Проверки работодателей – 2020

Проверки работодателей – 2020
drogatnev / Depositphotos.com

22 октября 2019 года вступил в силу новый административный регламент, устанавливающий правила осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства (далее – регламент; утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. № 160). Большая часть положений перешла в него из прежнего, действовавшего до указанной даты, регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. № 354н. Однако содержится в документе и ряд новшеств, которые стоит учесть организациям и ИП, являющимся работодателями.

 

Порядок прекращения проверки

Регламентом предусмотрено, в частности, что начатая проверка должна быть прекращена в случае установления факта анонимности обращения или заявления, ставшего поводом для организации проверки, либо содержания в нем заведомо недостоверных сведений – данным положением дополнен перечень существовавших ранее оснований прекращения проверки (все эти основания закреплены в п. 27 регламента).

Указано также, какие сведения должно содержать решение о прекращении проведения проверки, которое оформляется в виде письменного распоряжения, приказа руководителя Роструда или его территориального органа – государственной инспекции труда в субъекте РФ – либо их заместителей (документ издается по собственной инициативе указанных лиц или на основании служебной записки уполномоченного на проведение проверки должностного лица). Помимо идентифицирующей участников проверки информации – о наименовании проводившего ее территориального органа Роструда, наименовании юридического лица или Ф. И. О. гражданина, в том числе ИП, в отношении которого проверка прекращается, в распоряжении или приказе отражаются дата, время и место его составления, дата прекращения проверки, а также подробно излагаются факты, явившиеся основанием для ее прекращения (п. 28 регламента).

Кроме того, прямо закреплен запрет на прекращение внеплановой проверки при подаче гражданином заявления об отзыве своего обращения в надзорный орган, ставшего основанием для ее проведения (п. 29 регламента). Как отметил в ходе организованной газетой "Ведомости" конференции HR Legal начальник отдела надзора за соблюдением трудового законодательства Роструда Александр Турков, это позволит предотвратить ситуации неоднократного обращения работодателей по одному и тому же обстоятельству, что ранее имело место – вроде бы разрешивший спор с работодателем работник подавал заявление о прекращении проверки, однако впоследствии снова обращался в надзорный орган по тому же вопросу, так как работодатель вопреки договоренности не устранил нарушение.

 

Проведение плановых проверок юридического лица, имеющего филиалы

Согласно регламенту перед началом организации проведения плановой проверки юридического лица, филиалы которого расположены в иных субъектах РФ, руководитель соответствующей инспекции труда (по месту регистрации самой организации) или его заместитель должны получить сведения обо всех филиалах, структурных подразделениях и рабочих местах данного юридического лица.

Кроме того, указанному должностному лицу необходимо направить запросы в территориальные органы Роструда тех регионов, где зарегистрированы филиалы и структурные подразделения организации, для получения сведений об их должностных лицах, подлежащих включению в распоряжение или приказ о проведении выездной проверки по месту нахождения юридического лица, его филиалов и подразделений, в ходе которой будут обследоваться территории, помещения, оборудование и т. д., используемые проверяемым хозяйствующим субъектом (п. 50 регламента).

Таким образом, в данном случае уполномоченными на проведение проверки организации лицами являются руководитель, его заместитель, иные должностные лица государственной инспекции труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано это юридическое лицо, а также должностные лица инспекций труда в регионах, где находятся филиалы и структурные подразделения данной организации.

Узнайте последние изменения в сфере правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Результаты контрольных мероприятий, проведенных в отношении расположенных вне региона, на территории которого находится сама организация, должны направляться в территориальный орган Роструда по месту ее регистрации не позднее чем за пять рабочих дней до окончания срока проведения выездной проверки, определяемого распоряжением или приказом о ее проведении, в форме справки, подписанной уполномоченным на проведение проверки должностным лицом, с приложенными подтверждающими документами и материалами. Все полученные из регионов справки учитываются при составлении акта проверки должностными лицами государственной инспекции труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано проверяемое юридическое лицо (п. 68 регламента).

При организации проведения плановых проверок ИП и юридических лиц, которые являются работодателями, напомним, применяется риск-ориентированный подход (п. 20 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, п. 1 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска). Но стоит помнить – и на это обратил особое внимание Александр Турков, – что категория риска, предопределяющая периодичность проведения плановых проверок, устанавливается для всего юридического лица – работодателя, а не его конкретных филиалов.

 

Внеплановые проверки на основании информации о нарушениях, угрожающих жизни и здоровью граждан

В п. 90 регламента подробно прописаны основания проведения внеплановых проверок работодателей – данный перечень сформирован на основе положений о внеплановых проверках профильного закона (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") и Трудового кодекса (ч. 7 ст. 360 ТК РФ). Одним из таких оснований является поступление в Роструд или государственную инспекцию труда сведений о фактах нарушения работодателем трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, которые привели к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других причитающихся работникам начислений, установлению зарплаты в размере ниже МРОТ. Такие данные могут содержаться в обращении или заявлении гражданина, в том числе ИП, юридического лица либо в сведениях, полученных от органов власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профсоюзов или из СМИ.

Надо полагать, именно с целью упрощения оценки полученной информации на предмет того, свидетельствует ли она о наличии угрозы жизни и здоровью работников или нет, в регламенте закреплен список факторов, которыми может быть обусловлено возникновение такой угрозы. К ним отнесены (п. 91 регламента):

  • невыплата зарплаты или ее составных частей;
  • непредоставление оплачиваемых отпусков;
  • нарушение режима труда и отдыха;
  • уклонение от оформления трудовых отношений или ненадлежащее их оформление;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медосмотры, психиатрические освидетельствования;
  • отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
  • непроведение специальной оценки условий труда;
  • непредоставление или нарушение порядка предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения СОУТ.

 

Выдача предписаний по итогам проверки

Из всех положений об оформляемых в результате проведения проверок документах именно нормы о предписаниях претерпели наиболее существенную корректировку. В частности, в регламенте закреплено право уполномоченных должностных лиц выдавать не только по завершении проверки, но и в процессе ее проведения два вида предписаний (п. 120 регламента):

  • об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников, которые не соответствуют обязательным требованиям, предусмотренным законодательством о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда.

Реализация этой возможности, как полагает Роструд, положительно скажется на обеспечении для работников безопасных условий труда и предупреждении травматизма.

Интересное изменение касается содержания предписаний об устранении выявленных нарушений, допущенных работодателем, – запрещено включать в такие предписания требования о соблюдении законодательства в дальнейшем (п. 115 регламента). "Предписание выдается с целью устранения нарушений, нет смысла дублировать в нем какие-то отдельные обязанности работодателя, которые он должен исполнять в принципе. Но в практике инспекций такое было – предписания содержали требования о соблюдении законодательства в дальнейшем", – отметил Александр Турков.

Стоит также обратить внимание на то, что теперь работодатель может подать в Роструд или государственную инспекцию труда ходатайство о продлении срока исполнения выданного ему предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (что, напомним, возможно при наличии уважительных причин, препятствующих исполнению отдельных пунктов предписания) не позднее пяти, а не 10, как было ранее, рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения (п. 118 регламента).

 

Досудебное обжалование решений и действий проводивших проверку должностных лиц

Главное новшество, затрагивающее досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роструда и государственных инспекций труда, а также их должностных лиц, заключается в установлении срока для подачи соответствующей жалобы уполномоченному на ее рассмотрение руководителю – он составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права этим решением или действием (п. 147 регламента).

Поскольку составленные по итогам проведения проверки документы, например акт проверки или предписание, представляют собой решения уполномоченных на ее проведение должностных лиц, они тоже могут быть обжалованы в досудебном порядке. "Досудебное обжалование акта проверки и предписания происходит по правилам регламента – жалоба подается в установленный трехмесячный срок. А при обжаловании постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности применяются исключительно положения КоАП. Срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении – 10 дней со дня вручения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ)", – подчеркнул Александр Турков.

 

***

Таким образом, несмотря на то что кардинального изменения порядка осуществления надзора в сфере труда не произошло, работодателям все же стоит внимательно изучить положения нового регламента, так как рассмотренные выше положения затрагивают в первую очередь их интересы.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Заполняем СЗВ-ТД на совместителя

Заполняем СЗВ-ТД на совместителя

Дело в том, что порядок заполнения СЗВ-ТД не содержит специальных правил для заполнения формы в отношении совместителей (как внешних, так и внутренних), нет в нем и указаний о проставлении каких-либо отметок.

Роструд: инструктаж по охране труда с исполнителями по гражданско-правовым договорам нужно проводить не всегда

Роструд: инструктаж по охране труда с исполнителями по гражданско-правовым договорам нужно проводить не всегда

Ключевым фактором, влияющим на вывод о необходимости проведения инструктажа, является участие физических лиц в производственной деятельности заказчика работ.