официального сайта Международной конфедерации профсоюзов (https://perc.ituc-csi.org/Mezhdunarodnyj-den-ravnoj-oplaty-truda-dlya-sokrascheniya-razryva-v-oplate?lang=en).
4 Информация с официального сайта Росстат.
5 С докладом "Докладе о мировом гендерном разрыве за 2021 год" можно ознакомиться на официальном сайте Всемирного экономического форума (https://www.weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2021/).
6 С докладом о насилии и харассменте в сфере труда в РФ можно ознакомиться на официальном сайте Конфедерации труда России (http://www.ktr.su/content/news/detail.php?ID=7371).
8 Информация с официального сайта Правительства РФ (http://government.ru/news/47493/).

Документы по теме:

Читайте также: