Новости и аналитика Аналитические статьи О проверках, отчетности и пене

О проверках, отчетности и пене

Каждый пользователь системы "Гарант" может участвовать во Всероссийских онлайн-семинарах. Их проводят лучшие специалисты в сфере, в частности, налогообложения и бухгалтерского учета.

Один из семинаров в августе проводил Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Об уплате налога и пени

Темой семинара Сергея Разгулина стали новшества в налоговом администрировании. Имеются в виду изменения первой части Налогового кодекса РФ, которые начали действовать с 2007 года (*1). Освоили их еще далеко не все. Лектор отметил самые важные моменты.

В частности, он коснулся случаев, когда налог признают неуплаченным. Это происходит, если фирма указала в платежном поручении неверный счет или банк, в результате чего деньги не поступили в бюджет. А как быть, когда средства поступили в казну, но были учтены как невыясненные? Ведь компании в этом случае начисляют пени.

Сергей Разгулин:
— Налогоплательщик может уточнить ранее произведенные платежи. Для этого следует представить в налоговую инспекцию платежные документы. Проверяющие могут запросить банк, — списаны ли средства со счета организации. Также инспекция вправе предложить выполнить сверку платежей. Если перечисление денег доказано, то налог считается внесенным с момента его первоначальной уплаты. Налоговая служба утвердила бланк для уточнения платежа (*2). Эта процедура (т. е. уточнение) распространяется и на суммы, которые были перечислены до 2007 года. Только надо помнить о сроке давности. На наш взгляд, он такой же, как для зачета либо возврата налогов — три года.

Далее речь зашла о начисленных пенях. Они следуют судьбе налога, — подчеркнул докладчик. Уточняем ранее перечисленный налог — и пени уменьшаются. Только не надо путать уточнение с перерасчетом авансовых платежей. Пени за задержку внесения в бюджет последних излишне уплаченными не признают.

О декларациях

Комментарии, связанные со сдачей деклараций, тоже заинтересовали слушателей. Это и понятно. С нового года отчетность в электронном виде по каналам связи придется сдавать всем, у кого за 2007 год среднесписочная численность сотрудников превысила 100 человек.

Сергей Разгулин:
— Под "электронным видом" мы понимаем телекоммуникационные каналы связи. То есть Интернет. Дискеты и иные магнитные носители, по нашему мнению, не относятся к электронному виду. Информацию на них нельзя заверить цифровой подписью и предоставить через специализированного оператора связи (*3).

Получается, что электронная подпись и отправка через оператора — обязательные условия. Любая техника иногда дает сбой: не исключены проблемы у оператора связи, поломка вашего компьютера или вирус, уничтоживший сформированную отчетность.

В таких ситуациях надо вовремя сдать хотя бы "бумажную" декларацию, — указал Сергей Викторович. И пояснить, что электронная версия не предоставлена в срок из-за обстоятельств непреодолимой силы. Они освобождают фирму от ответственности (*4). Отметим — возникновение этих обстоятельств стоит документировать. Например, уничтожение информации из компьютера может быть подтверждено справкой сервисного центра. После починки техники нужно сразу переслать электронную отчетность.

Рассказывая о проверках деклараций, лектор обратил внимание на сроки.

Сергей Разгулин:
— Камеральную проверку проводят в течение трех месяцев со дня предоставления декларации и документов, которые должны к ней прилагаться. Если документы сданы позже, чем декларация, то отсчет начинается со дня их предъявления.

Даже когда трехмесячный срок вышел, инспекторы все равно вправе предъявить те или иные требования, которые связаны с декларацией (*5). Одно из них — пояснить противоречия в ней. Такое требование направляется по адресу место нахождения компании, — отметил Сергей Разгулин. Из этого следует, что для тех, кто фактически работает в другом месте, это вызовет дополнительные трудности.

О выездных проверках

Выступающий затронул и выездные проверки. В частности, порядок оформления тех документов, которые используют инспекторы при их проведении. Например, это требование о предоставлении документов. Зачастую его содержание не соответствует требованиям Налогового кодекса. Иногда в нем указывают: "предоставить все документы за 2006 год". Проверяющие должны четко указывать "наименование, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся".

Бывает, что по техническим причинам налогоплательщик не успевает вовремя предоставить все бумаги. Как быть? Нужно просить инспекцию об отсрочке, — рекомендует лектор. Для этого фирма должна подать в инспекцию ходатайство. При выездной проверке это надо сделать не позднее дня, сле-дующего за датой поступления требования. Пойдут ли чиновники навстречу — неясно. Они не обязаны давать отсрочку. Но в любом случае, просьба о ней — смягчающее обстоятельство. Оно позволит уменьшить штраф за опоздание.

Сергей Разгулин:
— Конечно, несвоевременность выполнения требования следует объяснить объективными причинами. Среди них большой объем документов, передача их в архив, нахождение части "первички" в филиале и т. п.

Сама же выездная проверка обычно может длиться не более двух месяцев. Причем с 2007 года изменен порядок расчета этого срока, — напомнил выступающий. Раньше в него включались только те дни, когда инспекторы фактически были на предприятии. Теперь это правило отменено.

В итоге время, отведенное на выездную проверку, фактически сократилось. Но инспекции разрешено приостановить ревизию на время, которое требуется для проведения экспертиз, получения информации от контрагентов и ряда иных действий (*6). Такой перерыв не может превышать шести месяцев. Или девяти — если запрашиваются сведения из иностранных госведомств. Приостановку оформляют специальным решением (*7). Оно должно быть предъявлено налогоплательщику.

Артем Зуйков,
эксперт журнала

*1) Основные изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ

*2) Приказ ФНС России от 02.04.2007 г. N ММ-3-10/187@

*3) Порядок, утв. приказом МНС России от 02.04.2002 г. N БГ-3-32/169

*4) Подп. 1 и 4 п. 1 ст. 111 НК РФ

*5) П. 9 обзора, Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. N 71

*6) П. 9 ст. 89 НК

*7) Приложение 1 к приказу ФНС России от 06.03.2007 г. N ММ-3-06/106@


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 9/2007, Артем Зуйков, эксперт журнала
Читать ГАРАНТ.РУ в и