Версия от 10 июня 2017 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Строительство, градостроительство и архитектура
Транспорт и связь
Информация, реклама и СМИ
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Выборы, избирательная система, референдум
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 15 мая 2017 г. N ММВ-7-3/444@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции в электронной форме"
Налог на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции: обновлена форма декларации.
ФНС России утвердила новую форму декларации по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции (взамен принятой Минфином России). Дополнительно установлен формат представления декларации в электронном виде.
Форма декларации не претерпела существенных изменений.
Вместо кодов ОКАТО указываются коды ОКТМО.
Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июня 2017 г. Регистрационный N 46962.
Приказ Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 г. N ММВ-7-21/347@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@"
Утверждена новая форма декларации по земельному налогу.
Утверждены новая форма декларации по земельному налогу, формат ее представления в электронном виде, порядок заполнения.
Декларация заполняется налогоплательщиками-организациями в отношении участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Представлять ее нужно в налоговый орган по месту нахождения участка.
Как и ранее, декларация содержит титульный лист и 2 раздела: сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, расчет налоговой базы и налога.
Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Те, что меньше 50 коп., отбрасываются, а 50 коп. и более - округляются до полного рубля.
Текстовые поля декларации заполняются заглавными печатными символами.
Приведены коды, определяющие налоговый период, коды форм реорганизации и код ликвидации организации, коды представления декларации, а также определяющие способ подачи, справочник категорий земли, коды налоговых льгот.
Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования и применяется начиная с представления декларации за налоговый период 2017 г. Прежние форма и порядок заполнения декларации при этом утрачивают силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2017 г. Регистрационный N 46926.
Банковская деятельность
Постановление Правительства РФ от 27 мая 2017 г. N 637 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном направлять в Центральный Банк Российской Федерации информацию о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Центральным Банком Российской Федерации"
О представлении в ЦБ РФ информации о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем.
В случае введения иностранным государством запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы ЦБ РФ, трансграничный перевод средств без открытия банковского счета в рамках платежных систем может производиться из России в такое государство только при условии, что оператор платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры находятся под прямым или косвенным контролем российских юрлиц.
ЦБ РФ на основании информации, полученной от федерального органа власти, уполномоченного Правительством РФ, должен размещать на своем сайте сведения о введении иностранным государством таких запретов.
Решено закрепить полномочия по направлению в ЦБ РФ информации о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы ЦБ РФ, за Минфином России.
Указание Банка России от 7 февраля 2017 г. N 4281-У "О порядке передачи Банком России саморегулируемой организации в сфере финансового рынка полномочий по получению отчетности от членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, порядке осуществления переданных полномочий, порядке и основаниях их прекращения, а также перечне отчетности, полномочия по получению которой могут быть переданы Банком России саморегулируемой организации в сфере финансового рынка"
Если СРО в сфере финансового рынка намерена сама принимать отчетность от своих членов...
Урегулированы вопросы передачи полномочий Банка России по получению отчетности от членов саморегулируемой организации (СРО) в сфере финансового рынка непосредственно СРО.
Для принятия полномочий СРО должна направить в ЦБ РФ обращение и ряд документов (перечень приводится). Решено проводить оценку возможности реализации полномочий.
СРО вправе установить для своих членов порядок и сроки предоставления отчетности.
СРО организует получение отчетности начиная с отчетности за период, следующий за тем, в котором принято уведомление о передаче полномочий.
Приведен перечень форм отчетности, полномочия по получению которой могут быть переданы СРО.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2017 г. Регистрационный N 46884.
Информация Банка России от 2 июня 2017 г. "Пропорциональное регулирование банковского сектора в действии"
О пропорциональном регулировании банковского сектора.
Сообщается о вступлении в силу закона, предусматривающего введение пропорционального регулирования в целях создания регулятивного баланса для банков с разными объемами и характером операций.
Разделение кредитных организаций по размеру капитала на банки с универсальной или базовой лицензией займет 1,5 года. Банкам с базовой лицензией будет разрешено осуществление не предусмотренных этим видом лицензии банковских операций и сделок до прекращения действия ранее заключенных договоров, но не более 5 лет, а также осуществление операций по кредитным договорам до истечения первоначально установленного срока действия договора.
Со вступлением в силу закона с 01.06.2017 все банки признаются банками с универсальной лицензией независимо от размера капитала. Статус приобретается автоматически, но лицензии кредитных организаций автоматической замене не подлежат. Процедуры по изменению статуса банка с универсальной лицензией, имеющего капитал менее 1 млрд руб., на банк с базовой лицензией должны быть завершены к 01.01.2019. Процесс изменения статуса аналогичен госрегистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации.
В случае замены лицензии банком номер лицензии сохраняется и идентичен регистрационному номеру такого банка, присвоенному ЦБ РФ. При этом для банков с базовой лицензией к номеру лицензии будет добавлено с проставлением через знак "-" буквенное обозначение "Б".
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Постановление Правительства РФ от 2 июня 2017 г. N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Большинство экономических санкций в отношении Турции снято, под запретом лишь турецкие помидоры.
Снят запрет на ввоз в Россию следующих турецких продовольственных товаров. Это замороженные части тушек и субпродукты домашних кур и индеек, свежие или охлажденные огурцы и корнишоны, свежие яблоки, груши, виноград, земляника и клубника. Таким образом, под запретом остаются лишь турецкие помидоры.
Кроме того, в связи со снятием запрета на выполнение на территории России работ турецкими компаниями и привлечение работников из числа граждан Турции утратили силу соответствующие правительственные акты.
Постановление применяется к внешнеэкономическим операциям по ввозу в Россию турецких сельхозпродукции, сырья и продовольствия со дня его вступления в силу.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2017 г. N 59 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО"
До конца года ввоз отдельных видов товаров будет облагаться по пониженным ставкам пошлин.
В связи со вступлением России в ВТО решено временно (до 31.12.2017 включительно) понизить ставки ввозных пошлин на отдельные виды товаров.
В частности, на шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении (кроме тех, которые предназначены для гражданских воздушных судов), установлена ставка 15% (вместо 16%, но не менее 1,24 евро за 1 шт). Также пониженные ставки введены в отношении парикмахерских кресел, некоторых видов матрасов, спальных мешков.
Действие ставки на отдельные виды наручных часов в размере 7% продлено до конца 2017 г.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2017 г.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
О закупках аптечных унитарных предприятий.
Согласно поправкам под действием Закона о корпоративных закупках остаются закупки фармацевтических МУПов и ГУПов за счет внебюджетных средств, полученных ими от ведения своей деятельности.
До 1 сентября 2017 г. унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки в отношении закупок, совершаемых в 2017 г.
Данные организации вправе совершать закупки в соответствии с законом после размещения положения о закупке и плана закупки в ЕИС.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 30 мая 2017 г. N 666 "О государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта"
Госрегистрация оборудования для производства этилового спирта: определена процедура.
Установлены правила госрегистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта (кроме оборудования для производства его фармацевтической субстанции) с производственной мощностью более 4000 декалитров.
Росалкогольрегулирование регистрирует оборудование в едином госреестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта.
Документы, которые должны представить заявители (владельцы оборудования либо лица, у которых оно находится на хранении), перечислены в Законе о госрегулировании производства и оборота этилового спирта.
Срок принятия положительного или отрицательного решения по регистрации оборудования не должен превышать 40 рабочих дней с даты поступления документов в Росалкогольрегулирование.
Соответствующие поправки внесены также в правила ведения указанного реестра.
Строительство, градостроительство и архитектура
Распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2017 г. N1063-р
Долевое строительство: унифицированы региональные планы по решению проблем пострадавших дольщиков.
Субъекты Федерации разрабатывают планы-графики ("дорожные карты") по решению проблем пострадавших граждан, включенных в реестр тех, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В целях унификации указанных документов утверждена единая форма плана-графика для всех регионов. Теперь последним рекомендовано утвердить до 1 августа 2017 года региональные планы-графики, приведенные в соответствие с установленной формой.
Также ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, они должны представлять в Минстрой России актуализированный региональный план-график и информацию о ходе его реализации.
Минстрою России поручено проверять исполнение планов-графиков и ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство РФ доклад о ходе их реализации.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "О связи" и статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Экстренное оповещение населения о ЧС операторами связи: законодательные поправки.
На операторов связи возложена обязанность обеспечивать передачу пользователям (а при оказании услуг для наземного теле- и (или) радиовещания - передачу в эфир) сигналов оповещения и (или) экстренной информации об опасностях, возникающих при ЧС (их угрозе), а также при ведении военных действий или вследствие них, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Расходы операторов связи, понесенные в связи с выполнением вышеуказанных требований, возмещению не подлежат.
При этом передача сигналов оповещения и (или) экстренной информации не является прерыванием предоставления услуг связи. Операторы связи не несут ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договоров с вещателями, если это связано с выполнением вводимых требований.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 29 мая 2017 г. N 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части обязательного использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности»
В ходе плановых выездных проверок инспекторы Ространснадзора будут использовать проверочные листы.
Скорректирован порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.
С 1 октября 2017 г. при проведении плановых выездных проверок государственным транспортным инспекторам вменено в обязанность использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). Проверка должна ограничиваться лишь перечнем вопросов, включенных в лист.
При этом перечень вопросов проверочного листа ограничен частью обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Информация, реклама и СМИ
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению"
Установлены дополнительные механизмы противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению.
В отдельные законодательные акты России внесены изменения в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению.
Так, Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации дополнен положением, устанавливающим процедуру обязательного информирования Роскомнадзором или привлеченным им оператором органов внутренних дел для оперативного реагирования и проведения необходимых процессуальных проверочных мероприятий по фактам распространения запрещенной информации по признакам уголовно наказуемых деяний.
Также уточнены положения Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части участия органов и учреждений системы профилактики в работе по выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
О размещении сведений об НКО в Интернете.
Скорректирован Закон об НКО.
Поправки касаются порядка предоставления информации о государственных (муниципальных) учреждениях, ее размещения на официальном сайте для информирования о таких учреждениях и ведения данного сайта.
Закреплена возможность размещать на сайте сведения об учреждении органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Ранее учреждения обеспечивали открытость и доступность информации самостоятельно посредством предоставления необходимых сведений в Федеральное казначейство для их дальнейшего размещения на сайте.
При этом учредитель вправе передать полномочия по размещению информации самому учреждению.
Поправки вступают в силу с 01.01.2018.
Выборы, избирательная система, референдум
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях"
О встречах депутатов с избирателями.
Скорректированы Законы о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти регионов, об общих принципах организации местного самоуправления, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Для депутатов всех уровней решено упростить процедуру организации встреч с избирателями, проводимых в форме публичных мероприятий (кроме собраний и одиночных пикетов), например, в форме митинга. В частности, срок подачи уведомления о проведении такого публичного мероприятия сокращен до 5 дней до даты проведения мероприятия (ранее это делалось не позднее 10 дней).
Предусмотрено, что встречи депутата с избирателями организуются в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) ТС либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Уведомление органов власти региона или органов местного самоуправления о таких встречах с избирателями не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.
Кроме того, указанные органы определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также перечень помещений, предоставляемых для таких встреч и порядок их предоставления.
Федеральный закон от 01 июня 2017 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В каком случае открепительное удостоверение не потребуется?
Цель поправок - создать наиболее благоприятные условия для реализации избирательных прав.
Так, исключен пятилетний срок, на который образуются избирательные участки, участки референдума. Закреплена возможность пересмотра перечня и границ избирательных участков, участков референдума, в том числе в целях уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на участке до 1,5 тыс. или ее увеличения до 3 тыс.
Кроме того, установлено, что при проведении выборов Президента РФ, в региональные органы госвласти, референдума субъекта Федерации гражданин вправе обратиться с заявлением о включении в список избирателей, участников референдума по месту пребывания. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование не проводятся. Предусмотрены способы защиты таких заявлений от подделок. Их можно подать в том числе через Единый портал госуслуг или МФЦ. Однако региональным законом в отношении региональных выборов (референдума) может быть исключено данное право избирателя.
Упрощен порядок заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Адрес места жительства теперь может не содержать каких-либо из указанных в законе реквизитов (наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), если это не препятствует его однозначному восприятию.
Доверенность на получение открепительного удостоверения для избирателя-инвалида может быть заверена руководителем органа соцзащиты населения.
Пересмотрены правила назначения наблюдателей.
Ужесточена административная ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. Размер штрафа увеличен до 30 тыс. руб. При этом за повторное правонарушение оштрафуют на сумму 50 тыс. руб.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"
Закон о выборах Президента РФ: что изменилось?
Скорректирован Закон о выборах Президента РФ.
Поправки разработаны в целях приведения данного акта в соответствие с Законом об основных гарантиях избирательных прав. Однако предусмотрены и некоторые различия.
В частности, предусмотрен более либеральный подход к процедуре назначения наблюдателей - не устанавливается требований об обязательном заблаговременном направлении в соответствующий избирком списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только в один избирком.
Прописана возможность применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования.
Исключено голосование по открепительным удостоверениям на выборах Президента РФ. Взамен введен механизм внесения в список избирателей по месту нахождения на основании заявления.
Упрощены требования к сведениям об адресе места жительства избирателя, внесенным в подписной лист.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Иностранцам будут выдавать визы на срок действия разрешения на временное проживание.
Скорректирован Закон о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию.
Теперь иностранцы, получившие разрешение на временное проживание в России, смогут въезжать в страну и выезжать из нее на основании действительных документов, удостоверяющих их личность, и визы временно проживающего лица. Последняя выдается на срок действия разрешения на временное проживание.
Что касается визы на въезд для получения такого разрешения, то она выдается на срок до 4 мес. при наличии решения территориального органа в сфере внутренних дел о выдаче иностранцу указанного разрешения.
Правила определения и распределения квоты на выдачу разрешений на временное проживание утверждаются Правительством РФ.
Поправки разработаны во исполнение Постановления КС РФ (N 4-П от 2016 г.). Судом были признаны не соответствующими Конституции положения КоАП РФ и вышеуказанного закона в той мере, в какой они позволяют привлекать к административной ответственности имеющего действующее разрешение на временное проживание иностранного гражданина, если истек срок действия визы, по которой он въезжал в Россию.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования Закона, за исключением отдельных положений, которые будут применяться по истечении 180 дней после дня официального опубликования.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Уточнены правила предоставления жилищных субсидий северянам.
Внесены изменения в Закон о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Ранее в случае изменения условий, на основании которых гражданин был поставлен на учет для получения субсидии, она предоставлялась ему в соответствии с новыми условиями (при этом очередность предоставления субсидии определялась с момента возникновения права на переход в другую категорию получателей).
Например, если гражданину, вставшему на учет в качестве инвалида II группы, установили III группу и перевели в категорию очередности "пенсионеры", а затем через год при проведении медико-социальной экспертизы снова дали II группу, то его ставили на учет в категорию "граждане, признанные инвалидами I и II групп" по дате последнего заключения экспертизы.
Поправками установлено, что при повторном возникновении права гражданина на переход в другую категорию очередности, в которой он уже состоял ранее, постановка на учет происходит исходя из первоначальной очередности в данной категории.
Также уточнено, что в случае если после постановки на учет гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащего им на праве собственности жилья или его перевод в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи жилищного сертификата, то размер предоставляемой субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору об отчуждении имущества, либо на кадастровую стоимость жилья (а при ее отсутствии - на инвентаризационную). При этом берется наибольшая из указанных величин.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и оказываемых услуг: разграничена компетенция властей в рамках госконтроля.
Введена статья, посвященная госконтролю (надзору) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и оказываемых услуг.
Разграничена компетенция федеральных и региональных органов исполнительной власти в данной сфере.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Действие льготного тарифа страхового взноса в ПФР для ИТ-компаний продлено до 2023 г.
До 2023 г. продлено действие льготного тарифа страхового взноса в ПФР в размере 8% для организаций, занимающихся деятельностью в области информационных технологий (за исключением компаний, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного расчетного периода по страховым взносам.
Письмо Пенсионного фонда России от 26 апреля 2017 г. N НП-30-26/5935 "О принятии решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств с 01.01.2017"
При принятии органами ПФР решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов не учитываются суммы страховых взносов, поступивших после 1 января 2017 г.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается органами ПФР в течение 10 рабочих дней с даты получения письменного заявления страхователя.
Если сумма излишне уплаченных взносов возникает вследствие предоставления плательщиком уточненного расчета, то срок исчисляется со дня завершения камеральной проверки указанного расчета.
Факт излишней уплаты (взыскания) страховых взносов, пеней и штрафов может быть обнаружен территориальным органом ПФР по итогам камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным взносам, а также по итогам выездной проверки.
Территориальным органам ПФР следует принимать решения о возврате без учета сумм страховых взносов, поступивших после 1 января 2017 г.
Семейное право
Обзор практики рассмотрения в 2016 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 июня 2017 г.)
Обстановка с международным усыновлением в России существенно не изменилась.
Проанализирована практика международного усыновления российских детей за прошлый год.
Отмечено, что количество дел такой категории продолжает снижаться, а по усыновлению детей россиянами остается стабильно высоким. Чаще всего детей усыновляли граждане Италии.
Приведены примеры недостатков при оформлении необходимых документов на усыновление, которые выявляли суды.
Указаны данные относительно проверки судами требований и условий для усыновления.
Например, помимо выяснения мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет (как этого требует закон), в некоторых случаях суд опрашивал детей и младшего возраста, если приходил к выводу о том, что они достигли достаточной степени развития и способны сформулировать собственные взгляды относительно своего усыновления.
По ряду дел дети изначально предлагались для передачи на воспитание в семью значительному числу российских граждан (в одном из случаев отказ был получен от 156 семей). В большинстве случаев отказ последних от усыновления был обусловлен состоянием здоровья ребенка, наличием у него отягощенной наследственности.
На конкретных примерах проиллюстрированы обстоятельства, которые суды устанавливали при разрешение вопроса о возможности усыновителей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Правительства РФ от 29 мая 2017 г. N 650 "О внесении изменения в пункт 15 Положения о присуждении ученых степеней"
Диссертации разрешили защищать на иностранном языке.
Иностранцу, подготовившему диссертацию на соискание ученой степени, предоставлено право ее защиты на иностранном языке. Условие - такая возможность предусмотрена локальным нормативным актом, регулирующим деятельность соответствующего диссертационного совета.
При этом диссертация и автореферат представляются в совет на русском и иностранном языках.
Перевод на русский язык документов, подаваемых соискателем в диссертационный совет, а также обеспечение услуг переводчика (при необходимости) в случае приглашения соискателя на заседание Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России или экспертного совета обеспечиваются за счет средств организации, в которой проводится защита, или за счет средств соискателя по соглашению между ними.
При защите диссертации на иностранном языке организация, на базе которой создан диссертационный совет, в случае требования его членов или официального оппонента обеспечивает двусторонний синхронный перевод публичной защиты диссертации.
Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2017 г. N 978-р
О государственном регулировании и контроле организации отдыха и оздоровления детей.
Утверждены основы государственного регулирования и контроля организации отдыха и оздоровления детей. Они разработаны в целях поэтапного принятия мер по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, созданию условий для качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, сохранению и развитию инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей.
Главным результатом реализации основ должны стать обеспечение прав детей на отдых и оздоровление, повышение их личностных компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в социально значимую жизнь страны.
Основы определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации.
При решении задач в сфере отдыха и оздоровления детей органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендуется руководствоваться положениями основ.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 мая 2017 г. N 226н "Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании"
Экспертиза качества платной медпомощи: правила проведения.
Урегулированы вопросы проведения экспертизы качества медпомощи (кроме помощи в рамках ОМС).
Закреплены основные процедуры, сроки их проведения. Определен порядок составления экспертного заключения.
В рамках государственного контроля экспертиза проводится аттестованными экспертами, привлекаемыми Росздравнадзором к проверкам, в рамках ведомственного контроля - учеными и специалистами, привлеченными уполномоченными федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2017 г. Регистрационный N 46910.
Обобщение судебной практики по административным делам об оспаривании решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации при проведении в 2016 году государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2017 г.)
Само наличие запрещенного предмета, пусть даже он не использовался, влечет удаление с ЕГЭ.
Утвержден обзор практики рассмотрения судами в 2016 г. дел об оспаривании решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий регионов при проведении ЕГЭ.
Всего было рассмотрено 55 таких дел. Большинство из них связано с оспариванием актов об удалении с экзамена и решений об аннулировании его результатов.
Отмечается, что наличие постороннего предмета (например, листа бумаги) является нарушением.
Следует учитывать, что черновики выдаются экзаменуемым на месте по мере необходимости и принесены с собой быть не могут. Наличие неработающего телефона тоже признается нарушением.
Для удаления с экзамена и (или) аннулирования его результатов достаточно установить наличие у экзаменуемого запрещенного предмета. Пусть даже во время ЕГЭ он фактически не использовался.
Также обращается внимание, что акт об удалении с экзамена должен быть подписан только теми членами государственной экзаменационной комиссии региона, которые присутствуют в пункте проведения экзаменов (а не всеми вообще). А там требуется присутствие не менее одного члена данной комиссии.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений в статьи 93 и 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
44-ФЗ: услуги для воинских перевозок разрешено закупать у единственного исполнителя.
Закупать для госнужд транспортные и связанные с ними дополнительные услуги для воинских перевозок разрешено у единственного исполнителя.
Речь идет о перевозках при угрозе военной безопасности нашей страны и/или для обеспечения участия российских войск в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за пределами России.
При этом заказчик обязан уведомить контрольный орган в сфере закупок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. К уведомлению нужно приложить копию контракта с обоснованием его заключения.
Обосновывать невозможность или нецелесообразность применения иных способов определения исполнителя, а также цену контракта и другие его существенные условия не надо. Привлекать специалистов к экспертизе оказанной услуги также не требуется.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 117-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов"
Дальневосточный окружной военный суд пополнил список судов, рассматривающих дела террористической направленности.
Скорректирован Закон о территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов.
Так, в целях более оптимального использования рабочего времени судей и сокращения командировочных расходов рассмотрение дел террористической направленности на территории Сибири и Дальнего Востока возложено на Дальневосточный окружной военный суд. При этом к юрисдикции указанного суда дополнительно отнесены соответствующие территории близлежащих субъектов Федерации.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 07 июня 2017 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению"
За организацию "групп смерти" и вовлечение подростков в игры по типу "Беги или умри" введена уголовная ответственность.
Поправки касаются борьбы с подростковыми суицидами.
Во-первых, усилена уголовная ответственность за доведение до самоубийства. Также предусмотрена повышенная ответственность за это деяние, совершенное в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, нескольких лиц либо группой лиц либо в публичном выступлении, СМИ, Интернете.
Во-вторых, установлена уголовная ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие в его совершении.
Также введена уголовная ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение граждан к совершению самоубийства. Речь идет об ответственности для администраторов т. н. "групп смерти" и организаторов любых неформальных сообществ, деятельность которых направлена на побуждение к совершению самоубийства.
Кроме того, предусмотрена отдельная уголовная статья за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни. Примерами такой опасной деятельности являются "зацепинг", "руфинг", игры по типу "Беги или умри".
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 115-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
О рассмотрении судами дел террористической направленности.
Скорректирован УПК РФ.
В целях более оптимального использования рабочего времени судей и сокращения командировочных расходов решено возложить рассмотрение дел террористической направленности на территории Сибири и Дальнего Востока на Дальневосточный окружной военный суд.
При этом к юрисдикции Дальневосточного окружного военного суда дополнительно отнесены соответствующие территории близлежащих регионов.
Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Контроль за обеспечением прав осужденных: механизм дополнительного выдвижения кандидатур в состав региональной общественной наблюдательной комиссии.
Скорректирован Закон об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в таких местах.
В нем закреплено право совета Общественной палаты России на изменение численного состава общественной наблюдательной комиссии региона в пределах от 5 до 40 членов.
Поправками прописан механизм принятия советом Общественной палаты России решения о дополнении состава указанной комиссии.
В частности, закреплено, что такое решение принимается по собственной инициативе совета, либо по предложению Уполномоченного по правам человека в России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, либо по обращению соответствующей общественной наблюдательной комиссии и (или) не менее 3 руководящих коллегиальных органов общественных объединений, обладающих правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 19 "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил особенности рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий.
Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по рассмотрению судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан.
В частности, это осмотр жилища, обыск и (или) выемка в нем; выемка документов, содержащих охраняемую законом тайну; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; арест имущества; реализация, утилизация или уничтожение вещественных доказательств.
Подчеркивается, что стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимального размера штрафа, установленного УК РФ, либо должна быть соразмерна причиненному преступлением ущербу. Поэтому судья вправе арестовать соответствующую по стоимости часть имущества.
В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, отдельные следственные действия могут проводиться без получения судебного решения. В таких ситуациях при наличии ходатайства заинтересованных лиц им должна предоставляться возможность участвовать в проверке судом законности данного следственного действия, а также обжаловать принятое по ее результатам решение.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Усилена административная ответственность чиновников за нарушение бюджетного законодательства.
В КоАП РФ внесены поправки в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства при реализации инвестпроектов по капстроительству (реконструкции) объектов государственной и муниципальной собственности.
Так, установлена административная ответственность должностных лиц за нарушения порядка предоставления межбюджетных трансферов для капвложений. Для чиновников предусмотрены штрафы до 50 тыс. руб. и дисквалификация до 2 лет. Напомним, что прежний порядок капвложений предполагал исключительно дисциплинарную ответственность главных распорядителей за своевременность реализации инвестпроектов.
Также введена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на капвложения, порядка предоставления указанных субсидий либо за неисполнение ими решения об их предоставлении.
Чиновников также будут штрафовать за невыполнение государственного (муниципального) задания.
Международные отношения
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 105-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Лигой арабских государств о пребывании Представительства Лиги арабских государств на территории Российской Федерации"
О пребывании в России Представительства Лиги арабских государств.
Ратифицировано межправительственное Соглашение России и Лиги арабских государств о пребывании Представительства Лиги на территории нашей страны.
Определены цели и функции Представительства, права и обязанности сторон. Предусмотрены положения о наделении Представительства и его сотрудников привилегиями и иммунитетами, аналогичными тем, которые предоставляются в России другим международным организациям и их сотрудникам.
Лига арабских государств (ЛАГ) - региональная межправительственная организация, созданная в Каире 22 марта 1945 г. В настоящее время в состав Лиги входит 21 государство. Постоянным местопребыванием штаб-квартиры ЛАГ является Каир. С января 1990 г. в Москве действует Представительство ЛАГ.