Новости и аналитика Аналитические статьи Пленум ВС РФ подготовил проект с разъяснениями главы 12 КоАП РФ

Пленум ВС РФ подготовил проект с разъяснениями главы 12 КоАП РФ

Пленум ВС РФ подготовил проект с разъяснениями главы 12 КоАП РФ
AndreyPopov / Depositphotos.com

Пленум Верховного Суда Российской Федерации подготовил проект с разъяснениями, касающимися рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения (далее – Проект).

Такие дела, по словам судьи ВС РФ Владимира Меркулова, составляют 16% от общего количества рассмотренных судами общей юрисдикции. В настоящее время судьи, разрешая дела данной категории, руководствуются постановлением Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее – Постановление). Постановление было принято 13 лет назад и, по мнению судей ВС РФ, устарело и требует пересмотра.

Так, новый Проект, разработанный судьями ВС РФ, содержит 33 пункта и структурно разделен на четыре раздела.

 

Требования, предъявляемые к…

Водителю и транспортному средству

Первый раздел посвящен вопросам квалификации отдельных административных правонарушений в области дорожного движения. Так, в нем сформулированы основополагающие для правильного разрешения данной категории дел дефиниции: понятия "водитель" и "транспортное средство" (п. 1-2 Проекта). Водителями признаются лица:

  • имеющие право управлять транспортным средством в законном порядке или лишенные этого, а также не имеющие права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств (п. 1 Проекта);
  • обучающиеся вождению при осуществлении учебной езды (п. 1.2 ПДД);
  • находящиеся за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого объекта по траектории буксирующего (п. 20.1 ПДД);
  • ведущие по дороге вьючных, верховых животных или стадо (п. 1.2 ПДД);
  • управляющие гужевой повозкой (санями) (п. 25.6 ПДД).

Напомним, сегодня под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством, вне зависимости от наличия или отсутствия такого права, а также гражданина, обучающегося вождению (п. 1 Постановления).

При этом согласно Проекту лицо, управляющее транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, независимо от того, на ком лежит обязанность по его регистрации, может быть привлечено к административной ответственности с наложением штрафа от 500 до 800 руб. (ч. 1 ст. 12.1 КоАП). Кроме того, лицу, не выполнившему в установленный срок обязанность по регистрации транспортного средства, также может быть назначен штраф: физлицу – от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; должностному лицу – от 2 тыс. до 3,5 тыс. руб.; юрлицу – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ).

Кроме того, лицо, управляющее транспортным средством, обязано иметь при себе полис ОСАГО, в противном случае ему может быть назначен штраф в размере 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Однако к административной ответственности не будут привлечены лица, имеющие страховой полис в виде электронного документа (п. 5 Проекта). Данная норма является новой, так как на данный момент наличие страхового полиса является обязательным (п. 6 Постановления). Сейчас также разрабатывают законопроект об ужесточении административной ответственности за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО.

Подготовленный судьями ВС РФ Проект также затрагивает вопрос установки световых, звуковых приборов на транспортном средстве, нанесения цветовых схем и специальных знаков, в отличие от ныне действующего Постановления. Так, в случае установки на передней части транспортного средства световых приборов, цвет огней и режим работы которых одновременно не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – Основные положения), лица, управляющие им, будут привлечены к ответственности (ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ):

  • физлицо – штраф 3 тыс. руб. с конфискацией указанных приборов и приспособлений;
  • должностное лицо – штраф от 15 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией;
  • юрлицо – штраф от 400 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией.

При управлении транспортным средством с указанными нарушениями ответственность будет выражаться в лишении прав на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений (ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ).

Однако если лишь цвет или режим работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, не соответствуют Основным положениям, то лицу, управляющему таким транспортным средством, может быть предъявлен штраф в размере только 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Тем не менее, обратная ситуация наблюдается при назначении административной ответственности за установку опознавательного фонаря легкового такси или знака "инвалид" лицами, которые не имеют соответствующего разрешения, и за управление таким транспортным средством. В первом случае штраф для граждан составит 5 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; для должностных лиц – 20 тыс. руб. с конфискацией; для юрлиц – 500 тыс. руб. с конфискацией (ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ). При этом во второй ситуации водитель, управляющий таким транспортным средством, заплатит только 5 тыс. руб. с конфискацией предмета нарушения (ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ). В этом случае не будет играть роли, является ли водитель должным лицом или представителем юридического лица.

Важно отметить, что если цветографическая схема, нанесенная на транспортное средство, сходна с цветам, информационными надписями, опознавательными знаками транспортных средств оперативных служб, то владельца транспортного средства можно привлечь к ответственности: за нанесение предусмотрены штрафные санкции, по размерам соответствующие ответственности за нанесение знака "инвалид" (ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ), за управление – лишение прав от года до полутора лет (ч. 6 ст. 12.5 КоАП РФ) и за выпуск на линию – штраф. Для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, его размер составит 20 тыс. руб., а для юрлиц – 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 12.31 КоАП РФ).
 

Государственным регистрационным знакам

Судьи ВС РФ дали разъяснение, в каких случаях считать регистрационные знаки нечитаемыми, установленными с нарушением требований государственного стандарта и видоизмененными (п. 4 Проекта).

Так, нечитаемыми признаются регистрационные знаки, когда нельзя прочитать:

  • в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака;
  • в темное время суток с расстояния 20 метров хотя бы одной из букв или цифр.

При этом нестандартным регистрационный знак признается при несоответствии законодательству о техническом регулировании, например, при нарушении целостности его покрытия – выдавливании, механическом удалении символа, очистке, подкраске, допускающим иное прочтение государственного регистрационного знака (прим. к ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ).

В Проекте подробно расписано про видоизменение регистрационных знаков, что существенно отличается от действующего Постановления, в котором вообще не затрагивается понятие "видоизменение". Видоизмененным является знак, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них, например, путем заклеивания, и препятствующие прочтению и его идентификации. Судьи ВС РФ отметили, что такими устройства или материалами могут быть различные механизмы, приборы, например, шторки и электромагниты, даже если они не были приведены в действие в момент выявления административного правонарушения. При этом материалами, служащими для скрытия государственным знаков, будут считаться искусственные – листы бумаги, картон – и природные материалы – листва, грязь, снег. Если должностное лицо в ходе выявления административного правонарушения определит, что изменения регистрационных знаков нанесены с целью затруднения или невозможности их идентификации, и это не связано ни с погодными условиями, ни с процессом движения, допускающим самозагрязнение, то лицу необходимо заплатить штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ). В качестве доказательства правонарушения к материалам дела могут быть приложены видеозапись или фотографии (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).


Освидетельствованию лиц, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения

Особое внимание в Проекте уделено вопросам, связанным с привлечением к ответственности лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения и отказывающегося от прохождения освидетельствования (п. 11-13 Проекта). Судьи ВС РФ отметили, что должностное лицо предлагает водителю предварительно пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения при наличии для этого оснований. Кроме случаев, когда водитель находится в беспомощном состоянии или требуется проведение специальных лабораторных исследований. В таких ситуациях акт медицинского освидетельствования при наличии протокола о направлении на него заполняется должностным лицом после получения результатов медицинских исследований (п. 20 правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475, далее – Правила освидетельствования лица). Отсутствие предложения пройти освидетельствование будет являться нарушением установленного порядка о его направлении. На сегодняшний день в действующем Постановлении прямо указано, какие должностные лица должны проводить освидетельствование (п. 7 Постановления) и указано, что они обязаны все обстоятельства дела фиксировать в соответствующем протоколе (ч. 4 ст. 27.12 КоАП РФ). Если водитель отказывается от освидетельствования или не согласен с его результатами, он направляется на медицинское исследование (п. 10 Правил освидетельствования лица).

При этом судьи ВС РФ обратили внимание на то, что отказ от освидетельствования должен быть зафиксирован в направлении водителя на него или в самом акте медицинского освидетельствования, а также в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, суды нижестоящих инстанций, рассматривая дела об административных правонарушениях, должны оценить акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (п. 11 Проекта). Так, судьи могут получить сведения о подготовке врача либо фельдшера, проверить наличие лицензии у медицинской организации, в которой проводилось такое освидетельствование, в том числе на осуществление услуги по медицинскому или наркологическому освидетельствованию. Данное положение позволяет оспорить акт освидетельствования, в том числе и медицинского, на состояние алкогольного опьянения, что нельзя сделать сейчас, так как в на данный момент эти документы являются доказательствами по делу об административном правонарушении (п. 7 Постановления).

Представляя проект, Владимир Меркулов подчеркнул, что при определении наличия в действиях или бездействии лица состава административного правонарушения о вождении в нетрезвом виде (ч. 1 ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ) в материалах дела должна содержаться информация о привлечении водителя к ответственности, в том числе уголовной за данное деяние (ч. 2, ч. 4, ч. 6 ст. 264, ст. 264.1 Уголовного кодекса), либо сведения об отказе в возбуждении соответствующего уголовного дела. Если данная информация отсутствует, то материалы дела и протокол административного правонарушения должны быть возвращены должностному лицу, которое их составил (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

Кроме того, если водитель, будучи в нетрезвом виде, передал управление транспортным средством другому лицу, которое также находилось в состоянии алкогольного опьянения, то ему грозит штраф в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ). В Проекте указано, что не имеет значения, является ли лицо, передавшее управление, собственником данного транспортного средства, или нет (п. 12 Проекта). Лицо, которое находилось за рулем в нетрезвом виде, также будет привлечено к ответственности, и к нему применят те же меры наказания (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ). Однако должностное лицо должно доказать факт непосредственной передачи управления транспортным средством.

 

Водитель-потерпевший и оставление места ДТП

По словам Владимира Меркулова, к новеллам данного Проекта относятся разъяснения по вопросам применения статей о нарушении ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, которое повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ) и невыполнение обязанностей в связи с ДТП (ст. 12.27 КоАП РФ) (п. 19-20 Проекта). Так, в случае нарушений ПДД пешеходами или иными участниками дорожного движения, за исключением водителя, если это привело к обозначенным последствиям, им грозит ответственность в виде штрафа в размере 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ). При этом судьи ВС РФ отмечают, что при рассмотрении дела необходимо определить, является ли водитель потерпевшим, либо причинение вреда произошло по его вине и в отношении него должно вестись административное производство.

В отношении дел по административным правонарушениям, связанным с оставлением водителем места ДТП, участником которого он является (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), судам общей юрисдикции в каждом случае необходимо устанавливать вину водителя. При этом им важно будет учитывать конкретные фактические обстоятельства – погодные условия, габариты транспортного средства, характер наезда или столкновения, размер и локализацию повреждений. В Проекте подчеркнуто, что субъективная сторона состава данного административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины. В целях формирования единообразной правоприменительной практики закреплена следующая позиция – водитель транспортного средства, допустивший нарушения ПДД и ставший причиной ДТП с участием других транспортных средств, вне зависимости от того, причинен вред или нет, в случае оставления места происшествия, должен быть привлечен к ответственности (п. 20 Проекта). При условии, что он был уведомлен о факте ДТП, но осознанно покинул место происшествия. Если он оставил место ДТП, к которому причастен, и употребил алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества, то ему грозит штраф в размере 30 тыс. руб. с лишением прав на срок от полутора до двух лет (ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ). Доказательством по делу будет служить акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования. В данном случае отказ водителя от прохождения освидетельствования является основанием для привлечения его к ответственности, размер которой зависит от того, имел ли он право управлять транспортным средством, или нет (ст. 12.26 КоАП РФ).

 

Средства фиксации административных правонарушений и лишение прав

В последующих разделах даны разъяснения, связанные с фиксацией административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Также рассматриваются вопросы назначения и исполнения отдельных видов административных наказаний в виде лишения права управления транспортными средствами.

Если водитель при исполнении своих трудовых обязанностей превысил скорость на автомобиле, принадлежащему бюджетному учреждению, то кто должен платить штраф? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Так, по вопросу автоматической фиксации правонарушений Владимир Меркулов отметил, что наибольший практический интерес представляет формулировка понятия автоматического режима. Согласно Проекту под ним следует понимать работу размещенного в установленном порядке технического средства в стационарном положении или на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, фиксирующему в зоне своего обзора все административные правонарушения без какого-либо непосредственного воздействия на него со стороны человека (п. 26 Проекта). Если было зафиксировано правонарушение на сертифицированном устройстве, то протокол не составляется, а выносится постановление без участия собственника или владельца транспортного средства (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ). В случае, если фиксация была произведена на иное техническое средство – телефон, видеокамеру, видеорегистратор, то особый порядок не предусмотрен. Сведения, полученные с использованием данных технических средств, могут приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения правонарушения, после их оценки со стороны лица, рассматривающего дело (ст. 26.11 КоАП РФ). На сегодняшний день протокол не составляется при автоматической фиксации нарушения, однако, размер административного штрафа исчисляется в наименьшем размере в пределах санкции, которые могут быть применены к водителю (ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ). Если наказание к нарушителю предусматривает лишение прав или административный арест, то административный штраф назначается в максимальном размере (п. 1.1 Постановления). В случае принятия Проекта, такая система назначения наказания уже не будет применяться.

Что касается вопроса о назначении такого вида наказания, как лишение права управления транспортным средством, то в случае привлечения к ответственности лица, уже лишенного этого права, срок исполнения наказания начинает исчисляться на следующий день после окончания действия предыдущего (ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ). Однако судьи ВС РФ отметили, что лишение прав не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ). В связи с этим суды общей юрисдикции будут учитывать наличие медицинских показаний для использования транспортного средства инвалидом, как одного из видов реабилитации, обеспечивающего удовлетворение его повседневных потребностей (п. 31 Проекта). В случае лишения прав они укажут в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении подразделение органа, исполняющего наказание, и самого нарушителя, который обязан сдать все имеющиеся у него удостоверения или сообщить об их утрате (п. 32 Проекта). При этом, если лицо лишили права, то оно одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами, независимо от того, на каком именно из них было совершено административное правонарушение (п. 8 Проекта). Данная норма действует и сейчас, судьи ВС РФ ее сохранили (п. 3 Постановления). Кроме того, после окончания срока административного наказания в виде лишения прав лицу для возврата сданного удостоверения необходимо пройти проверку знаний ПДД, произвести оплату штрафов за административные правонарушения, а также пройти медицинское освидетельствование (п. 9 Проекта). В случае невыполнения указанных условий при управлении транспортным средством будет грозить штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).


***

Проект был направлен на доработку. Однако, по словам Владимира Меркулова, его принятие будет способствовать формированию единообразной правоприменительной практики в сфере регулирования безопасности дорожного движения. Судья Московского областного суда Екатерина Нарыжная добавила, что разработанные положения призваны уточнить и закрепить определенные ранее подходы к рассмотрению дел об административных правонарушениях в этой области.

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях