Версия от 11 февраля 2017 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 10 января 2017 г. NММВ-7-14/4@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при учете организаций и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов, а также порядка заполнения этих форм"
Учет организаций и физлиц в качестве плательщиков страховых взносов: утверждены формы и форматы используемых документов.
С 1 января 2017 г. налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В связи с этим утверждены формы и форматы документов, используемых при учете организаций и физлиц в качестве плательщиков страховых взносов, а также порядок заполнения этих форм.
Речь идет о заявлении международной организации - плательщика страховых взносов о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе, о заявлении физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов. Это также сообщение о наделении российской организации - плательщика страховых взносов обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2017 г. Регистрационный N 45538.
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 2 февраля 2017 г. NN 02-07-07/5671, 07-04-05/02-121 "О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами за 2016 год"
О годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.
Подготовлены разъяснения по составлению и представлению годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами регионов и органами управления ГВБФ за 2016 г.
В частности, отчетность представляется с учетом всех уточнений (корректировок) по операциям исполнения бюджетов (по операциям исполнения планов финансово-хозяйственной деятельности) за 2016 г. Это касается и взаимосвязанных консолидируемых показателей, в т. ч. и по переданным (полученным) трансфертам (субсидиям) и другим операциям, связанным с образованием невыясненных поступлений.
Для формирования достоверной отчетности об исполнении консолидированного бюджета региона и бюджета территориального ГВБФ необходимо организовать работу с территориальными органами Федерального казначейства и администраторами доходов бюджета по оперативному уточнению платежей на соответствующие коды бюджетной классификации. Это касается трансфертов, зачисленных на код доходов "Невыясненные поступления".
Для предварительной выверки показателей отчетность может быть направлена по согласованию с куратором Отдела консолидированной отчетности Межрегионального операционного управления (МОУ) Казначейства ранее установленного срока.
Подача сводной (консолидированной) отчетности об исполнении бюджета ГВБФ, об исполнении консолидированного бюджета региона и бюджета территориального ГВБФ в МОУ организуется в Подсистеме "Учет и отчетность" ГИИС "Электронный бюджет".
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 02 февраля 2017 г. N02-07-07/5669/07-04-05/02-120
Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности госсектора за 2016 г.
Разъяснен порядок составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2016 г.
Перечислены инструкции Минфина России, согласно которым указанная отчетность составлется и представляется в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (МОУ ФК).
Отмечается, что порядок представления отчетности регулируется особым образом, если она содержит сведения, которые составляют гостайну.
Сводная отчетность об исполнении бюджета Союзного государства представляется при помощи программы СУФД в АСФК.
Особенности представления и составления отчетности, которые следует учитывать, изложены в приложении к письму.
Письмо Федеральной налоговой службы от 30 января 2017 г. N СД-4-3/1501@ "О кодах новых видов подакцизных товаров"
Как в налоговой декларации по акцизам отразить операции с электронными табачными изделиями?
Электронные системы доставки никотина, жидкости для них, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, с 01.01.2017 признаются подакцизными товарами.
Действующая форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия не предусматривает отражения налогоплательщиком сведений об операциях с новыми видами подакцизных товаров.
В этой связи до утверждения новой формы отражение операций с вышеуказанными табачными изделиями возможно в декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, средние дистилляты, авиационный керосин, природный газ, автомобили и т.д. (форма утверждена приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@).
Приведены коды и указаны единицы измерения, которые рекомендуется указывать при заполнении раздела 2 декларации и приложения N2.
Письмо Федеральной налоговой службы от 20 января 2017 г. N БС-4-11/864
Вправе ли инспекция на основании данных карточки расчетов с бюджетом оштрафовать компанию за несвоевременную уплату НДФЛ?
Разъяснено, что в случае отражения в информационных ресурсах налоговых органов суммы задолженности организации по НДФЛ налоговый орган вправе применить меры взыскания в соответствии с НК РФ.
НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (в т. ч. неполное) налоговым агентом в установленный срок сумм налога.
Решение о привлечении к ответственности за это нарушение может быть вынесено только по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Банковская деятельность
Информация Банка России от 3 февраля 2017 г. "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 10,00% годовых"
Ключевая ставка осталась на уровне 10% годовых.
Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 10% годовых.
При этом ЦБ РФ отметил, что инфляционные ожидания постепенно снижаются, а экономика восстанавливается быстрее, чем ожидалось ранее. Планируемое проведение Минфином России операций по покупке/продаже иностранной валюты на валютном рынке в рамках применения переходного бюджетного правила не создаст существенных инфляционных рисков при сохранении Банком России умеренно жесткой денежно-кредитной политики. По прогнозу ЦБ РФ, инфляция замедлится до целевого уровня 4% к концу 2017 г. и будет поддерживаться вблизи него в дальнейшем.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 24 марта 2017 г.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 января 2017 г. N 13 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов бумаги и картона"
Ставки импортных пошлин на некоторые виды бумаги и картона снижены до 5%.
На отдельные виды бумаги и картона (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4810 13 000 9, 4810 19 000 9, 4810 22 000 9, 4810 29 300 0, 4810 92 300 0) ставки ввозных таможенных пошлин снижены до 5% от таможенной стоимости.
Указанные позиции исключены из списка товаров, в отношении которых Казахстан согласно обязательствам, принятым в качестве условия присоединения к ВТО, применяет более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками ЕТТ ЕАЭС.
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 января 2017 г. N 12 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов поверхностно-активных средств для кожевенно-обувной промышленности, а также в некоторые решения Евразийской экономической комиссии"
Временно обнулена пошлина на ввоз отдельных поверхностно-активных средств для кожевенно-обувной промышленности.
С 01.03.2017 по 28.02.2019 включительно решено применять нулевую ставку ввозной пошлины в отношении некоторых видов поверхностно-активных средств для кожевенно-обувной промышленности. Данной продукции присвоен отдельный код ТН ВЭД ЕАЭС - 3402 90 100 2.
В остальное время ввоз указанного товара облагается по ставке 8,2% от таможенной стоимости.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 4-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток"
Соглашение по "Турецкому потоку" ратифицировано Президентом РФ.
Ратифицировано межправительственное соглашение между Россией и Турцией по проекту газопровода "Турецкий поток", подписанное в г. Стамбуле 10 октября 2016 г.
Урегулированы вопросы проектирования, строительства и эксплуатации газопровода.
Газопроводная система пройдет через Черное море от компрессорной станции "Русская" в Краснодарском крае до приемного терминала в Турции и будет состоять из 2-х ниток общей максимальной технической проектной производительностью 31,5 млрд куб. м газа в год. По первой нитке газ пойдет на турецкий рынок, по второй - через Турцию в сопредельные с ней государства.
Обе нитки будут введены в эксплуатацию до 30 декабря 2019 г. Протяженность морского участка проекта составит около 920 км, транзитного сухопутного - около 200 км.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 10-ФЗ "О внесении изменения в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Для торговых и военных кораблей правила платы за ледокольную проводку по Северному морскому теперь одинаковые.
Приняты поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ, согласно которым правила оплаты услуг по ледокольной проводке и ледовой лоцманской проводке в акватории Северного морского пути распространены на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы.
Теперь акты, определяющие тарифы за указанные услуги, можно использовать и для перечисленных судов. Таким образом, устранен пробел в законодательстве.
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 9-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Требования к обустройству участков автодорог на подъездах к пунктам пропуска через госграницу определит Правительство РФ.
В силу Закона об автодорогах и о дорожной деятельности в местах подходов автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения к госгранице могут устанавливаться пункты пропуска.
Закреплено, что требования к обустройству участков автодорог на подъездах к пунктам пропуска через госграницу определяются Правительством РФ. Ранее - законодательством о техническом регулировании.
Напомним, что Закон о техническом регулировании такие требования не содержит. Поэтому и потребовалось внести указанные изменения в Закон об автодорогах и о дорожной деятельности.
Постановление Правительства РФ от 31 января 2017 г. N 120 "О внесении изменений в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1191"
С 15 апреля 2017 г. при расчете платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам большегрузами, будет применяться коэффициент 0,82.
За проезд по федеральным автодорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т взимается плата.
На первое время размер платы был уменьшен. Установлено, что вместо понижающего коэффициента 0,41 применяется коэффициент 0,82.
Вместе с тем чтобы уменьшить финансовую нагрузку на автоперевозчиков, срок начала ежегодной индексации размера платы перенесен.
Так, по 30 июня 2018 г. (ранее - по 30 июня 2017 г.) к размеру платы не применяется ежегодная индексация в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен.
С 1 июля 2018 г. (ранее - с 1 июля 2017 г.) ежегодная индексация к размеру платы будет применяться исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 г. индекса потребительских цен.
Постановление вступает в силу с 15 апреля 2017 г.
Приказ ФСБ России от 9 января 2017 г. N 1 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля"
Как получить разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном госграницы России без прохождения контроля?
Установлен порядок выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном госграницы России без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения отдельных операций) и иных видов контроля. Госуслугу оказывают пограничные органы.
Речь идет о плавании между российскими портами или морскими терминалами; об убытии из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море в целях торгового мореплавания (за исключением использования судов для рыболовства) с последующим прибытием в российские порты; об иных случаях, установленных Правительством РФ.
Заявителями выступают судовладельцы или уполномоченные ими лица.
Решение о выдаче разрешения (об отказе в этом) принимается в течение 8 рабочих дней.
Для получения госуслуги подаются заявление и ряд документов. Это план перехода иностранного судна, судовая роль, список пассажиров (при их наличии). Определено содержание конкретных административных процедур.
Госуслуга предоставляется в т. ч. с использованием Единого портала.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2017 г. Регистрационный N 45503.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Распоряжение Правительства России от 31 января 2017 г. N147-р
12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса в регионах.
Для улучшения региональной бизнес-среды Правительством РФ разработано 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации.
Они касаются таких ключевых сфер, как строительство, регистрация права собственности на недвижимость, кадастровый учет недвижимости, контрольно-надзорная деятельность, поддержка малого и среднего бизнеса, подключение к электросетям, сетям газораспределения, тепло-, водоснабжения и водоотведения, поддержка инвестиционной деятельности.
Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик и определяют меры повышения эффективности проведения процедур, порядок сокращения количества и сроков прохождения процедур. Также устанавливаются рекомендуемые сроки реализации целевых моделей.
Определены федеральные органы власти, ответственные за мониторинг внедрения целевых моделей в регионах.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Инспекторы Счетной палаты РФ больше не составляют протоколы по ряду административных правонарушений в сфере госзакупок.
Скорректирован Закон о Счетной палате России и КоАП РФ.
Так, отменены полномочия ее инспекторов и должностных лиц региональных контрольно-счетных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере планирования закупок, заключения и изменения контрактов.
В то же время у Счетной палаты появились дополнительные функции по проведению проверки региональных и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из государственных внебюджетных фондов России (ГВНБФ); по осуществлению оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджетов ГВНБФ; по представлению палатам Федерального Собрания ежеквартальной оперативной информации о ходе исполнения бюджетов ГВНБФ; по направлению Председателю Правительства РФ аналитической записки о ходе исполнения бюджетов ГВНБФ.
К объектам аудита (контроля) отнесены также коммерческие организации с долей (вкладом) хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах.
Кроме того, Счетная палата уполномочена проводить внешний государственный аудит (контроль) за соблюдением юрлицами условий государственных (муниципальных) контрактов.
Уточнено, что при осуществлении экспертно-аналитической деятельности исследуются причины и последствия нарушений и недостатков, выявленных при проведении не только экспертно-аналитических, но и контрольных мероприятий.
Предусмотрено оформление по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий заключений Счетной палаты, введена персональная ответственность членов ее коллегии за достоверность таких заключений.
В случае выявления оснований для досрочного освобождения от должности аудитора Счетной палаты ее председатель информирует об этом Президента РФ.
Счетная палата по обращениям законодательных (представительных) органов регионов дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Федерации установленным требованиям.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Бюджетная система
Приказ Минфина России от 22 декабря 2016 г. N 240Н "О Порядке направления Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участникам бюджетного процесса, бюджетным учреждениям в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации"
Операции по счетам, открытым в банках в нарушение законодательства получателям средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, будут приостановлены.
Федеральное казначейство направляет в учреждения ЦБ РФ и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте России по счетам, открытым в них участникам бюджетного процесса и бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства. Обновлен порядок направления таких представлений.
В частности, указанный порядок распространен на счета, открытые в кредитных организациях в нарушение законодательства органам управления государственными внебюджетными фондами для учета средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и получателям средств бюджетов государственных внебюджетных фондов для учета средств, поступающих в их временное распоряжение.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2017 г. Регистрационный N 45554.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Правительства РФ от 31 января 2017 г. N 104 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797"
Отложен срок начала выдачи в МФЦ загранпаспортов нового поколения.
С 1 февраля 2017 г. планировалось приступить к оформлению и выдаче загранпаспортов нового поколения (с электронным носителем информации) в многофункциональных центрах (МФЦ) в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек. В МФЦ в городах с численностью населения свыше 50 тыс. человек такие паспорта должны были начать выдавать с 1 января 2018 г.
В связи с неготовностью ведомств указанные сроки перенесены на 1 февраля 2018 г. и 1 сентября 2018 г. соответственно.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 1-ФЗ "О ратификации Конвенции о профилактике и контроле профессиональных рисков, вызываемых канцерогенными веществами и агентами (Конвенции N 139)"
Россия ратифицировала конвенцию МОТ об охране труда и здоровья работников, чья деятельность связана с применением канцерогенных веществ.
Ратифицирована Конвенция о профилактике и контроле профессиональных рисков, вызываемых канцерогенными веществами и агентами (Конвенция N 139). Она принята на 59-й сессии Генеральной конференции МОТ в Женеве 24 июня 1974 г.
Конвенция N 139 устанавливает требования по обеспечению охраны труда и здоровья работников, занятых на работах, связанных с применением канцерогенных веществ и агентов, а также контроля за использованием таких веществ.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации в основном соответствует положениям Конвенции.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах"
ОПС: новые правила индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Утверждена новая Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Изменены структура инструкции, состав, количество и наименования разделов.
В частности, урегулированы вопросы хранения и уничтожения документов (сведений) индивидуального (персонифицированного) учета; контроля за достоверностью данных.
Определен перечень страхователей, которые предоставляют сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в территориальные органы ПФР.
Детализирован порядок регистрации застрахованных лиц в системе ОПС.
Предусмотрена регистрация по заявлению о выдаче универсальной электронной карты для лиц, на которых не открыт индивидуальный лицевой счет.
Прописаны процедуры выдачи дубликата страхового свидетельства.
Уточнены порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами ПФР сведений о застрахованных лицах.
Действующая инструкция признана утратившей силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2017 г. Регистрационный N 45549.
Постановление Правления Пенсионного фонда России от 11 января 2017 г. N2п "Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и инструкции по их заполнению"
Сокращен перечень документов для регистрации граждан в системе ОПС.
Обновлены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В связи с передачей функции по администрированию страховых взносов налоговым органам перечень указанных документов существенно сокращен. К документам индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС отнесены лишь "Анкета застрахованного лица (АДВ-1)", "Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (АДИ-1)", "Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (АДИ-7)", "Заявление об обмене страхового свидетельства (АДВ-2)", "Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства (АДВ-3)", "Запрос об уточнении сведений (АДИ-2)", "Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1)" и "Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К)".
Приведена инструкция по заполнению новых форм. Прежние формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС утрачивают силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2017 г. Регистрационный N 45509.
Информация Пенсионного фонда России от 2 февраля 2017 г. "Пенсионный фонд запустил электронный сервис по распоряжению набором социальных услуг"
Вариант предоставления набора социальных услуг можно будет выбрать через Интернет.
Сообщается, что на сайте ПФР для 20 регионов открыт новый сервис, позволяющий подавать электронное заявление о том, в каком виде (натуральном или денежном) человек хотел бы получать набор социальных услуг (НСУ).
В список входят Адыгея, Бурятия, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Ставропольский край, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Кемеровская, Курская, Нижегородская, Пензенская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская области.
В ближайшие месяцы данная услуга будет доступна во всех регионах.
НСУ предоставляется всем получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и предусматривает лечебные препараты, медицинские изделия, путевку на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд к месту лечения. От услуг можно отказаться в пользу денежного эквивалента, максимальный размер которого с 01.02.2017 составляет 1048,97 руб. в месяц.
Напомним, что ранее вариант предоставления НСУ можно было изменить раз в год только путем подачи до 1 октября заявления в территориальные управления и клиентские службы ПФР или МФЦ. С запуском нового электронного сервиса в Личном кабинете гражданина изменить вариант получения НСУ стало возможным еще и через Интернет.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации"
Нотариальные палаты имеют особый статус.
В ГК РФ закреплена отдельная организационно-правовая форма для Федеральной и региональных нотариальных палат.
Ранее кодекс относил их к ассоциациям (союзам). Однако это противоречит статусу палат, прописанному в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате.
Так, согласно Закону о некоммерческих организациях члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. В то же время в соответствии с законодательством о нотариате ни нотариусы, ни нотариальные палаты не могут нести субсидиарную ответственность по обязательствам нотариальных палат, Федеральной нотариальной палаты соответственно.
Кроме того, модель небюджетного нотариата, основанная на принципе самоуправления, построена на началах коллегиальности, в отличие от модели управления ассоциациями (союзами). Органами управления нотариальной палаты являются общее собрание ее членов, президент палаты, правление, а не единоличные органы управления.
В связи с этим в ГК РФ установлено, что нотариальными палатами признаются некоммерческие организации, представляющие собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве. Особенности их создания, правового положения и деятельности определяются законодательством о нотариате.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 2017 г. N 6 "О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" и от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"
Пленум Верховного Суда РФ уточнил разъяснения, касающиеся исковой давности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В связи с изменением законодательства Пленум Верховного Суда РФ уточняет некоторые разъяснения.
Так, заявить о пропуске исковой давности можно также в судебных прениях в суде первой инстанции.
Десятилетние сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ в редакции, действующей с 01.09.2013, начинают течь не ранее указанной даты и применяться не ранее 01.09.2023.
Что касается процентов за пользование чужими денежными средствами, то необходимо учитывать следующее.
Размер процентов, начисляемых за периоды просрочки, имевшие место с 01.06.2015 по 31.07.2016 включительно, определяется средними ставками банковского процента по вкладам физлиц. А за периоды после 31.07.2016 - ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 8-ФЗ "О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Нанесение побоев близким больше не преступление.
Побои в отношении членов семьи и других близких лиц переведены из категории преступлений в разряд административных правонарушений.
При этом важно отметить, что нанесение побоев лицом, ранее уже подвергнутым за аналогичное деяние административному наказанию, влечет уголовную ответственность.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"
Госзащита судей, правоохранителей, участников уголовного судопроизводства: поправки.
Внесены изменения в Закон о госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
В частности, закреплены основания для применения мер безопасности в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии. Это письменное заявление его родственников или близких лиц либо их согласие, выраженное в письменной форме.
Госзащите теперь подлежат в том числе военнослужащие органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвовавшие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп. Речь также идет о военнослужащих Вооруженных Сил РФ, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом, о военнослужащих органов внешней разведки, которые были задействованы в специальных операциях или выполняли специальные функции по обеспечению безопасности России.
В Законе о госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов поправками предусматривается заключение письменного договора с защищаемым лицом при применении мер безопасности, а также право данного лица обращаться в орган, обеспечивающий безопасность, за получением психологической помощи.
В целях устранения существующего правового пробела прописан порядок применения меры безопасности "перевод на другую работу" в отношении судей, а также должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Президентом РФ, Правительством РФ, Советом Федерации и Государственной Думой, законодательными органами регионов.
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 6-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы"
Передача осужденных для отбывания наказания: российско-абхазский договор.
Ратифицирован Договор между Россией и Республикой Абхазия о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы.
В соответствии с договором стороны обязуются на взаимной основе и при соблюдении указанных в нем условий передавать друг другу лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве их гражданства. Государство исполнения приговора обеспечивает продолжение отбывания наказания осужденным в соответствии со своим законодательством. Договором определяются условия передачи осужденных, устанавливаются требования к форме и содержанию запросов о передаче и ответов на них, порядок исполнения запросов.
В передаче лица может быть отказано, если это нанесет ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным существенным интересам любой из сторон. Другое основание для отказа - осужденный не выполнил какие-либо финансовые обязательства, вытекающие из приговора, или не получены достаточные, по мнению государства вынесения приговора, гарантии выполнения этих обязательств.
После передачи осужденный не может быть привлечен к ответственности или осужден в государстве исполнения приговора за те же деяния, которые повлекли назначение наказания в государстве вынесения приговора.
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 5-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Россия и Шри-Ланка будут сотрудничать по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам.
Ратифицирован Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам между Россией и Шри-Ланкой.
Он подписан в г. Санкт-Петербурге 28 мая 2015 г. Договор регулирует вопросы оказания правовой помощи в расследовании, судебном разбирательстве и иных процессуальных действиях, связанных с уголовными делами. Определен объем оказываемой правовой помощи. Установлены требования к форме и содержанию запроса об оказании правовой помощи, порядок его исполнения.
Предусмотрены основания для отказа в правовой помощи. Например, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам запрашиваемой Стороны.
Также предусмотрены гарантии безопасности лица, явившегося по вызову или переданного на территорию запрашивающей Стороны.
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 3-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Россия ратифицировала Договор с КНДР о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Ратифицирован Договор между Россией и КНДР о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Документ подписан в г. Пхеньяне 17 ноября 2015 г.
Стороны обязуются на взаимной основе оказывать друг другу правовую помощь в расследовании, судебном разбирательстве и иных процессуальных действиях, связанных с уголовными делами.
Определяется объем правовой помощи, устанавливаются требования к форме и содержанию запроса, порядок его исполнения.
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 2-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о выдаче"
Россия и Северная Корея договорились о сотрудничестве по вопросам выдачи преступников.
Ратифицирован договор между Россией и КНДР о выдаче. Он подписан в Пхеньяне 17 ноября 2015 г.
Договор регулирует вопросы выдачи сторонами по запросу друг друга лиц для уголовного преследования или исполнения приговора. Под преступлениями, влекущими выдачу, понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой лишение свободы на срок не менее 1 года или более тяжкое наказание.
В договоре прописаны условия выдачи, процессуальные гарантии для выдаваемого лица, требования к составлению запроса о выдаче, случаи отказа в выдаче. Так, выдача не производится, если преступление, в связи с которым она запрашивается, подлежит наказанию в виде смертной казни в соответствии с законодательством запрашивающей стороны (исключение - запрашивающая сторона предоставила достаточную гарантию того, что к выдаваемому лицу не будет применена смертная казнь).
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Усилена ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.
Поправки касаются административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных.
Дифференцированы составы административных правонарушений в области персональных данных и увеличены размеры административных штрафов.
Введены дополнительные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за невыполнение оператором конкретных обязанностей, установленных законом. Например, за обработку персональных данных без письменного согласия субъекта этих данных (если такое согласие должно быть получено); невыполнение обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных; невыполнение требования о блокировании персональных данных.
Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в области персональных данных переданы от прокуроров Роскомнадзору.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 г.